Главная страницаАрхив2018 #9 / Защитить ребенка в море интернета

Защитить ребенка в море интернета

22 Октября 2018

Наталья Новикова, кандидат педагогических наук

 

В условиях информатизации образования, когда каждый учащийся имеет личные электронные устройства и открытый доступ в интернет, проблема обеспечения безопасности ребенка приобрела особый характер. В предлагаемой читателям статье сделана попытка ответить на основные вопросы по обеспечению безопасности учащихся в информационной образовательной среде. Прежде всего на самые актуальные – как предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок при работе в интернете и кто именно должен отвечать за безопасность учащихся в информационной образовательной среде? В том числе и на важнейший вопрос о том, каким образом организовать безопасное сетевое взаимодействие учащихся в современных условиях развития информационного пространства.

 

В новой среде

Процессы развития информационного общества оказывают значительное влияние на изменения в системе образования. В настоящее время мы наблюдаем формирование новой образовательной среды, в которой традиционная часть надстраивается информационной составляющей. Она, в свою очередь, функционирует на базе новейших коммуникаций, средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов. Все это требует внесения соответствующих изменений в образовательный процесс.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и федеральным образовательным стандартам основного общего образования, в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия для функционирования информационной образовательной среды. Прежде всего попробуем ясно и четко ответить на вопрос, в чем ее преимущества.

Безусловно, в первую очередь в том, что информационная образовательная среда создает принципиально новые возможности для организации учебной и внеучебной деятельности учащихся и позволяет повысить эффективность обучения. Практика показывает, что данная среда позволяет выстраивать индивидуально ориентированный процесс обучения, способствует высокой степени самостоятельности и самореализации учащихся.

Доступ к информационным ресурсам интернета дает возможность учащимся пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельно обучаться.

Можно выделить следующие виды деятельности учащихся по использованию интернета в учебном процессе: переписка с помощью электронной почты; поиск, сохранение и переработка необходимой учебной информации; создание собственных веб-страниц; обмен учебными материалами; использование электронных образовательных ресурсов и обучающих программ; информационное взаимодействие с педагогами; участие в сетевых проектах, олимпиадах, конкурсах.

Однако при всех этих неоспоримых преимуществах организация образовательного процесса с использованием ресурсов интернета, особенно во внеурочное время, требует уделить особое внимание безопасности учащихся. Использование сетевых ресурсов в образовательной деятельности таит в себе много опасностей.

Обратимся к фактам. Согласно статистическим данным, на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до 10 млн интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети учащихся выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Общественность не первый год подряд бьет тревогу по поводу того, что многие школьники посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания.

Одно из самых пагубных последствий бесконтрольного доступа к Сети состоит в том, что это может привести к киберзависимости и игромании среди детей. Так же, как и к другим, не менее опасным явлениям – нарушениям нормального развития ребенка, неправильному формированию нравственных ценностей, знакомству с людьми с недобрыми намерениями.

В связи с этим сегодня проблема информационной безопасности школьников стала более чем актуальной.

 

Суть понятия «безопасность»

Рассматривая проблему обеспечения безопасности учащихся в информационной образовательной среде, прежде всего следует установить содержание современного понятия «безопасность».

Начнем с того, что безопасность – объективная потребность любой жизнедеятельности. Проблемы обеспечения безопасности объективно затрагивают все стороны нашей жизнедеятельности и имеют многоплановый характер. С развитием социума категория безопасности претерпела существенные изменения и сегодня распространяется на объекты любой природы – живой и неживой, получив тем самым статус общенаучных проблем.

Так, автор Концепции организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете доктор педагогических наук Леонид Александрович Михайлов указывает, что «безопасность заключает в себе созидательное, добротворящее, благонравственное, активное начало, способность объектов сохранять свои основные характеристики, параметры, сущность при патогенных, разрушающих воздействиях со стороны субъектов».

Наибольшее распространение понимание безопасности получило в Законе Российской Федерации «О безопасности». Закон однозначно определяет понятие «безопасность» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

С точки зрения средового подхода следует выделить следующее определение исследователя Михаила Лескова, занимающегося данной проблемой: «Безопасность – это свойство социальной системы, которое заключается в ее способности к поддерживанию такого порядка внутренних и внешних взаимосвязей, при котором дезорганизующее воздействие внешней и внутренней среды минимально».

