Главная страницаАрхив2019 #3 / Проектирование современного урока

Проектирование современного урока

19 Апреля 2019

Современный учитель – это прежде всего тот, кто продолжает развиваться, учитывая современные требования, предъявляемые к его предмету. Такой педагог учится сам и делится полученными знаниями и навыками с учениками. А чтобы быть в курсе последних событий, необходимо не только заниматься самообразованием, но и общаться с коллегами, обмениваться опытом. Одной из площадок для встреч учителей ОБЖ являются тематические семинары, организованные Московским городским методическим центром. Недавно на базе ГБОУ города Москвы «Школа № 1524» прошел семинар на тему «Современный урок по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», где собрались учителя ОБЖ со всего Юго-Восточного административного округа столицы. После обсуждения актуальных вопросов современного образования методисты Ольга АНТОНОВА и Наталья ЕЛИСЕЕВА ответили на вопросы корреспондента журнала «ОБЖ».

 

Мотивация к обучению

Какова основная задача современного учителя?

– Сегодня очень важно понять, что школьникам интересно и как вовлечь их в активную учебную деятельность. Причем важно выяснить, какая именно деятельность на уроке, с точки зрения самих обучающихся, приносит им большее удовлетворение при изучении материала и какие компетенции они при этом получают. Поняв это и применив, учитель заметит, как у обучающихся возрастает мотивация к обучению в целом и изучению отдельно взятого предмета в частности.

Важно учитывать, что в современном мире подросток может испытывать сложности при пассивном изучении учебной дисциплины. Школьники только тогда достигнут высоких результатов, когда увидят, что полученные ими знания на отдельном взятом предмете могут пригодиться и на других предметах, и в дальнейшей жизни.

– Современные школьники – кто они? Так ли сильно они отличаются от своих предшественников?

– Современный школьник не похож на своего предшественника из 1990-х годов. Ребенок сейчас с раннего возраста многое знает про современные технологии. Как правило, его экипировка включает в себя различные электронные гаджеты: смартфон, планшет, ноутбук и прочее. Причем все это является обязательным при посещении образовательной организации.

Катерина Поливанова, профессор Института образования НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, опубликовала исследование, посвященное восприятию современными детьми обучения в школе. На вопрос о желании идти в школу современные дети через раз, а то и чаще отвечают отрицательно. Когда ребенку задают вопрос: «В какую школу ты хочешь пойти?», он отвечает: «А ни в какую не хочу».

В ходе исследований был проведен анализ мотивации обучающихся разных возрастов. Выяснилось, что учебный процесс может быть интересен при условии, если учитель доброжелателен.

– Вы говорили, что современному учителю необходимо выяснить, какая деятельность будет самой продуктивной на уроке. Вам это уже известно. Расскажите, какой тип урока понравится современному ученику?

– С точки зрения содержания и методов обучения детям нравится интрига-урок. Его можно сравнить с детективом или расследованием.

Надо сказать, в настоящее время школы и даже отдельные классы необычайно разные. Как и семьи. Можно выделить две крайности, либо родители чрезмерно заняты и у них практически не остается времени на занятия с детьми, либо наоборот, чрезмерно озабочены обучением детей и загружают их множеством не только основных занятий, но и дополнительных.

 

«Клиповое мышление»

– Как действовать учителю, когда обучающийся отказывается изучать материал, считая, что ему это не нужно?

– Безусловно, недопустимо в присутствии детей делать то, что любят делать многие сегодняшние учителя. То есть говорить, что «раньше дети читали, а эти не читают», «раньше интересовались, а эти не интересуются».

Это совершенно не так, просто это люди из разных поколений. Совершенно другие ученики. Современные дети не менее информационно развиты, просто они более прагматичны. У них в голове задерживаются только те знания и сведения, про которые они понимают, зачем им это нужно. При этом современные обучающиеся во многом повторяют поведение своих родителей.

Важное качество современных детей – сильное ощущение своего «я». Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у предшествующего поколения. Поэтому для развития познавательной мотивации современных школьников учителю важно работать в атмосфере диалога и сотрудничества с учеником.

– Что еще необходимо учитывать при проектировании урока?

– В эпоху интернета у обучающихся возникает «клиповое мышление», требующее дозированной и динамичной подачи информации в виде гипертекста. Это необходимо учитывать при подаче материала на уроке. Учитывая особенности мышления современных школьников, преимущество будут получать короткие циклы занятий и тренингов с обязательными межпредметными связями. Проектируя урок, необходимо помнить, на кого он ориентирован.

Поэтому вернемся к вопросу об особенностях современного школьника. Сейчас обучающиеся умеют хорошо ориентироваться в информационном пространстве и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Общее видение жизни зачастую становится виртуальным. По степени популярности у современных школьников на первых местах стоят компьютер, просмотр телепередач, слушание музыки, чтение.

