Главная страницаАрхив2019 #5 / «Олимпиадный огонь» в ребенке зажигает учитель

«Олимпиадный огонь» в ребенке зажигает учитель

06 Мая 2019

«Олимпиадный огонь»

в ребенке зажигает учитель

 

Александр ГУЧ – один из самых опытных преподавателей-организаторов ОБЖ города Барнаула, его ученики показывают высокие результаты на Всероссийской олимпиаде школьников по данному предмету. Сегодня он делится секретами подготовки к олимпиаде и в целом преподавания ОБЖ.

 

Увидеть искорку

– Александр Брунович, как вы отбираете и готовите ребят к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ, есть ли в этом своя система?

Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Задача учителя – вовремя заметить проявление талантливости у детей, увидеть, скажем так, искорку любознательности и создать условия для реализации этих качеств. Главное при подготовке к олимпиаде – заинтересовать ребят.

В школе я являюсь руководителем отряда юных инспекторов движения (ЮИД), дружины юных пожарных (ДЮП), юнармейского отряда, веду кружок «Меткий стрелок». Получается, что готовить детей на олимпиаду я начинаю с 3-го класса, когда отбираю их для участия в соревнованиях «Безопасное колесо». С 5-го класса занимаюсь дружиной юных пожарных, в 7–8-х классах готовлю ребят для участия в военно-спортивной игре «Зарница». Далее, в старших классах, идет уже подготовка команды для участия в конкурсе «А ну-ка, парни!», в соревнованиях «Школа безопасности» и т.д.

Все знания, умения и навыки, последовательно приобретенные детьми на этих этапах, необходимы участникам Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Это в первую очередь знания в области правил дорожного движения, пожарная безопасность, медицинская подготовка. Например, на профильной смене ДЮП детей обучают практической работе на роботах-тренажерах, а во время подготовки к игре «Зарница» они проходят тренировки по строевой, огневой, военно-туристской подготовке.

Если на школьном этапе в олимпиаде участвуют все желающие, то на последующие этапы, как известно, проходят по рейтингу лучшие. И со старшеклассниками, которые проходят на муниципальный и региональный уровень, я уже организую групповые и индивидуальные занятия. Ведь задания олимпиад требуют углубленного знания предмета, зачастую нетривиальных решений, особого творческого подхода, умения нестандартно мыслить.

Вообще, когда у людей горит «олимпиадный огонь» в душе, вот тогда все получится. Я уверен, что эффективность подготовки к олимпиаде достигается прежде всего систематической подготовкой, а она возможна только при условии, что ученик увлечен, мотивирован.

– Какие задачи вы ставили перед собой и перед ребятами, выходя на региональный и заключительный этапы?

– Задача в любом случае одна – победить. За десять лет участия моих воспитанников во Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ более десятки школьников стали победителями и призерами на муниципальном уровне, 20 ребят – на региональном уровне (девять победителей и 11 призеров), шесть раз участвовали в заключительном этапе (два призера).

– Есть ли среди ваших учеников те, которые повторно принимают участие в олимпиаде?

– Таких большинство, ведь в основном ученики принимают участие в олимпиаде неоднократно, добиваясь с каждым годом более высоких результатов. Ребята увлекаются, и это неудивительно, так как олимпиада по ОБЖ – одна из самых интересных. Особенно ее практический тур. Здесь школьник проверяет, оттачивает свои знания не на листе бумаги, а на настоящем оборудовании, при помощи реальных предметов и в воссозданных условиях.

Так, например, обучающийся должен уметь оказать первую помощь пострадавшим при ДТП, спасти тонущего ребенка, вынести человека из огня и потушить пожар, быстро и правильно надеть костюм химзащиты, противогаз и выйти из зоны химического заражения, собрать автомат, попасть гранатой в макет танка, не промахнуться при стрельбе из пневматической винтовки и т.д.

Это далеко не полный перечень заданий практического тура, к которым готовится ученик. В целом участник олимпиады по ОБЖ должен владеть колоссальным объемом знаний и умений в различных областях. Для достижения этого надо упорно и долго трудиться. Задача педагога – заинтересовать, увлечь, замотивировать обучающегося так, чтобы он видел перед собой высокую цель и прилагал максимум усилий для ее достижения.

Что школьнику в учебе дается труднее или легче – это очень индивидуально. Поэтому и подход к решению этих проблем, заполнению «белых пятен» – индивидуальный.

– Как готовитесь к заключительному этапу?

