Главная страницаАрхив2019 #4 / От теории к практике. Всероссийская олимпиада по ОБЖ

От теории к практике. Всероссийская олимпиада по ОБЖ

19 Апреля 2019

Дарья Арнаутова, наш корр.

 

Подходит к завершению самое масштабное интеллектуальное соревнование среди школьников нашей страны – Всероссийская олимпиада, куда приглашаются сильнейшие ученики. Как они достигли такого результата? Как проходила их подготовка? Об этом мы расскажем на примере состязания учащихся 9–11-х классов общеобразовательных школ Алтайского края на региональном этапе соревнований Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.

 

Старт дан

По итогам муниципального этапа в Алтайском крае были объявлены победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Это те, кого по праву можно считать самыми подкованными в вопросах безопасности жизнедеятельности в своих районах. Ребята из города Барнаула, Поспелихинского, Романовского, Локтевского, Павловского, Петропавловского, Смоленского районов приехали в столицу Алтайского края, чтобы помериться силами на равных с соперниками.

Конечно, все мечтали победить, но, как известно, сильнейшими из сильнейших становятся немногие, как на любых соревнованиях. Однако особенность школьной олимпиады в том, что в ней, если смотреть на перспективу, проигравших не бывает – это ценнейший опыт для всех без исключения участников, сумевших стать лидерами среди сверстников в ходе предыдущих отборочных этапов. А еще – пополнение своего багажа знаний, как и опыта команд из других регионов, наконец, увлекательное общение, свежие впечатления, новые друзья.

В первый день соревнования участникам предстояло выполнить тестовые задания, сформулировать конкретные ответы на теоретические вопросы, а также выразить свое мнение с учетом анализа ситуации или поставленной проблемы. Словом, наступил теоретический тур.

Будучи одним из членов жюри олимпиады, преподаватель-организатор ОБЖ Алтайского государственного колледжа Сергей Крылов рассказал, как проходит процедура оценивания работ с самого начала и до оглашения результатов.

Утром накануне теоретического тура из Москвы в оргкомитет приходят задания для участников олимпиады. Школьники выполняют их и сдают свои работы. Кстати, ответы теоретического тура не поступают в оргкомитет сразу вместе с заданиями – только к вечеру Центральная предметно-методическая комиссия Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ отправляет ключи для оценивания работ. Жюри оценивает закодированные листы ответов по утвержденной методике, перепроверяя несколько раз. Так что проверка проводится допоздна, и, пока участники олимпиады переводят дух вечером, набираются сил перед практическим туром, их теоретические знания оценивает внимательное жюри.

Специфика региональных этапов олимпиады такова: во всех субъектах Российской Федерации они проводятся синхронно. Казалась бы, разница во времени позволяет школьникам из западных регионов иметь преимущество перед теми, кто сдает раньше. Ведь информация может просочиться в сети интернет. Но условия, в которых проводится олимпиада, не позволяют такому случиться – участники расходятся по аудиториям, имея с собой только паспорт и пару черных гелиевых ручек. Воду и шоколадку (для активизации мыслительных процессов) также можно взять собой, ведь олимпиада идет три часа, но не телефон.

Строгие условия, предупреждающие утечку информации, позволяют провести интересную аналогию. Процедура теоретического тура и по времени и по форме напоминает собой сдачу Единого государственного экзамена. Поэтому участники олимпиады не только проверяют свои знания в определенной области, но и пробуют в реальных условиях «атмосферу» на ЕГЭ, что позволит им испытывать меньший стресс в будущем, при итоговой аттестации.