Современным школьникам присущ скептицизм. У них происходит падение доверия к авторитетам и традиционным источникам знаний. Они зачастую ожидают, что занятия будут легкими и увлекательными, и получение хорошей отметки для них достигается при минимуме усилий.

Обучающиеся достаточно критично относятся к основным школьным предметам, считая их скучными как с позиции содержания, так и с позиции действий учителей-предметников. Многие интересуются только тем, что имеет отношение к будущим заработкам…

Поэтому важно, чтобы в результате учебной деятельности обучающиеся получили конкретный результат, который в дальнейшем будет иметь практическое применение. В то же время исследования показывают, что значительное количество обучающихся воспринимают цели школьного образования как слишком общие, не имеющие реальной связи с сегодняшней и будущей жизнью.

Сегодня многие педагоги признают, что для изменения или повышения мотивации познавательной деятельности у обучающихся необходимы новые учебные технологии.

 

Современный урок

– Придерживаться каких правил следует учителю при моделировании современного урока?

– Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком смысле этого слова. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «современный» трактуется как совершенно новый и не теряющий связи с прошлым, одним словом, актуальный. В свою очередь «актуальный» – это важный, существенный для настоящего момента.

Моделируя урок, стоит придерживаться следующих правил: предельно четко определять тему, цель и тип урока; отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным материалом, дополнительный материал); выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока; определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся на данном занятии; продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап для каждого конкретного класса; продумать форму проведения урока; продумать форму подведения итогов урока; если есть домашнее задание, продумать его объем и форму.

Основу современного урока может составлять использование технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий и активное использование собственных наработок.

В настоящий момент широко распространен объяснительно-иллюстративный метод работы: учитель является основным действующим лицом на уроке. Необходимо переходить на такие методы работы, которые позволят педагогу активно взаимодействовать с обучающимися. В идеале необходимо выстроить урок так, чтобы взаимодействие происходило между учениками, так как дети почувствуют себя полноценными участниками образовательного процесса.

Расскажите поподробнее, так ли плох традиционный урок?

– Это не совсем так. Элементам традиционного подхода к обучению есть место в современном уроке. Но превращать учебный процесс в монолог учителя нецелесообразно. Педагог рискует потерять интерес у учеников к своему предмету. Как следствие, школьники перестанут выполнять какую-либо работу на уроке. Соответственно, знаний о предмете на выходе из школы у них не останется.

Возвращаясь к цели современного урока, стоит дополнить. Эта цель конкретная и измеряемая. Дети сами ее выявляют и стремятся достигнуть. Учитель лишь направляет, является организатором учебной деятельности обучающихся.

Получение результатов происходит через самостоятельную активную познавательную деятельность. Лучше, если учитель вместе со школьниками на равных будет учувствовать в поиске и отборе содержания, необходимого для усвоения.

 

Методы в сравнении

– Не могли бы вы более подробно провести сравнительную характеристику традиционного и современного уроков ОБЖ?

– Целью современного урока является воспитание у учащихся социальной активности, умения осмыслить события, принимать самостоятельные решения, анализировать, прогнозировать, развитие способности и желания к непрерывному самообразованию.

В реализации целей обучения ведущая роль принадлежит мотивации обучения, суть которой в том, чтобы учащиеся четко представляли себе, для чего они изучают данную тему, почему эти знания необходимы лично для каждого из них. Успех реализации мотивации обучения, несомненно, в руках учителя, то есть в его компетентности, уровне творческого педагогического мастерства.

Важную роль в воспитании и развитии учащихся играют методы обучения (например, исследовательский, проблемное обучение) и организационные формы (особенно коллективные).

Переход от традиционного урока к современному заключается в изменении роли и функции учителя на уроке. Если на традиционном уроке учитель – передает информацию, то на современном – организатор учебной деятельности, помощник, консультант.

Изменяются и отношения между учителем и учащимися. Если на традиционном уроке преобладает классический стиль общения, то на современном имеет место сотрудничество, которое выражается в выборе различных форм проведения урока, оценки результатов, возможна даже передача некоторых функций учителя ученику.

Логика построения процесса обучения на современном уроке заключается в ином распределении времени, то есть основная обучающая часть урока приходится на самую ее продуктивную часть – начало. В ходе урока происходит слияние отдельных его этапов с целью научить применению знаний и умений в процессе решения учебных задач, как и осуществления проверки знаний, запоминания нового материала.

Современный урок может выходить за рамки расписания, если он носит межпредметный характер, что невозможно в рамках традиционного урока.

В практике учителей ОБЖ школ города Москвы проводятся межпредметные (интегрированные) уроки ОБЖ в рамках двух и более предметов (биология, история, английский язык, музыка). Причем урок может быть проведен в музее, библиотеке, на экскурсии.

