Главная страницаАрхив2020 #9 / Как воспитать готовность противостоять терроризму?

Как воспитать готовность противостоять терроризму?

08 Сентября 2020

Изучение состояния преподавания ОБЖ, БЖД в общеобразовательных организациях и учреждениях профессионального образования свидетельствует о возрастании количества проводимых занятий и организуемых мероприятий антитеррористической направленности. При этом, к сожалению, значительная часть работы по подготовке школьников и студентов к самозащите от угроз терроризма не дает желаемых результатов. В частности, об этом свидетельствуют итоги тестирования, анкетирования учащихся, ход и результаты проводимых мероприятий по эвакуации в случае поступления сигнала об угрозе теракта. И это не случайно, так как осуществляемые антитеррористические занятия и мероприятия в школах и вузах зачастую не представляют завершенной системы и не всегда дают должный воспитательный результат.

 

Не хватает ясности

Недостатки в антитеррористическом воспитании школьников и студентов, как нам представляется, обусловлены следующими тенденциями.

Прежде всего, это преобладание информирования школьников и студентов о террористических угрозах при явном дефиците внимания к формированию практических навыков.

В учебных заведениях идет преимущественная подготовка к защите от взрывов, к действиям в условиях захвата заложников и в иных подобных чрезвычайных ситуациях, но при этом явно не хватает системного противодействия распространению террористической идеологии, вербовке молодых людей в террористические организации.

Одна из главных причин низкой эффективности педагогического процесса также состоит в уровне разработки учебно-методических пособий для проведения антитеррористического воспитания.

Однако следует признать, что качество используемых педагогами учебных и методических материалов во многом зависит от уровня осмысления в педагогике закономерностей антитеррористического воспитания. В настоящее время в педагогической теории и практике для обозначения работы по противодействию террористическим угрозам применяются самые разные словосочетания («антитеррористическая подготовка», «антитеррористическое воспитание», «антитеррористическое обучение» и т.д.), что уже говорит об отсутствии ясного понимания, на каких системных принципах должна строиться такая деятельность. Говоря проще: что должно лежать в основе такой работы, чего конкретно и какими средствами мы хотим добиться?

На наш взгляд, это связано с тем, что до настоящего времени в педагогике и методике преподавания ОБЖ недостаточно изучены цели, содержание, средства, критерии оценки эффективности антитеррористического воспитания.

С учетом необходимости дальнейшего исследования сущности, структуры и системных свойств воспитательного влияния курсов ОБЖ и БЖД на учащихся сформулируем выводы, полученные нами в ходе изучения наиболее общих свойств антитеррористического воспитания.

 

Вопросы без ответа

Начнем с того, что для выявления специфических характеристик антитеррористического воспитания ведущим является признак, фиксирующий содержание обучения и воспитания: воспроизводство культуры в личности учащихся. Из этого вытекает вывод о том, что для выявления сущности  антитеррористического воспитания прежде всего необходимо установить, какие элементы культуры усваиваются учащимися в ходе подготовки к самозащите от террористических угроз.

В публикациях по проблеме антитеррористической подготовки и антитеррористического воспитания в различных ракурсах излагаются разнообразные цели и составные части содержания антитеррористического воспитания.

Так, по мнению исследователя В. Плотникова, антитеррористическая подготовка должна быть направлена на достижение следующих основных задач. Это, во-первых, изучение действий террористов, основ подготовки и проведения антитеррористических мероприятий, приемов и способов их реализации. Во-вторых, формирование у учащихся психологических, моральных и физических качеств, профессиональных навыков и умений действовать при наличии террористической опасности. В-третьих, развитие умений и навыков руководителей в управлении сотрудниками, организации антитеррористических мероприятий.

В свою очередь, исследователи А. Ахромова и В. Завгородний пришли к выводу, что антитеррористическая подготовка направлена на формирование у обучаемых способности защитить себя от терактов, как и на развитие мотивации усвоения навыков и средств обеспечения безопасности в ситуациях такого рода угроз.

Перечень сформулированных различными авторами конкретных целей и составных частей содержания антитеррористического воспитания пополняется с каждой новой публикацией по проблеме профилактики терроризма педагогическими средствами. Авторами раскрываются различные составные части культуры (психологическая, нравственная, физическая, правовая и т.д.), которые так или иначе выступают объектами деятельности учащихся при организации антитеррористического воспитания. Тем не менее в проанализированных нами публикациях не содержатся выводы о том, чем является интегрированный результат такого рода составных частей.

Нет ответа на многие другие вопросы: как соотносятся эти составные части, имеется ли системное свойство у процесса антитеррористической подготовки и т.д.