Но вернемся непосредственно к теоретическому туру. Первый день интеллектуального соревнования проходил на базе Международного колледжа сыроделия. В торжественной обстановке представители оргкомитета поздравили участников с началом регионального этапа олимпиады по ОБЖ. «Правила игры» были проговорены, и учащиеся разошлись по аудиториям колледжа. Преподаватели, сопровождающие своих учеников, уже сказали напутственные слова и последние рекомендации, теперь им оставалось только ждать своих ребят…

 

Закулисье

В кабинетах колледжа было очень тихо: школьники сосредоточились над заданиями теоретического тура. А вот, казалось бы, в месте, где должна быть тишина, звучали оживленные разговоры. В библиотеке учителя обсуждали прошлое, настоящее и будущее основ безопасности жизнедеятельности. Делились опытом подготовки к олимпиаде, мнениями о новой концепции преподавания предмета ОБЖ и судьбе учебников, исключенных из федерального перечня.

На мой брошенный вскользь вопрос, для чего олимпиады по ОБЖ нужны в целом, интересно ответила учительница из поселка городского типа Горняк. Татьяна Гутова считает, что соревнования – это то место, где могут собраться ребята, которые по-настоящему любят предмет ОБЖ, разбираются в нем, испытывают радость от того, что знают, например, как помогать людям, попавшим в чрезвычайные ситуации, умеют обращаться с туристическим снаряжением, а главное, могут эти знания применять.

«Тем более навыки, умения, которые приходят в процессе изучения именно ОБЖ, по большому счету готовят наших учеников к взрослой жизни», – развивает мысль Татьяны Александр Громов из Алтайского краевого педагогического лицея-интерната.

Наставник победителей прошлых лет Елена Логинова, учитель из средней общеобразовательной школы № 49 города Барнаула, считает, что данная олимпиада помогает преподавателям популяризовать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» и выявить самых способных учеников, позволяя обучающимся не только проявить себя, но и задуматься о выборе будущей профессии.

После того как прошло некоторое время с начала теоретического тура, к нам в библиотеку зашел председатель жюри Игорь Гольев, преподаватель-организатор ОБЖ из Алтайской академии гостеприимства, чтобы обсудить некоторые аспекты завтрашнего дня, посвященного практическим заданиям. Как оказалось, вовремя – несмотря на то, что в методических рекомендациях требовалось, чтобы у каждого участника было с собой личное средство защиты (противогаз), не все школьники привезли его с собой.

Совместными усилиями учителя из Барнаула и председатель жюри нашли выход: подобрать разных размеров данное средство защиты из близлежащих школ и колледжей. Этот вопрос решили. Затем Игорь Гольев сообщил, какие блоки необходимо повторить учащимся перед завтрашним днем.

Одного из присутствующих учителей озадачило то, что в ходе выполнения практических заданий участники должны будут оказывать первую помощь пострадавшим, используя робот-тренажер. Насущная проблема прозвучала в стенах библиотеки: в Алтайском крае далеко не во всех школах есть необходимое оборудование по оказанию первой помощи, и многим учителям приходится импровизировать. Например, искать у коллег из других школ, обращаться в институты, имеющие профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности». Но порой только на олимпиаде ученик может увидеть тренажер-манекен доврачебной помощи и попробовать применить знания на практике, полученные на уроках ОБЖ.

«Теория без практики ничего не дает. Первая помощь – это не знания, а навыки. Действия нужно отработать до автоматизма, чтобы при возникновении любых чрезвычайных ситуаций не растеряться», – замечает Владимир Крючков, учитель из Бийска. И здесь же он делится опытом, как получить необходимое оборудование из средств, заложенных в финансирование школы.

Оказывается, это не так сложно. Необходимо найти тренажер в интернет-магазине, узнать его стоимость и наименование, а далее подать заявку, где будет указано, на что предлагается истратить средства бюджета школы и на какую сумму приобрести выбранный тренажер в кабинет ОБЖ.

Чем не выход? Правда, здесь все будет зависеть как от финансирования школы, так и от убежденности ее руководства в необходимости такого тренажера. К слову, вспоминается случай из практики, как учитель ОБЖ одной из московских школ убедил своего директора в необходимости закупить такие тренажеры после успехов его учеников на олимпиадах и соревнованиях по оказанию первой помощи. Окончательно «сразил» директора случай, когда ученики сумели грамотно оказать на улице первую помощь случайному прохожему, упавшему без сознания…

 

Секреты раскрыты

Взволнованные участники олимпиады выходили с теоретического тура и говорили своим учителям-наставникам, что дали ответы на все вопросы, в которых были уверены. А если ситуативное задание или задача, предполагающая изложение своего мнения, им были незнакомы, то ребята представляли ситуацию и отвечали так, как они бы поступили в реальной жизни. Говоря прямым текстом и словами из рекомендаций одного учителя Алтайского края: «Ребята, то, что знаем, – пишем, то, что не знаем, – тоже пишем».

