Главная страницаАрхив2017 #03 / Педагогическая философия

Педагогическая философия

31 Марта 2017

Беспокойные будни школьного учителя ОБЖ насыщены до предела – помимо того, что он ведет уроки по предмету с разными классами, у него хватает и внеклассной работы, где нужно заниматься с детьми практически. Но когда появляются редкие свободные часы, тянет немного пофилософствовать. Ведь педагог не просто профессия, а скорее призвание. В нашем случае от того, как усвоит ученик знания, будет зависеть его безопасность. Об этом своими мыслями делятся сами учителя ОБЖ. Рассуждают о том, в чем они видят суть и смысл своей работы. То есть о своей педагогической философии...

Когда тебя понимают

Время летит быстро. Сколько уже сделано выпусков, сколько наших учеников вышло в большую жизнь. И то, как они ведут себя, во многом зависит от нас, педагогов. В том числе если говорить об их безопасности. С 2002 года я работаю в МКОУ «СОШ № 6» Левокумского муниципального района Ставропольского края. Вспоминаю уроки. Ведь урок – часть жизни ребенка, и постижение глубины этой жизни должно совершенствоваться на основе общечеловеческой культуры. Так учила меня моя мама Ольга Константиновна Кулишова – учитель химии, за плечами которой 42 года неустанного труда. И все эти годы она имела смелость, как сама говорит, «жить на уроке». Всегда была открытой ко всем проявлениям жизни, не теряла способность удивляться ей. «Ты сам выбрал себе дорогу. К детям надо приходить осмысленно, чтобы оставаться с ними навсегда», – не раз говорила она мне. С этого мудрого высказывания и берет начало моя педагогическая философия.

«Счастье – это когда тебя понимают», – писал в своем сочинении девятиклассник в известном фильме «Доживем до понедельника». Каждый день иду на урок с желанием понять своих учеников и быть понятым ими. Каждый день на уроках ОБЖ стараюсь донести до них мысль о том, что борьба за собственное здоровье должна быть делом всей жизни. Важно, чтобы они поняли: это именно борьба, требующая значительных усилий воли, знаний и навыков.

«С чего начинать?» – спрашивают и сами отвечают на свой вопрос мои ученики: «С самого простого – правильного питания, закаливания, физических упражнений и прочих норм здорового образа жизни, с освоения элементарных правил действий в ситуации угрозы жизни и здоровью». То есть все об этом читали, все слышали. Но вот ведь задача уже не теоретического, а практического свойства – начать! Вот с этим действительно бывает сложно. Мешает все, в том числе собственная лень – ее-то нужно побороть в первую очередь.

Моя задача как учителя ОБЖ – пробудить интерес к здоровому и безопасному образу жизни у моих учеников. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие».

Надо сказать, наш общий труд не напрасен. Например, одиннадцать лет подряд наша школа занимает 1-е место в районе по общей физической подготовке допризывной молодежи. И то, что удалось вложить в учеников на уроках ОБЖ в области здоровьесбережения, тоже сыграло в этом свою роль.

Уже в первые годы педагогической работы мне стало ясно, что настоящая школа – это место, где дети приобретают не только знания и умения. Для того чтобы знания были усвоены и стали частью жизни, нужно нечто большее. Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом лишь в том случае, если оно озаряется ярким светом мысли, чувства, творчества, красоты, игры. Свою первостепенную задачу вижу в том, чтобы воспитать независимого и самостоятельного человека, дать ученику внутреннюю свободу, право на собственные переживания, а главное – научить верить в себя! Добиться этого можно только благодаря сотворчеству учителя и ученика.

Мои педагогические заповеди: верь в своего ученика; понимай и принимай его таким, какой он есть; уважай в ребенке личность, но будь требователен; искренне разделяй с ним удачи и огорчения.

Требования к себе: будь открытым к детям, терпеливым к ним, ищи в них лучшее; вдохновляй своих учеников на добрые поступки; дай своему ученику возможность гордиться собой.

Я понимаю, что будущее моих учеников во многом зависит от меня, от каждодневного труда, такта, душевной щедрости. Все изложенные выше взгляды находят свое отражение в каждом моем занятии. Урок в жизни ребенка – это урок жизни: он учится работать, анализировать, вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом, учится преодолевать жизненные трудности. Изучая этот прекрасный и сложный мир с разных сторон, ребенок утверждает свое «я».

