Главная страницаАрхив2019 #5 / Награды на костюме ветерана о многом нашим детям говорят

Награды на костюме ветерана о многом нашим детям говорят

06 Мая 2019

Награды на костюме ветерана

о многом нашим детям говорят

 

Ирина Шавейко, учитель ОБЖ, г. Иркутск

 

Победы маленький оркестрик

Никакой военный парад не проходит без музыки духового оркестра. В годы войны в таком оркестре служил мой отец. Фотокарточки, связанные с его службой, не сохранились. Поэтому портрет папы для Бессмертного полка я не сделала. Впрочем, думаю, он по своей скромности и не одобрил бы выставления своего портрета напоказ, ибо в боевых действиях непосредственно с оружием в руках не участвовал. Он ушел в сорок втором, играл в оркестре на трубе, поднимая бойцов сражаться «с проклятою ордой». У бабушки я нашла пожелтевший снимок военных музыкантов. Не буду указывать, где на нем мой отец, – рядом с ним такие же ребята, они вместе делали по-своему важную работу.

После войны отец часто встречался с однополчанами, приглашал их к нам домой. И тогда духовой оркестр играл у нас прямо в квартире или около дома, соседи сбегались посмотреть и послушать. Кстати, помните песню «Наш сосед» (который играет на кларнете и трубе):

Как теперь не веселиться,

Как грустить от разных бед –

В нашем доме поселился

Замечательный сосед…

Эту песню написал известный композитор Борис Потемкин, бывавший у нас в гостях. Кажется, он работал в Ленинградском проектном институте и бывал в Иркутске в командировках – в те годы они с моим отцом оба трудились по инженерной части.

Мой папа умел играть на разных инструментах, даже на скрипке. Но любимым у него был баян, а это, знаете, было очень популярно! Свою музыкальную профессию отец никогда не забывал. Днем работал на предприятии (причем в очень хорошей должности!), а вечером играл в оркестре цирка или в музыкальном театре. Меня он тоже старался развивать «с музыкальным уклоном» – давал «подудеть» в свою трубу.

В детстве я ходила с папой на праздничные демонстрации, проходившие в сопровождении духового оркестра! Сейчас мы участвуем в  шествии Бессмертного полка. Для большинства людей, в том числе для молодежи, это незабываемое событие. У моих учеников не у всех есть в семье участники войны или осталась память о них в виде фотографий или наград, и такие дети завидуют сверстникам, у которых кто-то бился с врагом. Успокаиваю их и разъясняю, что война не парад, не только героизм, подвиги и победы, но прежде всего тяжелейший солдатский труд, лишения, а вместе с этим и потери очень близких тебе людей. Чьи-то родные не воевали – будучи специалистами особых профессий или организаторами производства, из-за малолетства или, напротив, пожилого возраста, по болезни или другим причинам, – но тогда они напряженно трудились в тылу в интересах фронта и победы или находились в эвакуации.

Утешаю таких ребят как могу и говорю, что долг памяти можно и нужно отдавать не только своим родным, но и всем сражавшимся на войне. Война так или иначе прошлась по каждой семье. Отец моего мужа был моложе моего отца, поэтому мальчишкой, проживая тогда в Минске, оказался «под немцами», его сестру они угнали на работу в Польшу…  Надо помнить обо всех сражавшихся и внесших свой вклад в Великую Победу – с оружием в руках на передовой, в партизанских отрядах, формированиях МПВО или у станков на трудовом фронте. Нужно всем им отдавать долг памяти, любить свою страну, нашу Родину! Моя мама, учитель истории, долгие годы стояла со своими учениками на Посту № 1, многие дети несут вахту у Вечного огня, и это тоже имеет отношение ко Дню Победы.

 

Ну что вы от нас хотите?

