Главная страницаАрхив2020 #6 / Личная гигиена – это серьезно. Литература в помощь учителю

Личная гигиена – это серьезно. Литература в помощь учителю

03 Июня 2020

Пандемия коронавирусной инфекции заставила человечество защищаться от невидимого врага. Чтобы остановить распространение нового вируса, все, от мала до велика, вынуждены были подчиняться строжайшим запретам и выполнять правила, предписанные медиками. Наверное, один из главных уроков массового заражения – учить людей правилам личной гигиены и противовирусной защиты с самого раннего возраста со всей серьезностью. Это нужно делать постоянно, используя все доступные ресурсы. В связи с этим мы решили провести анализ того, насколько полно отражены вопросы личной гигиены в учебниках по ОБЖ и какая дополнительная литература по данной тематике может быть интересной как учителям, так и школьникам.

 

Основа безопасности

Формирование у детей санитарно-гигиенических навыков актуально всегда, в любое время. Как отмечают медики, опасность распространения различных болезнетворных микроорганизмов существовала и продолжает существовать непрерывно на протяжении всей истории человечества. С давних лет на цивилизацию неоднократно обрушивались ужасные пандемии холеры, чумы и других неизлечимых в те времена заболеваний. И сейчас, при развитой медицине, вирусы не раз вырывались на свободу, но пандемия коронавируса, конечно, стала самой масштабной. И вдруг выяснилось, что, несмотря на все огромные достижения прогресса, в ХХI веке суть действий при пандемии осталась той же, что и несколько веков назад, – это строжайший карантин, самоизоляция, дезинфекция. А в основе – все та же личная гигиена: элементарное мытье рук с мылом, пользование только индивидуальными принадлежностями и т.д. То есть то, чему учат детей с раннего возраста. Плюс необходимые в условиях заражения правила: избегание всяких посторонних контактов, ношение средств индивидуальной защиты, дезинфекция рук спиртосодержащими растворами и все остальное, чему мы так быстро научились во время пандемии.

Что и говорить, всех нас с малых лет учили и учат – тщательно мойте руки с мылом перед едой, не ешьте немытые фрукты, надевайте средства индивидуальной защиты, если болеете гриппом, и не выходите никуда, чтобы не заразить других, и т.д. Так почему же люди в обычной жизни нередко игнорируют многие из этих обязательных правил и вспоминают о них только тогда, когда наступают условия массового заражения? Ведь в любое время можно заболеть самыми разными опасными заболеваниями, если забыть о личной гигиене.

Актуальность воспитания у детей санитарно-гигиенических навыков в рамках ОБЖ подтверждается содержанием Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (опубликована в «ОБЖ» № 4,2020 г.). Вот выдержка из нее: «Образовательные программы на уровне дошкольного и начального общего образования при непосредственном участии семьи должны обеспечивать: в дошкольном образовании: понимание взаимозависимости счастливого детства и безопасного личного поведения в быту, социуме, на природе; осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и усвоение простейших правил безопасного индивидуального поведения».

Согласно основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования, обучающиеся должны изучать в школе на уроках ОБЖ основы здорового образа жизни, куда входит тема личной гигиены. В учебных изданиях по основам безопасности жизнедеятельности, включенных в федеральный перечень учебников и рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ, прописаны параграфы по здоровому образу жизни и даны задания для работы в классе и дома.

Но, к сожалению, тема гигиены в учебной литературе для среднего общего образования и основного общего образования раскрыта недостаточно. Тем более что в федеральном перечне учебников только две учебно-методические линии рекомендованы к использованию. Давайте обратимся к ним.

 

Что дается в учебниках

В учебниках «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Натальи Виноградовой (5–6-е, 7–9-е классы) теоретические аспекты и практические задания по ЗОЖ комбинированы.

В пятом классе ребенок анализирует диаграмму «Что влияет на здоровье», вместе с учителем работает с проблемными вопросами, решает тест, чтобы определить степень своей организованности, работает с теоретическим материалом, представленным на так называемой медицинской страничке. Через практическую работу, через диалог с учителем школьник должен существенно дополнить знания гигиенических норм, полученные им в курсе окружающего мира начальной школы. Материалы по этой теме мы можем найти и в других параграфах. Например, там, где рассматриваются опасные ядовитые вещества в быту.