Я счастлив, когда мои ученики испытывают радость от собственного творчества. Когда «трудный» ученик бежит на перемене, готовясь к соревнованиям, отрабатывать навыки оказания первой помощи, разбирать и собирать автомат на время, – это победа, его и моя!

Я горд, что мои выпускники – победители и призеры олимпиады по ОБЖ, что среди них юноши и девушки, которые окончили престижные вузы страны. И мне никогда не приходится отвечать на вопросы, зачем я в школе и зачем школа – мне…

Учительский труд нелегкий. Да и можно ли то, что делает учитель, назвать трудом? По-моему, это жизнь. Учитель, пусть даже в мыслях, всегда со своими учениками…

Прозвенит последний звонок. Начнется новая, уже самостоятельная жизнь. По опыту знаю, что сельскому выпускнику придется еще самоутверждаться в этом большом мире. Какую оценку на своем жизненном листе тебе поставит ученик? Ради этого каждый день я с портфелем в руках иду в школу, чтобы претворять в жизнь формулу успеха, заложенную вместе с учениками в слове «гражданин» – это человек, который:

Г – горячо любит свою Родину;

Р – радуется ее успехам;

А – активно стремится сохранить чистоту природы;

Ж – желает сохранить мир;

Д – дорожит тем, что он россиянин;

А – адаптируется в социальной среде, принимает ее законы и осознанно отстаивает свои взгляды;

Н – нуждается в поддержке и защите государства;

И – использует все свои силы для процветания страны;

Н – находит пути собственного становления как личности.

Какими я вырастил своих очередных учеников, у которых скоро выпуск? Покажет время. Главное, чтобы вышли мои дети из школы в большой мир с сердцем, открытым добру и красоте, с душой, способной любить и сострадать. Чтобы просто стали Людьми!

Георгий Кулишов, п. Заря, Ставропольский край

Мир не такой, каким видится…

Изложение своей педагогической философии хочу начать с притчи.

«На дороге стояло засохшее дерево. Однажды ночью мимо него шел вор и испугался – ему показалось, что это поджидает его стражник. Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось – он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался, решив, что это привидение, но дерево было всего лишь деревом…»

Суть мудрой притчи в том, что мы зачастую видим мир таким, каковы мы сами, а не таким, какой он есть на самом деле. Нужно научиться видеть то, что существует реально. Для чего? Для того чтобы, с одной стороны, не делать из мухи слона, а с другой – вовремя распознать какую-либо опасность, угрожающую нам или ближнему, и встретить ее во всеоружии. Разумеется, распознать объективно. То есть, образно говоря, не принять засохшее дерево за привидение…

Жизнь – это бесценный дар, который надо достойно принять, сохранить и приумножить. Появление на свет человека – это счастье и ответственность. Войдя в этот мир, он за очень короткий срок должен познать его, принять правила проживания в нем, адаптироваться. И помогают ему в этом близкие и родные люди – родители. На этого кроху идет огромный поток информации. Мир открывают сами дети, родители им помогают, а учителя дают ключ и методы для того, чтобы открытие состоялось без лишних трудностей.

Настоящий учитель думает о детях: не только о том, чтобы им было комфортно, хорошо, спокойно, но и чтобы они умели постоять за свою и чужую жизнь в случае угрозы. Мне, учителю ОБЖ, больше всего хочется помочь ребятам почувствовать себя защищенно и уверенно в нашем неспокойном и полном опасностей мире. Наш век – это век техногенных и природных катастроф: гибнут люди, животные, растительный мир. И зачастую уже потом, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Как и последствия попадания в любую экстремальную ситуацию, в которую можно попасть где угодно. Порой даже не выходя из дома.

Получить такие навыки не так просто, как кажется. Многие говорят – в семье! Но надеяться только на семейное воспитание в этом плане нельзя: далеко не всегда хватает времени родителям на подобные разговоры с детьми, данный вопрос не в приоритете, а главное, что сами родители зачастую некомпетентны в вопросах поведения в экстремальных ситуациях, безопасности, спасения людей. Например, они могут иметь знания и навыки только в одной из таких областей, а о других иметь лишь самое общее представление.

