Главная страницаАрхив2020 #4 / Для них чужие жизни дороже собственных

Для них чужие жизни дороже собственных

06 Апреля 2020

В преддверии 30-летия образования МЧС России мы продолжаем летопись подвига сотрудников спасательного ведомства. Итак, на календаре – апрель…

 

ГЕРОЙ УШЕЛ, НО ОН С НАМИ

22 апреля 1998 года, во время погружения в воды Северного Ледовитого океана, при испытаниях нового спасательного водолазного оборудования погиб российский спасатель Андрей Николаевич Рожков. Указом Президента РФ от 30 июня 1998 года № 741 за мужество, героизм и высоко-профессиональные действия ему было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Совместная экспедиция МЧС России и подводного клуба Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова готовилась очень тщательно – были проведены десятки тренировочных погружений под лед. Поэтому Андрей Рожков, а он являлся опытнейшим спасателем, был подготовлен к разным ситуациям, в том числе нештатным. Но всего, как известно, не предусмотришь – ведь это были испытания…

Настал день погружения.

Вместе с пятью товарищами Андрей прорубил во льду скважину, стенки которой укрепили на случай подвижки льда. Географическая точка Северного полюса была определена с математической точностью до тысячных долей градуса. Вместе с напарником Рожков спустился в ледяной колодец.

Как и планировалось, первым всплыл напарник. Андрей продолжал погружение – он должен был не только стать первым аквалангистом, покорившим Северный полюс, но и достичь рекордной для испытываемого оборудования глубины –50 метров.

Последний сигнал поступил от Андрея, когда он достиг отметки50,3 метра. Что произошло под водой в «черной дыре», никто не знает до сих пор. Компьютер на руке Андрея показал время, когда его не стало. Спасателя пытались откачать, делая ему искусственное дыхание, и надеялись на чудо. Но чуда не произошло.

Андрей Николаевич Рожков родился 7 марта 1961 года в городе Дзержинске Нижегородской области. В 1983 году окончил  Московский гидромелиоративный институт, затем – Всесоюзную школу инструкторов альпинизма и курсы спасателей-альпинистов. Работал в управлении альпинизма профсоюзов и в спасательном отряде Красного Креста и Красного Полумесяца.

В 1991 году Андрей Рожков начал работать в МЧС России, принял участие в 150 спасательных операциях по всему миру. В том числе в поиске пропавших журналистов в Югославии, в доставке гуманитарной помощи в Боснию и Герцеговину...

А за восхождение на собачьих упряжках на пик Ленина на Памире и уникальную спасательную операцию на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе в 1991 году Андрей Рожков был дважды занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

В разгар ожесточенных боев в Грозном, в январе – марте 1995 года, Андрей Рожков вместе с другими спасателями, под обстрелом и бомбежками, вытаскивал из развалин городского Музея изобразительных искусств картины. Были спасены более 600 работ художников Брюллова, Захарова, Коровина, много документов, в том числе и вся картотека музея.

Андрей писал стихи, сотрудничал со многими редакциями. У него был изумительный талант фотографа. Постоянно сталкиваясь в силу своей профессии с человеческими трагедиями, он мог передать их через фотообъектив как никто другой. Про его снимки говорили, что они уникальные. Наверное, Рожков мог видеть по-особому, душой…

А для своих детей – дочки Марии и сына Алексея – он специально сочинял сказки, многие из которых потом оказались напечатаны.

Но в первую очередь Андрей всегда оставался истинным спасателем – опытнейшим, не раз вытаскивавшим людей едва не с того света, при этом рисковал собственной жизнью. Хотя свои награды надевал редко – орден «За личное мужество», медаль

«За отвагу» и другие. Все больше в спецовке, по командировкам…

21 марта 2001 года в школе, в которой учился Андрей Рожков и теперь носящей его имя, была открыта мемориальная доска, посвященная Герою.

Именем Андрея Николаевича Рожкова назван один из вертолетов и поисково-спасательный катер МЧС России, а также остров в Баренцевом море.

Каждый год в день гибели Андрея Николаевича его родственники, друзья и коллеги собираются на могиле Героя, чтобы почтить память Спасателя с большой буквы.

 

ГОРЕЛА КРЫША НЕБОСКРЕБА…

2 апреля 2012 года на 67-м этаже строящейся башни «Восток» комплекса «Федерация» в Москве произошел пожар, площадь которого составила 300 квадратных метров. Для того чтобы ликвидировать возгорание на крыше небоскреба, пришлось задействовать авиацию.

Пожар начался около восьми часов вечера. Позже придут к выводу, что причина могла быть в неисправности тепловой пушки или соприкосновении ткани рекламного плаката с разогретым прожектором при порыве ветра. Прибывшие на место пожарные расчеты начали тушить огонь на высоте260 метров, эвакуировали вниз строителей. Сначала с огнем пришлось бороться практически голыми руками: носили наверх порошковые огнетушители. Потом к месту пожара доставили мотопомпы.

