Главная страницаАрхив2019 #4 / Среди обучающихся – учителя, ученики и родители

Среди обучающихся – учителя, ученики и родители

19 Апреля 2019

В Алтайском крае реализуется программа повышения квалификации работников образования, в том числе и учителей ОБЖ – «Оказание и обучение оказанию первой помощи». О целях, задачах программы и о том, как совершенствовать культуру безопасности педагогов и обучающихся,  рассказывает декан факультета воспитания и социализации Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования Елена ЛОПУГА.

 

Навыки для жизни

Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, почему возникла необходимость обучать оказанию первой помощи работников образования?

– Основы безопасности жизнедеятельности – это учебный предмет о жизни и для жизни, формирующий целый ряд жизненно важных навыков. Он призван сформировать прежде всего те компетенции, которые современному человеку могут пригодиться в совершенно неожиданных ситуациях и в нестандартных условиях.

Но, поскольку ОБЖ – практико-ориентированный предмет, «на пальцах» объяснить некоторые его разделы практически невозможно. Одним из важнейших практических жизненно необходимых навыков является умение оказывать первую помощь. Далеко не каждый способен помочь человеку, попавшему в ЧС, связанную с риском для жизни. И дело не в отсутствии желания, а в уровне внутренней готовности и умении оказать первую помощь.

В процессе подготовки программы мы активно сотрудничали с ГУ МЧС России по Алтайскому краю. Это позволило нам определить механизмы реализации проекта «Научись спасать жизнь!», выделить категории педагогов для первоочередной подготовки инструкторов по первой помощи.

Наша целевая аудитория – это воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя начальных классов, учителя ОБЖ и физкультуры, классные руководители, преподаватели и мастера профессионального обучения и т.д.

 

В активе и интерактиве

Из названия программы видно, что педагогический работник сможет сам овладеть методами оказания первой помощи, а также научить обучающихся принимать меры по спасению жизни. Только ли эти задачи вы ставили перед собой?

– Задачи, которые мы перед собой ставили, намного шире и глубже. Но в первую очередь наша программа направлена именно на совершенствование профессиональных компетенций слушателей курсов повышения квалификации, а это целый пласт теории и практики.

Так, в процессе изучения содержания программы слушателям необходимо проанализировать основные положения документов Российской Федерации по вопросам оказания первой помощи, освоить организационно-тактические аспекты оказания первой помощи пострадавшим.

Далее, нужно научиться выявлять признаки различных состояний, угрожающих жизни и здоровью, и, конечно, выработать в себе умение практически оказывать первую помощь пострадавшим, освоить способы транспортировки лиц с различными поражениями и травмами.

Для того чтобы оценить уровень владения перечисленными навыками, у обучающихся принимают зачет, а также проводится тестирование и решение ситуационных задач. На этих задачах моделируются самые разные возможные ситуации с оказанием первой помощи. Важно, что в ходе их решения педагогам нужно продемонстрировать не только правильное выполнение технических приемов и действий по спасению пострадавших, но и принятие адекватных решений в определении приоритетов по оказанию первой помощи и использованию подручных средств.

Подчеркну еще один важный момент – действия педагогов во время промежуточных испытаний по решению ситуационных задач, наряду с преподавателями, оценивают и их коллеги. Тем самым они развивают в себе экспертные компетенции.

С нашими слушателями мы обсуждаем вопросы отбора и применения наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения оказанию первой помощи.

Слушатели курсов имеют возможность познакомиться с содержанием и способами реализации комплексных программ в области формирования безопасного поведения обучающихся, разработанных нашими сотрудниками, актуализировать требования к содержанию программ (модулей, курсов) внеурочной деятельности и дополнительного образования детей и подростков.

Очень существенно то, что на курсах слушатели совместно анализируют проекты уроков и занятий по оказанию первой помощи, разработанных педагогами различных образовательных организаций. Это позволяет определить требования к содержанию, способам и критериям оценки урока (занятия) по оказанию первой помощи для обучающихся разных уровней образования.

Что представляют собой занятия по программе и сколько времени отводится на освоение программы?

– Нашу программу отличает то, что все занятия проходят в активном и интерактивном режиме, поскольку практические навыки возможно сформировать только через организацию практической деятельности и корректировку ошибок.

Реализуемый проект позволил обеспечить процесс обучения необходимым оборудованием и тренажерами, разработать и издать в требуемом количестве методические пособия.