До момента получения заданий теоретического тура, когда учитель уже не сможет подсказать, учащиеся не предполагают наверняка, какие темы им попадутся. Ведь это как лотерея. Скажем, педагог ОБЖ делает упор на изучение чрезвычайных ситуаций или основ военной службы, начинает активно готовить учащихся к ним, а уже на олимпиаде оказывается, что в заданиях этих вопросов было немного – об этом тоже говорили учителя в своем кругу.

В чем же выход, как готовиться эффективнее? На самом деле все, пожалуй, просто до банальности – нужно готовиться ко всему в рамках предмета. Да, это сложно, но как иначе? Правильно говорят, что постигать ОБЖ – это как объять необъятное. Тем не менее в том и состоит мастерство педагога: готовить ко всему, но так, чтобы уложиться в небольшие часы, отведенные предмету, и во время внеклассной работы. Те педагоги, с которыми мне удалось пообщаться в Барнауле, действительно сумели максимально приблизиться к «необъятному», и это достойно восхищения. И кто может наиболее объективно судить об этом? Конечно же, ученики – они  все видят и чувствуют, от них ничего не скроешь.

Девятиклассница Лиза Чеснокова из школы № 50 города Барнаула, выйдя из аудитории, первым делом рассказала своему учителю о непередаваемых эмоциях, которые она испытывала, и о том, какие задания были на теории. Девочка улыбалась, и по ее настроению можно было догадаться, что она уверена в своих ответах. На мой вопрос: «Не могли бы вы поделиться секретами своей подготовки к олимпиаде?» – Лиза ответила так:

«Секрета нет. Мой учитель ведет ОБЖ очень интересно. Еще у нас есть дополнительные занятия после уроков. Но больше всего мне нравится принимать участие в разных сборах, слетах, соревнованиях движения «Школа безопасности». Я думаю, что именно участие в них помогло мне пройти так далеко».

Сейчас известно – Лиза Чеснокова стала победителем регионального этапа среди девятиклассников. На ее опыте мы лишний раз убеждаемся, что дополнительные мероприятия, направленные на освоение материала практического характера, играют важную роль в подготовке к олимпиаде. Не стоит забывать и о том, что они формируют у подрастающего поколения сознательное и ответственное отношение к личной и общественной безопасности. И делают это ненавязчиво, в увлекательной для детей форме  занятий. Там приходится показывать свои ловкость, силу и умение, преодолевая разные препятствия, переправляясь по канатам через речки и овраги, учась на практике оказанию первой помощи, совершая кроссы, вынося на носилках условно пострадавших и т.д.  К тому же разные сборы – это возможность найти новых друзей, испытать свои силы, узнать что-то новое, полюбить ОБЖ еще больше. И на своем опыте понять, что этот предмет действительно нужен для жизни.

Так наш разговор о проблемах работы учителя и ее несомненных плюсах перешел на другие темы: турпоход и слеты. В общем, жизнь предмета ОБЖ вне школы. Тут же были и истории о реальных чрезвычайных ситуациях, происходящих на таких мероприятиях. Например, когда в тело впился клещ. «Не стоит использовать ниточку с петелькой – оторвете, останутся частички клеща в теле. Лучше создать вакуум, который можно получить при помощи пустого шприца», – рассказывает руководитель отделения по ОБЖ краевого учебно-методического объединения Константин Головатенко из гимназии № 69 города Барнаула. Причем этот способ был проверен опытом как раз в одном из турпоходов.

