Главная страницаАрхив2018 #12 / «Чтобы не было беды, знать мы правила должны!» Литературно-музыкальная композиция*

«Чтобы не было беды, знать мы правила должны!» Литературно-музыкальная композиция*

19 Декабря 2018

Андрей Филоненко, заместитель директора по безопасности, учитель ОБЖ и обществознания ГКОУ Свердловской области «Екатеринбургская школа №1»

 

В педагогической практике по предмету ОБЖ находят свое применение самые различные способы обучения детей, в том числе литературно-музыкальные композиции на тему безопасности. Такие мероприятия хороши тем, что вызывают живой интерес у школьников любого возраста, но в первую очередь целесообразно их проводить с учениками младших классов. Стихи и музыка – прекрасный способ привлечь внимание «несерьезной» аудитории, любящей поиграть и пошалить, к серьезным вопросам.

 

Кто самые ответственные?

Литературно-музыкальную композицию по правилам дорожного движения лучше всего организовать и провести с привлечением детей из школьного отряда юных инспекторов движения (ЮИД).

Напомним, отряды юных инспекторов движения – это творческие объединения детей разных возрастов, увлеченных «дорожной» тематикой и помогающих учителям в своих школах вести работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Эти ребята сами активно изучают правила дорожного движения и всеми силами стараются привлечь к этому полезному занятию других детей, тем самым являясь проводниками безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Как правило, эти школьники хорошо подготовлены, в том числе и практически: данное детское движение курирует ГИБДД. Полицейские регулярно проводят с детьми занятия, используя для этого автогородки, учат школьников безопасно передвигаться по улицам, ездить по дорогам на велосипеде и т.д. В наше время такие отряды существуют во многих общеобразовательных учебных заведениях.

Опыт показывает, что юные активисты движения относятся к организации любых мероприятий по безопасности на дороге в высшей степени ответственно. Во-первых, они искренне заинтересованы, так как увлечены своим делом, их не нужно «подгонять». Во-вторых, их пример положительно влияет на детскую аудиторию – как на своих сверстников, так и на ребятишек из младших классов.

Вот почему в нашей школе активисты школьного отряда ЮИД являются неизменными организаторами и участниками литературно-музыкальных композиций на тему ПДД.

В проведении и подготовке композиции, помимо учителя ОБЖ, нередко принимают участие учитель по русскому языку и литературе, а также другие педагоги-энтузиасты, душой болеющие за безопасность детей.

Теперь опишем, как проводится данное мероприятие (общие положения).

 

Чего не знал Незнайка

Под музыку выходят члены отряда ЮИД, которые вместе с педагогом будут вести литературно-музыкальную композицию (как правило, привлекаются четыре человека; далее в тексте их роли обозначены под общим словом «ведущий», говорят они по очереди).

Также в игре участвует персонаж Незнайка, наряженный соответствующим образом (могут для разнообразия и придания композиции еще большего интереса исполняться роли и других известных мультгероев).

Ведущий. Мы очень часто слышим выражение: «Участники дорожного движения».

Скажите, кто же это?

Мы очень ждем ответа!

Нам светофор кивает –

Уж он-то точно знает:

Кто по дороге ходит и катается,

По переходам кто передвигается,

Бибикает и в транспорте толкается,

Участником движения считается!

Автор стихотворения – Ирина Гурина

 

Всех участников дорожного движения можно разделить на три группы – водителей, пассажиров и пешеходов. И каждый из них должен стараться не создавать неприятностей друг другу.

А вот условно всех участников дорожного движения можно поделить на тех, кто соблюдает законы дорог, и тех, кто законы дорог, к сожалению, нарушает.

И сегодня мы ответим на вопрос «Какие опасности подстерегают пешеходов при переходе проезжей части?».

Незнайка. Интересно, что здесь сложного? Я думаю, что все дети знают правила дорожного движения и соблюдают их!

Ведущий. Нет, Незнайка, ты просто не знаешь, что, к большому сожалению, не все! А бывает так, что дети знают правила, но все равно их не выполняют.

Незнайка. А почему?

