Главная страницаАрхив2019 #1 / На уроках ищем клады, только кладов нам не надо

На уроках ищем клады, только кладов нам не надо

28 Января 2019

На уроках ищем клады,

только кладов нам не надо


Ирина Шавейко, учитель ОБЖ высшей категории МБОУ «СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Иркутск

 

Безопасность туристов… дело рук самих туристов

В учебнике ОБЖ для 6-го класса говорится: «…туризм становится одним из видов активного отдыха, с помощью которого человек познает окружающий мир, знакомится с культурой, обычаями и традициями различных народов». Из аннотации к учебнику можно узнать, что в нем рассмотрены основные виды активного отдыха на природе, дальний и выездной туризм. Основное внимание уделено вопросам обеспечения безопасности в природных условиях: ориентированию на местности и правилам движения по маршруту, акклиматизации в различных климатических условиях, поведению при следовании к местам отдыха различными видами транспорта и др.

Государственный образовательный стандарт предъявляет к выпускнику основной средней школы определенные требования к предметным результатам изучения отдельных разделов, связанных с безопасностью активного отдыха на природе:

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности.

К сожалению, современный городской подросток мало интересуется самостоятельным активным отдыхом на природе. Посещение школьниками туристических секций и кружков нельзя назвать массовым. Родители предпочитают организовывать отдых ребенка через туристические фирмы, которые обязаны нести ответственность за жизнь и здоровье клиентов.

Городской шестиклассник – это ребенок 12–13 лет, не всегда имеющий хорошую физическую подготовку даже для комфортно организованного отдыха. Ребенок понимает, что организация туристического семейного мероприятия зависит от взрослых, именно они выбирают маршрут путешествия, решают вопросы, связанные с адаптацией, акклиматизацией и др. Прилагать умственные усилия для анализа возможных изменений собственного самочувствия во время турпоездки ребенку неинтересно и не хочется.

Вопросы ориентирования в незнакомой среде для городского ребенка не кажутся проблемными, так как есть телефон, навигатор и другие средства определения своего местонахождения. Чтобы сформировать навыки ориентирования в природной среде, учителю ОБЖ необходимо заинтересовать подростка, увлечь и практически закрепить информацию, предлагаемую учебником. К сожалению, в соответствии с учебной программой на изучение основ ориентирования и правил движения на маршруте, которым предполагается уделять особое внимание, отводится всего два часа. Учащийся 6-го класса должен научиться самостоятельно определять стороны горизонта – как по компасу, так и без него – за один час. Второй учебный час нацелен на приобретение учащимися практических навыков выдерживать заданное направление движения на местности по расчетным азимутам.

Для организации эффективных уроков по ориентированию в более выгодном положении находится учитель поселковых школ. Эти два занятия он может провести на природе, показав детям мхи, муравейники, кору деревьев, облепленную смолой, просеку и даже квартальные столбы. Взяв карту и расположив ее в соответствии с отдаленными существующими ориентирами, учитель ознакомит учащихся с основами прокладывания маршрута. Учащимся городских, «мегаполисных» школ погулять во время сорокаминутного урока в парке не всегда удается. Большой проблемой является и дефицит внеучебного времени, не позволяющий вывезти детей за черту города. Шестиклассника, у которого отсутствует мотивация на самостоятельное изучение способов ориентирования, нацелить на это зачастую нереально.

Инфантильному подростку неинтересно изучать и другие вопросы обеспечения безопасности, которые могут возникнуть во время путешествия. А поэтому соответствующий материал учебника ОБЖ ему кажется скучным и бесполезным.

Как же вовлечь ученика в организацию учебного путешествия, которого не будет в реальности? Как разбудить его способности к деятельности, которой он занимался бы по собственному желанию и с интересом?

 

Проект – туристический

Туристический проект по ОБЖ для учащихся 6-го класса предполагает изучение проблем, связанных с путешествием, окружающей природой и общественной жизнью. Работа над таким проектом должна иметь посильный уровень сложности для учащегося и соответствовать целям и задачам содержания учебного предмета.

Идеальный учебный проект – это проект, включающий в себя задачи, решение которых повышает эффективность изучения не отдельно взятой темы, а вопросов нескольких разделов или всего учебника в целом.

