Главная страницаАрхив2020 #5 / Преподавание ОБЖ: структура, новое содержание и технологии

Преподавание ОБЖ: структура, новое содержание и технологии

03 Июня 2020

Законом «Об образовании в Российской Федерации» установлены следующие уровни общего образования в нашей стране: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование. В ходе преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учет данного обстоятельства является принципиальным, а сам процесс сопровождается рядом особенностей. Остановимся на пяти из них.

 

Задачи и их решение

Первая особенность связана со спецификой задач самой дисциплины. Какие это задачи? Обозначим основные.

Учащихся необходимо адаптировать к безопасному существованию в социуме с учетом их индивидуальных возрастных, познавательных, гражданских и физических возможностей. Выработать у них умение распознавать угрозы и избегать опасностей. Сформировать способности к нейтрализации конфликтных ситуаций.

Далее, школьники должны приобрести навыки решения неоднозначных и спорных вопросов, связанных с безопасностью. Важно заложить у них привычки достойного, морального поведения в чрезвычайных обстоятельствах. Более того, необходимо добиваться закрепления элементов автоматизма поведения, безопасного для окружающих и для них самих.

Наконец, дети рано или поздно должны начать испытывать устойчивую потребность в существовании в культурной, здоровой, безопасной социоприродной среде.

Вторая особенность обусловлена тем, что для решения этих задач целесообразно осуществлять преподавание данного учебного предмета непрерывно на протяжении всех уровней общего образования. При этом условии первоначально полученные знания будут иметь возможность углубиться, аргументационно окрепнуть. Они станут своими для школьников, а заложенные базовые навыки безопасного поведения, после регулярных систематически усложняемых (в соответствии с возрастом) повторов, постепенно будут переходить в устойчивые привычки.

При этом важно учитывать изменяющиеся возрастные особенности. Кроме того, необходимо поддерживать профессиональное сотрудничество с учителями параллельно преподаваемых дисциплин. Методические приемы в обучении должны постоянно обновляться в связи с изменением (в том числе и усложнением) решаемых образовательных задач и пополнением разнообразия угроз, рисков и опасностей в современном мире.

Чрезвычайно важно совершенствовать собственные педагогические навыки одновременной работы в русле разных методических подходов.

Все это необходимо прежде всего потому, что сейчас на уровне дошкольного образования проблематика безопасного поведения включается в основном в воспитательный процесс. В начальной школе она учитывается в рамках синтетического учебного предмета «Окружающий мир». Полноценный охват основные вопросы ОБЖ приобретают уже на стадии основного общего образования (5–9-е классы), а вот на завершающем этапе, в выпускных классах, тематика ОБЖ минимизируется, сосредотачиваясь прежде всего на подготовке к военной службе.

На всем протяжении обучения навыкам безопасности, то есть в рамках всего общего образования, без поддержки родителей (их одобрения, участия и помощи) обойтись невозможно. Особенно это важно на уровне дошкольного образования и в младшей школе, когда воспитатель и учитель должны не просто сотрудничать с родителями, но и заниматься с ними. В любом случае учебные вопросы, связанные с безопасным поведением, могут быть усвоены лишь при непосредственном сочетании обыденной, житейской и педагогической форм их трансляции.

 

Актуальные проблемы

В период основного общего и среднего общего образования школьники начинают осваивать множество предметов, которые преподает уже не один педагог, а несколько учителей-предметников. В рамках каждой учебной дисциплины (прежде всего это естественные науки, технология, физическая культура) есть свои аспекты, связанные с техникой безопасности и охраной труда. При этом надо иметь в виду, что реализация данных аспектов в ходе уроков не компенсирует задачи, стоящие перед учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности». Не случайно попытки интегрированного изучения ОБЖ оказались неэффективными. А вот согласованные действия учителей-предметников, особенно с учетом возможностей внеклассной и внешкольной работы, дали положительные результаты. Взаимодействие учителей в учебном процессе не только способствует лучшему усвоению материала, но благоприятствует мотивированному укреплению престижа преподаваемых в школе дисциплин. Предмет ОБЖ – и не только – в этом откровенно нуждается.

Определенную сложность будет представлять собой и то обстоятельство, что учитель ОБЖ должен будет не только владеть методикой преподавания своего предмета для школьников разных возрастных категорий, но и вести его на протяжении всего времени пребывания обучающихся в школе. При этом ему важно поддерживать свой авторитет и стимулировать мотивацию школьников к безопасному поведению в повседневности, на работе, отдыхе и в целом в жизни.