Пробиться в финал, то есть стать участником заключительного этапа, – задача сверхсложная. Главное, чтобы у ученика возникло сильное желание выйти на этот уровень. И помочь в этом должен наставник. А для того чтобы победить или стать призером, необходима серьезная подготовка. Сначала составляется план, в котором после глубокого анализа следует учесть все сильные и слабые стороны участника, расписать по неделям и дням конкретные темы теоретических и практических занятий. Далее – кропотливый труд.

Мои воспитанники шесть раз принимали участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. В этом году Алтайский край представляет ученица 11-го класса Елизавета Березуцкая. Лиза – круглая отличница, с 7-го по 11-й класс она победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Особое место среди ее увлечений занимает спорт. В 2017 году она была награждена золотым знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» 4-й ступени. С 1-го класса занимается дзюдо, призер первенства Алтайского края по дзюдо среди девушек 2000–2001 года рождения. Несколько лет занимается пожарно-прикладным спортом, становилась призером районных и городских соревнований. Так что судите сами, на каком примерно уровне должен быть подготовлен претендент на победу в олимпиаде. Это соревнование сильнейших.

 

О призвании

– Александр Брунович, как вы стали учителем основ безопасности жизнедеятельности?

Немаловажную роль в моем отношении к предмету ОБЖ и к манере преподавания сыграл опыт прежней работы. До школы я работал в пожарной охране. Имею среднее специальное и два высших образования и солидный послужной список: инспектор государственного пожарного надзора, старший инспектор краевого управления пожарной охраны, начальник самостоятельной военизированной пожарной части, заместитель начальника филиала Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России.

Ушел в отставку и вот уже более 20 лет работаю преподавателем-организатором ОБЖ.

Считаю основы безопасности жизнедеятельности одним из самых главных предметов в школе, так как он максимально приближен к нашей повседневной жизни. Только грамотный человек способен быстро оценить обстановку, принять единственно правильное решение, от которого будет зависеть не только здоровье, но зачастую и жизнь попавшего в беду человека.

– После стольких лет работы что бы вы сказали о том, какими качествами должен обладать педагог, преподающий ОБЖ?

Я считаю, что учитель вообще – это одна из самых важных, сложных и ответственных профессий. Требования к личностным и профессиональным качествам педагога изложены в руководящих документах. Но соответствовать всем этим требованиям, прописанным на бумаге, может только всесторонне развитая и образованная личность. Быть учителем – это настоящее призвание.

Преподаватели ОБЖ в силу специфики своего предмета должны обладать очень широким спектром знаний по самым различным вопросам. Это посильно человеку с богатым жизненным опытом и достаточной эрудицией. При этом учитель должен уметь слушать, понимать, поощрять, прощать ученика, а значит, быть добрым и отзывчивы – все это считаю обязательным.

 

Обогащаться опытом

– Какие есть у педагогов в Алтайском крае площадки для обмена опытом, где могут общаться преподаватели ОБЖ?

Во всех муниципалитетах Алтайского края работают методические объединения преподавателей-организаторов и учителей ОБЖ. На базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования создано отделение по ОБЖ краевого учебно-методического объединения, в состав которого я вхожу.

Ежегодно проводятся краевые научно-практические конференции, где преподаватели ОБЖ обмениваются своим опытом работы.

Я много лет являюсь руководителем районного методического объединения учителей ОБЖ, несколько лет возглавлял краевую предметно-методическую комиссию по ОБЖ.

– Что входит в компетенцию руководителя методического объединения учителей ОБЖ?

Методические объединения осуществляют аналитическую, информационную, организационно-методическую и консультационную работу.

Председатель муниципального методического объединения проводит организационно-тематические заседания методического объединения, осуществляет подготовку и проведение предметных олимпиад, соревнований, конкурсов, учебных сборов, консультирует педагогов, оказывает помощь в составлении рабочих программ, проводит анализ работы методического объединения.

– А чем занимается предметно-методическая комиссия?

Муниципальные предметно-методические комиссии по ОБЖ разрабатывают требования к организации и проведению школьного этапа олимпиады с учетом методических рекомендаций, подготовленных центральной предметно-методической комиссией олимпиады по ОБЖ.

Также они составляют олимпиадные задания на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня и соответствующей направленности, формируют из них комплекты заданий для школьного этапа олимпиады, причем с учетом методических рекомендаций, подготовленных центральной предметно-методической комиссией.

В компетенцию комиссии входит и обеспечение хранения олимпиадных заданий для школьного этапа олимпиады вплоть до их передачи организатору школьного этапа олимпиады. Они несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за их конфиденциальность.

 

Уметь увлечь

– Как вы находите общий язык с детьми? И кто вы для них больше – строгий наставник, старший друг или, может быть, командир?

