Главная страницаАрхив2020 #7 / Плавать и нырять – здоровья не терять!

Плавать и нырять – здоровья не терять!

07 Июля 2020

Взрослые стремятся вывезти летом детей поближе к воде, и это прекрасно – воздух и вода закаляют, повышают иммунитет организма. Вот только несчастные случаи во время купания нередки, особенно если ребенок не обучен плаванию. Согласно статистике, из ста дошкольников держаться на воде умеют от силы трое-четверо! Обычно это дети, которые в младенчестве осваивали навыки плавания в бассейне при детской поликлинике. Надо понять одно: можно научить ребенка плавать раньше или позже, но сделать это необходимо.

 

Уроки в ванне

Первые уроки плавания преподайте ребенку в ванне. Заниматься с ним можно хоть каждый день, но как минимум трижды в неделю.

Такая подготовка, проведенная в игровой форме, чтобы дошкольник не утратил интерес к занятиям, научит его не бояться воды, укрепит дыхательную систему и повысит иммунитет.

Главное – научить малыша делать вдох и потом выдох в воде, задерживать дыхание. Бросьте в ванну несколько мелких игрушек, вместе с ребенком сделайте глубокий вдох, а затем дуйте на них через плотно сложенные губы, наперегонки подгоняя к бортику.

Потом малыш делает глубокий вдох через рот и задерживает на несколько мгновений дыхание, как это делает маленький пескарь, прячась под корягой от злобной щуки. Затем он опускает лицо в воду и делает сильный выдох, сначала через рот, потом через нос – пустили пузыри, напугали, прогнали щуку!

Многие дети боятся нырять, тем более с открытыми глазами – не любят, когда в них попадает вода. Чтобы ребенок делал это с удовольствием, бросьте несколько игрушек на дно ванны и попросите их «спасти». Только объясните, что, ныряя, нельзя открывать рот и пить воду.

Попросите ребенка глубоко вдохнуть, задержать дыхание, погрузить лицо в воду, открыть глаза и достать носом дно, как это делает аист своим клювом, когда ищет лягушек в болоте.

Ребенок делает вдох, надувает щеки и, задержав дыхание, погружается в воду – прячется от взрослого, а потом выныривает и выдыхает.

А теперь пусть вдохнет поглубже, опустит в воду сложенные хоботком губы и выдыхает пузыри, как маленький слон. Упражнение нужно повторить пять-шесть раз, с небольшими паузами для отдыха.

Уложите ребенка на спину на поверхности воды, поддерживая под голову. Подбородок приподнят, руки – вдоль туловища или на поясе. В этом положении пусть работает ногами, как ножницами (ноги не сгибать), держась на воде.

Положите на воду широкий надувной круг. Пусть ваш дошколенок подныривает под него и выныривает наружу.

 

Идем купаться!

Чем чаще ребенок контактирует с водой, тем активнее развивается и крепче становится. Вода лучше отводит тепло от кожи, чем, скажем, воздух, а значит, сильнее стимулирует адаптационно-приспособительные механизмы детского организма.

Установите неглубокий надувной бассейн в незатененном месте и наполните его (воду нужно менять ежедневно) – пусть нагревается от солнца. Заряженная его лучами, она становится живой, целебной.

Начните с температуры воды +28–30 градусов, а затем раз в четыре-пять дней снижайте ее на градус до +22–24. Длительность процедуры – от пяти до 15 минут, в жару можно и дольше, если ребенку вылезать из бассейна не хочется.

Перед тем как запустить малыша в бассейн, раскройте над ним большой садовый зонт или натяните тент для защиты от ультрафиолета. Бросьте в воду игрушки, чтобы ребенок не скучал.

Не оставляйте его одного в воде ни на секунду! Для этого заранее приготовьте все необходимое – полотенце, купальный халат.

Чем раньше вы начнете приучать ребенка к воде, тем меньше он будет ее бояться и тем легче научится плавать. Значение этого навыка трудно переоценить. В критической ситуации он может спасти ребенку жизнь, а в обычной жизни поможет стать крепче и сильнее. Ведь ни один другой вид физической активности не оздоравливает детей так, как плавание. Чтобы пребывание в воде пошло ребенку на пользу, не пренебрегайте простыми правилами.

