Главная страницаАрхив2018 #12 / Как выйти сухим из воды Конкурс «Учитель года» по ОБЖ

Как выйти сухим из воды Конкурс «Учитель года» по ОБЖ

19 Декабря 2018

Татьяна Болтова, Главное управление МЧС России по Иркутской области, подполковник внутренней службы

 

В Иркутской области прошел ежегодный, вот уже девятый смотр-конкурс профессионального мастерства «Учитель года» по основам безопасности жизнедеятельности. Это состязание позволяет выявить и показать все лучшее, что накоплено и появляется в педагогической практике учителей предмета ОБЖ и способствует их профессиональному росту.

 

В жюри – только эксперты

Как быстро сориентироваться в чрезвычайной ситуации? Какие действия необходимо предпринять в тех или иных неблагоприятных обстоятельствах? Как выжить в экстремальных условиях? От учителя основ безопасности жизнедеятельности зависит, останутся ли у человека ответы на эти вопросы смутными воспоминаниями о школьных уроках или переплавятся в прочные навыки, позволяющие сохранить жизнь и здоровье. Ради этого в Иркутской области и проводят конкурс профессионального мастерства «Учитель года».

За девять лет усовершенствовалась программа, обретены четкие ориентиры. Суть конкурса не только в том, чтобы посоревноваться, поделиться опытом, определить лучших, но и дать учителям побольше практики, методики, знаний по предмету. Дело в том, что именно педагогам по ОБЖ это нужно особенно: они преподают предмет в полном смысле слова универсальный, находящийся на стыке разных наук. Нужно иметь знания в очень широком спектре, но при этом еще и быть практиком, желательно владеть способами спасения людей в различных ситуациях.

Здесь есть у кого поучиться: только жюри чего стоит, в нем одни эксперты. Они и оценят объективно уровень педагога, и подскажут, что ему нужно для совершенствования.

Один из членов жюри – Виктор Ильичев – стоял у истоков формирования поисково-спасательной службы в Иркутской области, участвовал во многих сложнейших спасательных операциях, у него уникальный опыт. Как опытнейший эксперт-профессионал он работал заместителем начальника Центра подготовки спасателей ФГКУ «Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России», где готовят специалистов-спасателей по самым разным направлениям. Центр входит в тройку наиболее крупных образовательных учреждений по подготовке и переподготовке спасателей. Сейчас Виктор Витальевич продолжает работать в нем преподавателем. Также он еще с 1990-х годов руководит кружком «Юный спасатель» в одном из центров образования Иркутска, входит в круг организаторов региональных соревнований «Школа безопасности», олимпиад учащихся по ОБЖ. Словом, человек незаурядный. Для учителей ОБЖ, участвующих в конкурсе, важно то, что Виктор Ильичев может передать свой опыт как в практике спасения, так и в методике преподавания – он в совершенстве знает и то и другое.

За годы существования конкурса состав жюри стал в высшей степени профессиональным, в нем собраны эксперты разных направлений. В этот раз в него уже традиционно вошли специалисты Регионального института кадровой политики и непрерывного профессионального образования, Главного управления МЧС России по Иркутской области и Байкальского поисково-спасательного отряда, педагогического института Иркутского государственного университета, Иркутского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества.

Например, Ольга Владимировна Зыкова, главный специалист-эксперт отдела формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения и подготовки руководящего состава ГУ МЧС России по Иркутской области, уже долгие годы подряд занимается совершенствованием подготовки учителей ОБЖ. Не без ее участия этому конкурсу суждено было появиться в регионе, а потом и завоевать авторитет.

Другой член жюри, Ирина Германовна Шавейко, учитель высшей квалификационной категории, преподающая ОБЖ в общеобразовательной школе № 11 с углубленным изучением отдельных предметов города Иркутска, пользуется у коллег непререкаемым авторитетом. Ее неизменное поучение молодым коллегам: «Любите свой предмет, покажите своим трудом и личным примером, что он один из важнейших в школе. В этом случае можете считать, что вы дали шанс спастись в ЧС очень многим людям!»

Не меньшим авторитетом пользуется Маргарита Викторовна Погодаева, профессор кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики Иркутского государственного университета, доктор педагогических наук.

Компетентный состав жюри позволяет объективно оценить конкурсантов, а главное – выделить лучшие методические наработки педагогов, обобщить передовой опыт и дать его всем учителям.