«Наши школьники зачастую знают больше о действиях в чрезвычайных ситуациях, чем их родители», – отмечает Константин Головатенко, и такое мнение, замечу, приходилось слышать неоднократно. Бесспорно, лучше не попадать в ситуации, сопряженные с риском для жизни, но уметь правильно в них действовать – это необходимое знание.

Мы часто отвергаем даже мысль о том, что сами можем попасть в экстремальную ситуацию. Потому что считаем себя особенными: со всеми это может случиться, а со мной – нет. Наверное, цивилизация притупила в нас элементарные инстинкты, связанные с чувством опасности. Поэтому стоит серьезнее отнестись к предмету ОБЖ, в котором есть темы, способные сформировать у ребят предчувствие опасности и осознание последствий своих поступков. Учителя говорят детям: может быть, непредвиденная ситуация не случится никогда. Но вдруг?.. Как ты поступишь? Твой первый шаг? Твой второй шаг?

Ребенок должен за доли секунды осознать: что будет, если он попытается перебежать улицу на красный свет, или, скажем, толкнет одноклассника, и тот упадет спиной на подоконник. Когда возникает опасность, алгоритм действий всплывает в памяти ребенка мгновенно. Шагнул на красный свет – и тут же сделал шаг обратно. Поднял руку на одноклассника, но – не толкнул его. Этому и многому другому учит предмет ОБЖ.

 

Верно, точно, быстро

В период проведения второго тура участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ отрабатывали задания практического характера в одной из школ столицы Алтайского края.

Соревнование проводилось в нескольких помещениях, оборудованных с учетом специфики заданий.

В спортивном зале школьникам предстояло определить высоту и ширину объектов, находясь на отдалении. Здесь же участники соревновались в проведении спасательных работ, оказывая помощь условно терпящим бедствие туристам на плоту. Использовали они для этого веревку без узлов и отягощений или линь спасательный (конец Александрова). Необходимо было один конец веревки забросить так, чтобы ее часть попала в цель (плот с туристами), а другая часть оставалась в руках.

Были и «хитрые» задания. Например, обвязать веревкой большой сосуд с водой таким образом, чтобы его можно было опустить с высоты строго вертикально, без наклонов. Можно представить себе практическую ситуацию, когда пострадавшему нужно спустить сверху воду, не пролив драгоценной для него влаги, или другие аналогичные «расклады», когда требуется такое умение. Для ребят, занимающихся в «Школе безопасности», это оказалось проще простого: быстро обвязали сосуд, применив альпинистский узел – дело знакомое…

В спортивном зале ребята состязались в преодолении зоны химического заражения и оказании помощи пострадавшему. Нужно было не только надеть противогаз на себя и находящегося в этой зоне человека, но и правильно эвакуировать младенца. Для этого использовалось специальное средство защиты, в котором можно выносить из зараженной зоны самых маленьких.

Был отдельный кабинет, оборудованный специальными тренажерами, где обучающиеся демонстрировали свои навыки и умения в оказании первой помощи пострадавшим. Заданиями предусматривались самые разные ситуации: остановка дыхания, отсутствие пульса, травмы конечностей и т.д. Школьники проводили на роботе-тренажере искусственное дыхание, иммобилизацию конечности, останавливали кровотечение – словом, совершали разные действия согласно практическим задачам.

Несомненно, каждое испытание необходимо было пройти правильно и за меньшее количество времени, так как в этом задании от быстрых и точных действий зависела жизнь, фиксируемая электронным тренажером. И школьники старались не тратить драгоценных секунд зря, при этом не допуская ошибок.

Тем не менее ошибки были. Например, как отметил один из судей на этапе, нажатия на грудную клетку при проведении искусственного дыхания осуществлялись рядом участников слишком медленно, что говорит о недостаточных практических навыках. Бывало так, что участники вообще терялись и не знали, что нужно делать. Все это не удивительно, учитывая острую нехватку тренажеров оказания первой помощи в школах. Учителя, как они мне сами рассказывали, выкручиваются как могут, например договариваются с коллегами о проведении занятий в вузах, где есть такая база, приводят туда детей. Но все это, конечно, эпизодично. Если мы хотим, чтобы дети умели оказывать первую помощь, тренажеры в школах необходимы, ведь когда объясняют на пальцах, такому не научишься.