Вода должна быть достаточно теплой (не ниже +22–24о), как и воздух (не холоднее +22о). Слабый ветер в жару приветствуется, а умеренный и тем более сильный – уже нет: в такую погоду от купания лучше воздержаться. То же самое стоит сделать, если собирается гроза.

Тщательно выберите место для купания: дно должно быть ровным, без коряг и ила, с плавным спуском и достаточно большим участком мелководья, где ребенку было бы воды по колено, по пояс и по грудь. Глубже заходить не стоит. Хорошо бы еще до начала купального сезона почистить пруд, выровнять часть берега под детский пляж, завезти песок, установить пару скамеек, навес от солнца и раздевалку. Ну а на реке, помимо всего прочего, придется учитывать также силу течения: выбирайте заводь потише, иначе малыша будет сбивать с ног, а одетого в спасательный жилет просто подхватит и унесет, как пушинку.

Не позволяйте ребенку входить в воду разгоряченным, сразу после подвижных игр и находиться в ней до посинения. Для начала пусть проведет в водоеме пять минут, а в жаркий день может плескаться 15–20 минут подряд, но потом нужно будет обязательно отдохнуть на берегу хотя бы четверть часа. Больше трех-четырех заходов делать не стоит: для дошкольника это большая бальнеологическая нагрузка.

Выйдя с ребенком из воды, сделайте вместе несколько энергичных приседаний или прыжков, побегайте, чтобы согреться.

 

Что берем с собой

Давайте разберемся, что нужно лишь для того, чтобы ребенку безопасно освоиться в воде, а что – конкретно уже для обучения его плаванию.

1. Надувной круг. Плавать с его помощью ребенок не научится: ведь туловище располагается над водой. Круг нужен для безопасного привыкания к воде. Подберите его по размеру: если он окажется велик, малыш будет из него выскальзывать, а это опасно. Не заплывайте с ребенком в круге на глубину.

2. Надувной жилет. С ним та же проблема, что и с кругом: малыш торчит столбиком над поверхностью воды. К тому же жилет врезается под мышками, дополнительно приподнимая ребенка над поверхностью – в таком положении не очень-то поплаваешь.

3. Надувные нарукавники – то, что нужно ребенку, чтобы освоиться в воде. Они и утонуть не дают, и заставляют держать туловище и ноги правильно, то есть горизонтально. Только подбирайте их по возрасту, чтобы не были чересчур велики для детских рук.

4. Пенопластовая доска. Это уже первый этап обучения плаванию. Держась за доску, ребенок работает ногами, как ножницами. Заниматься нужно в тихую погоду – ветер и поднятые им волны уменьшают «ходовые качества» доски, она начинает вырываться у ребенка из рук, парусить.

5. Гибкая пенопластовая палка. Взрослые называют их между собой «макаронинами». Такие палки очень нравятся малышам из-за их яркого цвета, они хорошо держат на воде, прекрасно гнутся, принимая любую форму. Ребенок может зажать их под мышками, держать за спинкой. Но если он еще не умеет держаться на воде, заплывы с доской и палкой нужно делать с обязательной подстраховкой нарукавниками.

6. Надувной матрас, плот, лодка или большая игрушка. Прокатиться по водной глади на матрасе или верхом на надувной косатке, сидя у нее на хвосте и держась за ручки: такое купание малыш долго не забудет. Только обязательно наденьте на него жилет или нарукавники.

7. Игрушки. Пытаясь догнать брошенный в воду мячик или сбежавшего надувного утенка, ребенок незаметно для себя осваивает навыки пловца. Разумеется, только на мелководье. А пластмассового зайца, который камнем идет вниз, можно бросить у берега – пусть малыш попробует его спасти, подхватив со дна.

Важные советы. Зайдите с ребенком в воду, чтобы вам было по пояс. Осваивать науку плавания он должен там, где ему достаточно глубоко, чтобы не было соблазна прервать занятие, встав на ноги.

На чем лучше учиться плавать малышу в первую очередь – на животе или спине? Нужно и так и так. На спине держаться на воде легче, легонько двигая руками и ногами, хотя дети неохотно переворачиваются животом вверх: плавать на нем труднее, но как-то естественнее.

Хотите, чтобы ребенок с удовольствием нырял и впоследствии научился плавать не по-собачьи, а настоящим спортивным стилем? Учите его выдыхать воздух в воду. Сначала в нее можно опускать только рот, а потом и нос, после чего пусть попробует погрузить в воду все лицо вместе с глазами. У ребенка должен закрепиться рефлекс: как только вода коснулась лица, нужно задержать дыхание и понемногу выпускать в нее воздух.