Надо сказать, система мотопомп, крайне необходимая при тушении пожаров на большой высоте, начала внедряться в практику при начальнике управления пожаротушения Москвы Евгении Чернышеве, который погиб при исполнении служебного долга в марте 2010 года (посмертно присвоено звание Героя России). В 2011 году в том же комплексе «Федерация» прошли учения с применением именно таких систем. И вот теперь их пришлось применять при тушении настоящего пожара.

Эдуард Бондаренко, начальник пожарно-спасательного отряда, вспоминает: «Как выяснилось, учеба даром не прошла: бойцы действовали четко и слаженно, хотя им пришлось преодолевать пешком подъем 10– 20 этажей».

При тушении пожара были задействованы четыре вертолета – три Ка-32 и один Ми-26, с системами горизонтального пожаротушения и емкостями для сброса воды на огонь. Действия экипажей осложнялись сильнейшим ветром, который мешал сбрасывать воду точно на очаг возгорания (только этим и объясняется несколько промахов, допущенных опытными пилотами). Но вертолетчики повторили заходы, учтя необходимые поправки на ветер. Это предопределило успех всей операции по тушению пожара на небоскребе.

Позже представители строительной организации заявили, что угрозы обрушения строительных конструкций в ходе пожара не возникло. А самое главное, что пожар выявил все просчеты в организации мер противопожарной безопасности, и в ходе дальнейших строительных работ все это было учтено.

«Да, действительно, на строящемся объекте, на горизонте, так называемом на строительном языке, не были оборудованы все средства пожаротушения. Башня растет, средства перемещаются, и достаточного количества средств пожаротушения для столь мощного пожара действительно не хватило. Может, в чем-то мы ошиблись, и мы будем учитывать эти ошибки в будущем», – сказал тогда представитель компании-застройщика Михаил Дворкович.

Столичные пожарные прекрасно справились со сложнейшей задачей. Несмотря на то, что пожар полыхал практически по всей площади крыши, он был полностью потушен вертолетами и 25 пожарно-спасательными подразделениями, принимавшими участие в операции, менее чем за четыре часа. И самое главное – никто не пострадал…

 

ВЗРЫВ НЕ ПРИВЕЛ К ХАОСУ

3 апреля 2017 года около 14:40 в вагоне поезда на перегоне станций метро «Технологический институт» и «Сенная площадь» в Санкт-Петербурге произошел подрыв самодельного взрывного устройства. В результате погибли 15 человек, а пострадало около 60 пассажиров, которым был причинен вред разной степени тяжести. Но, возможно, последствия могли быть гораздо хуже, если бы не четкие действия оперативных служб и самого машиниста пострадавшего поезда.

Сообщение о происшествии в метрополитене поступило в службу оперативного обеспечения ЦУКС в 14:39. Незамедлительно к станциям метро «Технологический институт» и «Сенная площадь» выехали пожарно-спасательные подразделения.

Как оказалось, машинист поезда Александр Каверин в критической ситуации не растерялся и принял оптимальное, спасительное для всех решение: он не стал останавливать поврежденный взрывом состав в задымленном тоннеле, а благополучно довел его до платформы «Технологический институт». Тем самым вывез всех пассажиров в относительно безопасное место, откуда их гораздо удобнее было эвакуировать. Это сыграло ключевую роль в спасении оказавшихся в эпицентре трагедии людей.

Для ликвидации последствий теракта была задействована вся петербургская подсистема РСЧС. Одними из первых на место тер акта прибыли бойцы 14-й и 5-й пожарно-спасательных частей Санкт-Петербурга. В кратчайшие сроки совместно с бригадами медиков было организовано оказание помощи и эвакуация более 1200 пассажиров метрополитена на поверхность.

Роман Денисенко, начальник ПЧ-1, вспоминает: «По прибытии на место в верхнем вестибюле и перед входом на станцию «Технологический институт» мы увидели пострадавших, кареты скорой помощи уже были заполнены людьми. По эскалаторам мы спустились в нижний вестибюль и увидели в дальней части платформы, у третьего вагона, где произошел взрыв, 10–12 человек, лежащих без сознания, – кто-то уже не шевелился, кто-то еще дышал. Практически сразу мы с сотрудниками метрополитена и медицинской службы провели их эвакуацию на мягких носилках…»

Совместно со спасателями на станциях метро работали медицинские бригады Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России (ВЦЭРМ). На Технологической площади был развернут штаб по ликвидации последствий ЧС. Здесь же был организован пункт приема и сортировки пострадавших. Сюда же прибывали автомобили скорой помощи и вертолет Ка-52 МЧС России, которые без промедления доставляли пострадавших людей в лечебные учреждения города.

