Главная страницаАрхив2020 #5 / Как учить, чтобы научить? Опыт передовых методик

Как учить, чтобы научить? Опыт передовых методик

03 Июня 2020


Ключевой составляющей в здоровьесозидающем образовании школьников является обучение основам здорового образа жизни. В общеобразовательной школе такую задачу в первую очередь выполняет курс основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), что определяется целевыми установками и содержанием этого учебного предмета.

 

 

 

На грани рисков

Курс ОБЖ (изучается в основной и средней школе) включает учебный раздел «Основы здорового образа жизни». Его целью является формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) и, соответственно, умений применять полученные знания. Курс должен в полной мере проинформировать школьников о факторах, пагубно влияющих на здоровье человека. Наконец, в результате овладения всеми этими знаниями и навыками молодой человек должен сам научиться проектировать модель личного здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни.

Сразу отметим, что федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) в числе требований к результатам освоения образовательных программ содержат целый комплекс требований, касающихся формирования у школьников здорового образа жизни. Важно, что такие требования прописаны как на предметном, так и на метапредметном, и на личностном уровнях. При этом особо следует выделить результаты личностные, поскольку именно они определяют стратегию поведения человека.

Какие же личностные результаты прописывают ФГОС ОО в контексте формирования ЗОЖ? Это «…принятие ценностей здорового образа жизни; бережное и ответственное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей; потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; неприятие вредных привычек…».

Примечательно следующее: несмотря на четко обозначенные требования к личностным результатам, стандарт указывает, что обязательной проверке они не подлежат. Это связано со сложностью и многофакторностью процессов формирования и развития личностно-мотивационной сферы. Между тем именно специфика и уникальность формирования этой сферы личности и обусловливают социально-педагогические риски.

К сожалению, такие риски могут не только выражаться в недостижении планируемых образовательных результатов, но и в отдельных случаях привести к нежелательной деформации личностно-мотивационной сферы школьника.

Как по мере возможности нейтрализовать риски или свести их влияние к минимуму? Об этом, исходя из нашего опыта, скажем дальше. И начнем с причин их возникновения.

 

Результат противоречий

Так каковы же причины возможных социально-педагогических рисков при изучении основ здорового образа жизни и в чем такие риски заключаются?

Полагаем, что возможные риски могут исходить из следующих противоречий.

Во-первых, между ценностно-ориентационной составляющей процесса обучения (ориентация учащихся на ценности ЗОЖ) и ценностями, культивируемыми в семьях учащихся, укладом жизни семей.

Во-вторых, между содержанием обучения и проблемами, обусловленными трудностями подросткового возраста (в том числе существенным влиянием на личность подростка ближайшего социума).

В-третьих, между содержанием обучения (его аксиологической составляющей) и воздействием негативной информации СМИ, интернета и др.

Наличие указанных противоречий, по нашему мнению, может являться основанием для рисков двух типов.

Первый – освоение раздела не приведет к планируемым личностным результатам.

Второй – достижение школьником личностных результатов приведет к появлению отчуждения в семье, неприятию уклада семейной жизни.

Существуют ли педагогические меры профилактики указанных рисков и если да, то каковы они? Да, на наш взгляд, существуют, и об этом скажем подробнее.

 

Активизация мышления

Прежде всего, к числу мер профилактики указанных рисков относится реализация в педагогической практике идей личностно ориентированного обучения, активное включение учащихся в совместную учебную деятельность. Поэтому при проектировании учебного процесса важно выбирать технологии и методы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности школьников и обеспечивающие рефлексию.


Учителя ОБЖ Санкт-Петербурга и Ленинградской области имеют интересный и нередко уникальный методический опыт обучения основам ЗОЖ. Это повышает актуальность вопросов о профессиональном сотрудничестве педагогов, обмене педагогическим опытом и повышении квалификации.

Так, в педагогической практике успешно зарекомендовал себя опыт проведения уроков различных типов (урок-дискуссия, урок-игра, урок-презентация проектов и т.д.). Например, на уроке по теме «Здоровый образ жизни и его основные правила» можно организовать работу в группах. Заданием может быть, скажем, составление плаката (схемы) «Какой образ жизни называют здоровым?» с последующей презентацией рабочими группами своих «продуктов» и соответствующей дискуссией.

Важно особое внимание уделить практическим методам обучения. Это связано, в частности, с необходимостью обеспечить такой предметный результат освоения материала раздела, как умение применять полученные знания о ЗОЖ в повседневной жизни. Уместны разнообразные задания практического характера: «Понаблюдай за собой и выясни, имеешь ли ты вредные привычки?», «Проанализируйте, правильно ли вы питаетесь», «Вместе с родителями составьте режим дня».

Среди технологий обучения можно рекомендовать к использованию на уроках такие, как технологии проблемного обучения, игровые технологии, проектирование, кейс-технологии.

