Главная страницаАрхив2020 #4 / Плохое настроение или неадекватное состояние?

Плохое настроение или неадекватное состояние?

02 Апреля 2020

Плохое настроение

или неадекватное состояние?

 

Ирина Костромичёва, наш корр.

Дети и подростки в силу своего возраста, особенностей развития, страха или стресса иногда не могут сами обратиться за помощью. Кроме того, они могут бояться распространения информации о произошедшей с ними ситуации, воздействии тех или иных угроз, влияющих на их психологическое и физическое состояние. Из-за этого ребенок, оказавшийся в беде, часто остается один на один со своими проблемами. Поэтому так важно правильно и своевременно распознать симптомы надвигающейся опасности и, конечно, знать, как действовать, чтобы помочь ребенку, если он оказался в сложной жизненной ситуации.

 

КОНФЛИКТНЫЙ ВОЗРАСТ

Подростковый период – это очень непростой этап перехода от детства к взрослости, для которого характерны свои особенности и закономерности. Если их знать и учитывать, можно предотвратить разные опасности вплоть до суицида. Учтите, что возможно все: в этом возрасте часто наблюдается резкий рост агрессивности, недисциплинированности, конфликтности. Подросток может выйти из себя, будучи не в состоянии владеть собой, что чревато непредсказуемыми последствиями. Все эти и другие поведенческие признаки могут стать истоками подростковых асоциальных форм поведения.

Свойственная подростковому возрасту двойственность и противоречивость чувств и ощущений проявляется во всех сферах жизнедеятельности, и ее даже можно считать нормой. Она обусловлена естественными противоречиями. Это неравномерность развития функциональных систем организма, половое созревание, ярко выраженное стремление к самостоятельности – при отсутствии возможностей для ее воплощения. Ребенок мечется между двумя сферами жизнедеятельности – коллективными установками сверстников и зачастую категоричными установками родителей.

Неблагоприятные жизненные обстоятельства для подростка могут быть самые разные. Например, острое, даже болезненное (как всегда в таком возрасте) переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания. Или переживания из-за мнимой (а может, и действительной) утраты любви родителей, их развода, из-за неразделенного чувства влюбленности, ревности.

Это может быть и чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинение (в том числе связанное с насилием в семье, так как зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом) или боязнь позора, насмешек, унижения.

В ситуациях серьезного проступка или правонарушения над подростком довлеет страх наказания, а неудачная сдача экзамена может обернуться для излишне впечатлительной юной личности даже попыткой суицида, что неоднократно бывало в практике – такой возраст! Разными могут быть последствия любовных неудач, трудностей в сексуальных отношениях, ранней беременности…

Словом, глаз да глаз! Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека – все это может толкнуть подростка на непредсказуемые поступки. Как и подражание кумирам, следование «моде» – нереализованные потребности в самоутверждении. И тогда за короткий период ваши сын или дочь могут вдруг стать неузнаваемыми, непредсказуемыми. Причем они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции. Целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью, а неуемная жажда деятельности вдруг сменяется апатией. Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро уступает место ранимости и неуверенности в себе.

Соседство поведенческих признаков может быть поразительным. Вместе с развязностью в поведении проявляется застенчивость, а внешние романтические настроения могут граничить с цинизмом и расчетливостью, нежность и ласковость проявляют себя на фоне недетской жестокости. Потребность в общении сменяется желанием подростка уединиться.

Таким образом, конфликтное поведение подростка нужно воспринимать как данность и ни в коем случае не обострять ситуацию, не отвечать резкими мерами. И в этот момент самое правильное – найти общий язык с ребенком, постараться понять, что он чувствует. Это крайне важно, может быть, самое важное на свете. Не может быть никого для вас дороже, чем сын или дочь.

 

КАКОВЫ МОТИВЫ?

Самое опасное – суицид. На ключевой вопрос – почему подросток совершает самоубийство? – может быть неограниченное число самых разных ответов. Многие из внешне безобидных ситуаций, перечисленных выше, могут стать причиной попытки суицида: ранняя любовь, насмешки, желание вызвать к себе сочувствие, боязнь позора, унижения…

Не нужно относиться к детским проблемам со снисходительностью. Кто-то махнет рукой, дескать, «какая там может быть любовь», а для маленького человека это вопрос жизни и смерти. Он еще не понимает, что «все приходит и уходит», для него важно «здесь и сейчас». И это нужно очень четко понимать нам, взрослым.