В подвале учебного заведения, где располагается тир, участники на время заряжали магазин пистолета патронами и соревновались в меткости, стреляя по мишени.

И как здорово было наблюдать, когда ребята, справившись на старте с волнением, приступили к выполнению заданий и сделали это на отлично!

Конечно, были и неудачи. Но ведь недаром Всероссийская олимпиада по ОБЖ разбита на несколько этапов, а обучающиеся выступают индивидуально, поэтому в финал выходят самые достойные и сильные кандидаты. Но не стоит расстраиваться, потому что полученный опыт, повторим, поистине бесценен, он может при определенных условиях стоить спасенной жизни. А в следующем году можно вновь участвовать и вновь побороться за главную награду, уже имея практику участия в олимпиаде.

Таким образом, проверенная временем Всероссийская олимпиада школьников реализует свои цели более чем успешно. Столько было найдено талантливых учеников, многие из которых в дальнейшем стали признанными учеными в своих областях. В целом теперь учащиеся больше интересуются современными науками, ребята мотивированы на углубленное изучение школьных предметов, и, наверное, каждый, кто пробовал свои силы на олимпиаде, способен творчески подходить к решению нестандартных задач не только в школе, но и за ее пределами.

Победители и призеры олимпиады по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» могут стать обладателями именной стипендии и гранта на проведение различных исследовательских проектов.

Хочется пожелать победителям дальнейших успехов, не останавливаться на достигнутом результате, а развиваться в этом направлении дальше!

 

Победители

В соответствии с протоколом жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ, размещенным на портале «Одаренные дети Алтайского края», определены следующие победители:

среди 9-х классов: Елизавета Чеснокова из МБОУ «СОШ № 50» города Барнаула (педагог-организатор ОБЖ Апаликов Олег Викторович);

среди 10–11-х классов: Елизавета Березутская из МБОУ «СОШ № 102» (преподаватель-организатор ОБЖ Гуч Александр Брунович).

Лиза Березутская будет представлять Алтайский край на еще более серьезном испытании – заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

 

Встреча с сотрудниками МЧС России

В один из дней олимпиады сотрудники и специалисты Главного управления МЧС России по Алтайскому краю встретились со школьниками, чтобы рассказать им о перспективах обучения по линии МЧС, о мероприятиях, планируемых в этом году, и, конечно же, пожелать успехов в текущем соревновании.

С приветственным словом к участникам олимпиады обратился начальник управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по Алтайскому краю полковник Николай Егоров. Он поздравил учащихся с финалом соревнований, заключительным испытанием, обратил внимание на значимость предмета ОБЖ.

Заместитель начальника отдела кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления полковник внутренней службы Егор Пальянов рассказал об учебных заведениях МЧС России: каковы особенности обучения, какие требования предъявляются к кандидатам, каков порядок постановки в резерв на поступление в данные учебные заведения. Школьники также узнали о льготах и социальных гарантиях сотрудников, поступающих в ряды министерства.

Старший психолог отдела кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления майор внутренней службы Ольга Дыдина рассказала о проекте «Научись спасать жизнь».

Школьники, ставшие победителями в региональном этапе Всероссийской олимпиады по ОБЖ, будут рассмотрены кадровыми органами Главного управления МЧС России по Алтайскому краю как кандидаты для поступления в учебные заведения МЧС России пожарно-технического профиля.

После беседы с учащимися сотрудники и специалисты ГУ МЧС России по Алтайскому краю встретились с учителями ОБЖ. Начальник отдела формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава управления гражданской защиты советник 3-го класса государственной гражданской службы Александр Фоминых обсудил с руководителями команд (учителями ОБЖ) проведение предстоящих соревнований «Школа безопасности» и полевого лагеря «Юный спасатель» в Алтайском крае в 2019 году.