Главная страницаАрхив2020 #10 / Учебные сборы – в онлайн-формате

Учебные сборы – в онлайн-формате

29 Сентября 2020

В связи с пандемией в ряде регионов России в этом году учебные сборы по основам военной службы в рамках предмета ОБЖ было решено проводить дистанционно. Наш корреспондент Дарья Арнаутова пообщалась с преподавателями-организаторами ОБЖ из города Рубцовска Алтайского края, которые рассказали, как они адаптировали программу подготовки по основам военной службы и обучение начальным знаниям в области обороны к онлайн-формату.

 

 

 

Только теория

Дарья Арнаутова: Учебные сборы по основам военной службы (учебные сборы) проводятся ежегодно. В чем значимость такого мероприятия?

Сергей Трунов, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Гимназия № 11», руководитель учебно-методического объединения учителей ОБЖ города Рубцовска: Пятидневные учебные сборы продолжительностью 35 часов входят в школьную программу как часть дисциплины «Основы военной службы», каждый юноша обязан их пройти в 10-м классе. Программа сборов включает в себя основы безопасности военной службы, изучение воинских уставов, а также тактическую, военно-медицинскую, физическую, строевую и огневую подготовку. Период и сроки проведения учебных сборов устанавливает директор образовательной организации.

В прежние годы мы вывозили ребят в воинскую часть, где они получали возможность испытать, что такое служба. Там десятиклассники учились обращаться с оружием: им выдавали боевые патроны, проводили с ними стрельбы. Юноши приобретали навыки построения и передвижения в строю, совершали другие действия, которые формируют у них качества, позволяющие в будущем быстрее адаптироваться к военной службе.

Алексей Кобзистов, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 «Кадетский корпус юных спасателей»: Стоит добавить, когда десятиклассники находятся в воинской части, они знакомятся с бытом военнослужащих, соблюдают распорядок дня, посещают столовую вместе с военнослужащими. Даже если сборы проводились не полностью в воинской части, то все равно на один день мы выезжали к военным и знакомились с их жизнью. Также учитель мог организовать посещение рубцовского парка «Патриот», где демонстрируется военная техника. В этом году, к сожалению, ничего этого не было, но иначе и не получалось из-за пандемии. Юноши изучали только теоретические аспекты. Так было решено Министерством образования и науки Алтайского края по согласованию с краевым военным комиссариатом.

Все логично, здоровье детей – превыше всего. Но надеемся, что учебные сборы в следующем году, если ситуация позволит, уже удастся провести как раньше, потому что их ценность как раз в практике.

Дарья Арнаутова: Какой опыт вы извлекли из проведения учебных сборов в дистанционном формате? И как вообще удалось организовать такие занятия онлайн?

Сергей Бердюгин, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Гимназия № 3»: Нам очень помог Алтайский институт развития образования имени А.М. Топорова. Оттуда нам направили по электронной почте регламент, рекомендации по проведению учебных сборов и примерную программу. В том числе нам предоставили ссылки на различные интернет-ресурсы, где размещены видео, текстовые материалы и занятия. Можно сказать, нам были предложены полностью готовые уроки. Каждая из школ для своих десятиклассников адаптировала эти онлайн-занятия. Не запрещалось использовать другие задания или применять только фрагменты таких уроков – на усмотрение самого педагога, ведь ему виднее, как строить занятие.

Сергей Трунов: У нас в гимназии один день учебных сборов в дистанционном формате выглядел примерно так. Учитель ОБЖ организовывал видео-конференц-связь с десятиклассниками, где представлял тему предстоящего дня. Школьники получали ссылки на видеоурок и задания, которые они должны выполнить в конце такого занятия и отправить учителю. Педагог проверял степень усвоения материала и выставлял оценки.

Но мы с ребятами осуществляли еще и такую форму работы: по завершении дня они отправляли мне свои конспекты с урока – записи того, что увидели, прочли по теме.

Темы учебных сборов были разделены на пять дней по блокам, но форма проведения похожая. Итоговую оценку вычисляли как среднее арифметическое за текущие оценки по учебным сборам.

Алексей Кобзистов: Мы нашим методическим объединением учителей ОБЖ города Рубцовска совместно разработали контрольный тест специально для нового формата учебных сборов. Поскольку практические занятия провести не представлялось возможным, необходимо было существенно усложнить способ оценивания теоретической части. Выход нашли в том, что общими усилиями создали тест по всем темам из предложенных для изучения.

Сергей Бердюгин: В едином контрольном тесте было 30 вопросов. Вопросы многоплановые: история государства Российского, строевая, тактическая, огневая подготовка и другие.

 

На дистанции – не ощутишь

Дарья Арнаутова:  Поделитесь, пожалуйста, своим мнением о дистанционном формате учебных сборов.