Кроме того, в имеющихся по рассматриваемой нами проблеме  публикациях нет выводов о том, существуют ли эти составные части содержания образования изолированно, или они объединены в единое целое в составе более крупного блока содержания воспитания.

 

Наша гипотеза

Чтобы найти ответ на вышеназванные вопросы, нами было решено использовать словосочетание «антитеррористическая готовность». При помощи его мы предлагаем обозначать результаты антитеррористического воспитания.

В этой связи приведем свои аргументы. Задача обеспечения антитеррористической готовности субъектов педагогического процесса включена в ряд нормативных документов (в том числе в образовательные стандарты, программы и т.п.), информация о защите от терроризма содержится в учебниках для общеобразовательных организаций и вузов, в методических пособиях для проведения занятий и внеклассных мероприятий. Готовность противодействовать терроризму совершенствуется в системе образования и в ходе социализации учащихся, проявляется в многообразных формах активности и в личностях воспитанников.

С применением разрабатываемых в педагогике и психологии концепций личности и деятельности мы приходим к предположению, что антитеррористическая готовность, как и другие аспекты готовности учащихся (например, к противодействию ворам, грабителям, насильникам), содержит мотивы к достижению защищенности, знания о путях обеспечения личной и общественной безопасности, умения самозащиты и защиты и т.д.

На основе культурологического подхода исследователи Н. Виноградова, И. Пашкевич сформулировали положение о том, что в обществе имеет место террористическая субкультура. В свою очередь, основываясь на данном выводе, мы считаем возможным выдвинуть гипотезу о том, что в ходе развития средств и условий достижения защищенности человека и государства есть тенденция создания и совершенствования антитеррористической культуры.

На наш взгляд, именно такая культура и должна выступать в качестве основного фактора, противостоящего терроризму во всех многообразных его проявлениях.

Однако нами не выявлено научных публикаций с результатами исследования антитеррористической культуры как составной части современной культуры (как на уровне личности, так и на уровне общества в целом). Не содержится в публикациях и ответ на вопрос о том, каким образом в культуру общества входит в качестве составной части антитеррористическая готовность отдельно взятого человека.

Иными словами, важно выяснить, в составе какого компонента культуры (нравственной, правовой, политической или иной культуры) возникает и развивается антитеррористическая готовность.

 

Часть культуры

безопасности

На основе проведенного исследования мы сформулировали предположение, что антитеррористическая готовность личности входит в состав культуры безопасности человека. Естественно, на современном этапе изучения антитеррористического воспитания данное предположение может явиться исходным пунктом теоретических и эмпирических исследований. В связи с этим лишь сформулируем некоторые доводы для обоснования положения о вхождении антитеррористической готовности в состав культуры.

Во-первых, важно учитывать, что у культуры безопасности и у антитеррористической готовности ведущей функцией выступает задача профилактики влияния опасных и вредных явлений.

Во-вторых, существенно и то, что культура безопасности общества предполагает защиту от любых угроз и рисков (при этом антитеррористическая готовность преимущественно обеспечивает противодействие террористическим угрозам).

Анализ содержания обучения и воспитания в общем и профессиональном образовании обнаруживает, что разноплановые составные части культуры личности, способствующие защите от проявлений терроризма, объединяются в рамках культуры безопасности (в том числе в учебном предмете «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях и в курсе «Безопасность жизнедеятельности» в профессиональных образовательных организациях).

Анализ содержания обучения и воспитания в общем и профессиональном образовании обнаруживает, что разноплановые составные части культуры личности, способствующие защите от проявлений терроризма, объединяются в рамках культуры безопасности, в том числе в предмете ОБЖ.

В ходе ранее проведенных исследований установлено, что наличие у культуры безопасности общества функции защиты от вредных и опасных факторов дает ориентир в выявлении основных свойств антитеррористической готовности учащихся. Значит, есть все основания предполагать, что антитеррористическая готовность человека возникает и развивается как функция и как компонент культуры безопасности.

В качестве компонента культуры безопасности антитеррористическая готовность человека содержит в себе те элементы социального опыта, которые помогают предупреждению ущерба и устранению влияния различных конкретных проявлений терроризма. Например, знания о религиозном терроризме способствуют профилактике вхождения молодых людей в террористические группировки религиозного толка. В ходе воспитания и обучения осуществляется подготовка учащихся школ и вузов к обеспечению  общественной и личной защищенности от тех или иных террористических проявлений (в том числе посредством избегания общения с террористическими группами).

При этом важно учитывать, что подготовка учащихся средствами педагогического процесса к самозащите от всех конкретных вариантов терроризма является сложной задачей (с учетом того, что терроризм постоянно расширяет арсенал преступных средств и способов влияния на общество). Учитывая, что в современном обществе происходит постоянная мутация неоднородных террористических проявлений, следует признать необходимость регулярного и своевременного выявления, конструирования и реализации таких составных частей культуры безопасности, которые помогают противодействию разным видам и типам терроризма.