Важная роль отводится коллективной учебной деятельности учащихся, так как в процессе сотрудничества у детей вырабатываются навыки взаимодействия, ответственность, коммуникабельность, возможность оценить себя в роли наставника и ученика. Все это очень интересно и полезно для школьного возраста, а также может существенно повлиять на дальнейшую судьбу учеников. Как раз потому, что современный урок направлен прежде всего на формирование личности учащегося. В то время как внимание в традиционном уроке сосредоточено на усвоении знаний и умений, а воспитание и развитие школьников зачастую осуществляется спонтанно, вне руководства учителя.

Как в современных условиях научить ребят умению самостоятельно учиться?

– Чтобы обучающиеся получили необходимые знания, умения, навыки вне зависимости от предмета, они должны овладевать универсальными учебными действиями. Учитель в рамках современного урока становится ближе к обучающемуся, ищет новый материал, учится, совершенствуется. Может своим положительным примером «заразить» обучающихся.

Педагог старой закалки или молодой специалист не должен бояться пробовать новые элементы в своей профессиональной деятельности. Современный урок интегрирует отдельные элементы, которые традиционно считались признаком других форм и противопоставлялись уроку. В результате возникли такие противоречивые с точки зрения формальной логики образования, как урок-семинар, урок-зачет, урок-конференция и другие. Но как раз такие уроки и позволяют заинтересовать, мотивировать обучающихся.

Материал подготовила Дарья Арнаутова.

Фото Степана Змачинского.

 

Методика проектирования уроков

С учениками 8-х классов провели три урока по одной тематике, но по-разному построенных: от традиционного изучения материала до обучения с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Уроки проводили учителя высшей квалификационной категории.

После урока учащимся предложили ответить на вопрос «Понравился ли вам урок?» и предложили варианты ответов: «Да», «Нет», «Не знаю».

1-й урок. Учитель объяснял материал у доски, показал презентацию, провел фронтальный опрос и небольшую самостоятельную работу, разобрал результаты этой работы, подвел итог урока, поставил оценки, дал домашнее задание.

Урок прошел успешно, дал необходимые знания. Школьники занимались учебной деятельностью, но не анализировали, где и зачем могут понадобиться приобретенные знания.

Ответы на вопрос «Понравился ли вам урок?» показали: «Да» – 16%, «Не знаю» –  55%, «Нет» – 29%.

2-й урок. Учитель с помощью презентации и личного опыта актуализировал тему, затем учащимся было предложено на интернет-пространстве учителя просмотреть подготовленный материал. При этом учитель объяснил, где можно посмотреть справочный материал к уроку, примеры выполнения предложенных заданий.

Также педагог дал ссылки на интернет-ресурсы, и учащиеся приступили к выполнению заданий. Они имели разный уровень сложности. Учащиеся работали самостоятельно, отправляя выполненные задания учителю, который сразу же давал ответ: верно или нет. Если неверно, задание можно было переделать еще раз, внимательно изучив материал к уроку. В конце урока ученики увидели, сколько заданий выполнил каждый. Учитель подвел итоги, выставил оценки.

На проведенном уроке учащиеся занимались учебной деятельностью, но при этом выбирали посильный и интересный материал для усвоения темы, самостоятельно анализировали свои результаты, исправляли ошибки.

Ответы на вопрос «Понравился ли вам урок?» показали: «Да» – 69%, «Не знаю» – 27%, «Нет» – 4%. 

3-й урок. Каждому учащемуся предложили индивидуально на отдельном ПК посмотреть небольшой фрагмент учебного материала и зафиксировать услышанное. Затем каждый ученик в классе получил индивидуальное задание на актуализацию темы урока. Выполненное задание учащиеся фиксировали.

Далее каждый ученик озвучил свое задание, которое могло быть обсуждено другими учащимися. После этого учащиеся сами сформулировали тему и объяснили, чем они будут заниматься на уроке.

После этого учитель провел краткий опрос учащихся.

Для дальнейшего изучения материала ученикам было предложено поработать с интернетом. Учитель заранее продумал вопрос, который необходимо было ввести в поисковую строку, чтобы получить нужную информацию. Был назначен один из учеников, которому поступала информация от других учеников класса.

В конце урока учитель продемонстрировал полученный результат работы и обсудил с классом проблемы, возникшие при их работе.

Результат работы учащихся учитель разместил на своем интернет-пространстве, где каждый из учащихся мог бы посмотреть его и показать родителям (свой вклад в общую работу).

Далее учитель задал творческое домашнее задание.

На этом уроке каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность, получал знания, обучался универсальным учебным действиям. Ощущал себя значимым в освоении учебного материала, видел, насколько верно он воспроизвел свою часть задания, сравнивал себя с другими.

Ответы на вопрос «Понравился ли вам урок?» показали: «Да» – 86%, «Не знаю» – 14%, «Нет» – не было.