Программа рассчитана на 40 часов. Первые 16 часов – очно: в ходе них непосредственно формируются практические навыки. Последующие 24 часа – это заочная сессия с использованием дистанционного и электронного обучения.

 

Кабинеты ОБЖ с тренажерами

Помимо вашего института, какие другие площадки вы используете для реализации программы «Оказание и обучение оказанию первой помощи»?

– Для эффективного обучения оказанию первой помощи в образовании Алтайского края создается стройная система по оказанию информационно-методической поддержки и практической помощи педагогам на местах.

Для этого в образовательных округах Алтайского края создано десять опорных школ, которые являются методическими площадками для педагогов соответствующего образовательного округа.

Кроме этого, в каждое муниципальное образование Алтайского края, за счет средств краевого бюджета, закуплены кабинеты ОБЖ. Помимо лазерного тира, макета автомата Калашникова, противогазов и другого оборудования, они оснащены манекеном-тренажером по обучению проведения сердечно-легочной реанимации, имитаторами повреждений, средствами иммобилизации и транспортировки. Всего в прошлом году было закуплено 70 таких кабинетов. Использование перечисленного оборудования на уроке и во внеурочной деятельности, безусловно, влияет на мотивацию обучающихся, повышает их интерес к изучению предмета ОБЖ.

Это оборудование может также использоваться для работы школьных патриотических клубов, военно-спортивных клубов, для подготовки к сдаче контрольных испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Но ведь один кабинет – это очень мало для муниципалитета. Как быть педагогу, в школе которого нет такого класса?

– Особенность нашей региональной системы образования заключается в том, что более 60 процентов школ (а у нас их свыше тысячи) находятся в сельской местности, при этом многие из них малокомплектные и малочисленные. Естественно, что кабинеты ОБЖ передаются в первую очередь в одну из крупных школ райцентра, и уже с ней возможна организация сотрудничества на условиях сетевого взаимодействия.

При этом никто не отрицает необходимости оснащения каждой школы современным инвентарем и оборудованием. И в этом году мы ожидаем поступление еще 30 таких же комплектов.

– Поможет ли данная программа, в частности, улучшить ситуацию с подготовкой педагогов по ОБЖ?

– Сегодня очень распространены ситуации, когда учитель-предметник совмещает обучение сразу по нескольким дисциплинам. И он может быть квалифицированным специалистом по своему предмету, но не знать в должной мере особенности содержания предмета ОБЖ. Однако краткосрочные курсы повышения квалификации не могут в полной мере восполнить пробелы в профессиональных компетенциях такого педагога. Выход только в профессиональной переподготовке объемом не менее 250 часов.

Ряд сложностей возникает и когда в школу приходят работать уволенные военнослужащие, имеющие техническое образование. Они прекрасно знают все, что относится к военной службе, но далеки от педагогики. И здесь тот же выход – профессиональная переподготовка.

 

Формула безопасности

Елена Владимировна, не могли бы вы поделиться другими вашими методическими наработками в области преподавания ОБЖ?

– Да, мы разработали три очень интересных учебно-методических комплекта для обучающихся разных уровней образования. Объединяет эти комплекты общее название, отражающее саму идею, – «Формула безопасности». Комплекты включают в себя программы, рабочие тетради, тестовые задания, различные электронные приложения, настольные игры, которые позволят учителю максимально быстро подготовиться к реализации данной программы, а ученику получить новые знания в интересной форме.

Для начальных классов разработана программа внеурочной деятельности «Формула безопасности: первые шаги». Следующие две программы (основная и средняя школа) – «Формула безопасности: основы оказания первой помощи» и «Формула безопасности: научись спасать жизнь!» – это программы дополнительного образования. Они могут быть реализованы в школе, во время каникул, или в учреждениях дополнительного образования детей, войдя модулем в имеющиеся общеразвивающие программы или самостоятельно.

Сотрудниками института созданы настольные игры «Формула безопасности» с элементами дополненной реальности для детей дошкольного, младшего школьного возраста и обучающихся основной школы. Найти их можно на официальном сайте нашего института в открытом доступе.

Игры направлены на формирование безопасного поведения детей в различных условиях. Они делают процесс обучения безопасному поведению интерактивным, интересным и привлекательным. Нужно отметить, что с большим удовольствием погружаются в игру не только дети, но и их родители, да и самим педагогам бывает очень интересно смотреть те сюжеты, которые там используются. Условия игры простые, понятные и доступные.

