Главная страницаАрхив2020 #9 / В основе качества урока ОБЖ – применяемые принципы обучения

В основе качества урока ОБЖ – применяемые принципы обучения

08 Сентября 2020

Современная педагогическая наука определяет принципы обучения как фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса. Принципы формируются на основе научного анализа процесса обучения и сопоставляются с его закономерностями. Они соотносятся с целями и задачами образования, уровнем развития педагогической науки.

 

Наглядность и доступность

Принцип наглядности предполагает широкое использование в учебно-воспительном процессе наглядных объектов и пособий.

Сегодня, когда в обучении используются современные мультимедийные средства, у педагогов в этом плане, по сути, неограниченные возможности. Но и сейчас востребованы, например, макеты, поясняющие процессы формирования различных стихийных бедствий, разрезные модели, показывающие принцип действия конкретных средств защиты, и т.д. Они по-прежнему применяются во многих отдаленных школах, где еще нет современной учебной базы.

Но мультимедийные технологии постепенно проникают повсюду, и это изменяет учебный процесс. Например, рассматривая темы стихийных бедствий, педагог может с помощью компьютера и большого экрана наглядно продемонстрировать любое из них и столь же наглядно раскрыть механизмы их действия, последствия, средства и способы спасения и т.д.

Но независимо от используемых средств важна суть принципа наглядности, убедительные результаты его использования в практике. Он дает заинтересованность учащихся, формирует у них элементы логического мышления, развивает наблюдательность и внимание, а главное, обеспечивает эффективное усвоение материала. Приобретаемые знания и умения характеризуются личностным характером, основанным на использовании самого информативного физического органа чувств – зрения. Все как в старом мудром изречении: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

 

 

Схема. Ключевые принципы обучения при изучении ОБЖ

 

Принцип доступности предполагает учет особенностей уровня развития обучающихся и хорошо способствует индивидуализации обучения.

Практическим результатом эффективного использования данного принципа является создание условий для построения каждым обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Важный момент: буквально каждый этап проектирования учебного процесса (урока) и каждый элемент системы оценки и контроля должен строиться с учетом этого принципа. Для успешной реализации данного принципа необходимо соблюдать следующие условия.

Нужно переходить от простого к сложному, например от опасной ситуации – к чрезвычайной. Но при этом помнить, что доступность не значит легкость! Вывод: необходимо разрабатывать задания обучающимся на грани их возможностей.

Далее, следует учитывать индивидуальные особенности обучающихся: скорость восприятия каждым из них информации, имеющийся жизненный опыт и специфику их развития. А значит, заранее учитывать, что обучающиеся в ходе урока тратят разное время на выполнение задания. Поэтому целесообразно готовить дополнительные индивидуальные упражнения либо сочетать индивидуальные и групповые формы работы.

Опять же, опираясь на опыт, могу порекомендовать применять различные варианты дифференциации обучающихся по учебным группам для участия в изучении темы, конкретном виде деятельности, выполнении определенных типов заданий. При этом следует исходить из реальных возможностей обучающихся, а не из того, чтобы поскорее освоить программу.

 

Сознательность и активность

Изучение предмета ОБЖ тогда становится эффективным, когда обучающиеся сами осознают необходимость, ценность и актуальность приобретения знаний. В этом случае они самостоятельно могут ставить цели и участвовать в планировании своей образовательной деятельности, в ее самоконтроле и самооценке.

Для реализации принципа сознательности и активности необходимо на каждом уроке обосновывать актуальность приобретаемых знаний. Учащиеся должны сами осознать для себя их безусловную ценность для сохранения жизни и здоровья.

Необходимо погружать учеников в ситуации самостоятельного целеполагания, самоопределения в отношении изучаемых вопросов. Тогда они смогут управлять своей образовательной траекторией. Нужно предлагать им самим сформулировать вопрос, а не сразу давать готовые ответы. Они должны сами прийти к тому, зачем им нужны такие знания. И для этого нужно рассматривать альтернативные точки зрения, предлагать учащимся выдвигать и отстаивать свои позиции в ходе учебной дискуссии.

