Главная страницаАрхив2020 #6 / Информационные технологии: новый формат привычного урока

Информационные технологии: новый формат привычного урока

03 Июня 2020

Цифровизация школы придает инновационное содержание учебно-воспитательному процессу, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, резко повышает их способность к построению индивидуальной образовательной траектории, способствует развитию дистанционного обучения, что, несомненно, повышает результативность образовательного процесса. Это в полной мере относится и к предмету ОБЖ.

 

Разрешение противоречий

Использование информационных технологий способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебно-познавательной деятельности может стать гораздо более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать процесс обучения каждого отдельного обучающегося.

И здесь важно не допустить смещения внимания с содержания и смысла образования на элементарный способ передачи материала. Появление инновационных цифровых учебных средств (рис.1) привело к качественным изменениям информационной образовательной среды предмета ОБЖ, вызвало неизбежную модификацию методов и форм обучения, трансформировало структуру учебного информационного взаимодействия между учителем и обучающимися.

Вот почему при разработке методов организации преподавания ОБЖ с применением информационных технологий необходимо, чтобы использование инновационных средств было направлено на создание таких форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности учащегося, его познавательных процессов, личностных качеств, развитие интеллекта.

В этом смысле информационные технологии способны существенно сгладить объективно существующие противоречия урока, а именно:

между коллективным способом организации процесса обучения и индивидуальным характером восприятия каждого обучающегося;

регулярностью прямой связи субъектов учебного процесса и нерегулярностью обратной связи;

необходимостью развития навыков практической деятельности и преимущественно вербальным характером обучения;

временем, необходимым для изучения все возрастающего объема учебного материала, и стандартными временными рамками урока.

(ИКТ)

Рис. 1. Классификация средств ИКТ

Далее мы посмотрим, как умелое методическое использование информационных технологий может повлиять на разрешение всех этих противоречий.

 

Раскрытие индивидуальности

Педагогу необходимо создать такие условия, при которых обучающийся захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать учебные воздействия. И в этой связи использование информационных технологий может оказаться незаменимым.

С одной стороны, применение компьютера в качестве индивидуального средства обучения дает возможность продвижения каждого школьника по собственной образовательной траектории с учетом психолого-педагогических особенностей личности. С другой стороны, развитие коммуникативных навыков, коллективный поиск решения проблемных учебных ситуаций с использованием компьютера как мощного мотивационного средства способствуют активизации процесса обучения в группе.

Методически разрешение данного противоречия может выглядеть следующим образом. В начале урока компьютер и интерактивная доска используются для фронтальной работы с классом. Актуализация знаний, проведенная с использованием информационных технологий, настроит обучающихся на активную работу.

Переход же на индивидуальную работу с электронными учебными материалами целесообразно начинать тогда, когда наступает спад активности обучающихся. Наиболее оправданно привлечь для выполнения заданий тех школьников, которые снизили инициативность участия в учебном процессе.

Конечно, выбор обучающихся для такой работы должен быть обусловлен не только ситуативным наблюдением учителя, но и результатами психолого-педагогических исследований, проводимых психологической службой школы. При этом выбор самих заданий обусловливается особенностями восприятия информации каждым учеником, его личностными качествами.

В ходе контроля усвоения учебного материала также разумно применение групповых и индивидуальных методов организации учебной деятельности. Для выполнения электронных заданий можно привлекать как отдельных обучающихся, так и группы (чаще всего пары) школьников, сформированные по совокупности выявленных дидактических проблем и с учетом их статуса в коллективе. При таком подходе удастся, сохраняя все преимущества коллективного обучения, устранить усредненный подход и обеспечить условия для осуществления личностно ориентированного образовательного процесса.

 

Здесь и сейчас

В целях формирования устойчивого взаимодействия «учитель → обучающийся → учитель» применение информационных технологий трудно переоценить. Они позволяют получить объективную реакцию на действие ученика в реальном масштабе времени, как говорится, здесь и сейчас. Это дает учителю новые возможности в том, чтобы реально и в кратчайшее время оценить успехи обучающегося, увидеть, какие он испытывает трудности в изучаемом на уроке материале, и вовремя провести коррекцию.

При методически продуманном применении электронных и мультимедийных учебных материалов на уроке управление учебным процессом может быть более гибким. Кроме усиления обратной связи, развивается рефлексия учебной деятельности у школьников, что положительно сказывается на результатах обучения.

