Главная страницаАрхив2019 #2 / Любовь к своему делу помогает растить победителей

Любовь к своему делу помогает растить победителей

19 Апреля 2019

Заслуженный учитель Чувашской Республики Сергей СПИРИДОНОВ уже не первый год успешно готовит своих учеников к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ. С его помощью ребята из Новочебоксарска ежегодно становятся победителями или призерами. Мы решили спросить у Сергея Михайловича, в чем же секрет успеха и как заинтересовать учеников своим предметом.

 

Тяжело в учении…

– Сергей Михайлович, расскажите, пожалуйста, как проходит подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников у вас в школе?

– На каждый этап олимпиады я ставлю себе и ученикам определенные задачи, которые совместно решаем. С теми задачами, которые я планировал ранее, мы успешно справились. Например, что касается теоретического тура, олимпиадный материал мы повторяем в форме лекций, решаем задания и тесты, разбираем ошибки.

Для подготовки к региональному этапу ребятам необходимо было немного отдохнуть от олимпиады, успеть поправить оценки по другим предметам. Уже в начале января мы приступили к работе. Встречались даже на каникулах. Повторяли весь материал, много занимались подготовкой практического тура. Когда началась учеба, мы стали снова заниматься после уроков по полтора часа. Также мы встречаемся и по выходным дням.

Коллективная работа, тем более под руководством учителя, – это, несомненно, хорошо, но важно, чтобы ученики умели самостоятельно готовиться: анализировать, находить ключевые моменты по той или иной теме, сами думали, были способны к саморазвитию. Навыки эти им пригодятся и в других областях.

Так, я даю ребятам задание на дом (отправляю каждому индивидуально по электронной почте): конспектирование тем, самостоятельное изучение материала с использованием ресурсов интернета.

– С какими трудностями вы сталкиваетесь при подготовке к олимпиаде? Есть ли в вашей школе необходимое оборудование для практического тура?

– Самая большая трудность заключается в поддержании интереса и рабочего состояния учеников. Подготовка к олимпиаде любого уровня – это большой труд. Тяжело бывает некоторым ученикам прийти на занятия в выходные дни или, скажем, остаться заниматься после шести уроков.

Вторая большая трудность – это недостаток инвентаря. Ведь невозможно готовиться к заключительному этапу по медицине без современных биороботов. Приходится искать разные варианты. Например, на тренировки даже ездили в соседнюю Республику Татарстан, где есть все необходимое. Что-то изготавливаем сами, помогают наши шефы: ФГКУ «Специальное управление ФПС № 17 МЧС России», Росгвардия, Республиканский центр медицины катастроф, Община казаков Чувашской Республики  и другие.

Третья трудность – не хватает знаний. Но пробелы в них мы восполняем на занятиях, готовясь к олимпиаде.

 

Лидерами не рождаются

– Как вы выбираете, кто из учеников будет участвовать в олимпиаде? Кто эти ребята?

– Провожу школьный этап, стараюсь по возможности охватить большее количество учащихся, особенно среди 7–8-х классов. Из них выбираю, кто будет участвовать в муниципальном этапе. В процессе подготовки многие отсеиваются, не выдерживают. С остальными продолжаем работу. Как правило, это учащиеся кадетских классов. Из старшеклассников в основном участвуют дети, которые уже пробовали свои силы на олимпиаде в прошлые годы. Высокого результата на Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ), как правило, достигают те дети, которые хорошо учатся.

Есть ученики, которым помогаю реализоваться, почувствовать успех. Таким скромным, не всегда уверенным в себе был трехкратный призер заключительного этапа ВсОШ по ОБЖ Владислав Федоров. Учащийся кадетского класса первый раз участвовал в олимпиаде по ОБЖ в 7-м классе, в призеры не попал, но интереса к олимпиаде не потерял. В 8-м классе вновь участвовал в муниципальном этапе и стал призером, но в региональном туре участия не принимал (согласно условиям проведения регионального этапа, учащиеся 8-х классов не участвуют, если со школьного этапа не решали задачи для учащихся 9-х классов).

В 9-м классе Владислав Федоров уже становится призером муниципального этапа и победителем регионального этапа олимпиады по ОБЖ. После серьезной подготовки в составе команды Чувашской Республики выезжает в Казань и становится призером заключительного этапа.

На следующий год, как призер заключительного этапа, он автоматически попадает на заключительный этап следующего года. Но Владислав выбирает пройти весь этот путь от начала: он снова участвует в муниципальном этапе и становится победителем, затем призером регионального этапа, едет на заключительный этап в Санкт-Петербург, где вновь входит в число призеров.