Вспоминается анекдот, который рассказал Президент России В. Путин во время одной из своих пресс-конференций. В анекдоте сын офицера обменял отцовский кортик на часы. «К бывшему офицеру приходит сын, он сына спрашивает: «Тут кортик был, где он?»  – «Не ругайся, я поменял его на часы у мальчика из соседнего двора». Отец ему говорит: «Покажи часы, да, хорошие. А если завтра придут бандиты к нам, убьют меня, мать, братьев твоих, сестру изнасилуют. А ты им что скажешь? Добрый вечер, московское время 12 часов 30 минут?»

Глава государства ответил анекдотом на вопрос о необходимости финансирования Российской армии и флота. А я вспомнила его в связи с темой патриотизма. Когда я спросила своих учеников, а что выберете вы, кортик или швейцарские часы, некоторые остряки заявили: часы! Понятно было, что это такая претензия обратить на себя внимание, но вместе с тем лишний раз подчеркивало – о патриотизме нужно говорить больше! Эта тема всегда злободневна, а в сегодняшней обстановке актуальна вдвойне.

Заявления школьников наподобие приведенных выше возникают неспроста – это огрехи в нашей воспитательной работе. В одной из публикаций в журнале рассказывалось о проведенном мною с заведующей школьным музеем Анной Геннадьевной Садовской в 6–11-х классах опросе, касавшемся патриотизма. Мы попытались выяснить, насколько вообще дети понимают слова «патриотизм» и «Родина», как они представляют их наполнение в настоящее время. Было собрано более 400 анкет и сочинений. Результат потрясающий – оказалось, что все не так плохо, как кому-то представляется, большинство учащихся все прекрасно понимают! Хотя, безусловно, встречались ответы и удручающие типа «А нет никакого патриотизма, это анахронизм бабушек и родителей».

Дети в этом не виноваты. Вы поспрашивайте о патриотизме взрослых – родителей школьников, которых в замороченные 1990-е в военно-патриотическом воспитании мы даже отчасти потеряли. Однажды, это было 7 ноября, разговариваю с коллегами о параде на Красной площади. Молоденькая мама школьницы включается в разговор: «А что за парад?» Другая такая же отвечает: «Да, видимо, по случаю Дня народного единства!» Третья же, видя мое недоумение и растерянность, упреждает мое желание обрушиться на них с упреками: «А что вы от нас хотите, это же вы нас так научили и воспитали!» Как же получилось, что мы, наше поколение, должным образом не передали нашим детям и внукам ту память, которую должны были передать? Теперь исправляем ошибки, наверстываем.

В тот день и час, когда в соответствии с днем воинской славы России, именуемым как День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год), проходил современный парад, мы  включили в школе на большом экране трансляцию  с Красной площади. Я уверена, что дети, вернувшись вечером домой, обязательно рассказали родителям, что смотрели этот парад, а также поделились его историей, немало удивив знаниями своих пап и мам.

 

Все интересно, но так мало!

Вспоминаются жаркие дискуссии об учебниках по ОБЖ, вспыхивавшие в прошлом году и ранее. Понятно, что учебники – это своего рода расшифровка учебных программ. Хотя, конечно, и видение предмета авторским коллективом, создавшим учебник. Так или иначе, но вот в учебнике, с которым работаем мы, в 9-м классе тема патриотизма не рассматривается.

А что говорится в образовательном стандарте? Извлекаю:

«…Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом направлен на формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; военно-патриотическое воспитание…»

Или вот еще:

«…Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать… воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству... воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной».

Стали думать с завучем, как исправить положение, ввести в тематический план хотя бы пару уроков по патриотизму, жертвуя какими-то другими, безусловно, тоже нужными темами. Так появились уроки к 9 Мая и к 23 Февраля. Неплохо бы еще ко Дню народного единства, да и по дням воинской славы поконкретнее… Но опять чем-то жертвовать?.. Переложить все это на плечи классных руководителей? Однако классные часы – это тоже учебное время, это время, которое придется отнять у детей от прогулок и «занятий по душе»…

Наконец договариваемся с методическим советом на внесение изменений в рабочую программу и мои уроки с 5-го по 9-й класс. Они выстраиваются следующим образом:

5-й класс: «Георгий Победоносец», «Мальчиш-Кибальчиш».