В рамках поиска ответа на вопрос о решении данной задачи сформулируем гипотезу о том, что культура безопасности как социальное явление способствует защите от разнообразных форм и видов терроризма. Это означает, что как функция культуры безопасности антитеррористическая готовность направлена на противодействие терроризму в многообразных его видах и формах.

Анализ практики работы учителей ОБЖ и преподавателей БЖД приводит к выводу, что педагогический процесс защищает учащихся от проявлений терроризма посредством развития у школьников и студентов личностной готовности к противодействию угрозам и рискам. При этом важно, что такие составляющие готовности (мировоззренческая, мотивационная и другая готовность) человека к самозащите и защите от угроз выступают фундаментом культуры безопасности личности.

Анализ практики работы учителей ОБЖ и преподавателей БЖД приводит к выводу, что педагогический процесс защищает учащихся от проявлений терроризма посредством развития у школьников и студентов личностной готовности к противодействию угрозам и рискам.

 

Свойства воспитания

На основе проведенного выше анализа определим антитеррористическое воспитание как процесс взаимодействия субъектов педагогического процесса (школьников, студентов, учителей, преподавателей, родителей и т.д.), в ходе которого осуществляется управление познанием и поведением учащихся для формирования в их личности и деятельности таких составных частей культуры безопасности, которые способствуют повышению защищенности человека и общества от разнообразных террористических угроз и рисков.

Исходя из названных в определении признаков рассматриваемого педагогического явления, перечислим наиболее существенные свойства антитеррористического воспитания:

процесс специально организованного творческого общения учащихся с учителями и преподавателями, обладающими опытом самозащиты, обеспечения общественной безопасности от разнообразных проявлений терроризма;

усвоение учащимися тех составных частей социального опыта обеспечения безопасности, которые способствуют повышению готовности личности к самозащите от различных видов и форм терроризма;

развитие готовности субъектов педагогического процесса к творческому решению проблем профилактики, минимизации и устранения ущерба от терроризма;

совершенствование психологических, педагогических, дидактических, методических и иных условий диагностики, стимулирования, формирования, совершенствования и коррекции готовности различных групп учащихся к достижению защищенности от многообразных террористических проявлений;

овладение субъектами педагогического процесса опытом обеспечения безопасности в процессе деятельности, предметом и средствами которой являются разнообразные варианты существования социального опыта защиты и самозащиты от различных форм и видов терроризма.

В процессе взаимодействия учащихся и педагогов антитеррористическое воспитание осуществляется, во-первых, как цель (сформулирована в различных нормативных документах, реализуется при проведении уроков, внеклассных мероприятий).

Во-вторых, как содержание (осуществляется наряду с политехническим, антикоррупционным, антинаркотическим, военно-патриотическим и другим воспитанием).

В-третьих, как форма (классные часы, соревнования и другие формы занятий, основной задачей которых выступает антитеррористическая подготовка учащихся).

В-четвертых, как функция (реализуется в ходе развития качеств и способностей учащихся, помогающих самозащите от террористических угроз).

 

Функции воспитания

Проведенное нами исследование привело к выводу, что в процессе антитеррористического воспитания реализуется ряд функций.

Перечислим их: превентивная (обеспечивается упреждающий характер работы по противодействию экстремизму в подростковой и молодежной среде), мотивационная (формируется стремление избегать контактов с террористическими группами, обеспечивать личную и общественную безопасность от террористических угроз), обучающая (формируются знания и умения обеспечения безопасности от террористических рисков), развивающая (совершенствуются способности и личностные качества, влияющие на уровень защищенности от террористических угроз), воспитательная (совершенствуется мировоззренческая, нравственная и иная готовность к обеспечению защиты от терроризма), корректирующая (выявляются и устраняются пробелы и недочеты в антитеррористической готовности учащихся).

Есть основания предполагать, что в современных условиях, когда терроризм непрерывно меняет свой облик, особую роль играет превентивная функция антитеррористического воспитания, которая к тому же является системным свойством данного компонента педагогического процесса.

К сожалению, в педагогике и методике преподавания ОБЖ до настоящего времени данная функция не подвергнута специальному исследованию. Пока не совсем ясно, как отбирать содержание и разрабатывать средства воспитания для упреждающего влияния на защищенность учащихся от терроризма.

 

Разграничение понятий

Как уже говорилось выше, антитеррористическое воспитание в рамках педагогического процесса входит в состав воспитания культуры безопасности школьников и студентов. Причем как составная часть воспитания данной культуры оно осуществляется не только в учебных заведениях, но и во внешкольных учреждениях, военно-спортивных клубах, патриотических и спортивных общественных организациях школьников и молодежи и т.д.