Вот почему предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» так важен для наших детей. Ведь именно школа становится тем центром воспитания, где изучается комплекс вопросов, связанных с обеспечением безопасности. Дети получают знания и навыки правильного поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Современные технологии помогают сделать процесс изучения данного предмета увлекательным и приближенным к реальности. По опыту могу сказать, что мои ученики смогут на практике применить полученные знания и оценить важность данного предмета в школьном курсе. Они хорошо усвоили заповедь, что жизнь дается человеку только один раз, поэтому надо сделать все, чтобы обезопасить и сохранить ее.

Есть разные способы и методы обучения вопросам безопасности. И я применяю их в комплексе, соответственно возрасту детей. Главное, чтобы ребенок был не пассивным слушателем рассуждений о жизни, а активным участником происходящего вокруг него, чтобы его «затягивало» в процесс. Для этого нужно обязательно добиться того, чтобы дети относились к правилам безопасности, о которых вы рассказываете, как к жизненно важным и осознали, что без них в жизни не обойтись.

По опыту скажу, в этом деле важна искренность, ребенок это всегда чувствует. Малейшая фальшь – и вы уже не будете услышаны, ваши слова, даже самые правильные, прозвучат впустую. Тема должна затрагивать лично каждого из детей, сидящих перед вами в классе. Как этого достичь? Методы могут быть разными, но в любом случае важно живое общение. Я всегда нахожу на уроках время, чтобы рассказать детям поучительные в плане безопасности случаи из жизни, и это побуждает их поделиться своими примерами и переживаниями. Мы искренне беседуем, учимся друг у друга любви, взаимопомощи, уважению, состраданию. В атмосфере добра и дружелюбия разбираем правила о том, как действовать в той или иной ситуации, как защитить себя и близких нам людей от беды, насилия. Но теория, даже при толковом ее изложении, – это лишь полдела. Изучение опыта работы моих коллег, научной и педагогической литературы в области безопасности жизнедеятельности, собственный двенадцатилетний опыт работы с детьми показывают, что простое обучение сумме знаний, умений и навыков не обеспечивает максимальной педагогической адаптивности к негативным ситуациям. Знание теории и описание способов поведения не дают практических навыков использования этих знаний в неожиданной экстремальной обстановке. Человек может оказаться, например, в темноте, в холоде, наедине с пострадавшим, один вид которого может испугать: неподвижность, идущая или хлещущая из раны кровь, судороги и т.д. Все эти стресс-факторы нужно прежде всего иметь в виду. В опасной ситуации любой из нас испытывает некоторую растерянность и чувство страха, только одни в состоянии преодолеть это усилием воли, а другие могут впасть в ступор, потерять способность действовать.

Чтобы не мешали эти естественные трудности, сомнения и страхи, необходимо дать каждому ученику твердые навыки, сознание уверенности в правильности и необходимости его действий (чтобы он понял, что часто, кроме него, помочь пострадавшему, в том числе и самому себе, некому). С этой целью я стараюсь выработать у учеников установку на активное поведение в условиях опасности. Занятие по любому разделу начинаю с практической разминки – игрового моделирования или имитации различных проблемных ситуаций и соответствующих действий. После этого уже легче перейти к освоению понятий, теории по данному вопросу.

Более того, при моделировании реальных событий я могу даже отстающему или неподготовленному ученику помочь активно участвовать в занятии. Отвечать на вопросы учителя обучаемый должен не столько словами, сколько демонстрацией умений и навыков. Разумеется, у него сначала будет многое не получаться, ведь навыки появляются постепенно, со временем, по мере отработки. Главное – научить его не пугаться, не сидеть сложа руки и ждать посторонней помощи, а начать действовать самому.

Максимальную адаптивность в условиях опасностей любого рода может обеспечить лишь культура безопасного поведения каждого человека, которая должна формироваться с раннего детства и совершенствоваться на протяжении всей жизни. Это является основной целью курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как образовательной области. То есть перед учителем ОБЖ стоит задача формирования личности безопасного – для себя и других – типа, умеющей сохранить в себе душевное равновесие и способность обдуманно действовать в случае опасности. И еще раз вспомним вышеупомянутую мудрость: мы видим мир таким, каковы мы сами, а нужно видеть его, какой он есть на самом деле. Говоря другими словами, дай ребенку нужные знания и навыки по безопасности, и он сам уже сможет самостоятельно определить уровень угрозы и поступить адекватно.

Марина Смирнова, Копейский городской округ, Челябинская область