Главная страницаАрхив2020 #5 / Универсальная рекомендация: подумал, только потом – сделал

Универсальная рекомендация: подумал, только потом – сделал

03 Июня 2020

Впереди – прелестное и всегда долгожданное лето, но расслабляться нельзя. Наверное, только спасатели лучше всех знают, сколько происшествий с людьми происходит в эту пору. В первую очередь, что самое тревожное – из года в год, – с детьми. Период летних каникул всегда несет с собой массу всевозможных опасностей для них, таких беззаботных и любопытных. И первый «барьер безопасности» должен быть в голове ребенка, чтобы он сам знал, что можно, а что нельзя. Научить детей – наша, «взрослая», обязанность. Прислушаемся к опыту специалистов, как это лучше сделать.

 

Ответ найдут дети

Главное условие – детям должно быть интересно. Иначе они просто-напросто ничего не воспримут из того, что вы так долго и убедительно, как вам кажется, будете им рассказывать. Нужно, как говорит нынешняя молодежь, чтобы «зацепило». А это можно сделать на примере, на интересном факте. И сразу организовывать живую дискуссию или беседу.

При этом педагог, общаясь с учениками, ненавязчиво подталкивает их к тому, чтобы они сами же и находили сообща решение. Например, как благополучно выйти из той или иной опасной ситуации (учитель моделирует ее как своеобразную загадку, которую сообща нужно решить ученикам). Еще лучше – как не попасть в такую ситуацию.

Согласимся, что ведь предпочтительнее заранее избежать опасности (по возможности, конечно), чем попасть в нее и думать, как выбраться живым-здоровым. А то и сознательно, «своими руками» создать для себя же опасную для жизни ситуацию. Возьмите так называемых зацеперов – сколько их уже падало под колеса поездов, с крыш вагонов… Как чуть потеплело, весна вошла в свои права – тут и они появились, все цепляются к электричкам. Нет чтобы секундочку подумать перед этим, вспомнить, чем такие забавы заканчиваются. Вот и надо педагогу рассказать об этом на уроке или классном часе, чтобы каждый подросток понимал: это не шутки, жизни лишиться можно. Причем не только упав под колеса, но и получив поражение электрическим током на крыше электрички – таких примеров тоже, к сожалению, хватает…

А взять любителей делать селфи в опасных местах? Например, на крышах высотных зданий (если сорвешься оттуда, как говорится, костей не соберешь). Или на опорах мостов, куда залезают любители подобного экстрима.

А ведь опять же, если секундочку подумать, – разве селфи стоит жизни? Вот один из вариантов вопросов, которые нужно задавать детям в подобных дискуссиях. Они умные, сами поймут, о чем речь. И вместе постараются найти ответ, как отговорить своих одноклассников, друзей или просто знакомых от такого шага, который может стать необратимым.

А когда дети сами ищут ответы на серьезнейшие жизненные вопросы, можно не сомневаться – выводы они сделают верные.

 

Игры-путешествия

Таким образом, как мы видим, главным условием занятия должна быть заинтересованность самих детей. Но что нужно здесь учитывать в первую очередь? Разумеется, возрастные особенности восприятия темы.

Планируя интересные и убедительные занятия по безопасности для младших школьников (викторины, игры и т.д.), нужно понимать, что здесь уместна исключительно игровая методика проведения. В таком возрасте ребенок не способен на чем-то сосредотачиваться продолжительное время, а в игре он увлекается, с удовольствием пытается отгадать загадки. Ну и задайте им такую загадку. Например, как проложить безопасный маршрут от пункта А до пункта Б. Создайте на нем разные условные городские препятствия. Очень увлекательная получится игра – можно превратить ее в целое путешествие для первоклассников. Пусть думают, отвергают короткий маршрут «напрямик – через дорогу» и выбирают тот, что и должен быть, по пешеходным переходам, безопасным местам, в стороне от строек, разных «трущоб», гаражей и т.д. Заодно и дорожные знаки необходимые изучат.

Интересна также, как показывает практический опыт, игра-путешествие по подготовленным станциям. Каждая из них посвящена освоению определенных правил поведения. Готовя детей к летним каникулам, можно посоветовать (опять же из опыта) такие станции, название которых говорит само за себя: «У леса на опушке», «На берегу водоема», «На оживленной улице», «В гостях у велосипедистов (роллеров и скейтеров)», «Путешествие на транспорте» и т.п.