Универсальный учебный проект включает и информационные, и исследовательские, и творческие, и ролевые элементы, но доминирующим в нем является практико-ориентированный подход.

Внутриклассный учебный монопроект выполняется в рамках одного предмета, но может использовать знания из других учебных областей. В нашем случае осуществляется интеграция ОБЖ и географии, но руководителем проекта является учитель ОБЖ.

Годичный учебный проект – это проект, выполняемый в течение учебного года в рамках домашних заданий, которые ограничиваются временем работы не более 30 минут на каждом этапе. Так как выполнение данного проекта связано с самостоятельной домашней работой, целесообразно делать его индивидуально. Учащийся не должен зависеть от личных интересов и личных целей другого участника.

Продукт учебного проекта – подробная инструкция путешественнику.

Участники проекта во время выполнения отдельных этапов должны иметь возможность сравнивать результаты своей деятельности с результатами одноклассников. Для этого в ходе уроков учителю следует не только консультировать учащихся, но и комментировать наиболее успешные работы, тем самым мотивируя остальных учащихся на проявление ответственности и творчества.

 

Реализация проекта

Вступление учителя: «Вы иностранец, живете далеко от России. Неожиданно получаете письмо с сообщением об оформленном на вас завещании. Нотариус вручает вам конверт, а в нем… карта клада, находящегося в определенном месте на Байкале. Об указанном регионе вы почти ничего не знаете, кроме того, что в Сибири полно опасностей. Это вас пугает, тем не менее вы собираетесь в Иркутск. Вы понимаете, что к данной поездке необходимо хорошо подготовиться, но в целях личной безопасности делать это лучше в одиночку. Никто не должен знать о цели вашего путешествия и его деталях. Операцию стоит держать в секрете. Поэтому вы самостоятельно разрабатываете маршрут».

Пояснения учителя. Письмо-завещание учащиеся придумывают сами.

Выбор места клада для ребенка не составляет трудности, так как на Байкале отдыхали все дети, живущие в Иркутске. Интрига предстоящей работы ребят увлекает. Учебные цели и задачи просты и понятны.

I этап. Выездной туризм.

Пояснения учителя. Учащиеся должны выбрать страну, из которой выезжает путешественник (в нашем варианте это Австралия). Потом нарисовать или распечатать карту страны, можно только контур. На карте обозначить населенный пункт, откуда непосредственно начнется движение, и город, где находится аэропорт, железнодорожный или морской вокзал, чтобы потом оттуда отправиться в Россию. Все оформить на листе формата А4. Работу можно выполнять на компьютере или от руки (рисунки, аппликации, тексты и др.).

Пример оформления проекта: «Мое путешествие начинается в городе Аделаиде. Добраться из него до России можно морским или воздушным путем. Один из крупнейших аэропортов Австралии – Сиднейский. Крупнейший морской порт на юго-восточном побережье Австралии – Мельбурн. На юго-западе находится морской порт Фримантл (Перт)».

II этап. Зарубежный туризм.

Пояснения учителя. Необходимо выбрать не менее двух маршрутов. Использовать различные виды транспорта.

Пример оформления: «Как попасть из Австралии, Аделаиды, в Иркутск? Разница во времени между Иркутском и Аделаидой три часа (по часовым поясам). От Аделаиды до международных портов можно добраться:

- до Сиднея автобусом или маршрутным такси – 1400 км, время в пути – 14 часов; воздушным лайнером (компании Tiger Airways) перелет по маршруту Аделаида – Сидней займет два часа;

- до Мельбурна 725 км, время в пути на автомобиле восемь часов; перелет из Аделаиды в Мельбурн (самолетом Tiger Airways) длится 1 час 30 минут.

Международная часть маршрута. Перелет из Австралии в Иркутск удобнее всего спланировать из Сиднея или Мельбурна. Прямых рейсов нет. Среднее время перелета с учетом пересадок не менее 24 часов.

- Asiana Airlines, Сидней – Сеул – Иркутск – 36 часов.

- Asiana Airlines, Мельбурн – Гуанчжоу – Пекин – Иркутск – 24 часа.