Ведущий. Да потому что или торопятся куда-то, или просто не думают, что из этого может выйти. А если бы задумывались, какими могут быть последствия нарушения, то не стали бы так поступать. А ты, Незнайка, знаешь, что может случиться с тем, кто нарушает правила дорожного движения?

Незнайка. Да что может случиться? Наверное, взрослые его могут поругать!

Ведущий. Взрослые – это полбеды, а настоящая беда – когда дети на дорогах получают травмы или даже гибнут. Вот, ребята, послушайте внимательно информацию из ГИБДД о происшествиях на дорогах нашего района с детьми. (Далее следует короткая сводка о происшествиях с детьми на дорогах в районе и городе, излагаемая понятным для младших школьников языком.)

Незнайка. Как жалко ребят! Но почему же дети так часто попадают в дорожно-транспортные происшествия?

Ведущий. Ребята, давайте вместе подумаем и ответим Незнайке!

Звучат ответы ребят: потому что дети часто спешат, торопятся, играют около дороги и т.д.

Ведущий. Да, вы назвали много верных ответов. Очень часто ребята попадают в ДТП, если переходят дорогу в неположенном месте или, как тоже нередко бывает, на запрещающий сигнал светофора! То же самое – если играют вблизи проезжей части.

Детей водителю трудно заметить в плохую погоду, когда дорогу плохо видно. Так же как и в вечернее время, а зимой темнеет рано! И уж тем более когда ребенок выйдет внезапно из-за какой-либо машины или предмета у дороги.

Еще дети часто не смотрят по сторонам при переходе проезжей части, отвлекаются и внезапно оказываются на дороге.

Более того, часто катаются на велосипеде по проезжей части, где много машин, или на самокате, скейтборде, а зимой на лыжах или с горок рядом с проезжей частью!

По ходу рассказа идет демонстрация картинок (слайдов, видеосюжетов и т.д.) с изображением подобных моментов.

Незнайка. Точно-точно! Я видел, как ребята катались на скейте у дороги, то и дело выкатываясь на нее, почти под колеса машин, хорошо, что водители успевали затормозить. Мне было за детей так страшно! А еще и на велосипеде маленькие дети катались прямо по дороге, где машины ходят, а ведь эти малыши правил не знают, и родители за ними, выходит, не уследили!

Ведущий. Потому и нужно знать всем детям, начиная с малого возраста, что нельзя играть у дороги и тем более на дороге, иначе можно попасть под машину. Ведь не каждый водитель успеет вовремя затормозить. А если ребенок неожиданно выскочил чуть ли не под колеса, то и никакой водитель, даже самый опытный, остановиться не успеет!

И сейчас, ребята, мы покажем вам это в нашем маленьком спектакле. Мы разыграем перед вами небольшую сценку о том, как один мальчик шел на день рождения и чуть не попал в беду. А вы смотрите очень внимательно, потому что мы потом спросим, какие ошибки совершил этот мальчик.

Итак, все смотрите!

 

Торопыжка и шофер

Начинается сценка в исполнении активистов ЮИД (показываются карточки с выделенными словами и макеты дорожных знаков). Потом они разыгрывают по ролям следующее стихотворение.

Перед вами – Торопыжка, сорванец и шалунишка.

Он веселый, озорной, непоседливый, смешной.

Всем хорош, но вот беда – он торопится всегда.

Сидел дома Торопыжка и смотрел картинки в книжке.

Тут вдруг Машенька звонит, Торопыжке говорит:

«У меня сегодня праздник, мне исполнилось семь лет».

 

Нарядился Торопыжка, надел новые штанишки.

И на день рожденья к Маше он отправился скорей,

Чтобы Машеньку поздравить самым первым из друзей!

Вот на улицу вприпрыжку выбегает Торопыжка.

По асфальту шуршат шины – едут разные машины.

 

Растерялся Торопыжка: как по улице пройти?

Пешеходы и машины у мальчишки на пути.

Он торопится, спешит и вдоль улицы бежит.

А вокруг него народ по своим делам идет.

Тротуар – для пешеходов, здесь машинам нету хода!

Чуть повыше, чем дорога, пешеходные пути,

Чтобы все по тротуару без забот могли идти,

Чтоб машины не въезжали, пешеходов не пугали!

