Главная страницаАрхив2017 #08 / Школа сегодня и завтра / Размышления народного учителя

Школа сегодня и завтра / Размышления народного учителя

05 Сентября 2017

Александр Сайбединов, народный учитель Российской Федерации, директор инновационной авторской школы «Губернаторский Светленский лицей», Томская область

В основу преподавания любого школьного предмета, в том числе и ОБЖ, должно быть положено воспитание ученика. Каждый урок по любой из дисциплин должен воспитывать маленького человека, иначе зачем нужна школа? Она должна выпустить в большую жизнь сформировавшуюся личность, а не «электронную книгу» с закачанными в нее знаниями. Выпускник должен не просто иметь необходимые для жизни знания, а уметь пользоваться ими, причем в благих целях. Вот в этом и состоит трудная, но вполне решаемая задача школы – воспитать достойную личность.

 

Вдохнуть радость

Безопасность личности сегодня выходит на первый план. Речь идет прежде всего о нравственной безопасности наших детей в условиях, когда вокруг так много различных угроз. Бездуховность, безразличие, массовый инфантилизм, периодически сменяемый вспышками жестокой человеческой агрессии, выросшей не в марсианских пустынях, – это серьезнейшие социальные проблемы, истоки которых в том числе уходят и в школу: все мы родом из детства. Из детства, а значит, из школы, а значит, что-то у нас не так. Все больше убеждаюсь, что сегодня школа должна быть иной, иначе завтра в ней не будет смысла.

Каким он должен быть, этот человек сегодняшнего – завтрашнего дня? Набитым знаниями о квантовой физике и с блистающей золотой медалью как единственным эталоном качества его личности или человеком, у которого блестят глаза не от золота, а от радости, любви к людям, к этому неповторимо прекрасному миру, в котором он живет? Как это все в нем совместить, как добиться того, чтобы ценности сиюминутные не были выше общечеловеческих? Учебный процесс не должен быть для ученика уложен в схему: «учись хорошо сегодня, чтобы жить хорошо завтра». Если ученик не научился ощущать хорошее «сегодня», сложно ожидать от него ощущение прекрасного «завтра». И это принципиально для учеников, принципиально для образования, принципиально для общества!

Как же в жизнь, единственный раз дарованную, нам вдохнуть радость, смысл, как искоренить людскую злобу, недоверие, жестокость? Вот эти вопросы должны лежать в основе образования нового века. И если общество, и школа в том числе, не ответят на эти вопросы сегодня, то завтра это приведет цивилизацию к интеллектуальной и духовной катастрофе.

Школа должна учить жизни, учить любить ее, понимать ее ценность, бережно к ней относиться – вот основа принципов определения содержания образования и прекращения извечной дискуссии о том, какой учебный предмет главнее.

«Научите свой народ рисовать – и вы будете жить в счастливой стране», – сказал древний философ, и история мировых цивилизаций не раз убеждала в истинности этих слов. Расцвет любой цивилизации сопровождается прежде всего расцветом культуры и искусства ее народа. Садовником же, закладывающим сад культуры любого общества, всегда была система образования, то есть школа. Хозяин же в лице самого общества и сегодня считает, что в школе нужно обучать только тем учебным предметам, которые затем помогут в жизни, проще говоря, добывать еду, а вот учить рисовать, петь, танцевать не так уж и нужно. В природе и в жизни всегда две стороны: черное – белое, плохо – хорошо, создавать или разрушать. Так вот, назначение Художника по своей природе – Созидание, он обречен создавать, а учитель изобразительного искусства (если это учитель изобразительного искусства, а не биолог, подрабатывающий творчеством) – это тот человек, который учит созидать, создавать. Уверен, у многих мои аргументы вызовут улыбку или снисходительную ухмылку… Не торопитесь, просто оглянитесь вокруг! Все, что создано человеком, доведено до требуемого нами совершенства художниками, их много разных: в текстильной промышленности, строительстве, архитектуре, дизайне. Мы об этом не задумываемся, мы просто потребляем красоту и постоянно следим за ее эволюцией.