6-й класс: «Георгиевская ленточка», «День Победы 9 Мая».

7-й класс: «23 Февраля», «Дети-герои в годы Великой Отечественной войны».

8-й класс: «Великие битвы в истории России», «Скульптура  «Родина-мать зовет».

9-й класс: «Ордена России – награды за мужество», «История «Молодой гвардии».

Как бы хотелось еще много-много уроков! Как бы хотелось рассказывать, рассказывать и обсуждать, чем отличаются понятия «смелость» и «мужество», «отвага» и «доблесть», что такое подлость, предательство, малодушие, трусость… К сожалению, урок ОБЖ не резиновый.

В 10-м классе есть тема «Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества», а в 11-м – «Военнослужащий – патриот» и «Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных сил Российской Федерации». Все верно, все интересно, но как же мало!

Недавно я посмотрела на широком экране фильм «Т-34». Правильный фильм. Конечно, он несколько «сказочный», но в нем хорошо показано товарищество! В 10-м классе спланирован урок про боевые традиции Вооруженных сил России, есть о чем поговорить, поспорить, особенно если сюда добавить героев-панфиловцев, Курскую дугу, сражение под Прохоровкой, битву на реке Халхин-Гол и Афганистан. Вот это уже не сказки. Не забудем также полотна художников, посвященные подвигам и героизму наших воинов. Ну и, конечно, фрагмент фильма «Офицеры», когда раненые бойцы под мелодию прифронтового вальса с гранатами в перевязанных руках готовятся  отразить танковую атаку. Я когда в прошлый раз этот фрагмент на уроке показывала, девчонки-десятиклассницы носами  шмыгали. В следующий раз сделаем так, что они еще больше попереживают.

А если говорить об обороне наших рубежей! Боже мой, сколько здесь истории, имен, подвигов, мужества, стойкости, решимости, несгибаемости и бесстрашия! Однако где на все это взять время? Хотелось бы еще что-то добавить, но не разрешается. Требуется изучать организацию, классификацию, структуру, составные части, комплексы, цели и задачи…

 

Значит, мы победим!

В 11-м классе одной из наиболее простых кто-то из коллег считает, наверное, тему «Государственные награды за боевые заслуги и доблесть в военной службе». А в самом деле, что тут сложного? Подготовить по учебнику хронологию развития наградной системы Российской Федерации, привести список фамилий награжденных граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, обратить внимание учащихся на цветную вкладку в учебнике, где изображены десять наград. Сделать презентацию этих наград, получится слайдов 30. Потом традиционно попросить учащихся ответить на вопросы, поставленные в конце параграфа, и обобщить выводы, предлагаемые учебником. Домашнее задание можно дать заранее: приготовить сообщение по какой-нибудь одной государственной награде. Результатом такого урока будет аккуратный конспект в тетради ученика: даты, фамилии, названия наград… А это ли нам нужно? Все сообщения на уроке прослушать нереально, поэтому большинство выполненных работ останется без оценки (зачем ученик в следующий раз будет «напрягаться»?).

Какова же цель такого урока? «Путешествуя» по интернету и открывая страницы уроков коллег по этой теме, можно процитировать следующие высказывания:

- ознакомить учащихся с орденом как символом и почетной наградой за воинские отличия. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне. Воспитывать патриотические чувства учащихся на примерах героизма, храбрости и мужества русской армии;

- формировать у молодежи высокое гражданско-патриотическое сознание, идеи служения Отечеству;

- создать условия для изучения орденов как символов и почетных наград за воинские отличия; развивать чувство гордости за героические деяния и традиции соотечественников; формировать у молодежи стремление  беззаветно служить Отечеству.