А о том, для чего все это нужно, хорошо сказал в своем выступлении перед конкурсантами первый заместитель министра образования Иркутской области Евгений Торунов:

«Учитель – больше чем профессия, это призвание. Своей работой опытный педагог закладывает основы культуры безопасного поведения целому поколению, причем он сам должен быть образцом для подражания. Именно у таких наставников учащиеся с желанием черпают полезные знания, перенимают технологии защиты и спасения жизни, а при необходимости применяют их».

 

«Выживальщики»

В нынешнем году конкурс проходил в два этапа. Первый (заочный) состоялся в сентябре, он включал задание «Электронное портфолио участника». В нем участвовал 31 учитель ОБЖ. До второго этапа конкурса (очного) допускались учителя, набравшие наибольшее количество баллов по результатам оценки их достижений: представленных инновационных проектов, творческих разработок, различных свидетельств об успехах – личных и достигнутых воспитанниками на межрегиональных и всероссийских конкурсах.

В числе прошедших на второй этап оказались учителя и преподаватели ОБЖ из Куйтунского, Заларинского, Аларского, Черемховского, Баяндаевского, Усольского, Боханского, Жигаловского районов, городов Иркутска, Ангарска, Шелехова, Черемхово, Свирска, Усть-Кута и Тайшета. В течение трех дней им предстояло доказывать, кто в образовательных организациях Иркутской области более заслуживает право носить звание лучшего педагога по основам безопасности жизнедеятельности. От конкурсантов требовалось продемонстрировать свое искусство в обучении школьников – проявить себя в мастер-классах, новых педагогических форматах, показать, как на деле владеют приемами защиты и спасения в ЧС.

На втором этапе конкурса участникам предлагались задания с целью проверки знания алгоритмов действий при пожаре (возгорании) и в экстремальных ситуациях техногенного характера, а также навыков, необходимых в случаях длительного автономного пребывания в природе, для оказания первой помощи пострадавшим (на медицинских тренажерах).

На этапе «Пожарная эстафета» особых трудностей ни у кого не возникало. Все участники прошли его довольно успешно – правильно и сноровисто надевали боевую одежду огнеборца, разворачивали пожарный рукав, умело соединяли с разветвлением и «гасили» условный очаг возгорания, не превышая отведенного на это контрольного времени.

На «Веревочном ралли» участники даже удивляли судей. Скажем, была продемонстрирована столь эффектная вязка узлов, что и никакого самоспаса не требовалось.

Этап, выявляющий подготовленность человека к действиям в случаях вынужденного автономного пребывания в природе, был достаточно сложным и включал в себя целый ряд подэтапов. Участники демонстрировали, что необходимо укладывать в походный рюкзак, ходили по азимуту, прокладывали себе дорогу по «болоту», определяли время с помощью компаса, ставили палатки, показывали, как быстро довести литр воды до кипения – состояния «белого ключа» (не прибегая к химическим препаратам, например к соли). Кроме того, проверялось их умение передать информацию без сотового телефона, с помощью знаков международной кодовой таблицы сигналов бедствия и многое другое, что крайне необходимо в ситуации катастрофы в труднодоступной местности. В целом можно сказать, что с заданиями чуть лучше или чуть хуже справилось большинство.

 

Экзамен практикой

Другое дело – этап «Спасение на водах», для некоторых он оказался не вполне удачным. Злосчастный спасательный круг никак не хотел лететь в нужном направлении, более того, норовил утащить конкурсанта с собой за ногу, причем пару раз ему это удалось. Короче говоря, не все вышли сухими из воды в прямом смысле.

В переносном смысле данное выражение тоже имело основание быть употребимым – только уже на этапе «Оказание первой помощи пострадавшим». Этап требовал от конкурсантов немалых физических усилий, причем нужно было уложиться в контрольное время. Проведение искусственной вентиляции легких манекену не для каждого учителя оказалось посильным делом. В одиночку «привести в чувство» исполнителя роли пострадавшего медицинский тренажер «Гоша» не смог почти никто – самым распространенным недостатком стал перелом ребер при сердечно-легочной реанимации.