Потребность человека в постоянно совершенствующейся красоте – одна из серьезнейших мотиваций для развития материальных благ цивилизации. Но красота – это понятие, исходящее из души человека, и, когда она, душа, способна воспринимать только видимую, внешнюю сторону совершенства и не в состоянии ощутить ее внутреннюю эстетическую гармонию, тогда возникает внутренний конфликт личности, которая хочет петь, но только, как рыба, хватает ртом воздух и молчит. «Красота спасет мир» – не банальные слова, а беспомощно затертые, и их смысл необходимо было для общества несколько расширить: «Красота человека спасет человечество и откроет красивый Мир», так как не нужно создавать красивый Мир, он уже создан, а вот создавать красивого Человека – это обязанность и ответственность человечества перед природой. А перед человечеством эту ответственность несет школа.

Гармония в образовании

Если представить себе, что образование – это лодка, в которой необходимо доплыть до острова счастья и по обе стороны этой лодки сидят «гребцы-учителя», успешно гребущие к заветной цели, то мы увидим, что эта лодка сильно накренилась оттого, что учителей, сидящих на одной стороне и представляющих традиционный блок обучения (так называемые основные предметы), гораздо больше, чем учителей образовательной области «творчество». И естественно, лодка идет по кругу, периодически пугая своих пассажиров тем, что вот-вот затонет, а они усиленно выгребают воду, реформируя и совершенствуя всевозможные предметы и механизмы для сливания воды, вместо того, чтобы задуматься: отчего крен и почему им периодически приходится «лить воду».

Интуиция вроде бы подсказывает, что творчество – это важно, что духовность, соприкосновение с нравственными ценностями, не только с теми, которые уже состоялись в культуре, но и с теми, которые ты обрел сам, в своем созидательном, творческом поиске, внимательно вглядываясь в мир, сильно влияют на формирование человека! И это не вечный спор между лириками и физиками. Это спор за гармонию жизни, а не спор с самой жизнью, который ведет человечество в безуспешной попытке определить, какой же бок у нее вкуснее и слаще. И именно этот спор лежит в основе духовного кризиса общества. И система образования, являющаяся одной из активных общественных структур, конечно же, не могла не впитать в себя агрессивный лозунг общества – «Победить в жизни!». Хотя есть единственно правильный девиз – «Радоваться жизни!». Ведь когда мы спрашиваем ученика: «Зачем ты учишься, зачем тебе образование?», то почти всегда получаем ответ: «Затем, чтобы поступить в вуз!» – «А зачем тебе в вуз?» – «Затем, чтобы хорошо жить!» и т.д. И все в будущем времени, редко когда услышишь: «А мне нравится!» А ведь именно от того, как мы ответим для себя на главный вопрос «Зачем образование?», мы можем правильно сформулировать свои задачи и выйти на извечный вопрос «В чем смысл жизни?». На который есть один ответ с малыми двумя вариантами: смысл жизни – в радости, но для одних – это ожидание радости, а для других – ощущение радости (как состояние жизни).

И если такие ответы рассматривать с точки зрения образования, то ожидание радости – это процесс обучения навыкам жизни с предполагаемым получением ощущения радости в результате, а ощущение радости – это процесс обучения получению радости в процессе созидания. То есть когда человек выступает творцом именно сегодня и сейчас и радуется сегодняшнему дню. Творчество – радость, и радость творчества – это и есть гармония образования и гармония в образовании.

Если представить образование в виде саженца, то почвой для его развития и роста будут являться предметы художественно-эстетического цикла как формирующие и развивающие творческую личность. Будьте уверены, затем ярко зазеленеют и всходы в виде осознанно востребованных специальных знаний: математических, в области ОБЖ, естественно-научных – разных. И это позволит хорошо, гармонично расти и развиваться саженцу.

На сегодняшний же день наше образование можно представить как систему, взявшую за основу роста не саму почву, в которую необходимо посадить саженец, а сам саженец в виде специальных математических, естественно-научных и других устоявшихся знаний и догм и надеющуюся, что из него вдруг сами по себе начнут расти побеги творческого развития. Но такого не бывает!