То есть учитель должен ненавязчиво, но последовательно вести учеников к самостоятельному поиску причин и факторов, поощрять дискуссию, выдвижение версий, оказывать поддержку в выстраивании целостной картины гипотезы.

Вот как раз в этом случае знания станут убеждениями! Например, человек будет вести здоровый образ жизни лишь тогда, когда у него (в частности, на уроках ОБЖ) сформировано внутреннее убеждение в его необходимости.

И еще одно важнейшее условие – систематическая рефлексия. Самостоятельный анализ выполненной ими деятельности значительно повышает результативность изучения предмета.

 

Систематичность и последовательность

Главным содержанием принципа систематичности и последовательности является логическое выстраивание содержания предмета ОБЖ.

То есть необходима четко обоснованная последовательность изучения модулей и конкретных дидактических единиц. Нужно представить учебный материал и приемы его освоения в виде системы, где каждый модуль связан с предыдущим и обеспечивает грамотное «втягивание» в другой. При этом выстроить центральную ось содержания и насытить ее конкретным учебным материалом, последовательное изучение которого обеспечит достижение требований ФГОС.

Для этого нужно сгруппировать учебный материал на логически связанные модули и дидактические единицы. С этой целью использовать кластеры, схемы, таблицы, опорные слайды и другие формы логического представления материала.

В изучаемые вопросы целесообразно включать и второстепенные факты, но так, чтобы не перегружать основное содержание. Интересный для учеников дополнительный материал необходим – он побуждает желание учиться, развивает эрудицию, умение анализировать. Учащиеся учатся пользованию различными базами данных, поиску нужной информации и ее анализу.

Педагог должен определять центральную проблему и смысловой содержательный центр каждого урока. Неважно, в какой момент занятия они будут раскрыты: в начале, в середине или во время обобщения и подведения итогов, главное, чтобы это прозвучало и закрепилось в сознании учеников. Учитель сам должен находить наиболее благоприятный для этого момент.

Важно также соблюдать баланс между различными формами учебной работы. Например, осмысленное чтение должно чередоваться с дискуссией, групповая работа – сочетаться с изложением материала и т.д.

В ходе урока нужно внимательно оценивать состояние обучающихся и постоянно поддерживать их интерес к теме. Иначе все усилия педагога пропадут впустую. А для того чтобы вас слушали внимательно и с интересом, как известно, существует много проверенных педагогических приемов.

 

Прочность и научность

Качество изучения предмета ОБЖ и развитие личностных качеств обучающихся зависят не только от внешних факторов, таких как используемые образовательные технологии, приемы и формы обучения и др. Не менее важно и личностное отношение обучающегося к учебному материалу, педагогу и учебно-воспитательному процессу. Это влияет на прочность усвоения знаний.

Принцип прочности тесно связан с принципами наглядности, доступности и систематичности. В целях его реализации необходимо еще в начале изучения предмета обеспечить условия формирования позитивного к нему отношения. Это и будет основой работы с обучающимися на начальном этапе освоения содержания. Заметим, так изначально формируется и положительный образ учителя ОБЖ.

Ученики должны увидеть в учебном материале главные аспекты и объединить их со второстепенными частями. Ребят надо учить эстетике ведения рабочей тетради, яркому оформлению конспектов и домашнего задания. Создавать ситуации, когда в учебный материал вовлекаются собственные переживания и эмоции детей.

Важно формировать комплексный подход к изучению учебного материала, раскрывать его с различных позиций и при помощи разных видов деятельности. Обращаться к уже изученному материалу целесообразно тогда, когда этого требует освоение нового содержания. При этом необходимо периодичность таких упражнений соотносить с индивидуальными особенностями обучающихся.

Наконец, учителю нужно обеспечить систематический контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) и оценку (самооценку, взаимооценку) результатов изучения предмета ОБЖ.

Принцип научности предполагает сохранение и приумножение достижений, наработанных в предмете ОБЖ за все время его существования, то есть с 1991 года. Это позволит в полной мере реализовать возможность полного раскрытия и детального изучения основ предмета и его проблематики, эффективно интегрировать научные знания и методы в систему мировоззрения обучающихся.