Морем (океаном) из Австралии через Азию в Россию можно добраться только на судах торгового флота, так как регулярных рейсов пассажирских судов нет. Еще вариант – отправиться в круиз. Главный круизный порт Австралии – Сидней. Круизная компания Princess Cruises, лайнер Golden Princess, порт прибытия – Пекин (Китай). Продолжительность круиза – 26 суток. Из Пекина до Иркутска идут поезда РЖД Пекин – Москва. Время в пути – двое суток семь часов».

III этап. Памятка для пассажира.

Пояснения учителя. Выбрав маршрут и виды транспорта, используемые для путешествия, необходимо положить в свою дорожную сумку (рюкзак) памятки, где изложены обязанности пассажира теплохода, самолета, поезда, автобуса, автомобиля или маршрутного такси.

Рекомендации для составления памятки. Перечислить пять основных обязанностей пассажира. При этом не использовать слова «нельзя», «не делать», «не надо» и другие наречия, сказуемые и глаголы с приставкой или частицей «не». Целесообразно начинать фразы словами «пассажир обязан», «пассажир должен» и т.п.

Пример оформления памятки пассажиру теплохода:

1. При входе на судно пассажир должен пройти турникет безопасности с видеонаблюдением, предъявить лицу, ответственному за транспортную безопасность, вещи к осмотру, оставить на хранение предметы, не разрешенные к проносу на судно.

2. На протяжении всего круиза пассажирам следует выполнять требования внутреннего распорядка и распоряжения капитана теплохода.

3. Пассажиру надлежит ознакомиться с планом эвакуации из своей каюты в случае опасной ситуации.

4. Пассажир должен ознакомиться с расположением спасательных средств (спасательных жилетов, спасательных кругов) и знать о маркировке мест их расположения.

5. Пассажиры обязаны соблюдать на борту общественный порядок, требования по обеспечению безопасности плавания, правила пожарной безопасности.

IV этап. Ориентирование в городе.

Пояснения учителя. Выбрать в Иркутске гостиницу, в которой поселится иностранец. Обозначить ее местонахождение на карте города. Разработать маршрут от вокзала (аэропорта, железнодорожного вокзала, автостанции) до выбранной гостиницы.

Пример оформления: «От автовокзала до гостиницы «Европа» можно добраться следующим образом:

- на маршрутном такси № 11 до остановки «Гостиница «Европа»;

- на троллейбусе № 6 до остановки «Центральный парк».

V этап. Маршрут на Байкал.

Пояснения учителя. На карте озера Байкал обозначить населенный пункт, от которого начнется пеший маршрут до места нахождения клада. Определить вид транспорта, который доставит иностранца в этот пункт. Разработать маршрут: «Иркутск – пункт назначения (например, поселок Листвянка)».

Пример оформления: «До поселка Листвянка от городской автостанции можно добраться на рейсовом автобусе № 150, который отправляется через каждые два часа. Конечная остановка – отель «Маяк». Расстояние от Иркутска – 60 км, время в пути – два часа».

VI этап. Ориентирование на местности.

Пояснения учителя. Придумать карту клада, за основу взять существующий поселок у озера Байкал. Начало маршрута должно быть привязано к стационарному ориентиру (километровый столб, угол капитального здания, мост, железнодорожное полотно, перекресток, опора линии электропередачи или др.). Далее на карте показать ориентиры, которые могут быть вымышленными и изображенными в любом виде, соблюдать топографию не обязательно. Проложить маршрут по азимуту. Карту выполнить на отдельном листе формата А4.

Карта клада. Маршрут начинается от юго-восточного края ванны горячего источника Змеево и заканчивается у юго-восточного угла избушки лесника. Клад находится на глубине 0,8 метра.

Движение по азимуту: А1 – 225°, 200 м; А2 – 235°, 180 м; А3 – 280°, 180 м; А4 – 5°, 220 м; А5 – 265°, 80 м.

VII–X этапы. Возможные опасности.

Пояснения учителя. Перечислить, с какими опасностями может встретиться турист на Байкале в августе.

- погодные условия:

- опасные насекомые;

- опасные растения;

- опасные животные.

