Главная страницаАрхив2020 #10 / Гаджеты вместо родителей? Детский врач о зависимости

Гаджеты вместо родителей? Детский врач о зависимости

29 Сентября 2020

Жизнь современных людей не представляется возможной без использования цифровых технологий. О том, как не попасть в ловушки интернет-зависимости, нашему журналу рассказал детский врач-психиатр высшей категории, директор автономной некоммерческой организации «Защита» Юрий Афанасьев.

 

Врач и цифровой мир

– Юрий Валентинович, расскажите, пожалуйста, о том, почему вы как врач заинтересовались темой информационной безопасности?

– Это актуальнейшая тема, ведь человечество погружается в цифровой мир. В такие моменты, как пандемия, это проявляется особенно. Но в интернет-мире много угроз, в первую очередь для несовершеннолетних. И у родителей, и у преподавателей, и у самих детей в этой связи возникает масса вопросов.

Если мы начнем рассматривать вопрос, что такое информационная безопасность, то данный кластер, необъятный по содержанию, можно условно разделить на две части – это информационно-техническая и информационно-психологическая безопасность. Первой частью занимается довольно большое количество технических специалистов и, как правило, родители. А что касается детей, то они зачастую лучше своих пап и мам осведомлены по технической части: как поставить на компьютер антивирус, какую программу скачать, какого оператора предпочесть, как работать с персональными данными и т.д.

Нас же, врачей, интересует вторая часть – влияние информационных, цифровых технологий в целом на психику человека. А меня как детского врача – влияние на психику подрастающего поколения.

На протяжении последних десяти лет мы фиксируем среди детей, попадающих на лечение к нам в психиатрический стационар, пациентов с так называемым информационным следом, то есть с последствиями нерационального использования цифровых технологий, интернет-пространства. Первыми ласточками стали поступления игроманов, то есть детей, чрезмерно увлеченных компьютерными играми, которые доводили их до социальной дезадаптации. В последние же три-четыре года поток несовершеннолетних с информационным следом значительно вырос.

Особенно тревожит то, что среди угроз, которые несет нерациональное использование цифровых технологий, интернет-пространства, на первом месте стоит суицидальное поведение детей. Начиная с 2012 года мы плотно занимаемся этой темой, тем более что в последние годы происходит омоложение суицида. На втором месте – расстройство пищевого поведения. Также среди угроз – экстремальное селфи, кибербуллинг, сексуальные расстройства.

Ко всему этому уместно добавить, что 90% распространения и сбыта наркотических и психоактивных веществ происходит бесконтактным путем, через интернет.

 

Интернет-угроза

– В этой связи вы и начали вести исследования в области нехимических видов зависимости? Что скрывается за данным определением?

– Специалистов, занимающихся проблемами влияния информационных технологий на психику человека, довольно мало. Поэтому с коллегами мы организовали автономную некоммерческую организацию «Защита», куда входят врачи-наркологи, психиатры, психотерапевты, медицинские психологи. В процессе своей работы мы стали детально изучать влияние интернета на подрастающее поколение.

Тут надо пояснить, что последствия нерационального использования информационных технологий все обозначают по-разному: у технических специалистов – это технозависимость, у общественников – цифровая зависимость, у журналистов – информационная зависимость, у социологов – социальные болезни личности. У нас, врачей, есть свое определение – нехимические виды зависимости (НХЗ). Этот термин, по аналогии с химическими видами зависимости (наркотики и т.д.), понятен большинству, что и позволяет нам демонстрировать, как формируется данная зависимость, какие у нее проявления, и самое главное – последствия. Это крайне важно, так как другого пути мотивировать родителей на контроль, кроме разъяснения последствий, пока не найдено. И единственный путь – разъяснить папам и мамам, к чему может привести их детей бесконтрольное, нерациональное использование современных технологий.

Самый простой пример – социальная дезадаптация игромана. Ведь дети, увлеченные компьютерными играми, просто отказываются посещать школу, осваивать учебную программу. Они обрывают свои контакты, полностью концентрируясь на игровой деятельности. При попытке же родителей отключить интернет, выдернуть из сети шнур игроманы выдают мощные аффективные вспышки, вплоть до погромов квартиры. Таких пациентов к нам привозят уже на скорой.

Замечу, что нехимическими видами зависимости специалисты занимались и до появления интернета, но основной проблемой тогда были азартные игры. Зависимостей много, но все же особую актуальность они приобрели именно с появлением интернета. Вместо химического агента влияния в нехимической зависимости может оказывать влияние поведенческий акт, действие. На примере игромана: поведенческий акт – постоянно играть, делать ставки, получая от этого психологическое удовольствие.

В чем принципиальная разница между зависимостями? Химические – это те, где присутствует химический агент: наркотики, алкоголь, никотин, туда же относится лекарственная зависимость. Нехимическими (поведенческими) называют аддикции, где объектом зависимости является не химическое вещество, а поведенческий акт, какая-либо форма влечения.