Проблемным будет и то обстоятельство, что в настоящее время в школах совместно обучаются дети с полноценными возможностями по здоровью, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (с 2001 года реализуется Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья). Для них непрерывность учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет еще большую актуальность, чем для здоровых учащихся.

Однако данная рекомендация концепции едва ли будет воплощена в жизнь в ближайшее время. Связано это с тем, что внедрение этого условия будет проходить, как принято в нашей стране, постепенно и поэтапно, то есть займет не менее шести-семи лет. Но если ориентироваться на обновляющиеся в настоящее время ФГОС среднего образования, которые не берут в расчет эту рекомендацию Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, то реально изучение ОБЖ будет пока осуществляться, как и прежде, в 8–9-х и 10–11-х классах по программам, мало согласованным между собой.

 

«Центр тяжести» - профилактика

Третья особенность. В Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации был предложен новый вариант содержательного наполнения учебного предмета ОБЖ, концентрический по своей сути.

Было выделено нескольких сквозных тематических линий (модулей), позволяющих охватить все разнообразие рисков, угроз и опасностей, в рамках которых предмет ОБЖ будет реализовываться. Если учесть то обстоятельство, что преподавание ОБЖ в школе должно быть максимально практико-ориентрованным (значительную часть учебного времени должны составлять практические занятия), то с его помощью вполне можно будет достичь такой цели, как выработка и закрепление у школьников за время освоения учебного предмета навыков безопасного поведения.

Предлагаемые тематические линии реализуются на протяжении всего периода изучения основ безопасности жизнедеятельности с 5-го класса (в начальной школе изучается предмет «Окружающий мир») по 11-й.

При этом занятия должны проходить регулярно и систематически, а освоение всех выделенных направлений на протяжении изучения предмета необходимо осуществлять параллельно.

Проблематика каждой линии должна оставаться стабильной на протяжении всего изучения дисциплины, усложняясь, пополняясь и углубляясь, что позволит проверить устойчивость («выживаемость») знаний и сохранность навыков.

Желательно, чтобы не менее половины учебного времени отводилось на выработку практических навыков и умений.

В учебном процессе должны быть предусмотрены возможности для самостоятельной подготовки, тренировок, консультаций, самопроверки.

Использование компьютерных технологий при проведении практических занятий по ОБЖ должно быть лимитировано.

«Центр тяжести» учебного предмета необходимо сместить с чрезвычайных ситуаций и катастрофических состояний на проблемы рисков, опасностей и угроз, то есть сосредоточиться на профилактическом аспекте.

 

Тематические линии

Предлагаемые тематические линии представляют собой четыре направления: опасности природного характера и защита от них, опасности техногенного характера и защита от них, опасности социального характера и защита от них, здоровый образ жизни.

Вопросы первой помощи пострадавшим рассматриваются в каждом из перечисленных разделов в соответствии со спецификой его проблематики. В 10–11-х классах к ним добавляется пятая тематическая линия по национальной безопасности государства и основам военной службы.

Линия «Опасности природного характера и защита от них» предназначена для овладения навыками и умениями:

распознавания опасностей природного происхождения;

поведения в условиях естественных угроз и опасностей (геологических, метеорологических, гидрологических, биологических, природных пожаров), в том числе и при необходимости выживания в естественной среде;

организации отдыха и активного досуга на природе;

участия в экологических, экскурсионных и туристических акциях;

оказания первой помощи в природных условиях и с помощью подручных средств.

Линия «Опасности техногенного характера и защита от них» предназначена для овладения навыками и умениями поведения:

при распознавании опасностей техногенного происхождения и, по возможности, их предупреждении;

при пожарах и взрывах;

при химических угрозах;

в зоне радиационно-опасных объектов;

при гидродинамических авариях;

при коммунальных авариях;

при обрушении зданий и строений;

оказании первой помощи при техногенных авариях.