Открытый перелом конечности в заданиях тоже фигурировал, более того, однажды даже вызывал у судей буквально смех и слезы – когда, стремясь помочь «пострадавшему», конкурсант начал прикладывать шину к месту, где выступала кость. Обобщив пробелы в навыках учителей (а как могло быть иначе, если хорошие медтренажеры во многих школах отсутствуют!), судьи призвали конкурсантов при спасении «пострадавших» действовать без фанатизма – спокойно и обдуманно. Вместе с тем они решили дать учителям-участникам конкурса мастер-класс по теме оказания первой помощи.

Здесь уместно привести слова вышеупомянутой Ирины Германовны Шавейко, эксперта конкурса. Она говорила так: «Свои функции я выполняла честно. К оценке знаний и навыков претендентов на звание лучшего учителя ОБЖ относилась взыскательно и критично, но справедливо, ставила участникам такие баллы, которые они заслужили. Считаю, что учитель должен ехать на конкурс не учиться, а прежде всего показывать свое мастерство. Ведь спортсмен выходит на соревнования не затем, чтобы лишний раз потренироваться. Он делает это до состязаний, а участвует в них с целью помериться выучкой и выкладывается на все сто процентов. Так должно быть и на конкурсах учителей».

Результаты практического этапа позволили подметить интересную деталь – неожиданно высокую подготовленность в ряде состязаний показали участники конкурса, прибывшие из отдаленных территорий региона. Возможно, это обусловлено соответствующим расположением их школ. Ребята, живущие в сельской местности, в небольших населенных пунктах, в отличие от молодежи крупных городов, ушедшей в киберпространство, просто обязаны уверенно владеть навыками пешего туризма, ориентирования на местности, безопасного поведения в природной среде, действий в экстремальной обстановке. Они должны быть хорошо физически развитыми и выносливыми, устойчивыми к погодным колебаниям и сезонным заболеваниям. Именно поэтому учителя из глубинки чаще водят школьников на природу, в походы, где учат преодолевать преграды, ставить палатки, разжигать костер и готовить пищу, соблюдая при этом основы безопасности. Говоря коротко, на отдаленных территориях практико-ориентированный подход к преподаванию ОБЖ дает гораздо больше плодов, чем в больших городах, ибо вызван к жизни самой жизнью.

Практический этап «учительского конкурса» включал также неполную разборку и сборку массогабаритной модели автомата Калашникова и стрельбу из пневматического оружия по мишени. Здесь представители старшего поколения преподавателей ОБЖ демонстрировали замечательную подготовку, но молодежь за счет большей энергичности все же несколько выиграла. Первым на данном этапе состязаний жюри признало начинающего преподавателя из школы № 8 города Усть-Кута Евгения Юрьевича Сажина.

 

Мастер-классы учителей

Выполняя задание провести мастер-класс, участникам нужно было показать свое владение предметом «у доски», представляя коллегам и судьям оригинальные лайфхаки. Казалось бы, выступление перед классом для учителя – дело привычное, но здесь оно вызвало немало волнений. Понятно, что состязаний без нервов и эмоций не бывает. Стремление выполнить все наилучшим образом, неуверенность перед лицом сильных соперников и авторитетных судей породили у некоторых учителей излишнее душевное возбуждение. А следствие этого – погрешности, которые жюри тщательно отслеживало, безжалостно отправляя «споткнувшегося» с первых мест оценочной таблицы на строчки в ее конце.

На суд жюри были представлены оригинальные формы и способы обучения, интерактивные методы на диагностической основе. Конкурсанты демонстрировали инновационные проекты по обучению школьников способам добывания огня, изготовления из бересты предметов быта, основам топографии территории, передаче знаний через игропедагогику, стараясь блеснуть перед экспертами и коллегами разными «изюминками» в подаче учебного материала.

Например, Михаил Томашевский (СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов города Ангарска) продемонстрировал фреймовую технологию, где слоты («дыры» в знаниях) были систематизированы в специальной последовательности таким образом, при которой, заполняя таблицу из уже известных данных, обучающийся ищет решение самостоятельно. Данная технология абстрактного мышления активно применяется в психологии и философии. Однако опыт, которым делился Михаил Томашевский, доказывал, что данная методика удачно вписывается и в обучение делу самоспасения, спасения людей, терпящих бедствие.