Взрослея, подросток осваивает пространство вокруг себя и не всегда имеет возможность вести конструктивную деятельность, которая раскрыла бы силу его «я». Он находится в поиске форм проявления своей силы и энергии в сочетании со снижением интеллектуальной активности. Его состояние «готовности к подвигу» может приводить к девиантным проявлениям.

На первое место среди мотивов суицидального поведения подростков выходят мотивы, связанные с семьей. А психологический смысл суицидального поступка чаще всего – это обращение к другому. Недаром говорят, что «самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал».

Детская повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность – все это обусловливает импульсивность подростков в принятии решения, в том числе и суицидального характера. Гнев, протест, злоба или желание наказать себя и других также могут лежать в основе развития неадекватного поведения. Провокационную роль играет и свойственная подросткам повышенная склонность к самоанализу, пессимистическая оценка окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, присущая почти четверти здоровых подростков, и их неумение ослабить эмоциональное напряжение также мо- гут стать причиной необратимых поступков.

Характерно, что дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. Это происходит из-за неадекватного восприятия самого понятия «смерть», которая в младшем возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-

то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Часто младшие школьники думают, что смерть является наказанием за плохие дела, они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой.

Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности.

Надо учитывать еще и то, что в развитии суицидального поведения подростков немаловажную роль играют подражание и повышенная внушаемость. Подчас это становится мотивом групповых суицидальных попыток.

 

ВНИМАНИЕ, «ЗНАКИ»!

Итак, подросток решил, что он оказался в неразрешимой ситуации, его переполняет чувство безнадежности, безысходности. Но это лишь кажется, что в такой момент ему все безразлично. Ведь истинная подоплека приготовлений к суициду в том, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет чувство облегчения и безопасности. И маленький человек будет, порой неосознанно, «сигнализировать» окружающим о своих намерениях!

И вы должны знать эти «сигналы». Если вовремя обратить на них внимание, то ребенку в столь отчаянной для него ситуации можно помочь и уберечь его от непоправимого шага.

Вас должны сразу насторожить следующие проявления в его поведении.

Это высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в том числе шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни.

Или обратит на себя внимание фиксация ребенка на теме смерти в литературе, живописи, музыке, его частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида. Более того, в таких случаях нередко наблюдается предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида. Например, ребенок может начать активно искать какие-то таблетки, отравляющие вещества или уже где-то хранит их.

Обратите внимание на то, что в нашу эпоху социальных сетей подросток, как правило, каким-то образом сообщает друзьям о принятии решения о самоубийстве. Это могут быть как прямые сообщения, так и косвенные, но явные намеки. Например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов.

Внешние проявления суицидального настроения – это раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, страх, беспомощность, безнадежность, чувство одиночества («меня никто не понимает, и я никому не нужен»).

У ребенка наблюдается резкая смена эмоций – то эйфория, то приступы от- чаяния, он их не контролирует.

У него преобладают негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего. Он тоскует, у него постоянно плохое настроение.

Также предвестником суицида может быть необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение – более безрассудное, импульсивное, агрессивное. Или несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, а может – возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных

и молчаливых. В такие моменты подросток может употреблять алкоголь, психоактивные вещества.

Также один из «знаков» – бесшабашное стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.

Характерно наличие взаимосвязи попыток самоубийств подростков с их отклоняющимся поведением: побегами из Дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами.

Должен заставить родителей и педагогов насторожиться и такой, казалось бы, «безобидный» признак, как снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий.

Намерения подростка может выдать и его символическое прощание с ближайшим окружением: раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким, дарение другим ценных для него предметов.

И не оставляйте без внимания попытки ребенка уединиться, закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей, особенно при наличии некоторых других «знаков».

 

КАК ПОМОЧЬ?

Родители, близкие детей, педагоги могут привить ребенку навыки преодоления сложных ситуаций, научить справляться со стрессом. Вот несколько полезных рекомендаций.

Сохраняйте и поддерживайте благоприятную атмосферу в семье, в коллективе. Доброжелательное спокойствие окружающих поможет убедить подростка, что не все потеряно, есть выход, а главное – его любят! Уже одно осознание того, что он любим, может заставить его выйти из тягостного состояния, воспрянуть духом.