Наша ключевая позиция – показать, что нехимическая зависимость у детей не формируется здесь и сейчас, это процесс не вчерашнего дня, не месяца. Когда к нам в отделение попадают дети, собирается анамнез, то выясняется, что зависимый вариант поведения формировался довольно длительное время. Однако, к сожалению, нехимические виды зависимости до сих пор не включены в Международную классификацию болезней. По этой причине мы не можем обозначить психиатрически информационный след и дать статистику.

Но в последнее время активно развивается аддиктология – наука о химических и нехимических зависимостях, изучающая механизмы их формирования, развития, диагностики, профилактики, лечения и реабилитации. Кроме того, в сферу исследования попадают и промежуточные формы зависимости, связанные с едой.

Бывает, что человек подвержен обеим зависимостям – и химической, и нехимической, как пример – пищевая. Она сочетает в себе обыкновенное переедание (химическая зависимость) и влияние глянцевой моды, интернет-пространства (нехимическая), когда многие девочки начинают не принимать собственное тело. То есть считать, что они излишне полны, и путем ограничения в еде доводить себя до истощения, анорексии.

Среди основных проблем, с которыми мы работаем, на первом месте находится компьютерная зависимость, или гаджет-зависимость. Она напрямую связана со стремлением взрослых и детей приобретать все более новые и дорогие технические устройства. Раньше дети и подростки просили у родителей игрушки, велосипед, для нормального развития было полезно, движение – это здоровье. Сейчас же просят игровые приставки, смартфоны, чтобы часами напролет «зависать» в них. Так что на втором месте – интернет-зависимость, особенно от социальных сетей. Дети уже не просто «зависают» в онлайн-шутерах и социальных сетях, а практически живут там, все интересы ребенка сводятся к этому.

Кроме того, огромную опасность несет в себе селфи-зависимость. Среди молодежи очень популярны челленджи: залезь на самое высокое здание, к какому-то дикому животному и сделай фото. Количество детей, погибших от экстремального селфи, превышает количество погибших от суицида…

Еще мы работаем с другими НХЗ (они больше характерны для людей более зрелого возраста), к которым относятся трудоголизм, шопоголизм, фанатизм, чрезмерное увлечение духовными практиками и поисками.

 

О зависимости

Как можно понять, что у ребенка или подростка есть зависимость?

– Тут сразу надо разграничить заблуждения и реальную картину. Так, сегодня очень многие педагоги и родители считают, что современные дети и подростки практически все подвержены цифровой зависимости. Преподаватели видят, что дети втихаря пользуются на уроках личными гаджетами, сидят в интернете и на переменах. Вот и кажется педагогам, что большинство детей зависимы.

Тем более к нам за помощью нередко обращаются авторитарные или тревожные, мнительные родители, которые считают, что их дети зависимы.

Но ведь вот в чем дело – нередко, когда начинаешь разбираться в ситуации, выясняется, что ни о какой зависимости речи быть не может. Вот совсем недавно, например, ко мне за помощью обратилась авторитарная мама, сказав, что ей кажется, будто ее дочь из-за интернета скоро вообще перестанет учиться. Когда же я спросил, что именно ее тревожит, женщина показала электронный дневник дочери и сказала, что ранее ее дочь была круглой отличницей, а теперь у нее появилась четверка по физкультуре…

Далее мама начала рисовать страшную картину будущего дочери: сегодня четверка по физкультуре, завтра двойка за четверть по математике, потом второй год. По мнению мамы, получается, что, начиная с этой четверки по физкультуре, ее дочь через 10–15 лет может закончить свою жизнь чуть ли не в притоне для наркоманов.

То есть мама сама себя накрутила, и вся зависимость ребенка – только в ее воображении. Когда мы стали разбирать расписание дня дочери, то выяснилось, что девочка живет по плотному графику: ранний подъем, гимнастика, завтрак, проверка уроков, школа, спортивная секция, дополнительное образование, выполнение домашнего задания. И лишь после вечерней подготовки уроков ребенок в течение часа «зависает» в интернете.

Так что нужно оценивать проблему реально, без «накруток». И настоящая зависимость – это уже действительно опасное, жизнеугрожающее состояние. В определении зависимости прописано, что это навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического и социального характера. И зависимостями, по статистике, страдают не более 10–15% населения. Поэтому, даже исходя из статистики, мы можем сказать, что шквала зависимости у нас в стране нет. Но что делать с мнительностью? Ведь большинство родителей и педагогов будут все равно настаивать на том, что наши дети зависимы от интернета!

Для определения реальной зависимости я предлагаю задавать всего лишь несколько вопросов.

Первый – «Посещает ли ваш ребенок школу?». Второй – «Справляется ли ребенок с программой обучения?». И самый главный вопрос – «Выполняет ли ребенок ваши минимальные режимные требования?». Если все ответы на вопросы положительные, то зависимость у ребенка отсутствует.