 

Игры на мелководье

Такие игры станут для ребенка подготовкой к плаванию, научат не бояться воды и испытывать удовольствие от купания.

Там, где вода малышу по колено, он может поскакать лягушкой или кузнечиком. Пусть присядет, обхватив руками коленки, оттолкнется от дна и выпрыгнет из воды, наклонившись корпусом вперед и вытянув руки вперед и вверх. А затем ляжет на поверхность воды, вытянув ноги и помогая себе руками удержаться на плаву. После этого нужно подтянуть ноги к рукам, обнять коленки и снова присесть. Не получается? Потренируйте ребенка на прибрежном песке.

Зайдя в пруд по пояс, можно ползать как крокодил, перебирая руками по дну. Это у любого ребенка отлично получается. А теперь усложните задание: пусть попробует делать то же самое, лежа на спине. Присядьте сзади на небольшом расстоянии от него и подстраховывайте на всякий случай. Руками нужно упереться в дно, развернув ладони так, чтобы пальцы были обращены назад – в сторону ног, которыми малыш бьет по воде, помогая себе удерживаться на плаву и двигаться в нужном направлении – к взрослому.

Пусть прикинется спящей рыбкой. Для этого нужно сделать глубокий вдох, задержать дыхание, наклониться вперед и лечь на воду животом. Главное – не двигаться. Тогда тело сначала немного погрузится в воду, а затем всплывет. Сосчитайте до шести – восьми и помогите малышу встать на дно.

Скажите ребенку, что рыбка проснулась и хочет играть. Может быть, он видел, как плотва выпрыгивает из воды за мошками. Малыш должен сделать то же самое. Пусть встанет, чуть наклонив корпус вперед и вытянув руки вверх, оттолкнется ногами от дна и выпрыгнет из воды, а затем сделает вдох и, немного согнувшись, нырнет. Скользя под водой, нужно прогнуться в пояснице, медленно выдохнуть и вынырнуть – прямо у ног взрослого.

А сейчас пусть побудет морской звездой. Руки нужно опустить, вдохнуть поглубже, задержать дыхание и лечь спиной на воду. Проследите, чтобы ребенок опустил подбородок к груди и подтянул живот к поверхности воды. Объясните, что резких движений делать нельзя. Поддерживайте его под спину, а потом можете потихоньку отпустить, но будьте рядом. Важно, чтобы малыш видел взрослого – тогда ему лежать на воде не страшно.

Пусть ребенок сгруппируется, как лягушка перед прыжком, подтянув ноги к животу (а вы его поддерживайте), а затем оттолкнется от ваших рук и проплывет метр-другой по инерции. Это упражнение можно делать на спине и на животе.

Ребенок бегает по мелководью, а родители, взявшись за руки, пробуют догнать его и поймать, как золотую рыбку в невод, замкнув кольцо свободными руками.

Погрузившись в воду по грудь, возьмите руки малыша в свои и приседайте с ним по очереди, уходя с головой под воду (делайте выдох в нее после небольшой паузы). Вы выныриваете – он уходит под воду, и наоборот.

Пусть ребенок наберет в грудь воздух, задержит дыхание и сгруппируется: согнет ноги, обхватит голени руками, подтянет коленки к груди и нагнет к ним голову. А потом попробует всплыть на поверхность, как поплавок. Сосчитайте до шести – восьми и помогите ему встать на дно.

Повернитесь к ребенку спиной, предложите обхватить вас руками за талию и покатайте его на буксире, меняя скорость и траекторию движения.

Встаньте лицом к ребенку, возьмите его руки в свои и прокатите по воде, пятясь или кружась.

У вас в руках веревка длиной до метра, на ее конце – деревянная перекладина. Малыш держится за концы перекладины, а вы тянете его по воде. Чтобы вам было легче это делать, ребенок должен хорошенько поработать ножками!

На берегу. Переоденьте малыша в сухие плавки, а чтобы поскорее согрелся, поиграйте в мяч или предложите ему попрыгать кузнечиком. Для ребенка шести-семи лет можно усложнить задание. Пусть попробует прыгать, сидя на мяче или вставив его между колен, либо присесть и пройтись по пляжу в таком положении – как ходят лягушки.

Ирина Ковалева, врач-педиатр

Фото из открытых источников