Работая с учебником 7–9-х классов, обучающиеся снова столкнутся с этими нормами, но уже в условиях туристического похода и в случае вынужденного автономного пребывания на природе.

Наряду с изданиями Виноградовой к учебникам, рекомендованным к использованию при реализации образовательных программ, относят «Основы безопасности жизнедеятельности» авторов Светланы Ким и Владимира Горского для 10–11-х классов. Принцип, по которому структурирована информация в этих учебниках, предполагает формирование компетентности и культуры безопасности жизнедеятельности личности не за счет роста объема учебно-познавательной информации, а за счет ее повторения, обобщения и систематизации знаний.

Так, в 10-м классе в главе о факторах риска нарушений здоровья перед старшеклассниками встанет вопрос о составляющих здорового образа жизни. Теперь они более подробно узнают об обеспечении индивидуального и общественного здоровья, об особенностях и мерах профилактики инфекционных заболеваний, факторах риска неинфекционных болезней, профилактике заболеваний, передающихся половым путем.

В учебнике для 11-го класса вновь поднимаются вопросы здорового образа жизни, культуры питания и движения, темы репродуктивного здоровья и вредных привычек.

К сожалению, по мере ознакомления с обеими линиями учебников напрашивается вывод, что вопросы санитарно-гигиенических навыков раскрыты слишком поверхностно. Разумеется, все зависит от учителя, от того, как он сможет преподать эти актуальнейшие вопросы. Но однозначно, что ему понадобится для этого целый спектр дополнительной литературы по данной тематике.

 

В дополнение

Не стоит сбрасывать со счетов и те учебники, что использовались ранее. Это вполне допустимо в обучении.

Для справки: из нормативно-правовых актов следует, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Так что вопрос в другом – насколько полно в них отражена интересующая нас тема? Обратимся к учебнику под редакцией Владимира Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-го класса. В нем о личной гигиене написано буквально несколько предложений, а именно объясняется необходимость гигиенических мероприятий по уходу за сальными и потовыми железами. В 6-м классе – лишь общие данные о гигиене и культуре питания. И только в учебнике для 9-х классов понятие личной гигиены и ее задачи вынесены в отдельную главу. Обучающийся может узнать о гигиене кожи и гигиенических требованиях к одежде, обуви и головным уборам, о степени зависимости жизнедеятельности организма человека от питания и воды, о взаимосвязи состояния здоровья и условий жизни, а также разновидности гигиенических требований.

Основные инфекционные заболевания и их профилактика – в теме по личной гигиене, которая раскрывается в одной главе в учебнике для 10-го класса. В ней можно узнать о пандемии и эпидемии, понятии инкубационного периода, причинах возникновения и распространения инфекций, о профилактике. Особое внимание уделено симптомам некоторых распространенных болезней (гриппа, ботулизма, дифтерии, скарлатины и других), говорится об их возбудителях, периодах заболевания.

Гораздо более содержательны учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Юрия Воробьева (5–11-е классы). Там темы здорового образа жизни и личной гигиены раскрыты не в «двух словах», достаточно полно, насколько это возможно в учебнике. Полезным для учителя будет обратить внимание на вопросы к параграфам, так как они побуждают школьников к рассуждению на проблемные темы. Учебно-методическая линия направлена на создание каждым учащимся индивидуальной системы здорового образа жизни. Даются рекомендации по осуществлению проектной деятельности в области безопасности жизнедеятельности.

 

Для разных возрастов

Обучающимся в начальной школе будет интересна книга Ольги Епифановой «Детям про гигиену. В погоне за вредными микробами». В основе – придуманный мир, где живет добрая королева Гигиена и предводитель микробов Злобастер. Знакомясь с главными героями, ребенок научится правильно чистить зубы, убирать в своей комнате, ухаживать за кожей, делать зарядку для глаз и т.д. Дети узнают, как правильно спать и выбирать продукты для ежедневного рациона, почему важно следить за осанкой. В книге продуман интерактив: оригинальные поделки, интересные игры, ребусы, загадки, раскраски, увлекательные опыты. Например, можно сделать стенгазету про самые грязные объекты в квартире, провести необычные эксперименты с водой, мыльными пузырями и так далее. Ольга Епифанова написала и другую книгу в подобном ключе «Детям про зубки. Невероятное путешествие по Зубландии».

