Главная страницаАрхив2018 #11 / Первый закон – не навреди! Сопровождение одаренных детей

Первый закон – не навреди! Сопровождение одаренных детей

29 Ноября 2018

Анастасия Печавина, педагог-психолог МБОУ «Ярцевская средняя школа № 2 имени Героя Советского Союза Н.А. Данюшина»


Отдельная и очень важная сфера работы в школе – психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Это не такой простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Например, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук Евгений Ямбург, выступая на заседании Совета Федерации Российской Федерации о проблемах школьной педагогики, особенно выделил это направление. Причем речь шла о безопасности – в первую очередь самих же одаренных детей, так как они очень чувствительны, склонны к циклоидности и, например, неудача на олимпиаде может вызвать у такого ребенка попытку суицида. То есть за ними, как говорится, глаз да глаз нужен, причем – опытный, чуткий, профессиональный. С одной лишь целью – чтобы одаренный ребенок, это чудо природы, продолжал благополучно развивать свое дарование в оптимальных для этого условиях и, главное, в безопасности.


Проблема комплексная

Работа с одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках образовательной программы, и работа педагога-психолога – ее неотъемлемая составная часть. Речь идет о создании в школе условий для развития детей с признаками одаренности, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии способностей.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей является проблемой комплексной – педагогической, психологической, медицинской, социальной.

Поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля. Это целая система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка.

Первостепенная задача – предупреждение возникновения проблем развития ребенка. Говоря простыми словами, главный принцип – не навреди и поддержи.

Традиционное психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности предполагает реализацию следующих его направлений: диагностического, консультационного, развивающего, коррекционного.

Диагностическое направление нацелено на изучение индивидуальных и личностных особенностей таких детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностными свойствами и особенностями.

Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и сформировать у него самого способность к сознательному ответственному выбору. Цель специалистов – выработать способность такого ребенка к проектированию индивидуального маршрута обучения, профессионализации.

Развивающее и коррекционное направления работы воплощают в себе основной смысл развивающей деятельности с одаренными детьми – это раскрытие их потенциальных возможностей. Необходимо формировать у них уверенность в том, что они воплотят свой талант в жизнь и найдут достойное признание. Им обязательно нужно верить в себя. В то же время, учитывая свойственные талантливым детям психофизиологические особенности, надо особенно внимательно относиться к развитию у них навыков личностного общения в группе сверстников, взаимопонимания, саморегуляции поведения. Важно иметь в виду, что нередко таким детям присущ повышенный уровень тревожности. Необходимо формировать у них адекватную самооценку.

Исходя из этого, развивающая и коррекционная работа с одаренными детьми ведется путем организации групповой и индивидуальной рефлексии. На психологических тренингах школьников учат способам самоанализа, самоконтроля, эффективной коммуникации.

 

Новые методики

В настоящее время в системе психолого-педагогического сопровождения, наряду с традиционными видами деятельности, реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) и экспертиза образовательных программ.

В связи с этим особенно актуальной является разработка в образовательном учреждении системы раннего выявления одаренных школьников с целью создания условий для их роста и развития.

Современная программа раннего выявления и психологического сопровождения детей с признаками одаренности в школе включает в себя несколько этапов.

Целью диагностического этапа является идентификация детей с признаками одаренности, изучение индивидуальных особенностей школьников. Это ключевой вопрос: способных учеников немало, но как определить одаренность того или иного ребенка? Для этого существует выработанный годами практики алгоритм действий.

Прежде всего, нужно помнить, что одним из каких-либо путей, например наблюдением за детьми, одаренность не определить. Здесь работает система, комплексный подход. В то же время все начинается именно с внимательного наблюдения за ребенком – в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п. Далее, педагог-психолог организует специальные психодиагностические тренинги, одновременно с этим свою экспертную оценку детям дают учителя, родители, воспитатели. Школьников «включают» в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, а продукты их творческой деятельности (рисунки, стихи, технические модели и т.д.) оценивают профессионалы.

Но и это далеко не все. Признаки одаренности ребенка проявляются во время проведения различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров. Педагог-психолог организует психодиагностическое исследование с использованием различных психометрических методик, в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Итогами диагностического этапа должно стать создание индивидуальных карт школьников и информационной базы данных детей с признаками одаренности. По результатам диагностических исследований составляется аналитический отчет.

На информационном этапе целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса. Педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые консультации с обучающимися, педагогами и родителями по итогам исследований. Работа продолжается в ходе психолого-педагогических семинаров и родительских собраний, где, кстати, ребенок может быть открыт с неожиданной стороны. Все эти крупицы наблюдений заносятся в информационную базу данных детей с признаками одаренности.

Соответственно, исходя из конкретных наблюдений, вырабатываются методические подходы. Главной задачей данного этапа как раз и является создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных обучающихся.

Далее следует подготовительный этап, в ходе которого реализуется широкий спектр педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия, консультации). Продолжается составление индивидуальных программ сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.

Наконец, на последнем, решающем этапе – развивающем – целью является гармоничное развитие детей с признаками одаренности. Этап включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.

Но основой воплощения в практику всех этих этапов является четкое представление педагога об особенностях развития детей с признаками одаренности. Нужно знать и не упускать из виду каждую из этих особенностей, так как среди них нет второстепенных, важно все без исключения. Поэтому выделим их отдельно.

