Главная страницаПсихологическая безопасность / Причины детских страхов и недетских проблем

Причины детских страхов и недетских проблем

28 Апреля 2015

История эта старая, но с продолжением. Еще два года назад в журнале «Народное образование» была опубликована статья психологов И Медведевой и Т.Шишовой «Вся жизнь - сплошная опасность», перепечатанная по просьбе читательницы Елены Бянкиной нашим журналом (№ 1 - 2003 г.). В статье рассматривались учебники ОБЖ для средней школы и проблемы, связанные с преподаванием этого курса. Признаться, редакция, как и Елена Бянкина. полагала, что указанная публикация вызовет бурю откликов. Но их не последовало. Почему? Статью не за¬метили? не поняли? согласились с ней? не нашли оснований или не посчитали нужным спорить? Свое мнение высказал лишь читатель П.Фарбер. Его размышления и помещаем ниже. С задержкой по времени, но не с опозданием, ибо за минувшее время ничего в поднятых вопросах не изменилось, они по-прежнему актуальны. 
Уважаемая редакция! Вы начали нужный и важный для всех нас - читателей - разговор. По моему мнению, весьма сложно однозначно дать оценку курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Несомненно, что авторы статьи в журнале «Народное образование» затронули суть и главные аспекты курса ОБЖ. Эмоциональность изложения тоже объяснима и понятна. Хотелось бы развить и продолжить их рассуждения. 
Прежде всего выскажу свое мнение о том, нужен этот предмет (курс) или нет? Думаю, что да. Задачи, стоящие перед ним, решать необходимо. Но наполнение курса содержанием порой вызывает недоумение. Поясню. 
В частности, когда мы рассчитываем дать ребенку систематизированное представление о личном здоровье, необходимо учитывать возраст детей, их право и права их родителей на разговор (если он понадобился) о сокровенном -таком, как взаимоотношения мужчин и женщин. Например, в 7-м классе - раздел 6.3 «Охрана репродуктивного здоровья подростков» включает знания о взаимоотношениях полов, физиологических процессах и изменениях, происходящих с девочками и мальчиками в период полового созревания. В 9-м классе опять тот же раздел 6.3, а в нем: «Ранние половые связи, контрацепция, нежелательная беременность, аборт и его последствия... - нет смысла перечислять все темы. Очевидно, что подобное вторжение в психику 13-летних детей необъяснимо, непонятно и очень вредно, а с принятием в расчет реальной к этому возрасту их степени взросления - просто пагубно. Они не готовы к восприятию подобной информации, деликатной и обоюдоострой. С открытием знаний в эту сферу невольно привлекается, заостряется внимание учеников на том, о чем они еще, возможно, и не помышляли. А если помышляли, то «тушить пожар маслом» нельзя. Крайне велика ответственность тех, кто берет на себя смелость давать рекомендации в таких вопросах. Внутрисемейное дело, без родительского согласия (письменного) нецелесообразно вести об этом речь и в старших классах. В младших -такой темы вовсе быть не должно. К сожалению, постоянно используется тактика «набега» . школьного курса на другие предметы. Например, на географию, в тех же седьмых классах. Скажем, в разделе 2.1 «ЧС природного характера» приводится такая трактовка, что не всякий специалист ГОЧС с ходу ответит на учебные вопросы. Возьмем прогнозирование и уменьшение селевой опасности. Что здесь предусматривается - ряд «многоэтажных» формул с операционным аппаратом высшей математики? Раздел 3: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Для седьмого класса -«Мероприятия по защите сельскохозяйственных животных и растений при стихийных бедствиях». 
Масса примеров того, что темы не соответствуют возрасту, уровню психического и физического развития обучаемых. Потребности у детей 12-13 лет в предлагаемых знаниях нет. Слишком большое опережение событий, сплошные просчеты — и методологические, и дидактические. К сожалению, эта тенденция заметна в тематическом планировании на протяжении всего курса, за исключением, пожалуй, 10-11-х классов. Однако и там попытки научить кон¬рацепции и прочие огрехи. Хотелось бы привести курс ОБЖ в рамки взвешенной и рассудительной педагогики, без «нахлеcта» на другие предметы. Зачем отнимать «хлеб» у биологов, географов. В курсе ОБЖ некоторые разделы изучаются раньше, некоторые позже, чем в близких по некоторым темам предметах. Вероятно, учителя-предметники раскроют их лучше, чем некоторые из отставных офицеров, и у детей не будет оснований для выcказываний типа: "А мы это уже проходили". Рассмотрение же воинских вопросов - тут приоритет, конечно, у армейских людей. Их, кстати, все меньше и меньше в школах, хотя они нужны там - это факт. 
Сейчас несправедливо говорить о школе, как о месте, где отсиживаются отставники. Нагрузка, уровень ответственности и зарплата не позволяют так даже думать. В школах вообще не хватает учителей, а этого профиля особенно. Впору думать, где найти желающих прийти в школу и заниматься указанной работой. Но работой обновленной, адаптированной к реальным нуждам нынешней школы, востребованной обществом. Все эти задатки в курсе ОБЖ есть, их нужно очистить от шелухи притянутого, как говорят, «за уши», не вписывающегося ни в концепцию курса, ни в педагогические вековые каноны русской образовательной школы, ни в головы и души детей. Должен с грустью констатировать, что нынешний содержательный материал курса «Основы безопасности жизнедеятельности» требует кардинального пересмотра, с учетом укрепления норм нравственности и морали; прав родителей и их детей. Ведь по законам, которые у нас приняты, до 18 лет включительно ученики школ (и не только) пользуются правами ребенка! Давайте и соответственно этому вести разработку учебной литературы, тематических планов, концепции курса ОБЖ. 
Пока же, читая учебники ОБЖ, предлагаемые в школу, я должен согласиться с И.Медведовой и Т.Шишковой, здесь они правы - чрезмерное «педалирование» на негативном. Излишнее внимание авторов к трагическим сторонам жизни, событий. Учебники явно перегружены информацией такого рода без учета возраста ее потребителей, но ведь дети это не «профи-спасатели», дети ранимы и уязвимы, практически не имеют жизненного опыта. Подача такого материала в больших объемах подавляет и угнетает детей. Может вызвать фобии и дать противоположный эффект. Что касается некоторых разделов и тем, то ясно: писал их хороший профессионал. Но в наших муниципальных образовательных учреждениях не ведется курс для разведшкол. Солидарен и в этом с коллегами из фонда социально-психического здоровья семьи и ребенка. Не только в учебниках для 6-го класса встречаются рекомендации для «суперагентов», в других -тоже. 
Вместе с тем причиной депрессий, во всяком случае основной, курс ОБЖ вряд ли является. Напротив: при умелом использовании он может скорректировать ряд отрицательных воздействий. Скажем, вызываемых обилием компьютерных игр, телепрограмм и фильмов ужасов. Психологи должны знать, надеюсь, истоки детских страхов и стрессов, а кивать на ОБЖ, делать его их причиной - не следует, это неверно. Сопутствующим фактором - это еще куда ни шло, но не главным.