Сергей Трунов: Выскажу, наверное, общее мнение. Эти сборы предназначены, повторюсь, чтобы ребята практически почувствовали, что такое служба. Разумеется, дистанционно они это не ощутили. Часть занятий, которые направлены на приобретение и отработку практических навыков, мы даже не смогли дать, так как в теории это нереально. Считаю, что в этом году в полном объеме мы не подготовили учеников к военной службе, так как сделать это дистанционно невозможно.

Обычно на сборах мы как раз имели возможность практически потренироваться. Например, когда в начале года с десятиклассниками проходили тему «Индивидуальные средства защиты», ребята надевали на себя противогаз, общевойсковой защитный комплект. Но всем за один урок не успеть, так как материальная база не позволяет это сделать и время тоже ограничено. А в последующем, на учебных сборах, уже все десятиклассники успевали практиковаться, причем в разных дисциплинах. Теперь же была одна теория.

Александр Панфилов, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2»: Добавлю пример к словам Сергея Павловича о необходимости практики. Элементарно, как выполнить упражнение по стрельбе из пневматической винтовки? Необходим тир, мишень, винтовка и пули. Ученик испытывает волнение, мандраж, чувствует вес оружия и отдачу при выстреле, здесь и результат действий школьника налицо.

Или, например, строевая подготовка. Нужна стойка. Школьнику нужно показать ее, помочь встать правильно. Тем более знанию, чтобы стать навыком, необходимо повторение.

Алексей Кобзистов: А тактическая подготовка? Там, где необходимо отработать отделения в обороне, отделения в бою: нынешние десятиклассники этого не делали. Они видели только в теории на видеозаписи, а такие «сухие» знания не усваиваются.

Когда проходили тему тактической подготовки раньше, мы каждый год на учебных сборах с учениками рыли окопы для стрельбы лежа, затем перекапывали этот окоп для стрельбы стоя. Такой опыт уже не забудется и в армии пригодится.

Сергей Шубин, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Лицей № 7»: Существенная проблема дистанционных сборов – еще и в оценке знаний учеников. Как достоверно узнать, списал ребенок или нет? Ведь все учителя по разным предметам столкнулись с такой проблемой при переходе на дистанционный формат обучения. Проверяя работы учеников, невольно задумываешься: «А кто делал домашнее задание: сам ученик или его родители?» Прибегал ли школьник к помощи интернета при решении того же контрольного теста? Поэтому реально оценить знания ученика невозможно. Каждый урок опрашивать всех устно по видеосвязи – нереально.

Сергей Трунов: Наверное, все учителя, и не только ОБЖ, скажут, что в последней четверти, когда занимались дистанционно, появилось подозрительно много отличников…

Дарья Арнаутова:  Как дети отреагировали на такой непривычный формат проведения?

Сергей Бердюгин: По завершении учебных сборов я просил ребят поделиться впечатлениями об их проведении. Многие из десятиклассников видели, как в прошлом году старшие ребята проходили подготовку по основам военной службы реально. Сравнивая себя с ними, сошлись во мнении: «Для них было больше пользы, чем для нас». И, что примечательно, все ответы были, по сути, такими!

Практически, пока сам школьник не попробует впервые в жизни выполнить упражнение стрельб из автомата, не пошагает по плацу, не пообщается с солдатами, он не поймет, что такое служба. А это ему необходимо, чтобы подготовиться к армии. Теоретически наши десятиклассники, может, и сильны, но практики у них нет. Что поделаешь, это вынужденная ситуация, в армии наверстают.

Александр Панфилов: Но что интересно, даже виртуальное посещение воинской части произвело на моих ребят впечатление! У нас была обзорная лекция, на которой школьникам я предложил к просмотру три фильма о воинской части. После просмотра некоторые изъявили желание пойти служить в армию.

 

Восполнить пробелы

Дарья Арнаутова:  Были ли технические проблемы на учебных сборах?

Сергей Трунов: В городе у всех есть интернет. Хотя даже чисто технически проводить уроки с целыми классами оказалось непросто, не говоря о резко возросшей нагрузке на учителя. Но вот в сельской местности у многих нет интернета.

Александр Панфилов: Но сбои бывают и в городе. Например, если говорить не о сборах, а об уроках по ОБЖ в дистанционном формате, то две девочки из моей школы жаловались, что нет интернета, и отправляли решенные задания по телефону. Технические неполадки случаются.

Дарья Арнаутова:  Как восполнить недостающую практику нынешних учебных сборов?

Сергей Трунов: Существует утвержденный план. С начала года занятия расписаны, и мы не можем внести корректировки. Однако одиннадцатому классу я говорю, что, если есть желание, мы можем собраться дополнительно и провести занятия. Например, стрельбу с использованием лазерного тира.