Например, кейс-технологии сегодня педагоги применяют активно, и это оправданно: решение ситуационных задач содействует активизации мыслительной деятельности учащихся, закреплению полученных знаний. В итоге – формированию у школьников целостных представлений о здоровом образе жизни.

 

Растить исследователей

Необходимо отметить значимость использования проектных педагогических технологий как в контексте ФГОС ОО, так и с учетом педагогической практики.

В соответствии с ФГОС ОО проектные технологии являются обязательными для использования в образовательном процессе старшей школы и рекомендованными для начальной и основной. Эффективность этих технологий в практике работы учителей ОБЖ подтверждает целесообразность их активного применения при изучении учебного модуля «Основы здорового образа жизни».

На что следует обратить внимание при организации проектной деятельности школьников в процессе изучения основ ЗОЖ?

Во-первых, на выбор тем ученических проектов. Он будет определяться комплексом факторов: познавательными интересами учащихся, спецификой региона проживания (населенного пункта), кругом интересов учителей – руководителей исследовательских работ.

В процессе этой работы школьники должны проявить умение самостоятельно находить информацию, используя различные источники, анализировать ее, с помощью учителя проектировать и проводить исследование, работать в группе, выстраивать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Такая учебная деятельность особенно важна на этапе завершения общего образования, поскольку позволяет не только реализовать сформированные у школьников компетенции, но и совершенствовать их, содействовать достижению планируемых образовательных результатов.

Примеры тем групповых проектов: «Изучение готовности курящих людей отказаться от курения» (на примере жителей микрорайона, имеющих эту вредную привычку), «Пищевые добавки – благо или беда современного общества?», «Изучение шумового загрязнения в микрорайоне школы».


Мотивация к успеху

Во-вторых, нужно обратить внимание на содержание и место презентации результатов проекта. По завершении проекта целесообразно не ограничиваться его презентацией только в классе (параллели классов, нескольких параллелях), следует ознакомить с результатами работы представителей районной администрации, родителей (выступление школьников на родительском собрании). Это будет определяться тематикой проекта.

Такое взаимодействие способствует повышению учебной мотивации учащихся, осознанию ими важности изучаемой проблемы. Благодаря таким методам привлечения внимания к проектам школьников у них развиваются навыки общения с взрослыми, социализации и профессионального самоопределения. Они чувствуют значимость от проделанной работы, что мотивирует их на новые достижения.

В-третьих, очень важна оценка достижений учащихся.

Проектную деятельность школьников необходимо учитывать при оценке их образовательных достижений как в ходе текущего контроля (получение учителем информации о включенности ученика в групповую проектную деятельность), так и при итоговом контроле (презентация проектов).

Есть еще один существенный момент: результаты творческой групповой работы школьников (плакаты, схемы, агитационные листки и др.) отражают рефлексию. Поэтому они могут быть использованы и при оценке личностных достижений учащихся.

 

Проверено практикой

Следует отметить также целесообразность интегративного подхода к организации проектной деятельности школьников. Его реализация позволяет осуществлять более масштабные и значимые исследования. Например, интеграция содержания ОБЖ и экологии, биологии, химии, обществознания и других предметов.

Как показывает педагогическая практика, руководство такими исследованиями могут осуществлять совместно учителя ОБЖ (преподаватели-организаторы ОБЖ) и учителя других предметов. Эффективным является взаимодействие в этой области с учреждениями дополнительного образования.

Таким образом, внедрение проектных технологий в широкую педагогическую практику обучения ОБЖ представляется актуальным и перспективным, что нашло отражение в действующих учебниках по ОБЖ для старшей школы.

Освоение материала учебного модуля «Основы здорового образа жизни» предполагает и организацию внеурочной деятельности. Рекомендуемые виды внеурочной работы многообразны: реализация групповых проектов, интеллектуальные игры, кружки, факультативы, клубы по интересам. Среди видов такой деятельности могут быть и лекции медицинских работников, и экскурсии в музеи санитарно-гигиенической направленности, и просмотр видеофильмов (сюжетов) с последующим обсуждением.

Еще один важнейший момент – на всех этапах освоения учащимися нового материала целесообразно осуществлять рефлексию. Это возможно, например, посредством ответа на вопросы или написания эссе («Мое отношение к курению», «Мои отношения с компьютером: он для меня или я для него?» и т.д.).

Результаты творческой групповой работы (плакаты, схемы, агитационные листки и др.) также отражают рефлексию и должны быть использованы при оценке достижений учащихся.

Все вышеописанные и другие методы обучения основам здорового образа жизни успешно используются рядом учителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Результаты позволяют говорить о максимальной эффективности такой методики.

Галина Костецкая, кандидат педагогических наук, доцент,

почетный работник общего образования Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Фото из архива автора