В ряде школ Алтайского края у нас идет апробация программы по внеурочной деятельности, а программы дополнительного образования уже были апробированы в рамках краевых профильных смен в прошлом году. Летом около двух тысяч детей прошли обучение по этим программам.

Интересным и перспективным для нас видится еще одно направление деятельности, связанное с созданием элементов дополненной реальности для памяток по оказанию первой помощи, разработанных МЧС России. Памятки размещены на сайте в свободном доступе, и их можно скачать.

Идея заключается в том, чтобы, «оживив» немую двухмерную картинку в памятке, показать в режиме реального времени, какие действия нужно предпринимать и как правильно их выполнить. И ответ на вопрос «как» мы можем получить через дополненную реальность.

 

Это надо знать всем

С кем сотрудничает ваш институт?

– В этом году в рамках Всероссийского движения «Снежный десант» мы предложили студентам-медикам Алтайского государственного медицинского университета проводить с обучающимися практикум по оказанию первой помощи. То есть реализовать фрагмент программы «Формула безопасности» непосредственно в школах Алтайского края. Для этого были проведены обучающие мероприятия со студентами, ответственными за данное направление. Они получили от нас все необходимые методические материалы и тренажеры сердечно-легочной реанимации. Был разработан образовательный квест для проведения интерактивного обучения непосредственно в школах.

– Действительно, важность выработки навыков оказания первой помощи у детей и молодежи трудно переоценить. Но одно дело – пройти обучение, другое – реально быть готовым к экстренной ситуации. Как проверить подготовленность обучаемых?

– Как раз для того, чтобы проводить экспресс-оценку уровня сформированных знаний по оказанию первой помощи, нами был разработан диагностический комплекс в виде передвижного мобильного компьютерного класса. Работает тот же принцип, что и при сдаче Правил дорожного движения будущими водителями. На ноутбуке загружается программа тестирования, и учителю или любому другому обучающемуся предлагается ответить на вопросы, сгенерированные случайным образом. Полученная экспресс-оценка позволит ему самому и нам оценить, насколько человек компетентен в тех или иных вопросах.

Этот мобильный класс мы планируем вывозить в летние детские оздоровительные лагеря для того, чтобы там проводить квесты безопасности по обучению участников образовательных отношений навыкам оказания первой помощи. Тесты универсальны, они подходят как для обучающихся детей, так и для взрослых.

Вообще, мобильность является одним из важных условий успешной реализации проекта. Для того чтобы охватить отдаленные муниципалитеты, сделать доступным процесс обучения педагогов, проживающих в них, и экономить бюджетные средства, нами создан мобильный кабинет по обучению оказанию первой помощи. В прошлом году мы убедились в правильности подобной организации выездных курсов повышения квалификации.

 

Дальше – больше

Какие перспективы и дальнейшие пути развития вы предполагаете?

– Первый «камень», брошенный нами в образовательное пространство, дал серьезные круги. К нам поступает огромное количество заявок на то, чтобы обучить педагогов из разных образовательных организаций и учреждений со всего Алтайского края.

На сегодняшний день мы набрали огромное количество заявок, но пока финансирование проекта не открыто. Но мы не просто ждем, а рассматриваем, ищем варианты, как оптимизировать процесс обучения, чтобы решить этот серьезный вопрос и обеспечить во всех муниципалитетах и во всех школах наличие обученных специалистов по оказанию первой помощи.

В этом году мы делаем ставку на организацию работы волонтеров через Российское движение школьников (РДШ). Мы видим в нем серьезный потенциал, серьезных партнеров, которые, активно обучаясь оказанию первой помощи, смогут так же активно обучать этому своих сверстников по принципу «равный – равному». Уже в августе в рамках фестиваля РДШ мы планируем реализовать эту идею.

Есть еще несколько перспективных направлений. Так, классные руководители могут стать проводниками знаний и практических навыков для родительской общественности. У нас существует проект под названием «Родительская академия». А просветительская программа, которая уже реализуется в Алтайском крае, называется «Школа ответственного родительства». В рамках этой программы, которая есть в каждой школе, мы планируем ввести это направление, чтобы родители тоже знали, что необходимо делать в случае травм, при происшествиях и других чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, охватывая разные категории населения (родителей студентов, обучающихся) опосредованно через педагогов, мы формируем единый понятийный аппарат и исполнение алгоритма действий по оказанию первой помощи. И в этом мы видим перспективы для реализации существующего и дальнейших проектов.

Интервью взяла Дарья Арнаутова

Москва – Барнаул – Москва