Спасение утопающего…

Если представить школу в виде совокупности родственных учебных предметов, то мы увидим, что система образования сегодня, так же как и вчера, заявляет, что готова дать знания учащимся, подтвердив их государственным стандартом, по следующим образовательным блокам, условно назовем их: «физико-математический», «естественно-научный», «гуманитарный», «художественно-эстетический». Но если мы попытаемся применить этот стандарт, предполагающий качественный конечный результат обучения к «художественно-эстетическому» блоку, то увидим, что эта минимальная норма результата обучения настолько ограничена, что в принципе формальна и никуда не применима. Учебный предмет есть, часы в учебном плане стоят, но результата обучения они, к сожалению, не предполагают. Тогда спрашивается: какую педагогическую нагрузку в себе они несут, может быть, общеразвивающую? Но какое же это развитие, если отсутствует сам процесс развития, его результативность, динамика! Вместо того чтобы системе общего образования решить внутри себя эту проблему и вывести ее на новый качественный уровень, она от этой проблемы просто избавляется, вынося ее из системы общеобразовательной школы в систему дополнительного образования.

И в конечном результате мы получили то, что имеем на сегодняшний день. Всякое отсутствие в современной школе творческого начала в эстетическом воспитании и обучении школьников мы сегодня вынуждены воспринимать как нормальное или в лучшем случае недостаточное, а выход на обычный, нормальный уровень обучения – как нечто элитарное и углубленное, необходимое только избранным.

Вот именно эти проблемы лежали в основе научного и педагогического поиска, которые привели к появлению новых учебных программ по предметам художественно-эстетического цикла, новой структуры обучения и в итоге нового образовательного учреждения «Губернаторский Светленский лицей».

Новая модель школы

Авторская школа – это новая модель образовательного учреждения, соединившая в единое образовательное поле две системы: художественно-эстетического и общего образования, где созданы условия для эффективного влияния творчества, творческого мышления в целом на процесс обучения и формирования личности. Светленский лицей – это не школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, это новая предлагаемая модель массовой школы, и это ПРИНЦИПИАЛЬНО! Предметы художественно-эстетического цикла не являются спецификой обучения, они всего лишь доведены до уровня качественной нормы, и это тоже ПРИНЦИПИАЛЬНО!

Идея очень простая, если не сказать не новая, – запрячь коня и трепетную лань в одну упряжку. Уравновесить в образовательном процессе искусство и знания, творчество и обучение – почему-то это никогда не удавалось. Если же и удавалось, то в такой уродливой форме, как, например, уроки рисования в современной школе, где трепетная лань больше напоминает корову в пристяжке, которая с ошалевшими от удивления глазами спрашивает: «А я-то вам зачем?»

У нас получилось! Запрягать их просто вместе не нужно, нужно было лишь понять, что задачи у них разные: у коня – отвезти знания из точки А в точку Б, а у лани – носиться свободно, открывая всем глаза на свою красоту и гармонию. Но главное, смотрите, чтобы это была лань… а не корова!

Образовательная структура лицея представляет собой два самостоятельных образовательных блока: блок «Искусство», объединяющий все предметы художественно-эстетического цикла, и блок «Знание» – это традиционные общеобразовательные предметы, включая ОБЖ.

Увеличение образовательного блока «Искусство» до 19,4% за счет уменьшения нагрузки на так называемые основные предметы (в обычной школе это не более 5%) привело в итоге к тому, что качественная успеваемость по математике, физике, русскому языку, ОБЖ и т.д. у учащихся не только не уменьшилась, но увеличилась на 10–15%. Многолетние исследования показали, что у 30% учащихся, занимающихся регулярно в системе художественно-эстетического образования, качественная успеваемость по традиционным предметам растет. Это говорит о большом Ресурсе предметов художественно-эстетического цикла в росте интеллектуального уровня учащихся.