У зависимости самое грозное осложнение – социальная дезадаптация. Для зависимых людей характерно неадекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма. Я был в нескольких квартирах у игроманов, это неприятное зрелище: грязное постельное белье, горы немытой посуды...

Для зависимого подростка весь мир сконцентрирован на компьютерной игре. Спят игроманы по два-три часа в сутки, иногда они даже не понимают, в каком времени находятся, кто к ним пришел. Человек настолько погружен в другую реальность, что не может ориентироваться в реальном мире.

Так что задайте такому ребенку самый простой вопрос про время. Если он не может на него ответить, то понятно, что все ориентиры у него сбиты.

Еще один критерий зависимого поведения – это неадекватная система отношений и общения с окружающими. Общение у ребенка должно быть не только узкоспециальным, с другими игроками, он обязательно должен общаться с родителями, педагогами, одноклассниками, просто на улице.

И главный критерий – негибкость поведения при ролевых ожиданиях других, связанная с выполнением социальных функций. Ребенок выполняет три функции в ролевых ожиданиях: воспитуемый, обучаемый, подчиняемый.

 

Родители и школа

Что могут сделать родители в целях предотвращения формирования у ребенка различных видов нехимической зависимости?

– Прежде всего, чем позже ребенок окунется в цифровой мир, тем лучше. У дошкольников родители должны жестко контролировать время пользования гаджетами, например 15 минут в день. И все! Это правило должно применяться к ребенку всеми членами семьи, чтобы дети не могли манипулировать взрослыми.

Вообще, дети в возрасте от двух до четырех лет должны учиться коммуницировать с другими людьми. Это важнейший период формирования режимных моментов, и для родителей просто непростительно уходить от воспитания ребенка, давая ему смартфон, чтобы спокойно решать в это время свои взрослые проблемы.

В школьном возрасте родители должны следить за контентом, которым пользуется ребенок. Категорически не должно быть пропаганды суицидального поведения, насилия, наркотических средств и психоактивных веществ, информации, ведущей к расстройствам пищевого поведения, ранней сексуализации. Детей и подростков нередко вербуют в террористические, националистические организации, используют для участия в политических акциях. Кроме того, дети легко могут стать жертвами интернет-мошенников.

Мы не стремимся запугать родителей, а всего лишь учим их ответственно относиться к организации контроля за своими детьми.

Какой должна быть профилактическая работа, чтобы она способствовала эффективному решению проблем нехимических зависимостей?

– Самая эффективная профилактическая работа – это первичная профилактика, включающая информатизацию населения и специалистов о медицинском аспекте информационной безопасности. Работа нашей некоммерческой организации на этом и строится – мы участвуем в больших родительских собраниях, образовательных форумах, специализированных круглых столах.

Разумеется, в центре внимания – школы. К концу этого года должны быть разработаны уроки информационной безопасности, и вести их должны преподаватели ОБЖ. Им в связи с этим нововведением я могу порекомендовать только одно: больше заниматься самообразованием по информационной безопасности. Авторитет для современных детей и подростков – это человек, хорошо владеющий информацией, которую он доносит до других, умеющий приводить доказательства. В подаче информации должно быть рациональное звено.

Фото из архива Юрия Афанасьева

Интервью взяла Екатерина Паничева

 

Тест на интернет-зависимость

Данная методика предназначена для оценки степени интернет-зависимости ребенка. Является модифицированным опросником теста доктора Кимберли Янг. Диагностика наличия и оценка степени интернет-зависимости производятся родителями на основе результатов, полученных при выполнении ребенком данной методики. Своевременное выявление интернет-зависимых позволит предупредить изменения психологических характеристик их личности и вовремя провести профилактическую и психокоррекционную работу.

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.

1. Как часто ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования интернетом (Сетью)?

2. Как часто ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в Сети?

3. Как часто ваш ребенок предпочитает проводить время в Сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?

4. Как часто ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по Сети?

5. Как часто вы жалуетесь на количество времени, проводимое вашим ребенком в Сети?

6. Как часто учеба вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенного им в Сети?

7. Как часто ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто ваш ребенок предпочитает общение в Сети общению с окружающими?

9. Как часто ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в интернете?

10. Как часто вы заставали своего ребенка пробивающимся в Сеть против вашей воли?

11. Как часто ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?

12. Как часто ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых друзей?

13. Как часто ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в Сети?

14. Как часто ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у вас не было интернета?

15. Как часто ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в Сеть, когда он находится вне Сети?

16. Как часто ваш ребенок ругается и гневается, когда вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в Сети?

17. Как часто ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в Сети?

18. Как часто ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда вы налагаете ограничение на время, которое он проводит в Сети?

19. Как часто ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в Сети?

20. Как часто ваш ребенок чувствует подавленность, упадок настроения, нервозность, когда находится вне Сети, а по возвращении в Сеть все это исчезает?

При сумме баллов от 50 до 79 вам необходимо учитывать серьезное влияние интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи. При сумме баллов 80 и выше у ребенка с высокой долей вероятности интернет-зависимость, и ему необходима помощь специалиста.