На каждой станции ребята определяют, какие угрозы могут их поджидать, и предлагают правила поведения, позволяющие предотвратить или преодолеть опасности (они могут моделироваться с использованием наглядных материалов, презентаций).

К участию в путешествии полезно привлечь и родителей (законных представителей). Дело в том, что далеко не все родители могут рассказать детям о правилах безопасности так интересно и убедительно, как профессиональный педагог. Так что на такой совместной игре они и сами сделают для себя полезные наблюдения, чтобы потом продолжить обучение со своим ребенком дома.

Часто для детей проводят квесты по теме безопасности, это тоже эффективно. В качестве ключа могут быть использованы отдельные буквы, из которых в конце составляются ключевые слова и предложение. Задачи квеста подбираются в соответствии с теми факторами риска, с которыми дети могут наиболее вероятно встретиться (с учетом региональной специфики). Например, определение несъедобных ягод и опасных насекомых, расчет времени пребывания на солнце и выбор средств защиты от солнечного удара, указание правил поведения у воды и на воде, перечисление средств защиты при катании на скейтах, роликовых коньках и велосипедах, выделение опасных ситуаций при селфи и т.п.

Помните, что в таком возрасте ребенку затруднительно самостоятельно преодолеть какие-либо угрозы, поэтому при обучении действиям в опасных ситуациях акцент следует сделать на обращение за помощью к взрослым.

При проведении занятия с младшими школьниками следует учесть, что причины возникновения опасных ситуаций в этом возрасте связаны с любознательностью, большой подвижностью, эмоциональностью, чаще всего являются результатом шалости или неосторожного поведения и происходят из-за недостаточного надзора взрослых.

 

Чем старше, тем серьезнее

Групповые формы работы – дискуссии и обсуждения, о которых говорилось в начале этого материала, рекомендуется использовать начиная с 4–5-го класса. В этом возрасте дети уже достаточно «повзрослели» для того, чтобы высказать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Еще раз подчеркнем – нужно максимально оживить дискуссию. Для этого, например, на уроке безопасности обучающиеся могут быть объединены в микрогруппы, каждая из которых получает задание выработать и предложить определенные правила безопасного поведения. Скажем, одна группа – в природной среде, другая – на транспорте и т.д. Соответственно, они предлагают способы действий при угрозе или возникновении опасных ситуаций. Затем выработанные микрогруппой правила аргументированно представляются всему классу (параллели) и обсуждаются. Ребята из других групп могут оспаривать важность их соблюдения и добавлять свои правила. Если к участию в уроке привлечены специалисты заинтересованных ведомств, то они могут выступить в качестве консультантов, помогающих сформулировать наиболее значимые правила, либо экспертов, оценивающих работу групп.

Наряду с обсуждениями и дискуссиями могут быть использованы и квесты. Как одну из наиболее эффективных форм командной работы на занятии можно порекомендовать «веревочные курсы». В них организуется соревнование подростковых команд по наиболее быстрому и правильному разрешению проблемных ситуаций, преодолению трудностей.

В средних и старших классах в «веревочном курсе» могут быть предложены ситуации, когда необходимо продемонстрировать действия при возникновении опасных ситуаций (например, в воде и у воды, при возникновении пожара, при катании на велосипеде, скейте, роликовых коньках и т.д.) и применить способы оказания первой помощи. Скажем, при солнечном ударе, травме и т.д.

Старшеклассников, после соответствующей подготовки, рекомендуем назначать в таких мероприятиях по безопасности на ответственные роли – «ведущего», «эксперта», «консультанта» (по отношению к младшеклассникам). В этом и кроется важный методический момент: сам процесс подготовки к роли того же «эксперта» станет лучшей наукой для молодого человека. Он не просто усвоит нужные меры безопасности, но и ощутит свою ответственность за обучение других, что очень важно для становления личности. Обычно в таких случаях ребята готовятся серьезно и с интересом – это и есть главный результат! Значит, наука усвоена, причем одновременно с воспитанием в человеке чувства ответственности.

Также эффективной формой для старшеклассников является организация проектной деятельности. Урок может быть проведен в форме защиты исследовательской работы.