Дать описание этих опасностей. «Положить» в сумку туриста предметы, необходимые для минимизации тяжести последствий при встрече с перечисленными опасностями.

XI этап. Заключение.

Пояснения учителя. Сделать заключение по итогам работы над проектом. Ответить на вопросы:

– Какие трудности вы испытали при выполнении проекта?

– Какой этап был самым интересным?

– Чему вы научились, выполняя проект?

– Если бы пришлось делать проект снова, что вы изменили бы в своей работе?

 

Движемся дальше

Как изучать в 7-м классе опасные природные явления? Если реальной целью учителя является «создание условий для развития личности», то, пожалуй, освоение содержания предмета ОБЖ для 7-го класса является наиболее трудной задачей, ведущей к достижению этой цели. Личный опыт семиклассника дает ему право думать, что про стихийные бедствия он все знает, при этом считает изучение характеристик опасных природных явлений скучным занятием. Учащийся редко открывает учебник, в лучшем случае читает отдельные главы на перемене перед уроком. Но именно выбор учителем проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для семиклассника, является важным шагом для решения учебных задач, определенных программой предмета ОБЖ.

В первых параграфах учебника учащийся сталкивается с классификацией опасных природных явлений (ОПЯ), которая красной нитью проходит через весь курс. Однако годовая контрольная работа показывает, что эту классификацию выпускник 7-го класса так и не освоил. Между тем программа требует освоения общих характеристик ОПЯ. Следовательно, учителю необходимо построить обучение на такой основе, которая через активную целесообразную деятельность ученика в соответствии с его личными интересами показала бы ему, что приобретаемые знания не только необходимы, но и полезны.

Выполнив в 6-м классе рассмотренную выше работу, большинство учащихся с уверенностью возьмутся и за новый проект под условным названием «Безопасная страна». Это закономерно, так как они уже знают требования к учебному проекту, и решение исследовательских, информационных, практических и творческих задач их не пугает. Главное для учителя – вызвать интерес у обучающихся, добиться, чтобы он был интригующим. В этом довелось убедиться на опыте работы с шестиклассниками.

Приглашение к проекту для семиклассников может быть озвучено следующим образом: «В 6-м классе вы были «иностранцем», посетившим Байкал. Представьте, что в ходе поиска клада вы приобрели в России хорошего друга, который согласился следующим летом приехать к вам в гости (в какую-либо зарубежную страну на выбор). И вот теперь уже вам лететь в незнакомую местность, которая полна неожиданных опасностей. Ну что, полетели?»

А дальше все просто: «покупаем» билеты, повторяем правила дорожной и пожарной безопасности, возможные криминальные опасности и начинаем изучать страну в соответствии с параграфами учебника. Каждый этап посвящен определенному опасному природному явлению, которое может возникнуть в нашем путешествии. Не будет лишним подумать, например, и о космических опасностях. Какова вероятность падения астероидов или метеоритов в зарубежной стране в ближайшие два-три месяца?

В ходе работы у учащихся появляются разные вопросы, скажем такие: «А если в стране, куда мы отправляемся, не бывает наводнений, селей, землетрясений – как тогда быть?» Все очень просто: ведь есть соседние государства и указанные опасные природные явления могут случаться там. Надо выяснить, могут ли ОПЯ, возникающие в соседних странах, повлиять на нормальные условия жизнедеятельности «вашей» зарубежной страны?

Ниже представлен отзыв на выполненный проект, написанный семиклассницей.

«Чему я научилась и что нового узнала при работе над проектом? Я научилась планировать путешествия в зарубежные государства, узнала об интересной стране Сан-Марино, ее климате и опасностях.

Что было сложным? Поиск нужной информации о такой маленькой и малоизвестной мне стране, как Сан-Марино, потребовал немало времени и труда, в интернете о ней сказано очень мало.

Что понравилось? Я с удовольствием ознакомилась со сведениями о государстве Сан-Марино, а попутно и с его соседями. Это расширило мой кругозор, принесло пользу.

Что не понравилось? Задачи данного проекта были похожи на те, что мы решали при работе над проектом в 6-м классе. Хотелось бы чего-то нового.

Личная оценка проекта – 6/10, проделанной работы – 9/10».