Всегда воспринимайте проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались. Поддерживайте в ребенке уверенность в том, что если что-то не получается, то не от того, что он неудачник, а потому, что так складываются обстоятельства, и вы сопереживаете его чувствам и готовы всегда прийти на помощь, если он эту помощь готов принять.

Очень полезно поддерживать и стимулировать творческий ручной труд подростка. Даже если вам кажется, что он «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение фенечек, украшение одежды, склеивание моделей), это является своеобразной разрядкой, несет успокоение. Через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний и повседневных проблем.

Старайтесь регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Старайтесь строить (не навязывать) перспективы будущего совместно с подростком.

Рассказывайте о своих переживаниях, мыслях, а также честные истории из жизни, в том числе и о преодолении вами и знакомыми трудных, казавшихся неразрешимыми жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить подростка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие близких, справляются со стрессом быстрее.

Не препятствуйте подростку в принятии самостоятельных решений (не влияющих на жизнь и здоровье его и других людей). Научите ребенка думать о последствиях своих действий и мере ответственности, которую он готов взять на себя за реализацию этого решения. Постарайтесь задавать открытые вопросы, чтобы ребенок смог подумать и ответить, не ограничиваясь односложным «да» или «нет» (например: «Какие за и против этого решения?», «На что это больше всего повлияет?», «Что подсказывает твоя интуиция?»).

Научите ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых и полезных для него формах. Например, агрессию – через активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания – через доверительный разговор с близкими. Часто под- ростку сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ему завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив негативные мысли на бумагу, он почувствует облегчение, сможет более рассудительно посмотреть на них – и забыть! Бывает и такое.

Специалисты очень рекомендуют всячески побуждать ребенка к физической активности. Стресс – это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: всевозможные виды спорта, пение, танцы. Старайтесь не вынуждать подростка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ним, каким активным дополнительным занятием он хотел бы заниматься.

Заботьтесь о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, не отвергал свои телесные ощущения. Старайтесь сохранять контакт с взрослеющим ребенком, в том числе на телесном уровне (объятия, прикосновения, поглаживания).

Поощряйте заботу ребенка о ближних и о домашних питомцах. Приятные необходимые обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то» являются в жизни дополнительным ресурсом.

Также важен (как и во всем другом) режим дня – сон, питание, смена деятельности, физическая активность. Чаще давайте подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.).

В опасной же ситуации первым делом вызовите подростка на разговор. Прямо скажите, что вас беспокоят изменения в его настроении и вы его очень любите и хотите помочь. Задавайте вопросы, давайте возможность высказаться. Будьте честны в своих ответах. Ребенка необходимо уверить, что он может говорить о своих переживаниях без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь, злоба или желание отомстить. Подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду. Вспоминайте ситуации, когда подросток был успешным, когда он справился с трудностями.

И главное, заверьте ребенка в своей поддержке в любой трудной для него ситуации.

Если процесс зашел далеко, не медля обращайтесь к специалистам: психологу, психиатру. Также можно круглосуточно обратиться в службы экстренной помощи.

Публикация подготовлена

по методическим материалам ФГБНУ «Центр защиты прав

и интересов детей»


Группы суицидального риска

К ним относятся подростки:

√ находящиеся в сложной семейной ситуации;

√ испытывающие серьезные проблемы в учебе;

√ не имеющие друзей;

√ не имеющие устойчивых интересов, хобби;

√ склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания);

√ перенесшие тяжелую утрату;

√ остро переживающие несчастную любовь (разрыв высоко значимых любовных отношений);

√ имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);

√ употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;

√ имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;

√ совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления, в том числе насилия;

√ попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.

Предотвращать суицидальные попытки было бы легче, если бы их совершали люди лишь определенного склада характера, но, к сожалению, тип суицидоподверженного подростка пока не установлен. Как полагают эксперты, сделать это невозможно. Например, дети из обеспеченных семей подвержены суицидальным настроениям ничуть не меньше, чем дети из семей малоимущих. С жизнью расстаются не только те подростки, у которых плохая успеваемость и разлаженный контакт с окружающими, но и те, у кого нет проблем ни в семье, ни в школе. Может случиться и так, что одаренный ребенок пытается покончить с собой из-за несданного экзамена.

Специалисты рекомендуют вселять у детей уверенность в свои силы и возможности, внушать им оптимизм и надежду, проявлять сочувствие и понимание, осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.