На следующий год все повторяется: победитель муниципального этапа, призер регионального, призер заключительного этапа в Уфе. При этом он все эти годы учится на отлично, участвует во всех кадетских мероприятиях (кадетские строевые зачеты, фестивали, слеты, летние и зимние межрегиональные казацкие сборы, республиканские кадетские балы), соревнованиях по пулевой стрельбе, морскому троеборью, где тоже завоевывает призовые места. По итогам 2017 года он был признан лучшим кадетом Чувашской Республики и награжден нагрудным знаком. Так что при желании и трудолюбии можно успеть многое.

Некоторые ребята добиваются успеха только в муниципальном этапе либо в других каких-то видах соревнований, это им помогает в дальнейшей жизни. После окончания школы мы становимся друзьями.

 

Выбор профессии

– Как складывается жизнь школьников после участия во ВсОШ, какие направления они выбирают, заканчивая обучение в школе?

– За время моей практики в муниципальном этапе было подготовлено более 50 призеров. На региональном этапе 27 человек вышли в следующий тур. По подведению итогов заключительного этапа – один победитель и три призера.

Большинство, конечно, уже окончили школу, поступили в престижные вузы. Некоторые получают высшее военное образование или готовятся стать спасателями. Есть те, кто уже работает по специальности.

Например, из тех победителей и призеров, кто сейчас учится, Роман Лукин – студент Воронежского университета Федеральной службы исполнения наказаний, Юлиан Каштанов – курсант Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Андрей Шевелев оканчивает МГТУ имени Баумана. Екатерина Николаева обучается в МГУ имени М.В. Ломоносова. Евгений Гущин – курсант 4-го курса Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного в Санкт-Петербурге.

Денис Стрельцов уже окончил Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России и работает в городской пожарной части № 6 города Чебоксары. Алексей Демичев после окончания Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России  служит в ФГКУ «Спецуправление ФПС № 17 МЧС России», в настоящее время – шеф нашего кадетского корпуса, помогает мне в работе с кадетами.

При поступлении в высшие учебные заведения результаты олимпиад у некоторых моих выпускников засчитывались. Многие выпускники приходят в школу не только ко мне, но и к другим учителям. Часто кадеты навещают меня дома, встречаемся, пьем чай, обсуждаем различные вопросы, вспоминаем учебу, сборы, соревнования, разные случаи из кадетской жизни. Некоторых выпускников приглашаю в качестве судей на городские соревнования. Ежегодным местом сбора для многих выпускников становятся классные кабинеты в день встречи с выпускниками.

– Есть ученики, которые решили пойти по вашим стопам и стать учителем ОБЖ?

– Да, конечно. Хотя я больше стараюсь ориентировать их на военную стезю. Поступивших в военные вузы около пятидесяти. А вот Алексей Салдайкин учится в РГПУ имени Герцена. Я не сразу узнал о его выборе, Алексей только после поступления рассказал, что по окончании университета станет учителем предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Может, здесь и сыграло роль то, что Алексей принимал участие в олимпиаде школьников по ОБЖ, тогда он стал призером регионального этапа.

 

Личный пример

– Были ли в вашей личной практике ситуации, опасные для жизни?

– Это было еще до того, как я стал учителем ОБЖ, в армии. Во время учений нам была поставлена задача. Группа военнослужащих направилась на полигон. По пути я отстал от группы и... заблудился в лесу. К счастью, ненадолго. Вспомнил навыки ориентирования, которые помогли найти товарищей. Навыки выживания тогда, к счастью, не пригодились.

– А как вы думаете, ученикам навыки выживания и в целом знания и умения, полученные в рамках современного урока ОБЖ, могут пригодиться в жизни?

– Конечно, лучше бы они не пригодились. Однако готовым нужно быть ко всему, ведь лучше действовать не наобум. Тренировки, отработка практических навыков помогают действовать правильно, не задумываясь, когда некогда размышлять и дорога каждая секунда.

Чтобы учить всему этому, нужно, как говорится, держать руку на пульсе. Все очень быстро меняется, появляются новые угрозы. Например, террористические. К ним тоже надо быть готовыми. Допустим, учить на практике, что делать при обнаружении бесхозного свертка, чемодана или коробки. Теоретически вроде бы это известно, но «сработают» ли эти знания в жизни?

Вы потому и решили стать учителем ОБЖ, чтобы научить безопасной жизнедеятельности и предупреждению различных угроз?

– Сначала я преподавал физкультуру, а работать преподавателем ОБЖ начал в 2000 году. В то время еще с преподаванием предмета не определились, не было программ, учебников, учебного оборудования, инвентаря. Каждый преподаватель работал по своим программам.

Я тогда купил учебники для себя в Казани и пользовался ими. Собрал группу детей, мы начали готовиться к военно-спортивной игре «Зарница». Неожиданно заняли первое место…

Так и началась моя работа в качестве учителя ОБЖ. В настоящее время все определилось, появились учебники, программы, сложился опыт работы с классом. С годами приобрел инвентарь, оборудование. И вот уже 19 лет я преподаватель-организатор ОБЖ.