Линия «Опасности социального характера и защита от них» предназначена для овладения навыками и умениями:

безопасного поведения в быту и в случаях коммунальных аварий;

общения и взаимодействия с организациями, обеспечивающими безопасность населения;

поведения при угрозе насилия (физического, психического, сексуального, информационного);

безопасного поведения на дороге и в транспорте;

при опасностях криминального и террористического характера;

поведения при угрозах массовых беспорядков и военных конфликтов;

первой самопомощи и помощи пострадавшим;

безопасного поведения на отдыхе (внутригосударственном и международном);

при опасностях этического и эстетического характера;

при опасностях межэтнического и межрелигиозного характера;

распознавания сигналов гражданской обороны и поведения населения в случае тревоги.

Линия «Здоровый образ жизни» предназначена для приобретения потребности и овладения навыками:

поддержания личной гигиены (тело, одежда, еда) и гигиены жилища;

соблюдения культуры питания;

разумной реализации двигательной активности;

заинтересованного занятия физической культурой и закаливанием;

соблюдения режима и профилактики переутомления;

учета особенностей возрастной физиологии;

психологической и социальной адекватности;

профилактики факторов, разрушающе влияющих на здоровье (табакокурение; алкоголь; наркотики; социальные болезни; игромания; суицидальность; компьютерная, информационная, цифровая зависимости; экстремальное существование).

В находящихся в настоящее время на стадии утверждения обновленных ФГОС основного общего образования в рамках учебного предмета ОБЖ предлагается десять модулей. Это - культура безопасности жизнедеятельности в современном мире; безопасность в быту;  безопасность на транспорте; безопасность в общественных местах; безопасность в природной  среде; здоровье и как его сохранить, основы медицинских знаний; безопасность в социуме; безопасность в информационном пространстве; основы противодействия экстремизму и терроризму; взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении жизни и здоровья населения.

Проблематика данных направлений должна быть усвоена в течение двух лет в 8-м и 9-м классах, что представляется маловероятным в теоретическом отношении и нереализуемым на уровне практическом.

 

Обновление – задача общая

Четвертая особенность. На основе предложенных тематических линий были прописаны виды планируемых результатов (знаний, умений и навыков), которыми должны овладеть школьники в каждом учебном классе.

Уроки по ОБЖ станут результативнее, если разнообразие их форм будет расширено. Например, это может быть межпредметный урок на основе двух и даже трех учебных предметов. Он может быть проведен в форме урока-спектакля, урока-экскурсии, урока с использованием интернет-контактов с отдаленными участниками.

Особый разговор об оценивании достигнутых результатов. Они могут быть осуществлены с помощью традиционно распространенных форм: ответов на тестовые задания, рефератов, презентаций, викторин, написания проектов. Однако предпочтительнее судить о результатах освоения дисциплины ОБЖ не только по знаниям, но и по приобретенным навыкам. В этом случае продуктивнее привлекать такие формы оценки, как диспуты, экскурсии, турниры, концерты, конкурсы, трудовые десанты, конференции, фестивали, олимпиады, занятия в кружках (центрах, клубах), соревнования, показательные выступления, участие в детско-юношеских движениях и волонтерских акциях.

Пятое обстоятельство касается технологий обучения. Здесь ситуация сложилась наиболее тяжелая и неоднозначная. Подавляющее число технологий, настойчиво внедряемых в российскую школьную практику, представляют собой кальки с зарубежных педагогических или технических построений, далеко не всегда приспособленных для учета особенностей такого учебного предмета, как ОБЖ (сам он не предусмотрен в западных вариантах среднего образования).

Речь идет прежде всего о технологиях развития критического мышления через чтение и письмо, модульной (с рейтинговой системой оценивания знаний), проектной, проблемного обучения, коллективного взаимообучения, учебного портфолио. Практически все они сориентированы на получение знаний и их оценку, что для такой учебной дисциплины, как «Основы безопасности жизнедеятельности», является совершенно недостаточным. 

В настоящее время энергично пропагандируются информационно-коммуникационные (в том числе и цифровые) технологии. Они в определенной степени позволяют сосредоточиться не только на знаниевых, но на практических (основных для ОБЖ) задачах обучения. Однако с их помощью реальные навыки могут быть привиты учащимся в незначительной степени, а кроме того, они дают серьезный отрицательный побочный эффект, сказывающийся на поведении, кругозоре, мыслительном процессе и здоровье обучающихся.

Таким образом, обновление учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предстает перед нами как задача, требующая для своего решения наших совместных заинтересованных усилий.

Валентина Мапельман, доктор философских наук, профессор

Фото из архива автора