Алексей Кобзистов: В нашей школе № 10 «Кадетский корпус юных спасателей» с этим проще. В программе кадетских классов есть полевые выходы. Мы периодически выезжаем в полевой лагерь, где занимаемся с кадетами тактической, огневой, инженерной подготовкой, спасательным делом, практическими заданиями в области ОБЖ. Также ребята с юных лет носят кадетскую форму.

Александр Панфилов: Уточню некоторые аспекты, сказанные  Алексеем Васильевичем. В каждой кадетской школе есть программа дополнительного образования, с 1-го по 11-й класс. У каждого класса есть свой день и час, когда мы эту программу, так называемый кадетский компонент, отрабатываем. У кого 35, у кого 70 часов, в зависимости от класса.

В нашей «Кадетской средней общеобразовательной школе № 2» к 10-му классу юноша уже умеет на время надевать индивидуальные средства защиты, обучен стрельбе, подтянут в строевом отношении. Кроме того, наши ученики ежегодно участвуют в парадах, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, наравне с взрослыми: для каждого кадетского класса – своя коробка.

Алексей Кобзистов: Кадетские классы – это несомненный плюс и для нашего предмета. ОБЖ преподается с 6-го класса по 11-й. Но, как заметил коллега Александр Васильевич, у нас кадетский компонент начинается с 1-го класса. В начальной школе рассматривается история кадетства. Расширенный курс преподается с 5-го класса. И он очень сильно пересекается с основами безопасности жизнедеятельности. Есть и дополнительные занятия, а главное,  уделяется довольно много времени практике.

На вопрос, изъявляют ли желание принять участие в сборах девочки, преподаватели-организаторы ОБЖ единогласно ответили, что таких каждый год немало! Но, конечно, проходить сборы все они хотят по-настоящему, а не дистанционно…

Сергей Шубин: В статье 13 Федерального закона (№ 53-ФЗ) «О воинской обязанности и военной службе» прописано, что граждане мужского пола обязательно должны пройти подготовку по основам военной службы. Но есть пункт, что девушки могут пройти сборы добровольно. В этом году у меня две девочки прислали контрольный тест, который мы подготовили для десятиклассников. Я им поставил оценки в журнал, но, конечно, не как за прохождение сборов, а как за дополнительное задание.

 

Обратная сторона

Дарья Арнаутова:  Какие положительные моменты есть в дистанционном образовании?

Сергей Трунов: Если говорить об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), то ими на уроке ОБЖ мы пользовались и до дистанционного формата. Все зависит от обустройства кабинета. У меня созданы все условия, чтобы проводить уроки с использованием ИКТ – транслировать видеозаписи, проводить презентации на большом экране. Но оборудование у всех разное.

Сергей Шубин: Дистанционное обучение дало и плюсы, которые я планирую использовать в своей дальнейшей работе. Так, в нашей школе на уроках ОБЖ мы занимаемся по учебнику В.Н. Латчука, в котором есть приложения – рабочие тетради по основам безопасности жизнедеятельности для каждого класса. Это тестовые задания, вопросы, требующие развернутого ответа, и т.д. Такое дополнение к учебнику помогает в оценке качества знаний. Во время самоизоляции я отсканировал эту тетрадь и перевел ее в формат pdf – нужная вещь!

Разумеется, учителям нельзя предлагать родителям и ученикам покупать книги или дополнительную учебную литературу. Но я предложил ребятам обратиться к рабочей тетради через интернет, решать в ней определенные задания в качестве домашней работы, а ссылку на конкретные страницы давал в той же видеоконференции с детьми. Школьники заполняют тетрадь дома: либо распечатывают и вписывают ответы в распечатанный лист, либо в своих тетрадях по ОБЖ записывают решение.

Александр Панфилов: Но плюсов мало. Тем более вышеупомянутую тетрадь можно сделать и без онлайн-обучения. На самом деле дети не хотят постоянно так учиться, а родители тем более: на протяжении самоизоляции они нам об этом говорили, причем все!

Из плюсов я бы отметил лишь то, что мы, учителя, все-таки научились вести уроки в дистанционном формате. Для нас это стало новым опытом. И если такая ситуация, не дай бог, с карантином повторится, то мы будем уже более подготовленными к реализации учебной программы по ОБЖ в дистанте. Но, конечно, наш предмет невозможно всецело преподавать удаленно!

Фото Евгении Пантиной

 

Учебные сборы в регионах

В дистанционном формате учебные сборы проводились в Республике Мордовия, Тульской, Оренбургской областях и некоторых других регионах нашей страны. Например, в Хабаровском крае изучение теоретического блока учебных сборов осуществлялось с использованием дистанционных образовательных технологий. Практическая часть проводилась на базе общеобразовательных учреждений путем организации малых групп обучающихся – в тех районах края, где наблюдалось улучшение эпидемиологической ситуации.