Особенно сложным представляется подбор литературы для подростков, так как к правилам и требованиям гигиены они зачастую относятся со свойственным их возрасту протестом. Здесь нужно делать акцент на убеждение, интересную подачу материала. При этом основы культурно-гигиенических норм, безусловно, необходимо повторять, но уже рассматривая глубже. К старшим классам границы ответственности ребенка в плане личной гигиены становятся шире: он должен уметь заботиться о здоровье не только собственном, но и окружающих, уметь минимизировать опасность распространения заразных заболеваний среди других людей. Потому в старших классах уделяется особое внимание инфекционным и неинфекционным болезням и способам заражения, объясняется необходимость карантина и самоизоляции, а также встают вопросы взаимоотношения полов, гигиены семьи.

На сайтах группы компаний «Просвещение» и корпорации «Российский учебник» можно подобрать разнообразную литературу по данной тематике. Так, стоит приглядеться к новинке – учебному пособию «Здорово быть здоровым» под редакцией Геннадия Онищенко для 1–11-х классов. Содержание дает учащимся возможность научиться соблюдать и осознанно использовать правила ведения здорового образа жизни, осознать необходимость физической активности, личной гигиены, режима дня и т.д.

Создатели книги включили в нее большое количество практико-ориентированных заданий игрового, проблемного и поискового характера. Можно сказать, что основная идея пособий заключается в приобщении школьников к самостоятельной деятельности по формированию здорового образа жизни, соблюдению личной гигиены как важнейшего условия здоровья. Это издание может использоваться учителями ОБЖ как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 

Самым маленьким

В дошкольном возрасте художественное слово имеет особое влияние на сознание ребенка. Благодаря специальной литературе у юных читателей или еще пока слушателей в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых в дальнейшей жизни гигиенических навыков.

Дошкольники хорошо запоминают полюбившиеся им стихи, сказки и рассказы. Сами того не понимая, они усваивают полезные правила, изложенные в художественной форме. Читая знаменитые «Мойдодыр» и «Федорино горе» Корнея Чуковского, ребенок учится проводить причинно-следственные связи на чужом примере – мальчика-неряхи и Федоры. На этих классических произведениях воспитываются новые поколения детей.

Что особенно ценно в книгах, где центральная тема – личная гигиена? Как правило, в них главный герой изначально неряшлив или не обладает необходимыми знаниями, но к концу повествования преображается и приобретает противоположный тип поведения, потому что понимает необходимость принятия полезных привычек. Ребенок вместе с героями таких сказок приходит к аналогичному выводу. То есть в маленьких детей закладываются правильные, здоровые алгоритмы поведения.

К сюжетным произведениям о гигиене можно отнести «Сказки про мальчика Питю» Дарьи Демиховой. Стоит отметить, что автор этой книги – практикующий семейный врач, невролог, блогер, пишущий на темы здоровья, мать двоих сыновей. В своих поучительных сказках Дарья Демихова весьма точно приводит реальные жизненные ситуации. Главный герой – это обыкновенный мальчик, и истории, происходящие с ним, могут произойти с любым ребенком.

Так, например, начинается одна из сказок: «Питя всегда был умным мальчиком и знал, что все, что в ванной комнате находится во флаконах, тюбиках, пробовать ни в коем случае нельзя, это опасно». Далее внимание мальчика привлекает корзинка с неестественно яркими «фруктами и ягодами», которые приятно пахнут. Ребенок подозревал, что есть их нельзя, но желание было велико: «Ну, хотя бы краешком языка лизнуть или на зубок прикусить». Питя попробовал одну странную «ягоду» – горько, другую – невкусно. Так мальчик съел несколько кусочков декоративного мыла и, как следствие, отравился, опытным путем доказав для самого себя, что мыло не еда.