Поэтому в основе принципа создания образовательной структуры лицея лежит желание создать отнюдь не элитарное специализированное учебное заведение, а модель образовательного процесса в обычной общеобразовательной школе. То есть внедрить в массовое образование такую систему эстетического образования и воспитания, которая будет оказывать благотворное влияние на творческое развитие учащихся, а это значит, в целом на весь учебный и воспитательный процесс.

Если рассматривать человека как объект обретения знаний, то мы увидим, что знания, необходимые ему для гармоничного развития личности, востребованы как бы двумя природами человека: физической и духовной. Для физической природы человека, то есть для его существования в этом мире, знания нужны как двигатель, обеспечивающий развитие и совершенствование самого механизма существования. А в духовной природе человека знания востребованы как мир эмоций, чувств, перерастающий в потребность творческого созидания.

Именно гармоничное развитие этих двух миров человека и должно лежать в основе задач формирования содержания образования как необходимое условие для развития личности, где радость жизни является не целью жизни в будущем, а ее содержанием сегодня. Только гармоничное сочетание двух задач в образовании: обретение знаний и развитие творчества – может дать обществу человека-творца, человека-созидателя.

Необходимость доступности качественного образования для всех социальных слоев населения инициировала решение еще одной проблемы. На базе лицея открыто интернатское отделение для детей из самых отдаленных уголков Томской области.

Правильное использование ресурса стационарного обучения детей в условиях творческого развития позволило выйти на качественно новый уровень. Творческие условия стационарного обучения обладают огромным ресурсом в создании интеллектуальной элиты, решая проблему искусственно отобранного, но «недееспособного» элитарного обучения.

Сквозь творческое сито

Вышеизложенные проблемы объясняют необходимость создания внутренней качественной модели художественно-эстетического воспитания и обучения в школе. Поэтому разработана и внедрена новая модель многоуровневого обучения творческой деятельности, сочетающая в себе как задачи общего развития, так и созда ние условий для углубленного развития способностей ребенка.

Структура многоуровневого обучения состоит из трех уровней, создающих условия для творческого развития учащихся, высеивающих сквозь «творческое сито» наиболее одаренных ребят с одного уровня на другой. Обязательное обучение на первом уровне закладывает базу знаний и формирует возможный интерес ученика учиться на втором уровне, обучение же на третьем уровне полностью зависит только от его способностей. Принцип обучения построен на движении от элементарного (обязательного) образования к элитарному. Именно поэтому сама элитарность проявляется в развитии, а не в наборе учеников (то есть в принципе нет пресловутого «отбора гениев»).

Эффективность обучения достигается за счет увеличения образовательного пространства и действительной свободы перемещения внутри этого пространства. Вектор обучения и нагрузка в данной модели естественным образом определяются желаниями и возможностями ученика.

Первый уровень обучения, или обязательное (элементарное) обучение, должен обеспечить качественное базовое образование. На втором уровне одним из главных результатов является показатель высокой востребованности у учащихся всех внеурочных структур. И если на первом этапе поглощение потока культуры открыло перед учащимися возможность познакомиться с культурой, то на втором этапе у них есть возможность осмысленного погружения в культуру, где поток дополнительных знаний становится более системным и модульным. Таким образом, появляется потребность в создании новых ученических институтов, построенных на ситуации выбора. Принцип многоуровневого обучения, основанный на движении с обязательного уровня на очередной – по желанию – уровень, позволяет учащемуся свободно перемещаться в творческом пространстве. Ученик без давления свыше пробует себя, и сам определяет свой выбор. Как правило, именно такой подход соответствует интеллектуальному ресурсу ученика и не имеет «педагогической засады» в виде отметки за успеваемость. Разве радость и интерес можно оценить в пятибалльной системе?

Третий уровень обучения, как уровень элитарного образования, является естественным олимпом творческого развития, и эта элитарность – естественная, ставшая созревшим плодом завершения многоуровневого обучения.

Таким образом, ученик развивает свои способности добровольно, без принуждения и увлечен этим процессом. А значит, работает на максимуме своих способностей. Это проявляется в отношении и к другим наукам: ученик осваивает их сознательно, понимая важность.