Если же выйти за рамки педагогического процесса, то мы обнаруживаем, что антитеррористическое воспитание входит в состав социализации учащихся под влиянием средств массовой информации, общения со взрослыми и сверстниками. В рамках социализации мы вправе говорить об антитеррористической подготовке подрастающего поколения.

Таким образом, для достижения терминологической определенности мы предлагаем развести понятия «антитеррористическая подготовка» и «антитеррористическое воспитание». Мы исходим из признания тезиса о том, что антитеррористическая подготовка (как составная часть социализации, направленная на повышение защищенности от терроризма) включает в себя антитеррористическое воспитание (как составную часть педагогического процесса).

Нельзя не упомянуть о системообразующих факторах процесса подготовки детей и молодежи к самозащите от террористических угроз. Традиционно они делятся на внутренние и внешние. Есть основания утверждать, что учебные предметы ОБЖ, БЖД относятся к внутренним (для педагогического процесса) системообразующим факторам антитеррористического воспитания. Кроме того, деятельность учителей и преподавателей, ведущих занятия по ОБЖ и БЖД, создает предпосылки для объединения учителей и педагогов, ведущих различные учебные дисциплины, в целях совместной работы по повышению защищенности воспитанников от террористических угроз.

К внешним системообразующим факторам антитеррористического воспитания следует отнести само социальное явление, которое мы обычно именуем терроризмом.

Постоянно возникающие изменения в облике терроризма обусловливают необходимость своевременных и адекватных изменений в педагогическом процессе, что свидетельствует о перманентной необходимости уточнения целей, совершенствования содержания и средств антитеррористического воспитания подрастающего поколения.

 

Выводы

На основе изложенного выше анализа наиболее существенных свойств антитеррористического воспитания сформулируем наши основные выводы.

Антитеррористическая готовность учащихся как результат антитеррористического воспитания является элементом культуры безопасности личности.

Антитеррористическое воспитание – взаимодействие педагогов, учащихся и других субъектов педагогического процесса, в ходе которого осуществляется управление поведением и познанием воспитанников для воплощения в их деятельности и личности составных частей культуры безопасности, направленных на защиту и самозащиту от террористических проявлений разных типов и видов.

Превентивная функция является системным свойством антитеррористического воспитания и реализуется в единстве с мотивирующей, обучающей, развивающей, воспитательной и корректирующей функциями.

Антитеррористическое воспитание входит в состав воспитания культуры безопасности учащихся в педагогическом процессе, является составной частью антитеррористической подготовки подрастающего поколения в процессе социализации.

Системообразующими факторами антитеррористического воспитания являются деятельность преподавателей ОБЖ и БЖД (внутренние для педагогического процесса факторы), изменения в характере террористических угроз (внешние факторы).

Изложенные в статье выводы касаются наиболее существенных свойств антитеррористического воспитания, раскрывают сущность, системообразующие факторы, состав данного педагогического явления, вхождение антитеррористического воспитания в педагогический процесс и в процесс социализации.

Считаем, что в ходе дальнейшей совместной работы учителей школ, преподавателей вузов, методистов, психологов, сотрудников государственных учреждений прежде всего необходимо исследовать такие аспекты антитеррористического воспитания, как его цели, содержание, средства, критерии оценки эффективности, педагогические условия, закономерности.

Столь же нуждаются в исследованиях особенности антитеррористического воспитания как в общеобразовательных организациях, средних и высших профессиональных учебных заведениях, так и среди учащихся начальных классов, подростков, старшеклассников.

Далее, нужно исследовать особенности антитеррористического воспитания в учебном процессе (как в городских, так и в сельских школах), во внеклассной работе, в учреждениях дополнительного образования, в общественных организациях.

Не менее важно исследовать особенности антитеррористического воспитания с использованием самых современных информационных технологий.

Ждет своего детального исследования и опыт совместной деятельности учителей школ и сотрудников МЧС России как фактор повышения эффективности антитеррористического воспитания.

Дальнейшее исследование антитеррористического воспитания учащихся послужит основой разработки современного учебно-методического обеспечения в целях повышения эффективности педагогической профилактики влияния террористической субкультуры на подрастающее поколение. Это эффективно послужит делу совершенствования готовности личности, общества и государства к защите от разнообразных проявлений терроризма.

Николай Симонов, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой медицины и безопасности жизнедеятельности

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Владимир Мошкин, доктор педагогических наук,

профессор кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности МПГУ

Ольга Заварзина, доктор медицинских наук,

профессор кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности МПГУ

Фото Сергея Чеснокова