Параллельно с работами на станции «Технологический институт» шли поиски в самом тоннеле – на перегоне между станциями, где прогремел взрыв. Спасатели искали тех, кого, возможно, взрывной волной выкинуло из поезда. Спустя час спасательные работы в метрополитене были завершены.

Уже к вечеру удалось практически полностью восстановить движение электропоездов на всех ветках Петербургского метрополитена, исключая лишь несколько станций. Поздней ночью, после завершения работы группы следователей, на станции «Технологический институт» спасатели приступили к уборке пострадавшего в результате взрыва электропоезда. К утру 4 апреля все работы на станции были завершены, и она начала свою работу в обычном режиме.

Владимир Сварцевич,  Николай Смирнов, 

Дмитрий Рассказов

При подготовке подборки использованы материалы РИА Новости

Фото из архива редакции

 

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Апрель 1992 г. Участие сил и средств ГКЧС России в подавлении очагов пожара на артиллерийском складе в Республике Армения. Впервые в отечественной практике для ликвидации пожара использован специально оборудованный для этого экспериментальный самолет Ил-76. Опыт его применения оказался удачным. За мужество и героизм, проявленные при тушении пожара, ряд участников российской экспедиции были награждены государственными наградами.

2 апреля 2015 г. В300 км южнее Магадана, в акватории Охотского моря, затонул большой автономный морозильный траулер «Дальний Восток», на борту которого находились 132 человека. К поисково-спасательным работам было привлечено более 1600 человек и свыше 90 единиц техники, в том числе от МЧС России – более 270 человек и свыше 60 единиц техники. Общая площадь района поисковых работ составляла более 8,8 тысячи квадратных километров. Были спасены 63 человека, 56 – погибли, а 13 моряков считаются пропавшими без вести...

3 апреля 2016 г. В пятиэтажном здании, построенном в конце XVIII века, принадлежащем Министерству обороны РФ, на улице Знаменке в Москве возник пожар, охвативший площадь 3500 квадратных метров. При этом произошло частичное обрушение кровли на площади 1200 квадратных метров. Пожару присвоили 5-ю, наивысшую категорию сложности. Очаг огня был оперативно локализован и через пять часов ликвидирован. Пожарно-спасательные подразделения с места происшествия эвакуировали всех находившихся в здании людей.

15 апреля 1993 г. Около 19:00 в Набережных Челнах на заводе двигателей АО «КамАЗ» внезапно произошел взрыв подстанции, встроенной в огромный заводской корпус. Возник гигантский пожар – пламя, быстро охватившее здание, достигало 60-метровой высоты! С небольшим интервалом к месту ЧС прибыли пожарные подразделения из Альметьевска, Нижнекамска, Елабуги. Для оповещения персонала завода были задействованы около 200 сирен, сеть громкоговорителей (численность рабочих и служащих завода – 18 тысяч человек, и он работал в три смены). Все люди были своевременно эвакуированы из цехов и помещений, и никто не пострадал. Борьба с пожаром продолжалась девять суток.

17 апреля 1995 г. МЧС России впервые провело учение на Северном полюсе. Отрабатывались действия по поиску, спасению, оказанию помощи и эвакуации пострадавших в экстремальных условиях Центрального Арктического бассейна. Группа спасателей десантировалась в «царство вечных льдов» на парашютах. Специалисты Центроспаса и Центра специального назначения МЧС России отработали действия в экстремальных ситуациях, развернули мобильный госпиталь и оказали помощь условно пострадавшим. Переночевав в палатках, спасатели совершили лыжный переход, тем самым проверив возможность выживания среди сплошных льдов. В центре Северного полюса, на «макушке» Земли, они водрузили флаги Российской Федерации и МЧС России.

21 апреля 2006 г. В Корякском автономном округе на Камчатке произошло землетрясение силой в эпицентре около девяти баллов. В зоне стихийного бедствия оказались 11 населенных пунктов. Сотни домов были повреждены или разрушены, тысячи людей при минусовой температуре воздуха остались без тепла, электроэнергии, связи. Из Москвы в зону ЧС прибыла оперативная группа МЧС. Одновременно авиацией МЧС России были доставлены грузы первой необходимости – продукты питания, медикаменты, отопительные аппараты. Более 1300 жителей были эвакуированы в Петропавловске-Камчатском.

К ликвидации последствий землетрясения были привлечены около 1,5 тысячи человек. Этими силами провели восстановление систем энергоснабжения, ремонт пекарен, котельных, жилых домов.

И все это – лишь единичные эпизоды работы спасателей в апреле на территории всей нашей огромной страны…