Новое содержание образования

Менять содержание образования системно с появлением новых образовательных областей не только необходимо, но и очень значимо для сохранения самой образовательной системы. Если сегодня ее не изменить системно и качественно, то завтра она системно же начнет разрушаться, разваливаться на отдельные образовательные модули, необходимые лишь для освоения различных практических навыков, нужных для решения определенных жизненных задач каждого отдельного человека, но не задач общества и человечества.

Давайте посмотрим, как сегодня выглядит содержание современного образования и насколько могут быть связаны сложнейшие экономические процессы и общественно-политические потрясения, казалось бы, с тишайшими процессами в наших школах.

Современное образование на 95% занимается процессом передачи, переноса знаний от одного поколения к следующему. И главная забота системы образования – это только проблема качественного переноса этих знаний и своевременного их обновления, что, в сущности, также не является предметом спора. Знания, состоявшиеся в обществе, просто необходимы как главный гарант передачи условий жизни и правил каждому последующему поколению для качественного проживания на данном этапе развития цивилизации: родился в XVIII веке – умей управлять конем, родился в XXI веке – умей управлять самолетом. Это было бы верным утверждением, если бы система образования постепенно из-за роста объема необходимых знаний, которые необходимо впихать, не превратилась из обучающей в научающую, хотя процесс обучения предполагает соучастие учеников и учителей в этом процессе. Собственное соучастие в процессе обучения – это и есть творчество.

Необходимость программно-методического обеспечения единой модели художественно-эстетического воспитания инициировала разработку и внедрение новых учебных дисциплин по предметам художественно-эстетического цикла, ориентированных на творческое развитие личности, предусматривающих обучение с 1-го по 11-й класс. В результате новая структура обучения наполнилась и новым содержанием образования.

Нет возможности подробно рассказать об особенности и уникальности всех учебных программ, но стоит отдельно рассказать о предмете, аналогов которому нет не только в российском, но и в мировом образовании, – это «Практическая философия». Эти уроки дают детям ответы на многие жизненные вопросы. Значимость ответов, которые были получены в стенах школы, а не в подъезде или на улице, очень велика. Значение уроков практической философии не ограничивается лишь решением воспитательных задач. На этих уроках очень хорошо развивается абстрактное мышление учащихся, что является творческой вершиной интеллектуальных возможностей человека. Абстрактное мышление – это мышление запредельное, не имеющее для каждого отдельного человека предварительного опыта. Это взгляд в неизвестное: лишь там случаются открытия, созидается новое.

Наша практика показала, что введение уроков практической философии в учебный план позволяет влиять в процессе обучения как на интеллектуальный рост учащегося, так и на уровень обретения им ценностных убеждений.

Темы уроков практической философии предусматривают поиск собственного ответа на вопрос, звучащий уже в самой формулировке темы, например «Я рисую мой мир таким, каким я хочу его видеть, и он обязательно будет таким» – в 10-м классе. Темы уроков позволяют ученику не только задуматься над природой многих явлений и процессов в жизни человека и человечества, но и увидеть себя в этом процессе, оценить свое понимание мира и поделиться этим пониманием с другими.

Ни один другой урок не способен так глубоко соприкоснуться с душой ученика. Ведь задачей всех других уроков является изучение и воспроизведение знаний состоявшихся, а на практической философии ученики активно формируют свое мировоззрение, что является постоянно новым процессом. Такие величины, как духовность, нравственность, – единицы не консервируемые, они всегда вновь обретаемые. И для того чтобы ответить на вопрос, опосредованно возникающий в теме «Мое ощущение настоящего в состоянии предчувствия будущего, освещенное отношением к прошлому», мало знаний, получаемых на традиционных уроках. Необходим системный навык философского диалога с собой, с обществом, с окружающим миром. Любой человек рано или поздно в свое время задает себе главные вопросы, и важно, чтобы он их задал как можно раньше, в процессе учебы, а не тогда, когда потребовалось на них ответить, потому что сама жизнь перед ним их поставила.

