Главная страницаАрхив2020 #6 / А как за рубежом? Аналог ОБЖ в Великобритании

А как за рубежом? Аналог ОБЖ в Великобритании

03 Июня 2020

Какие существуют аналоги предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в западных школах? Поговорим о Великобритании, где, как ни удивительно, лишь недавно пришли к выводу о необходимости такого школьного предмета.

 

От оценок – к психологии

Как пришли к появлению в школьной программе аналога нашему ОБЖ? Начнем с того, что Великобритания как развитая страна отличается высоким уровнем образования. Если сказать в двух словах, то во всех королевствах (Англия, Северная Ирландия, Шотландия и Уэльс) реализована единая образовательная система (кстати, во многом схожая с российской). Выделяется пять ступеней: ранняя/дошкольная (3–5 лет), начальная (5–11 лет), средняя (11–18 лет), куда входит дальнейшая (16–18 лет), и высшая (от 18 лет). Причем обязательным считается только начальное и среднее образование. В свою очередь, они разделены на дисциплины, соответствующие Национальному учебному плану, учрежденному в 1988 году (хотя некоторые частные школы имеют право составлять собственные программы).

Однако в английских школах, вопреки расхожим мнениям, отнюдь не «тишь и благодать». Проблемы детской безопасности достигли такой остроты, что общество столкнулось с необходимостью срочного принятия адекватных мер. Так, по итогам проведенных благотворительной организацией «Детское общество» в 2018 году исследований был предоставлен отчет, показавший, что более 100 тысяч детей в Соединенном Королевстве в возрасте 14 лет практикуют селф-харминг (в буквальном переводе с английского «несуицидальное самоповреждение»; термин означает осознанные попытки нанести вред своему телу без намерения совершить самоубийство). Среди главных причин психологи выделяют вредное воздействие интернета, особенно социальных сетей, психологическое давление в школе, трудную экономическую ситуацию в стране, гендерные стереотипы.

Отчет призвал к изменениям в школьной культуре, прежде всего к смене приоритетов: с экзаменов – на создание комфортных для личности учащегося психологических условий.

«Систематическое оценивание в образовании вызывает стресс и напряжение среди молодых людей, особенно в контексте того, что все мы живем в неопределенном мире и у них неопределенное будущее, – отмечает Бернадка Дубика, глава факультета детской и подростковой психиатрии Королевского колледжа психиатров. – Они беспокоятся о безработице, плате за обучение, а те, кто не собирается поступать в колледж, – о том, как они будут зарабатывать на жизнь и что их ждет в будущем…»

 

Предмет PSHE

Так что неспроста Управлением по стандартам в сфере образования Великобритании был принят закон об обязательном включении в 2020 году в школьную программу предмета PSHE (личностное, социальное, медицинское и экономическое воспитание/просвещение). Программа этого предмета сфокусирована на развитии знаний, умений и навыков, которые помогут школьникам вести здоровый и безопасный образ жизни, а также подготовиться к взрослой жизни.

PSHE имеет три раздела: «Здоровье и благосостояние», «Отношения» и «Жизнь в расширяющемся мире».

Первый раздел включает подразделы о физическом и ментальном здоровье, о самих школьниках, о взрослении и об изменениях в подростках, о безопасности, об алкоголе, наркотиках и табаке. В более старших классах добавляется подраздел сексуального образования. Второй раздел затрагивает темы семьи, дружбы, эмоций и привычек, здоровых отношений и уважения к себе и другим. В третьем разделе дети знакомятся с понятием ответственности, сообществ, учатся цифровой грамотности, обращению с финансами, а также начинают осознавать важность стремлений, мыслей о будущей работе и карьере.

Предполагается цикличное повторение разделов на каждой ступени обучения. В начальной школе учащиеся узнают, что ментальное здоровье – это одна из частей повседневной жизни, а также почему важно заботиться о себе, например высыпаться, гулять и общаться с друзьями. Это будет изучаться совместно с темами о сбалансированном питании, важности физической активности и выявления ранних признаков физических заболеваний, что должно обеспечить учащимся понимание взаимосвязи ментального и физического здоровья.

Кроме того, ученики начальной школы будут изучать основы интернет-безопасности: как реагировать при виде неприятного контента, почему важно уважать других пользователей, даже если они коммуницируют анонимно, каковы риски виртуального общения с людьми, которых не знаешь в реальной жизни, и др.

В средней школе содержание предмета будет строиться на изученном в начальной школе материале, так что ученики смогут определять у себя и у других симптомы общих ментальных заболеваний, таких как тревожность и депрессия. Ребята научатся точно и четко описывать свои эмоции, будут осознавать тот огромный вред, который наносит употребление алкоголя и тем более наркотиков физическому и психическому здоровью.

Также ученики средней школы будут обсуждать темы интернет-безопасности: вероятные риски при распространении личных фотографий, ущерб от просмотра информации откровенного и вредного содержания (включая такие действия, как сообщить об этом и получить поддержку), механизмы влияния интернета на формирование нездорового взгляда на сексуальные отношения и т.д.

Обучение интернет-безопасности планируется проводить на базе курса информатики с целью формирования ответственного, уважительного и безопасного отношения с технологиями.

Способ введения остальной программы предоставляется выбрать и организовать самим школам – либо добавлением в существующие предметы, либо в виде внеклассных занятий.

Департамент образования Великобритании уже выделил деньги на обучающие тренинги и ресурсы для учителей, разработанные при поддержке благотворительных и муниципальных организаций.

Потребность в информации, которую должен донести предмет PSHE до подрастающего поколения, обусловлена тем, что далеко не все родители могут самостоятельно подготовить ребенка к реалиям взрослой жизни и зачастую ставят на первое место свою карьеру и финансовое благосостояние, а не общение с детьми. Поэтому школы были выбраны для осуществления такого рода образования.

В Великобритании исходят из того, что изменение мира требует адекватного усложнения образовательной программы. Но всюду, как известно, свои сложности. От российского предмета ОБЖ, существующего уже почти 30 лет, введенный в Великобритании предмет PSHE изначально отличается более широкой трактовкой. Здесь исходят из того, что безопасная жизнедеятельность – это не только умение оказать первую помощь или знания о здоровом образе жизни, о вреде алкоголя и наркотиков и т.д., но также вопросы финансов, карьеры, технологий, личностные и межличностные аспекты взаимоотношений. Уже сам факт того, что в Великобритании пришли к необходимости такого рода предмета, весьма показателен.

Алёна Еременко, наш корр.

Фото из архива автора


Анна Феучвонг, исполнительный директор Национального детского бюро (the National Children’s Bureau), оценивая принятое властями решение ввести в школьную программу предмет PSHE, заявила: «Это является желанным шагом вперед в подготовке детей к взрослой жизни, улучшении их благополучия и сохранении их здоровья и безопасности. Предоставляя обязательное санитарное просвещение и обращая при этом особое внимание на психическое благополучие, а также гарантируя просвещение по вопросам взаимоотношений в начальных школах и взаимоотношений и полового воспитания в средних школах, правительство учитывает потребности и проблемы детей, молодежи и родителей. Это важная веха, но впереди дальнейшая работа по обеспечению того, чтобы новые требования реализовали свой потенциал, помогая детям расти более здоровыми и счастливыми».