Найти общий язык с детьми, а все они разные, задача не из простых. Но, благодаря огромному опыту работы с взрослыми, причем разного статуса, мне это удается легко. Я отношусь к детям как к взрослым людям. Необходимо уважать в ребенке личность. Самое главное, чтобы ваше отношение к учащимся было настоящим, потому что обмануть детей невозможно, они чувствуют любовь, уважение, доброту и отвечают взаимностью.

В отношениях со школьниками я придерживаюсь роли мудрого помощника, строгого, но справедливого наставника.

– Как вы оцениваете культурный уровень, ценности современных детей? Что-то изменилось за вашу практику?

Конечно, все течет, все меняется. Современные дети отличаются от сверстников предыдущего поколения, имеются свои плюсы и недостатки. Но я не согласен с распространенным утверждением, что сейчас дети стали намного хуже, чем раньше. Я наблюдаю большое количество прекрасно развитых, умных и хорошо воспитанных детей.

Так что учителю нужно, как говорится, соответствовать возросшему уровню своих учеников. Важно, даже необходимо хорошо ориентироваться в современном мире, уметь перестраиваться и быть в курсе последних событий. Тогда с любым школьником можно найти общий язык. А говоря на одном языке с учениками, намного проще организовывать образовательный процесс и направлять его в нужное для педагога русло.

– Как вам удается поддерживать интерес к своему предмету?

Статистика неумолима. Если провести опрос, то маловероятно, что процент тех, кому нравится учиться в школе, превысит остальных. А вот предмет ОБЖ детям нравится. Во всяком случае, об этом говорят результаты анкетирования в нашей школе. При этом относительно других дисциплин предмет ОБЖ в большей мере охвачен мероприятиями, проводимыми во внеурочное время. Среди них, например, военно-спортивная игра «Зарница», соревнования по военно-прикладным видам спорта, спартакиады допризывной молодежи, соревнования «Школа безопасности», «Безопасное колесо», месячники оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания, викторины, конкурсы, тестирование, тренировки ДЮП и юных пропагандистов правил дорожного движения – вот далеко не полный перечень мероприятий по линии предмета ОБЖ.

Здесь для каждого ученика найдется направление, в котором ему будет интересно попробовать свои силы и развиваться. А кому-то мероприятия во внеурочное время по ОБЖ помогут найти свой путь, выбрать будущую профессию. И в моей школьной практике есть такие примеры.

– Глубокого знания предмета, чтобы быть учителем, к которому «бегут на урок», недостаточно… Поделитесь, пожалуйста, своими методами или приемами нескучного изложения этих знаний.

– Чтобы было не скучно, нужно не повторять прописные истины и делать так, чтобы детям было интересно. Поэтому я стараюсь использовать все многообразие форм, методов, приемов и средств обучения. Разумеется, в зависимости от уровня развития, подготовленности, способностей и других особенностей учащихся.

Детям всегда интересна практика. Чтобы создать условия для практических занятий, я активно сотрудничаю с заинтересованными учреждениями и организациями по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности. В первую очередь это управления ГОЧС района, города, края, органы и подразделения Государственной противопожарной службы. У нас сложились также отличные связи с Алтайским краевым советом Всероссийского добровольного пожарного общества, государственными инспекциями по маломерным судам, по безопасности дорожного движения, военными комиссариатами, городской станцией юных техников, органами правопорядка и т.д.

Все это позволяет максимально разнообразить практику ОБЖ. Тем более что нам помогают профессионалы. Представители вышеупомянутых учреждений и организаций, спасибо им, всегда идут навстречу и активно участвуют в занятиях со школьниками по профилю своей деятельности. Такое взаимодействие существенно повышает качество обучения. У детей появляется настоящий интерес, они мотивированы на результат.

Все это очень важно, ведь нужно, чтобы ребята не просто знали об опасностях, а умели им противостоять на практике. Надо сказать, еще до того, как стал педагогом, в период службы мне часто приходилось сталкиваться с различными экстремальными и чрезвычайными ситуациями. Поэтому у меня сложилось ясное представление, к чему нужно готовить ребят. На уроках стараюсь изучаемый материал наполнить интересными фактами и примерами из жизни, такой материал легче воспринимается и надолго запоминается. Знания становятся более прочными.

– Что бы вы хотели сказать или пожелать школьникам?

Ребята, стремитесь к новым достижениям, дерзайте, участвуйте в олимпиадах! Это отличная возможность испытать себя, проверить свои знания, научиться преодолевать трудности, продемонстрировать свои способности. Никогда не останавливайтесь на достигнутом – учитесь, узнавайте новое, развивайтесь. Успехов вам, вдохновения, творчества и активности в достижении поставленных целей!

Интервью взяла

Дарья Арнаутова

Москва – Барнаул – Москва