Там, где движутся машины, люди не должны ходить,

Потому что очень просто под машину угодить.

На улице такое место проезжей частью называется,

И по проезжей части людям ходить строжайше запрещается!

 

Возле края тротуара Торопыжка наш стоит,

На высокий дом красивый через улицу глядит.

Там цветочный магазин, на всей улице – один!

Очень хочет Торопыжка Машеньке цветы купить,

Чтоб потом, на дне рожденья, всех приятно удивить!

 

Как пройти через дорогу Торопыжке в магазин?

Очень, очень, очень много на его пути машин!

Может, стоит расспросить, где и как переходить?

Торопыжка не такой! Он на все махнул рукой,

И через дорогу прямо к магазину побежал…

 

В это время на дороге появился самосвал!

Шофер мальчика увидел, самосвал остановил,

Торопыжка испугался, Торопыжка растерялся.

Говорит ему шофер: «Паренек, ты больно скор!

Без оглядки ты бежишь – под машину угодишь!

Вот послушай, объясню я, как тебе себя вести,

Чтоб ты мог дорогу эту безопасно перейти!

 

Есть подземный переход – он тебя переведет.

Видишь, знак вон там висит? Этот знак всем говорит:

«Чтоб в беду не угодить, нужно здесь переходить!»

Под землею, это ясно, идти людям безопасно.

Но дорожку под землею не везде можно построить!

Вот обычный переход. По нему идет народ.

Здесь специальная разметка, зеброю зовется метко!

Белые полоски тут через улицу ведут!

Знак «Пешеходный переход», где на зебре пешеход,

Ты на улице найди и под ним переходи!

 

К зебре подошел – и жди, не спеши вперед идти:

Ты налево погляди и направо посмотри, если нет машин – иди.

Полдороги перейди – и немного подожди.

Вправо смотришь – нет машин, все, шагай в свой магазин!

 

По дороге не несись, ты вначале оглядись,

Не спеша иди вперед, как нормальный пешеход!

Если будешь ты бежать, то беды недолго ждать:

Вдруг споткнешься, упадешь, под машину попадешь!

А машина быстро мчится, вмиг ей не остановиться!»

С добрым дядею шофером Торопыжка попрощался,

И скорее снова к зебре он вдоль улицы помчался.

Как шофер его учил, Торопыжка поступил:

Не бежит через дорогу, возле зебры он стоит

И налево, и направо вдоль всей улицы глядит.

 

Вот, закончив переход, к магазину он идет.

Здесь цветов красивых много – и мимоза-недотрога,

И фиалки, и тюльпаны, и чего тут только нет!

Торопыжка выбрал Маше замечательный букет!

Автор стихотворения – Сергей Волков

Обсудим

ошибки!

Ведущий. Ребята, какие ошибки допускал Торопыжка?

(Звучат ответы детей: бежал по дороге близко к проезжей части; мог упасть прямо на дорогу; хотел перебежать через дорогу в неположенном месте и т.д.)

А теперь ответим на следующий вопрос: кто запомнил безопасные места для перехода дороги?

(Подземный пешеходный переход, пешеходный переход зебра.)

Теперь кто мне скажет, как правильно переходить дорогу по зебре?

(Посмотреть налево, затем направо, затем вновь налево и начать движение вперед.)

Назовите, дети, самый безопасный способ перехода проезжей части? (Подземный пешеходный переход.)

На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (Только на зеленый.)

Незнайка. Вот, ребята, я думаю, что мы все поняли, в какую неприятность мог попасть Торопыжка и вместо дня рождения попал бы в больницу! Вот почему при переходе проезжей части спешить не надо, нужно быть очень внимательными переходить только в разрешенном Правилами дорожного движения месте.

А еще очень хорошо, если на вашей верхней одежде, на школьном рюкзачке или портфеле будут находиться световозвращающие элементы, они очень помогают водителям увидеть вас в вечернее время, когда на улице становится темно.

Незнайка и ребята из ЮИД демонстрируют всем световозвращающие элементы одежды из различного рода полос, брелоков, специальных значков и наклеек.

 

Будь внимательным!