В контексте рассмотрения проблемы безопасности информационной образовательной среды представляется возможным рассмотреть понятие «безопасность», выделенное доктором педагогических наук Евгением Бояровым. Он рассматривает «безопасность» в качестве педагогической категории как «защищенность жизненно важных потребностей и интересов субъектов образования в доступе к информационным образовательным ресурсам и технологиям в различных сферах педагогической деятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и качество образовательного процесса».

Рост числа угроз и опасностей в информационной образовательной среде требует кардинальных действий по осуществлению ее безопасности и расширению функционально-содержательных характеристик. В связи с этим учеными вводится понятие «безопасная информационная образовательная среда». Евгений Бояров определяет безопасную информационную образовательную среду как «совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, систему психолого-педагогических, материальных, организационных условий, позволяющих применять в образовательном процессе информационные технологии, позволяющие обеспечить защищенность личности от негативного воздействия информационных факторов и оптимальность взаимодействия ее с информационной образовательной средой».

 

Ответственность на всех

Кто же отвечает за обеспечение безопасности учащихся в информационной образовательной среде? Мы полагаем, что это общая забота всего общества: правительства, школы и семьи. Каждый должен нести ответственность за безопасную деятельность учащихся в условиях развития и функционирования информационного гиперпространства.

Правительство страны должно регулировать законодательную базу по обеспечению безопасности учащихся в информационной образовательной среде. За последние десятилетия принят целый ряд нормативных документов, призванных оградить детей от вредной информации в интернете, таких как «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Стратегия развития информационного общества в России», федеральные законы «О безопасности» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и т.д. Нормативные документы федерального уровня ограничивают распространение информации, наносящей вред психическому здоровью детей.

В то же время, однако, стремительное развитие средств связи и коммуникаций способствует созданию новых технологий и методов воздействия на учащихся. Поэтому уже сегодня назревает необходимость совершенствования законодательства в области информационной безопасности учащихся.

Следует особо подчеркнуть ответственность родителей за безопасность детей в информационном пространстве. Несмотря на то что существуют юридические нормы в области родительского контроля и прав ребенка, родители должны помнить, что до 18 лет есть ограничения на использование информации, как и родительская ответственность за воспитание детей. Так, папы и мамы должны ежедневно владеть информацией о том, чем занимаются их дети в интернете, с кем общаются через сетевые сервисы. Родители должны четко осознавать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей, как они сами, ведь только они могут эффективно их контролировать. Необходимо понять истинные потребности своих детей и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их.

Более того, родители должны посмотреть на современные средства коммуникации (стационарные компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты) глазами детей и подростков, и тогда виртуальный мир станет помощником в семье для их образования и развития. У родителей должна быть сформирована информационно-коммуникационная культура, позволяющая осуществлять защиту детей от нежелательной информации. В целом информационное пространство ребенка в семье – это исключительно родительская забота.

В свою очередь, педагоги общеобразовательных учреждений должны взять на себя ответственность за профилактическую работу с родителями, которая может быть разнообразной. Если обратиться к практике, это могут быть не только привычные для всех родительские собрания, но и индивидуальные беседы, консультации, лекции.

Как показывает опыт, для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работу семьи и школы. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок.

 

В основе – профилактика

Первостепенную роль в создании безопасной информационной образовательной среды играет профилактическая работа с обучающимися, основанная на учете их возрастных особенностей.

Так, например, если говорить о начальной школе, то целесообразно проводить мероприятия в виде сказок и игр. Соответственно, в средней школе, с практической точки зрения хорошо себя зарекомендовали беседы, ролевые игры, диспуты, тренинги. В старших классах работа по созданию безопасной среды организуется уже в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах.

При всем этом желательно в каждом общеобразовательном учреждении ежегодно организовывать День безопасного интернета – с проведением классных часов и мастер-классов, причем не только для детей, но и для родителей, с выпуском соответствующих памяток и т.д.