Надо постоянно использовать в процессе изучения предмета последние достижения в области безопасности, рекомендовать обучающимся ссылки на необходимые сайты в интернете, чтобы они умели сами искать и отбирать нужную информацию. Учащиеся через личный опыт глубже осмыслят содержание предмета.

При этом учителю лучше избегать готовых формулировок, а предложить (например, в ходе групповой работы) самостоятельно выполнить исследования, смоделировать учебную ситуацию и найти решение в рассматриваемой предметной области. Благодаря этому ребята почувствуют себя исследователями, что лучше всего мотивирует необходимость учиться и углубит знания. Тем более когда они будут презентовать и защищать свои проекты.

 

Связь теории с практикой

Как никакой другой предмет ОБЖ является практико-ориентированной системой, направленной на формирование конкретных предметных компетенций в области безопасности жизнедеятельности. Поэтому он должен строиться на принципе связи теории с практикой.

А это значит, что нужно изучать знания, необходимые в повседневной жизни, формировать актуальные умения и навыки, соответствующие уровню развития общества и государства. Ведь главная цель изучения ОБЖ – обеспечить обучающимся возможность достижения приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе, независимо от места и условий проживания.

С этой целью необходимо внедрять в образовательный процесс практико-ориентированные формы проведения занятий. В частности, с использованием интерактивных тренажерных систем, позволяющих изучать и отрабатывать целесообразные действия при моделировании различных реальных ситуаций повседневной жизни.

Теоретические аспекты образовательного процесса по изучению предмета ОБЖ наиболее полно раскрываются в принципах обучения, где содержатся базовые дидактические положения по освоению содержания. Они устанавливают исходные позиции, с которых учитель должен подходить к организации учебно-воспитательного процесса.

Столь же важно привлекать к образовательному процессу специалистов, представляющих различные направления безопасности жизнедеятельности (пожарная безопасность, медицина, гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций, туризм, выживание, военное дело и т.д.).

Весь опыт педагогической практики говорит о том, что нужно учить школьников технологии осмысленной деятельности. А это значит, что надо обеспечивать им возможность построения теоретических моделей выполненных практических действий для их дальнейшего сравнения и установления результативности.

Преимущества сознательной практики перед копированием абстрактного образца очевидны, и именно такая методика, по опыту, является наиболее эффективной.

Дмитрий Рудаков, кандидат военных наук, доцент


Система принципов

Принципы обучения (ПО) возникли из опыта и потребностей педагогической практики как результат ее обобщения, дав возможность воспроизводить все лучшее из этой практики. Они образуют единую систему, причем каждый из них не дает эффекта при изолированном применении. Только – в совокупности, комплексно.

Современные принципы учитывают особенности массового школьного обучения и в то же время вариативны. Наряду с общими выделяются методические принципы (по отдельным школьным предметам). Определение круга дидактических и методических принципов, а также уточнение оснований для их выделения, детализации и т.п. составляют задачу специального педагогического исследования.

Предпринимались попытки отыскать обоснования ПО в природе, поскольку формирование человека подчиняется общим законам ее развития. В то же время, учитывая, что в основе принципов лежит познание, обоснование искали и в философии. Так же, как и в психологии, учитывая, что в процессе обучения учащиеся производят сложные умственные операции (анализ, синтез и др.), которыми управляет учитель.

Характерно, что ПО рассматривались вне связи с закономерностями процесса обучения в школе и не образовывали системы. Нет единства и в определении их состава.

Первая тенденция ПО состоит в том, что их различение по отношению к мировоззренческим и процессуально-техническим сторонам обучения позволяет усилить воспитывающую и развивающую функции обучения, подойти к построению иерархии, подчинению одних принципов другим. Вторая тенденция проявляется в объединении в пары некоторых принципов, ограничивающих действие друг друга.

Учитывая эти тенденции, можно выделить одну из систем ПО. Она включает в себя принципы:

воспитывающего и развивающего обучения;

связи обучения с жизнью; научности и посильной трудности обучения;

систематичности и последовательности обучения;

сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя;

наглядности обучения и развития теоретического мышления учащихся;

прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;

коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся;

положительного эмоционального фона обучения.

Источник: Педагогический энциклопедический словарь