Каждый учитель видит цель урока по-своему. Я задумалась, а что поставить во главу угла мне? Чтобы ответить на подобный вопрос, представила ученицей свою внучку. Она должна, слушая меня, гореть вниманием, интересом, а уходя с урока, уносить полезную информацию, знания, которые останутся в памяти надолго. Но какие знания, чего – фамилий, дат?..

В педагогике есть вид обучения, называемый как опережающее. Общеизвестно, что, применяя его, преподаватель начинает изучение новой темы не с объяснения, а с побуждения к работе, разжигания интереса, энтузиазма, активизирующего познавательную деятельность. Это делается до того, как будет изучаться незнакомый материал. Так в нашем случае, может, сначала выяснить, а что вообще знает одиннадцатиклассник об орденах и медалях?

Я взяла шкатулку с папиными наградами и подозвала внучку:

– Посмотри, вот перед тобой медаль с гвардейской ленточкой. Почему она гвардейская, а не георгиевская, ты знаешь, но вот за что давалась эта медаль?

Внучка ткнула пальцем в лицевую часть медали и ответила:

– Ну здесь же написано: «Наше дело правое».

– Значит, что? – не сдавалась я.

– Значит, мы победим, – пожав плечами, ответила она.

Всё! Урок сложился у меня в голове, цель урока стала понятна: научить учащихся разбираться в государственных наградах.

Последовавший затем урок я начала с вопроса к классу: «Можете ли вы назвать награды ваших родных, с чьими фотографиями идете в Бессмертном полку 9 Мая?» Нет, не смогли!.. Отнекивались, что награды где-то в бабушкиных сундуках, в другой квартире, в другом городе, у тети, у дяди и т.д. и т.п.

Тогда следующий вопрос: «С какими чувствами вы идете на это мероприятие? Гордость, единение, уважение к победителям?»

Один ученик вдруг с грустью сказал: «А украинские награды моего прадеда сейчас хранятся на Украине».  Я с удивлением спросила, какие это украинские награды он имеет в виду? Однако школьник засмущался и ничего пояснять не стал, а я и не настаивала. Я просто подчеркнула, что Победа досталась нашему Отечеству благодаря воинам всех республик, входивших в Советский Союз. И тогда, в той войне, не было наград ни белорусских, ни грузинских, ни украинских.

А дальше сами собой начали возникать вопросы, на которые мы все вместе искали ответы:

– Чем отличается медаль от ордена?

– Какой награде принадлежит гвардейская ленточка?

– Какого цвета лента на колодке медали «За взятие Берлина»?

– Сколько было учреждено медалей за оборону городов и какие это города?

– Сколько медалей за  освобождение городов вы можете назвать, какие это города?

– Чем отличается медаль «Золотая Звезда» от ордена Красной Звезды?

– Отличались ли награды рядовых бойцов от наград генералов?

Следующим этапом урока было решение задач.

Задание 1. «Перед вами стоит ветеран. На его одежде нет медалей и орденов, только скромная орденская планка. Попробуйте определить, какие награды имеет этот человек?»

Гвардейскую ленточку ребята нашли сразу, а дальше пришлось лезть в интернет.

Задание 2. Нарисовать (составить) наградную колодку героя.

Описывать атмосферу в классе я не буду, думаю, она вам понятна. Одиннадцатиклассники – это все-таки еще дети. Кто-то вспомнил названия семейных реликвий, кто-то с гордостью рассказывал, какие дедовские награды держал в руках. И урок пролетел моментально. Осталось только обобщить и направить. А тут и презентация пригодилась – всего-то девять  слайдов и всего-то на десять минут.

Фамилии героев, удостоенных высоких наград, ребята узнают на другом уроке. А мне теперь хочется верить, что 9 Мая мои ученики, подойдя к ветерану и сказав: «Доброго вам здоровья!», «расшифровав» его наградную планку, попросят: расскажите, пожалуйста, за какие события вас наградили медалью «За отвагу» или орденом Славы. Вот тут и проявится их чувство гордости за героические дела и традиции соотечественников и наверняка появится стремление так же самоотверженно послужить Отечеству.

Фото из архива автора