Для проведения профилактических мероприятий следует использовать информационные образовательные порталы федерального и регионального уровня. В настоящее время существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в интернете. Эти ресурсы информационного и развлекательного характера направлены на освещение вопросов, связанных с защитой прав субъектов персональных данных, способами и средствами защиты от распространения и использования негативной информации.

Кроме того, учащиеся и родители могут ознакомиться с информацией по безопасной работе в интернете на официальных сайтах общеобразовательных учреждений. У этих сайтов при соответствующем внимании к их развитию существует высокий потенциал в просвещении учащихся по данной тематике.

 

Без контроля – никуда

Для преодоления негативного воздействия интернета, помимо профилактической работы, в каждом общеобразовательном учреждении должна проводиться целенаправленная воспитательная работа с педагогическим коллективом и учащимися. В каждой школе должна быть создана безопасная информационная образовательная среда, обеспечивающая информационную безопасность учащихся во время осуществления образовательного процесса.

Попробуем ответить на вопрос: что предусматривает информационная образовательная среда школы? Прежде всего это:

организация технического контроля безопасности;

подготовка учителя (классного руководителя) к использованию образовательных ресурсов интернета;

создание педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих интернет в образовании;

разъяснительная работа среди обучающихся и их родителей;

информационная обеспеченность образовательного процесса.

Особо обратим внимание на то, что с подключением доступа к сети интернет в школе должны быть проведены следующие организационные мероприятия:

- назначение ответственного за работу точки доступа к глобальной сети;

- организация контроля использования учащимися интернета, что включает в себя утверждение инструкции для ответственного за данную работу;

- осуществление информационно-методического обеспечения по работе с ресурсами интернета;

- утверждение документов, регулирующих деятельность субъектов образовательного процесса в глобальной сети (регламент по работе учителей и школьников в интернете, правила пользователя по безопасной работе в Сети, инструкция для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися интернета).

Для ограничения доступа учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе устанавливаются как специальная система контентной фильтрации, так и антивирусные программы. Контроль за использованием учащимися интернета может осуществляться в общеобразовательных учреждениях с помощью программно-технических средств и визуального контроля.

 

Резюме

Таким образом, очевидно, что сегодня нужно говорить о комплексном подходе к проблеме безопасности учащихся в информационной образовательной среде и организации работы со всеми целевыми аудиториями: учащимися, педагогами и родителями.

Проблема информационной безопасности должна быть включена в курсы повышения квалификации педагогов, родительские собрания, профилактические мероприятия для учащихся – необходимость в этом давно назрела.

И последнее. Нужно ясно осознавать, что формирование информационной культуры в области безопасности – это процесс многогранный и сложный, требующий времени. Но от того, насколько эффективно уже сегодня организована работа в данном направлении, зависит будущее наших детей и нашего общества.

 

 

Опасности в интернете

Оставить ребенка в интернете без присмотра – все равно что оставить его одного в большом городе. Детское любопытство или случайный клик по интересной ссылке легко уведут ребенка на опасные сайты. Интернет, с одной стороны, открыл пространство для чистого творчества и свободного выражения, но, с другой стороны, позволил развиться процессам, пагубно сказывающимся на психологической безопасности и психологическом здоровье детей. Какие опасности для них таятся в Сети?

Явные угрозы: пропаганда насилия, экстремизм, агрессия, кибербуллинг (склонение к суициду через интернет), киднеппинг (действия в Сети, направленные на похищение детей), порнография и т.д. К сожалению, в интернете этого много. Социальные сети, форумы, чаты – все это позволяет вливать в детские умы вредоносную информацию, нанося ущерб психике.

Опасные молодежные течения: подросший ребенок будет общаться в сфере его возрастной группы, которая часто так и называется – сложный возраст. Сайты всевозможных фанатов, социальные сети, объединяющие людей с неуравновешенной психикой в разного рода группы депрессивных течений и группы суицидальной направленности, толкают порой детей к суициду – все это нужно заблокировать для ребенка. Также опасение вызывает тот факт, что ряд экстремистских групп используют интернет для распространения своих идей, пропаганды насилия в отношении национальных меньшинств и иммигрантов.