Как считаете, какое самое важное качество для человека вашей профессии?

– Для меня самое главное – постоянно развиваться. Я стремлюсь быть в курсе последних событий, не оглядываюсь назад. А еще получать удовлетворение от того, чем занимаешься. Иначе за дело не стоит и браться.

 

Детям нравится практика

Сергей Михайлович, в школе вы еще открыли военно-патриотический клуб «Ермак». Как на все хватает времени?

– Со временем непросто. Подростковому клубу уже много лет, раньше он назывался «Гардемарины». Ребята все свои, из кадетских и обычных классов. Занимаемся после уроков. Изучаем оружие, проходим стрелковую подготовку, проводим тренировки по морскому троеборью, пожарно-спасательному спорту.

Дети увлеченно занимаются джигитовкой, каждое лето две недели ездим на базу «Заимка». Несколько ребят стали настоящими джигитовщиками, легко управляются с лошадью, выступают на соревнованиях. Некоторые после окончания школы хотят служить в самарском казачьем полку.

Чем хороша клубная система – она позволяет учащимся проявить свои способности, а в последующем и поступить в желанный вуз.

Как еще можно увлечь ребенка своим предметом? И в чем принципиальное отличие ОБЖ от других предметов?

– Особенность основ безопасности жизнедеятельности – в совмещении теоретической и практической подготовки, прикладном значении предмета. Причем детям интересно именно практическое применение. Урок ОБЖ проводится лишь один раз в неделю, да и то не во всех классах, поэтому практические занятия проходят во внеурочное время.

Как раз здесь открываются большие возможности, в том числе и возможность заинтересовать ребенка предметом. Это и участие в различных соревнованиях военно-прикладного характера, пожарно-спасательных, туристических, военно-полевых казачьих сборах, слетах, фестивалях, поисковая работа и многое другое.

В целом внеклассная работа – это отдельная тема. Самое главное – создание ситуаций успеха у учащихся. Потом и уговаривать не нужно, ведь детям хочется делать и совершенствоваться в том, в чем они успешны.

«А что касается завоевания призовых мест – это не задача, которую я ставлю детям. На уроках и во внеурочной деятельности я стараюсь просто готовить учащихся к различным мероприятиям и, что немалоценно, самостоятельной жизни. А результаты? Результаты приходят сами».

Еще немаловажная особенность ОБЖ – это его связь с другими предметами. Например, с биологией, ведь анатомия человека и медицина – это общие темы. А сколько этих точек соприкосновения с предметом «Право»? Это и федеральные законы, и Административный кодекс, и правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Если говорить об истории, то каждый раздел в ОБЖ начинается с нее. География – ориентирование по карте, на местности, нахождение азимута. Химия – опасные вещества и многое другое. Представьте, сколько интегрированных уроков можно сделать, исходя из пары-тройки этих примеров.

Все это – огромное поле деятельности. За то и люблю свою профессию, что она увлекает. Работая с детьми, всегда чувствуешь себя нужным…

 

 

Из истории

Всероссийская олимпиада школьников проводится по 24 предметам школьной программы. Причем школьники могут одновременно принять участие в нескольких.

Главная задача Всероссийской олимпиады школьников – поиск и поддержка талантливых ребят. Другая цель конкурса – подтолкнуть учеников к саморазвитию и творческому поиску, показать, насколько интересными могут быть разные предметы за пределами школьной программы.

Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности проходит ежегодно с 2009 года. Проводится она для учащихся 4–11-х классов, в четыре этапа.

Принять участие может любой желающий начиная уже с 4-го класса, правда, пока только в школьном этапе соревнования. Его проводят учителя в самой школе, а победители выходят на муниципальный этап.

Муниципальный этап рассчитан на учеников 7-го класса и старше, а на региональный уровень попадают ребята из 9–11-х классов. Тем не менее в региональном этапе может участвовать учащийся 8-го класса, если на предыдущих этапах он успешно выполнил задания для 9-го класса.

Все этапы очные и состоят из теоретического и практического туров. Поэтому для успешного выступления нужно не только читать специальную литературу и пособия, но и быть в хорошей физической форме, чтобы суметь применить теоретические знания на практике.

Оба тура олимпиады включают задания по здоровому образу жизни и основам медицинских знаний, безопасности в быту и на транспорте. Особое внимание уделяется вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, автономного пребывания в природной среде, оказания первой помощи пострадавшим. Старшеклассников ожидают задания из курса по основам военной службы.

Практические туры проводятся на специально спланированном участке местности, для некоторых заданий используются роботы-тренажеры.

На каждый этап приглашаются победители и призеры соответствующего этапа прошлого года и участники предыдущего этапа, набравшие необходимое количество баллов.

Победители и призеры заключительного этапа олимпиады получают льготы при поступлении в российские вузы.

Интервью взяла Дарья Арнаутова

Фото из личного архива Сергея Спиридонова