Методически это может быть организовано как выполнение учащимися заданий разного уровня сложности, выполненных в электронном виде и сопровождаемых мультимедийными приложениями.

При этом приемы организации текущего контроля с помощью современных средств обучения могут быть различными: от поочередного выполнения отдельных фрагментов общего для группы задания до выполнения предложенного в компьютерной программе мини-исследования, которое дублируется учеником, работающим у доски, с последующим сравнением результатов.

Систематическое применение такого метода в учебной деятельности не только позволит устранить рассматриваемое противоречие урока, но и будет способствовать активизации познавательной активности обучающихся, внесению соответствующих поправок в учебно-воспитательный процесс и своевременной коррекции возникающих трудностей в обучении отдельных школьников.

 

Приближение к реальности

Информационные технологии позволяют значительно повысить и практическую направленность обучения, снизив долю вербальных коммуникаций при взаимодействии учителя и обучающихся.

Особое значение в данном контексте при организации преподавания ОБЖ имеет демонстрация с помощью компьютера удаленных, труднодоступных или вообще не воспроизводимых в условиях школы объектов и явлений. Виртуальные образы вполне доступны для практических преобразований. Это положительно отличает их от идеальных образов или статичных иллюстраций, которые используются в традиционных техниках.

Такой взгляд на использование возможностей новых информационных технологий на уроке является наиболее значимым для школьников с преимущественно визуальным или кинестетическим восприятием информации. Получив возможность манипуляций с виртуальным объектом, недоступным в реальности, обучающиеся наиболее полно постигают его структуру, функции, закономерности развития или существования.

Применяя такой метод организации учебного труда, учитель на уроке вполне может справиться с оторванностью обучения от реальной жизни, а также активизировать внимание школьников с разной модальностью восприятия информации, решить целый ряд дидактических задач.

Кроме этого, данный подход может оказать существенное влияние на профессиональное самоопределение обучающихся, на развитие информационной культуры личности.

 

За рамки привычного

Несоответствие между объемом учебной информации и количеством учебного времени можно устранить дифференциацией обучения.

Так, применение во время урока электронных учебных материалов, включающих в себя задания разного уровня сложности, будет особенно важным для детей, опережающих своих сверстников в развитии, а также для тех обучающихся, которые по ряду причин отстают от одноклассников в выполнении коллективных видов работы на уроке.

Подобные методы позволят не только интенсифицировать процесс обучения, но и будут способствовать повышению мотивации познания.

Применение электронных тренажеров во внеурочное время также позволяет разрешить это противоречие. Мощный мотивационный потенциал компьютера способствует тому, что такая деятельность, как правило, не воспринимается школьниками в качестве дополнительной нагрузки.

То есть ученик занимается с удовольствием, ему интересно, он увлечен. Следовательно, и результат подобного расширения рамок урока может быть достаточно высоким.

И напоследок – о проектной деятельности, которая играет важную роль в преподавании ОБЖ. Например, можно предложить не только детям, но и их родителям принять участие в совместном создании электронных проектов учебного назначения, причем с последующим представлением обучающимися своей работы в классе.

В данном случае решается сразу несколько дидактических задач. Это и развитие навыков работы в информационных системах, и самостоятельный отбор ребенком увлекательного учебного материала по изучаемой теме, и опыт создания важного и нужного одноклассникам электронного продукта, и формирование учебных и коммуникативных навыков у школьников.

Учитель консультирует и направляет усилия обучающихся и их родителей, организует конкурс по защите проектов, поощряет всех участников. Лучшие работы могут использоваться в качестве демонстрационного дидактического материала на различных этапах урока.

Возможность использовать компьютер для поиска нужных сведений в ресурсах школьных социальных сетей, в интернете либо для оформления подготовленной традиционными средствами работы вполне реальна, социально востребована и личностно значима как для детей, так и их родителей.

Описанный выше подход к организации учебной деятельности в предмете ОБЖ с использованием информационных технологий требует высокой профессиональной подготовки учителя, зрелой педагогической рефлексии и креативности.

Кроме этого, для снижения педагогических рисков, связанных с частым использованием электронной техники, необходимо строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм использования компьютера и учет возрастных и психолого-педагогических особенностей школьников при организации индивидуальной и групповой работы с электронными учебными материалами.

Дмитрий Рудаков, кандидат военных наук, доцент

Фото из архива автора