Для этого ребята могут быть включены в исследования, посвященные анализу причин травм и гибели несовершеннолетних в результате несчастных случаев, информированности учеников школы и их родителей по вопросам защиты от неблагоприятных ситуаций, а также разработке инструкций и памяток о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках, у воды, в лесу и т.п.

При организации уроков со старшими школьниками следует учесть, что в опасной ситуации человек часто оказывается в результате «подстрекательства» со стороны сверстников. Еще раз подчеркнем важность воспитания у ребят чувства ответственности за здоровье и жизнь окружающих.

Лучший результат, если старшеклассник сам осознает то, что нужно заботиться о младших товарищах, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к рискованным играм и занятиям.

Старшие школьники ценят уважительное отношение к себе, хотят выделиться. Не ошибетесь, если будете привлекать их к проведению занятий по безопасности уже в качестве ведущих, консультантов для младших и средних школьников. Это очень важно и для воспитания в них чувства ответственности.

 

Опасности

А теперь, собственно, о том, на какие темы проводить занятия с детьми. Приведем лишь два примера из угроз, но они как нельзя более актуальны.

Прежде всего – клещи. Это крайне серьезная и повсеместно распространенная опасность, угрожающая здоровью и даже жизни человека. Чтобы предохранить от них себя и ребенка, нужно иметь в виду следующее.

Выходя на природу, надевайте рубашки, кофты с длинными рукавами, брюки заправляйте в носки или сапоги, голову закройте головным убором – таким образом вы сможете защитить открытые участки кожи от попадания на них клеща. Но этого мало. Периодически осматривайте свое тело и одежду, а также обрабатывайте их специальными средствами, аэрозолями (доступны в каждой аптеке).

Медработники настоятельно рекомендуют сделать профилактическую прививку. В случае если вы не были привиты, но вас уже укусил клещ, необходимо провести серопрофилактику – введение человеческого иммуноглобулина против клещевого энцефалита в течение 96 часов после присасывания клещей. Но все-таки лучше заблаговременно сделать прививку, это гораздо надежнее.

Для выхода на природу лучше всего выбирать хвойные леса, которые не населены клещами. А если вышли в смешанный лес, то предпочтительнее располагаться на сухих полянах, освещенных солнцем, подальше от болот, кустарников, высокой травы. Последнее особенно важно – клещи в основном нападают как раз с высокой травы, сухостоя. Согласно статистическим данным, они в основном присасываются в области подмышек, паха, живота, бедер, а также за ушами и на шее. Именно эти зоны нужно закрывать особенно тщательно. Перед выходом пропитайте одежду специальными средствами от клещей, еще можно нанести спрей или мазь на тело и кисти рук. Если вы собираетесь окунаться в воду, не забывайте, что репеллентные препараты растворяются в воде, поэтому обязательно обновляйте их после купания или попадания под дождь. По возвращении домой первым делом разденьтесь и осмотрите свое тело, чтобы обнаружить клещей, которые не успели присосаться к коже, но прицепились к одежде. Обязательно примите душ, а одежду, в которой были на природе, встряхните и постирайте в горячей воде. Если с вами на природе были животные, осматривайте и их на наличие клещей. Осмотрите букеты полевых цветов, в которых тоже можно принести клеща в дом.

Если вам вдруг не удалось защититься от укуса клещей на природе, сразу же обратитесь к врачу для извлечения его из-под кожи. Самостоятельно это делать не рекомендуется, так как можно оставить одну из частей тела клеща под кожей. В случае необходимости врач введет вам противоклещевой иммуноглобулин. Если вы вдруг извлекли насекомое самостоятельно, заверните его во влажную марлю, положите в баночку и доставьте на исследование, чтобы определить, заражен ли он.

 

 

Другая распространенная опасность в лесу – змеи. В мае у них как раз наибольшая активность. Человек для змей не является объектом охоты, и они спешат скрыться от человеческих глаз. Но если вдруг наступите на змею, то она укусит – это ее самооборона. Поэтому, чтобы не застать пресмыкающееся врасплох, следует заранее сообщить ей о своем приближении. Змея не способна слышать звуки, но прекрасно воспринимает колебания, в том числе шаги человека. Для передвижения по лесу или по высокой траве возьмите с собой шест или палку и перед тем, как сделать шаг, проверьте заросли с ее помощью, постукивая при этом по земле.