В заключение композиции члены школьного отряда ЮИД зачитывают «Памятку для пешехода и пассажира» (при этом они используют изготовленные заранее макеты дорожных знаков, светофора):

«Переходите проезжую часть только по пешеходным переходам и на зеленый сигнал светофора! При переходе дороги убедитесь, что все водители вас пропускают!

Ни в коем случае не переходите перекрестки, особенно большие, по диагонали или на мигающий сигнал светофора!

В ожидании зеленого сигнала светофора не выходите на пешеходный переход, стойте на тротуаре!

Ждите общественный транспорт только на остановочных площадках!

Не спешите догнать отъезжающий от остановки транспорт, лучше дождитесь следующего!

Будьте особенно внимательны и осторожны, находясь на станции метро! Не подходите за обозначенную на полу линию до момента остановки состава!

Используйте в деталях верхней одежды, на ранцах или портфелях световозвращающие элементы!»

 

Звучит музыка, и ребята из ЮИД читают стихи.

 

По городу, по улице

Не ходят просто так.

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход!

 

 

Врез на подложке 1

Родителям с ребенком

При выходе из дома

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли опасности.

При движении по тротуару

Придерживайтесь правой стороны.

Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Если тротуар находится рядом с дорогой, крепко держите ребенка за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Разъясните детям, что бросать стекло, камни на дорогу нельзя.

Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки возите только по тротуару.

При переходе проезжей части

Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

Развивайте у ребенка наблюдательность.

Подчеркивайте свои движения: остановка для осмотра дороги, поворот головы для осмотра дороги, остановка для пропуска автомобилей.

Учите ребенка всматриваться в даль, различать приближающиеся машины.

Не стойте с ребенком на краю тротуара.

Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках.

Идите только на зеленый сигнал, даже если нет машин.

Выйдя на проезжую часть, прекратите разговоры.

Не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренно.

Не переходите улицу через пешеходный переход под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

Не выходите на проезжую часть с ребенком, не осмотрев предварительно улицу.

Не бегите через дорогу сломя голову, если увидели на другой стороне друзей, нужный автобус и т.д., двигайтесь только по пешеходному переходу, на зеленый свет! Подавайте своему ребенку только хороший пример: глядя на вас, он будет вести себя так же.

При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

Объясните ребенку, что даже на дорогах, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

 

Литература по ПДД

1. Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Радужное колесико». Дидактическая сказка о дорожной безопасности. УМК «Детская безопасность» направлен на формирование устойчивых представлений детей о жизни и здоровье как безусловной ценности. Выстроен на основе глубокой интеграции содержания всех образовательных областей.

2. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. «Занятия по правилам дорожного движения». В книге представлены планы занятий по обучению детей в ДОУ ПДД, описания занятий, игр и конкурсов, посвященных этой теме. Большое внимание уделено привлечению к такой работе родителей. В приложении предлагаются материалы для чтения, словарик, инструкции. Книга предназначена заведующим ДОУ, воспитателям, методистам и родителям детей дошкольного возраста.

3. Черепанова С.Н. «Правила дорожного движения дошкольникам». В пособии представлено перспективное планирование работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице. Предлагаемая система организации работы включает обучение в разных возрастных группах и в различных формах организации деятельности детей: занятия, целевые прогулки и наблюдения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, работа с родителями и т.п. В книге приведены примерные показатели уровня знаний правил дорожного движения детьми и методики для их выявления. Книга адресована воспитателям, старшим воспитателям ДОУ, а также родителям детей-дошкольников.

4. Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. «Азбука дорожного движения». Пособие входит в состав УМК вместе с рабочей тетрадью и комплектом плакатов. В нем представлена программа и методические рекомендации по организации ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Пособие предназначено для специалистов ДОУ (воспитателей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, логопедов и др.) и родителей.

5. Шалаева Г.П. «Мои друзья – дорожные знаки». Книга способствует развитию познавательных способностей и талантов ребенка. Материал подобран в соответствии с новой программой обучения дошкольников.

Материал прислан на конкурс «День гражданской обороны», проводимый корпорацией «Российский учебник», журналом «ОБЖ» и Всероссийским детско-юношеским общественным движением «Школа безопасности».