Метод фасилитации, предложенный Еленой Петушинской (СОШ № 31 города Ангарска) по теме «Технология развития критического мышления», учит ребенка по предложенной вводной действовать в соответствии с алгоритмом. Затем, обыгрывая эту же ситуацию, учащиеся как бы проверяют правильность решения на себе.

Большое внимание присутствующих привлекла интеллектуальная игра «Служба в армии: за и против», предложенная Татьяной Виноградовой (Тагнинская ООШ, деревня Тагна Заларинского района). Она очень ловко вовлекла участников в дебаты, сформировав при этом у присутствовавших положительное впечатление от собственной позиции.

Интересной была модель мастер-класса Павла Мантачко об интернет-безопасности (СОШ № 27 города Иркутска). Учитель использовал прием «карусель», где в короткий промежуток времени учащиеся в группе ищут ответ в тексте, подчеркивают его и доказывают свои решения.

Уже упомянутый выше Евгений Сажин из Усть-Кута так презентовал свое место проживания и работы:

«Город Усть-Кут Иркутской области, имеющий три официальных названия. Если добираться сюда по железной дороге, вы прибудете на станцию Лена, на речном транспорте попадете в порт Осетрово, на самолете – в аэропорт Усть-Кут. Между этих остановочных пунктов находится моя школа № 8».

Мастер-класс Сажина назывался «Школа – территория безопасности». Суть урока – выявление рисков вокруг территории образовательной организации и формирование комплекса мероприятий по профилактике травмоопасных событий. С учетом топографии района и имеющихся опасностей на формате А3 изображались предупредительные знаки. Затем данную разработку можно было трансформировать в памятку ученику.

Наиболее оригинальные элементы мастер-классов участники брали на заметку, чтобы потом, возвратившись в родные школы, применить на своих уроках. Говоря об этом, председатель конкурса Анастасия Афанасьева, заместитель директора Регионального института кадровой политики и непрерывного профессионального образования, отметила, что участники конкурса щедро делились опытом друг с другом и готовы были передать его всем желающим.

В целом впечатления от выступления учителей-конкурсантов остались самые светлые. После проведенных испытаний участникам предлагалось проговорить плюсы и минусы состоявшегося состязания. Один из участников высказался так: «В нашей Иркутской области много разных методических объединений педагогов – географов, литераторов, биологов, но нигде нет такого, как у нас, объединения учителей ОБЖ, собирающего на подобные конкурсы коллег, горящих желанием расти и развиваться. Значимость конкурсов не в том, чтобы выявить лучшего, ведь в итоге выигрывают все. Важность в том, что каждый отдельный учитель ОБЖ, говоря образно, не варится в собственном соку, а встречается и контактирует с коллегами, обменивается идеями, получает необходимую информацию, заводит новых друзей, чем укрепляет сообщество педагогов-обэжистов. Во время конкурса мы увидели минусы в своей работе, необходимость больше внимания уделять практико-ориентированному подходу в преподавании нашего предмета. Вместе с тем, присутствуя на мастер-классах, я пометил в своем блокноте целый ряд новых приемов обучения детей. В общем, все это было исключительно замечательно».

 

Слово победителя

Лидера конкурса невозможно было определить вплоть до завершения последнего испытания, называвшегося «Круглый стол образовательных политиков». Это новый стандарт проведения подобных мероприятий, в котором модератор задавал тему и вовлекал в ее обсуждение участников. Более других отличился «старожил» в профессии, имеющий огромный объем знаний предмета и стаж его преподавания, – преподаватель школы № 10 города Ангарска Михаил Владимирович Томашевский, неоднократный участник областного конкурса «Учитель года» по ОБЖ.

Выступая по завершении конкурса, победитель сказал:

«Если не прививать людям основы безопасности жизнедеятельности с детства, человечество перестанет существовать. Оно погибнет в результате своей разрушительной деятельности либо от неумения защитить себя от катаклизмов природы. Поэтому очень полезно популяризировать предмет ОБЖ и передовой опыт его преподавателей, чему хорошо служат подобные конкурсы. Важнейшая задача учителя заключается не только в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, но и в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, приучении молодежи к повседневному здоровому образу жизни и неприятию вредных привычек. Это тоже основы нашей общей безопасности».

Разъезжаясь по домам, участники конкурса увозили с собой ценные призы и памятные подарки от организаторов мероприятия, адреса и телефоны приобретенных единомышленников и опыт мэтров предмета ОБЖ в регионе.