Змеи – создания хладнокровные, то есть температура их тела и активность зависит от окружающей среды. В дождливую прохладную погоду они гораздо менее подвижны, чем в яркий солнечный день. В жаркие дни змеи выползают на открытые участки местности, где греются на солнце, в этом случае их можно увидеть на больших камнях, поваленных деревьях, пнях и тропах. Ночью в поисках тепла могут подползать к костру, поэтому на ночлеге нужно светить фонариком под ноги, спать в закрытой палатке или спальном мешке, а утром осторожно проверить прежде всего обувь, в которую змея может заползти, чтобы согреться, такое бывает нередко (так что ее лучше сразу положить в недосягаемое для пресмыкающихся место). То же – и с теплой верхней одеждой.

Если вы увидели змею в отдалении, не нужно приближаться к ней, пытаться рассмотреть ее поближе и тем более ловить. В случае когда встреча оказалась внезапной, лучше всего остановиться и, не делая резких движений, отступить на несколько шагов назад или просто подождать, пока она уползет. Иначе ваши действия могут быть расценены как угроза, и велика вероятность, что змея совершит бросок и укусит вас.

Высокие сапоги, плотная ткань брюк довольно эффективно защищают от змеиного укуса, поэтому перед посещением опасных мест будет нелишним соответственно экипироваться.

Проявления укуса могут быть разными и зависят от видовой принадлежности змеи. Среди возможных симптомов можно назвать следующие: похожие на точки парные ранки в предполагаемом месте укуса; сильная или умеренная боль в этой зоне. Затем – нарушение зрения в виде двоения в глазах или спутанности сознания, слабость, покалывание в конечностях или их онемение, затруднение дыхания или сбой сердечного ритма. Кожа молниеносно краснеет в месте укуса, потом развивается отек, и на ощупь пораженная область становится горячей. Возникают кровоподтеки в пораженной зоне, а через несколько часов могут появиться пузыри с кровянистым содержимым и дальнейшим омертвением тканей. Могут возникнуть также общие симптомы интоксикации.

Если при укусе змеи нет возможности немедленно доставить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, нужно выполнить следующие манипуляции.

В первые пять минут после укуса можно попытаться отсосать часть яда (по некоторым данным, от 30 до 70%). Для этого необходимо собрать кожу в складку, чтобы ранки оказались на ее вершине и открылись. Все, что получилось отсосать, следует сразу сплевывать, а полость рта постоянно промывать водой. Через пять минут это мероприятие становится бесполезным, поэтому лучше всего не тратить время и приступить к дальнейшему оказанию первой помощи.

Помните: пострадавшему до доставки его к врачу нужны в первую очередь покой и обильное питье. Поэтому пораженную конечность следует частично обездвижить (с помощью подвязок, палок, шин и т.д.) и опустить ниже уровня сердца – скорость кровотока и распространения яда в этом случае уменьшатся. Участок вокруг укуса (но не сами ранки) можно обработать любым антисептиком (спирт, зеленка, хлоргексидин), сверху наложить асептическую повязку.

Чтобы разбавить концентрацию яда и ускорить его выведение из организма, необходимо пить больше жидкости, желательно теплой (маленькими порциями, но часто).

Если в аптечке оказались антигистаминные препараты (тавегил, супрастин и т.п.), можно принять одну-две таблетки.

Дальнейшую помощь должен оказывать врач или фельдшер, поэтому направляйтесь в ближайшее лечебное учреждение. Для лечения отравления змеиным ядом, активные вещества которого имеют белковую природу, существуют специальные сыворотки, которые, как правило, есть в наличии в любом стационаре. Они действуют по принципу антидота и блокируют ядовитые компоненты.

Это, повторим, лишь некоторые примеры наиболее распространенных в данный период времени угроз. Разумеется, проводя занятия по безопасности, в первую очередь нужно брать за основу опасности данной конкретной местности, ее природных, техногенных, транспортных и других особенностей. Простой пример из жизни: школа находится рядом с железнодорожной станцией, во время занятий по ОБЖ о правилах безопасности на железной дороге говорится особенно часто. И это дает результат – зацеперов среди местных школьников не наблюдается…

 

Материал подготовила Ирина Костромичёва

совместно с Центром защиты прав и интересов детей