Часто в подростковом возрасте возникает повышенный интерес к своей формирующейся личности. Подростки много времени уделяют своей внешности, пытаются обнаружить у себя часто несуществующие косметические дефекты, самостоятельно исправить их. Подписываясь на такие сообщества или группы в социальных сетях, как «0 калорий», «#типичнаяанорексичка» и т.д., ребенок может заинтересоваться и применить на себе опасные диеты и тем самым испортить здоровье.

Научите своего ребенка использовать интернет в качестве инструмента для самопознания и источника информации, необходимой для успешного существования в социуме!

 

Рекомендации специалистов

Психологи, специалисты по информационно-психологической безопасности советуют родителям следующее.

1. Как можно больше общайтесь со своим ребенком, чтобы избежать возникновения интернет-зависимости. Приобщайте ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми. Запомните! Не существует детей, которых бы не интересовало ничего, кроме компьютера. В Конвенции о правах ребенка есть замечательные слова: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

2. Помните, что навязчивый контроль за нахождением ребенка в интернете принесет больше вреда, чем пользы. Нужно быть тактичным и искать способы заинтересовать его, все равно постоянно контролировать не сможете. Хорошо, если вы иногда будете заходить в интернет вместе со своим чадом, и еще лучше, если он увидит в вас хорошего и знающего «попутчика». Есть масса полезных образовательных ресурсов – пользуйтесь, открывайте для ребенка новый мир!

3. В то же время устанавливайте системы фильтрации данных, самостоятельно закрывающие доступ к вредоносной информации, способной нанести вред психике ребенка. Критерии фильтрации задает взрослый, что позволяет устанавливать определенное расписание пользования интернетом. В ссылках всегда указаны сайты, на которых специалисты ответят на ваши вопросы о том, как это сделать.

4. При общении в Сети у ребенка завязываются виртуальные знакомства, которые кажутся безобидными, поскольку воспринимаются детьми как «ненастоящие». Предупредите своего ребенка, что под именем «нового друга» может скрываться мошенник или извращенец. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением, доставляя объекту травли множество страданий. Помните, что возможные социальные сети, в которых могут «сидеть» ваши дети, – это «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, «Фотострана», MySpace. Также обратите внимание на ресурс «Мой Мир» на почтовом сайте Мail.

5. Станьте «другом» вашему ребенку в соцсетях. Перед вами будет круг его знакомств, и это вам поможет контролировать его виртуальные отношения с новыми интернетовскими «друзьями». В этом случае вы сможете более убедительно объяснить ему, что настоящим другом должен быть только тот, кто ему лично хорошо известен, кому он доверяет, а не тот, с кем он общается в соцсетях.

6. Научите детей не оставлять в публичном доступе личную информацию: контакты, фото, видео. Убедите ребенка в правильности принципа интернета: «Все, что вы выложили в Сеть, может быть использовано против вас». Желательно оставлять только электронные способы связи. Например, специально выделенный для подобного общения е-mail или номер icq.

7. Контролируйте время, которое ваш ребенок проводит в интернете. Длительное времяпрепровождение в Сети может быть связано с «заигрываниями» со стороны педофилов, особенно в блогах, социальных сетях. Несмотря на моральный аспект, периодически читайте электронную почту ребенка, если вы видите, что после прочтения почты он расстроен, растерян, запуган.

8. Главное средство защиты от мошенника, педофила – ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. То есть никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он обрел в интернете. По крайней мере, без родительского присмотра.

9. Средство защиты от хамства и оскорблений в Сети – игнорирование пользователя. Не нужно ни в коем случае поддаваться на провокации. Объясните ребенку, как пользоваться настройками приватности; как блокировать нежелательного «гостя»: добавить пользователя в черный список, пожаловаться модератору сайта.

10. Для защиты компьютера от вирусов установите специальные программы и периодически обновляйте их. Объясните ребенку, что нельзя сохранять на компьютере неизвестные файлы, переходить по ссылкам от незнакомцев, запускать неизвестные файлы с расширением *exe, так как большая вероятность, что эти файлы могут оказаться вирусом.