 

Особенности развития

Прежде всего обратимся к особенностям познавательного развития детей с признаками одаренности. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет.

Одаренные дети способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы. Им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогает такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами, одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Одаренные дети, как правило, имеют обостренное чувство справедливости. Опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Для них характерны живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность. Богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) также присуща одаренным детям. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Как можно с раннего детства увидеть в ребенке признаки одаренности? Давно замечено, что одним из них неизменно является нетерпеливость, порывистость. Причина в том, что одаренным детям изначально недостает эмоционального баланса. Далее, нередко для них, начиная с самого раннего возраста, характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность. При этом эгоцентризм в этом возрасте у них, как и у обычных детей.

Все одаренные дети без исключения обладают такими особенностями развития познавательной сферы, как любознательность, оригинальность и гибкость мышления. Им также свойственна легкость генерирования идей, или беглость мышления, как и легкость ассоциирования.

Признаки одаренности проявляют себя и в высокой степени концентрации внимания, что несвойственно большинству детей, особенно в раннем возрасте.

Порой даже специалистов поражает невероятная способность таких детей к прогнозированию.

Физические характеристики одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Также все одаренные дети имеют следующие сходные особенности психосоциального развития.

Это требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства, относительная свобода от общепринятых ограничений.

Познавательный эгоцентризм: одаренные дети практически не способны понять, почему то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь окружающие.

Лидерство – одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора, приобретая опыт принятия решений. Лидерство проявляется в том, что ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается, проявляет инициативу, принимает на себя ответственность. Но в то же время, общаясь со старшими (если ему скучно со сверстниками), он уже, как правило, не будет лидером среди них.

Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера одаренных детей.

В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка отмечается повышенная уязвимость.


Проблемы одаренных

Чтобы эффективно работать с одаренными детьми, нужно очень ясно представлять себе их типичные проблемы развития. Особенно большой вклад в понимание этого вопроса внесла известный американский психолог-исследователь Лета Холлингуорт. Какими же видятся основные проблемы адаптации, стоящие перед одаренными детьми?

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Все эти проблемы адаптации являются убедительными доводами в пользу самого заботливого и тщательно психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Но в педагогическом процессе особую роль призваны сыграть родители, так как только они больше всего заинтересованы в безопасности и развитии своего ребенка. О взаимодействии с родителями нужно сказать особо.

 

Совместные тренинги

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей обязательно требует организации работы с родителями. Эту деятельность нужно рассматривать как важнейшую задачу, ведь нет никого, кто был бы ближе к ребенку. И одной родительской любви и заботы для воспитания и развития одаренного ребенка мало, нужны еще и определенные познания в педагогике и психологии. Кстати, это относится к воспитанию детей вообще. Ведь к любому ребенку без исключения нужно относиться нежно, как к ростку, и родители здесь – первое подспорье.

К сожалению, в реальной жизни эта грань педагогического процесса зачастую выражена весьма слабо: у многих родителей вечно не хватает времени для того, чтобы зайти лишний раз в школу, побеседовать с педагогами, с психологом, узнать больше об учебе своего ребенка и его взаимоотношениях в коллективе. А еще – взять для себя у профессиональных педагогов уроки того, как лучше воспитывать ребенка, благо хороший наставник всегда идет навстречу и открыт для общения.

Однако, как правило, родители начинают интересоваться взаимоотношениями ребенка в коллективе тогда, когда для этого появился какой-то повод: ссора, обида, взаимные претензии и т.д. То есть определенная конфликтная ситуация уже произошла. Но главная педагогическая задача состоит как раз в том, чтобы по возможности не допустить конфликта, предупредить его!

Поэтому гораздо дальновиднее поступают те папы и мамы, которые находят время для общения с педагогами не только на родительских собраниях, а регулярно. Так лучше для безопасности и нормального развития собственного ребенка, тем более если он проявляет явные признаки одаренности. В таких случаях ему бывает сложно найти общий язык со сверстниками: нужно чуткое, очень ненавязчивое и тонкое участие, помощь ему. И в идеале такое участие должно быть совместным: педагог-психолог и родители. В этом случае совместная деятельность строится по научным методическим критериям, проверенным практикой.

Среди традиционных форм совместной работы по-прежнему эффективны консультирование и просвещение родителей, но есть и более современные, появившиеся сравнительно недавно.

Например, семинары-тренинги, на которых дети совместно с родителями под руководством школьного педагога-психолога развивают навыки общения, сотрудничества.

Такие тренинги являются хорошим средством выработки умения разрешать различные конфликтные ситуации, а для родителей это просто бесценный источник пополнения знаний в области педагогики и психологии. Почему? Потому что разыгрываются практические конфликтные ситуации, педагог-психолог дает необходимые знания о том, как лучше поступать. Главное достоинство таких занятий в том, что родители и дети учатся применять полученные знания на практике.

Родители должны понять необходимость повышения своей педагогической и психологической культуры. В противном случае им может быть сложно найти общий язык со своим же ребенком – в жизни такое происходит нередко.

Таким образом, взаимодействие с педагогами, со школьным педагогом-психологом – это не просто пожелание, а необходимое условие для того, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, находил взаимопонимание в коллективе и нормально развивал свой талант.

 Хочется сказать родителям – пожалуйста, находите для этого время! Ведь речь идет о ваших же детях.