В этой сказке есть еще один урок для детей, о котором говорится в конце истории, – не нужно бояться рассказывать родителям, что съел несъедобное или совершил глупость. Ведь взрослые всегда выслушают и подскажут верное решение проблемы.

Знакомство с приключениями мальчика Пити поможет ребенку выбрать правильный алгоритм поведения во многих бытовых ситуациях и отказаться от вредных привычек, если они уже появились. Дети узнают, как не стать «обладателем» глистов, почему нужно чистить зубы и стричь ногти, отчего нельзя есть незнакомые грибы и ягоды, к чему приводит регулярное питание фастфудом и т.д.

 

О сложном – увлекательно

В четырех книгах, разделенных по дошкольным возрастам, Анны Ковалевой «Хочу быть здоровым» поднимаются подобные темы. Создатели этой работы – специалисты в сфере дошкольного образования, поэтому в книгах не только содержится полезная информация, но и изложены интересные задания для ребенка.

Примечательно, что продумана и система поощрения: за каждый правильный ответ или решенную задачу (оценивают взрослые) дошкольник получает наклейку в специальный лист. Успешно справившись со всеми заданиями, малыш обретет так называемый диплом солнечных зайчиков (наклейки и диплом идут в комплекте с литературой). С помощью такой увлекательной формы и системы поощрений усвоение навыков личной гигиены, здорового образа жизни превращается для ребенка в игру. Дети ознакомятся и с правилами безопасности на улице и в квартире, узнают о полезных и вредных продуктах питания, научатся правильно умываться, делать самую простую зарядку и поддерживать в своей комнате порядок.

Для совсем маленьких особенно хороши интерактивные книги по данной тематике. Такая детская литература оснащена колесиками, движущимися элементами, клапанами, которые можно крутить или тянуть. Созданная зарубежным автором Мартином Рутом книга «Маленькие исследователи: удивительное тело» имеет интерактивный элемент. За так называемыми окошками скрыта интересная и полезная информация. Например, если ребенок хочет узнать, что находится внутри головы, то он открывает соответствующее «окошко». Удовлетворив свою любознательность иллюстрацией, ребенок еще узнает о том, как связан мозг с органами чувств. На каждом развороте этой книги даны понятные дошкольникам описания человеческого тела и того, как за ним ухаживать и быть здоровым.

На страницах этой книги дети узнают, как бороться с «микробами-захватчиками», как помочь коже поддерживать температуру, а мышцам – «держать косточки» и т.д.

Среди научно-популярной литературы для детей можно выделить книгу «Тайная война микробов» Флоранса Пино (для младшего и среднего школьного возраста). Автор доступным языком раскрывает мир микроскопической жизни вокруг нас, увлекательно представив его в виде нескончаемой войны между микробами. Школьник узнает о том, кто из микробов враг, а кто друг человеку, как иммунная система защищает нас и где находится ее «генштаб», в чем смысл вакцин и антибиотиков, почему мы кашляем и чихаем.

Говоря об эпидемии в главе «Военные стратегии», автор упоминает о наиболее известных – птичьем гриппе, вирусе Эбола, сибирской язве. Упоминания о коронавирусе там нет, так как книга создавалась еще до возникновения этой новой угрозы человечеству. Но в главе, посвященной антибиотикам, рассказывается о том, как мутирует вирус гриппа. Автор рассматривает в доступной для детей форме многие актуальные вопросы – почему размножаются раковые клетки, в чем опасность СПИДа и отчего его до сих пор не смогли победить и т.д.

Многие родители, оставившие отзывы о «Тайной войне микробов», сходятся во мнении, что с детьми теперь стало легче говорить о правилах личной гигиены, эта тема стала для них увлекательной. Можно, продолжая метафору борьбы из книги, назвать ребенка рыцарем, защищающим целую планету, которой он сам и является для микроскопических организмов, желающих ее уничтожить.

Пожалуй, главное в обучении детей санитарно-гигиеническим навыкам и в целом здоровому образу жизни – увлекательность и аргументированность. Все это дает учителю дополнительная литература. Нужно только пользоваться этими поистине неисчерпаемыми ресурсами.

Материал подготовила Дарья Арнаутова

Фото из архива автора