К тому же отвеченные вопросы в школе могут предотвратить появление ненужных вопросов в жизни. Еще одно принципиальное решение касается оценки по творческим дисциплинам, которые настолько примерны и условны, что только дискредитируют саму систему. Когда ученик, например, рисует на тему «Моя мечта» не для получения пресловутой оценки, а только потому, что он хочет что-то сказать, то результат в итоге будет иной. Ему не нужна оплата за мировоззрение в виде отметки, ему важна оценка в виде отношения учителя к его работе. Именно такой подход к оценке мы и практикуем в лицее.

Бесспорно, что художественно-эстетическое воспитание прививает интерес к искусству, к творчеству, развивает интеллектуальный уровень учащегося, повышает уровень духовного восприятия окружающего нас мира. Но опять может возникнуть вопрос, сомнение, виной которого является наше образовательное невежество: «Ну, рисуют – и хорошо! Ну, любят рисовать – еще лучше! Но зачем же до 11-го класса учить, это им не нужно, не всем же быть художниками!»

В этом-то и проблема, что всем нужно быть художниками, и, чем раньше мы это поймем, тем лучше. Пора понять, что общество вперед ведут художники, то есть созидатели и ценители красоты, и, чем больше их будет, тем больше будет на земле добра и радости. Мы не сомневаемся в том, нужны ли ученику уроки творчества, и более того, чувствуем безусловную ответственность школы за то, чему и как она учит. Когда человек растет творцом и художником в душе, он неизбежно проявит свои замечательные качества в любой сфере деятельности. И именно такое молодое поколение нам нужно.

Значимость опыта

Результаты экспериментальной и научной деятельности в режиме реальной педагогической практики позволяют доказательно не только обозначить проблемы современного образования, требующие качественного решения, но и предложить пути их решения, подтвержденные многолетней практикой. Создание модели художественно-эстетического воспитания и обучения в системе общего образования, где широко будут представлены авторские предметы данного учебного цикла, позволяет влиять не только на развитие и формирование творческого потенциала учащихся, но также на эффективность всего процесса обучения и воспитания в целом.

Введение в систему общего образования многоуровневого обучения творческой деятельности позволяет на уровне школы создать условия для качественного обучения и воспитания учащихся, компенсирующие недостаточность учреждений дополнительного образования, что особенно актуально для сельских общеобразовательных школ.

Система многоуровневого обучения помогает учащимся со своими индивидуальными особенностями, способностями и потребностями максимально адаптироваться в реальной жизни. Модель лицея ориентирует всю педагогическую работу на обеспечение психологической комфортности, которая расковывает учащихся, стимулирует развитие их духовного потенциала, развивает прежде всего внутренние, личностные мотивы учения. Данная система обучения обеспечивает переход от учебной деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизни. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменять этот мир, кто способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Условия, в которых пребывают учащиеся в результате обучения в лицее в системе многоуровневого творческого развития, воспитывают культуру восприятия человеком мира в тех границах, в каких он выступает как преобразующий себя и окружающую действительность: себя – в плане нравственного и интеллектуального развития; действительность – в плане совершенствования социальной, политической, экономической и духовной жизни общества.

Современная школа, для того чтобы стать действительно массовой, «школой без стен», должна заложить в себе механизм творческого саморазвития и самообновления, максимально стимулирующий интеллектуальные инициативы, их превращение в общее достояние.

Данная модель применима для массового тиражирования, так как методическое, организационно-структурное обеспечение достаточно экономично и не требует больших финансовых затрат. Главное – необходимо глубокое осмысление самой идеи, целей и задач. Губернаторский Светленский лицей как образовательная модель достаточно экономичен, хотя выполняет образовательные функции нескольких учреждений – общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. Если на содержание двух образовательных учреждений пришлось бы затратить 200% в финансовом эквиваленте, то Светленский лицей затрачивает 110%.

Качественное решение обозначенных проблем с педагогической, научной и практической отработкой результатов позволит получить для системы образования РФ цельную модель учреждения со всеми необходимыми компонентами, обеспечивающими внутреннее, качественное содержание механизма обучения и воспитания.

Формирование высокой духовности у подрастающего поколения – это проблема номер один для всего общества.