Главная страницаАрхив2020 #10 / Ваше здоровье – в ваших руках

Ваше здоровье – в ваших руках

29 Сентября 2020

Нет человека, который бы не хотел быть здоровым, стройным, мускулистым, иметь хороший иммунитет, чтобы меньше болеть. Только само по себе, как в сказке, здоровье не приходит, нужно регулярно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Кто-то может себя заставить все это выполнять, а кто-то – нет. Но есть ли какие-то способы, чтобы все-таки найти в себе силы для этого? Конечно, есть, и мы рассмотрим этот вопрос с научной точки зрения.

 


Побуди себя сам

Побудить людей вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), конечно же, чрезвычайно трудная задача. Можно объяснить человеку необходимость каких-то действий и ограничений на благо собственного здоровья, но заставить его действовать определенным образом – это уже гораздо сложнее. Вспомним известное изречение: «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам». Это и есть единственно верный путь. Каждый должен самостоятельно, собственными волевыми усилиями заставить себя вести здоровый образ жизни.

Но, к сожалению, сегодня в основном наблюдается другая картина – недопонимания важности ЗОЖ. Многие рассуждают примерно так: зачем, мол, изнурять себя тренировками и всякими ограничениями, если самочувствие и так нормальное? Разумеется, преимущественно так считает молодежь, которая по молодости лет еще не успела нажить себе разные болезни, связанные с нездоровым образом жизни.

Например, результаты опроса студентов одного из вузов показали, что, оценивая свое здоровье, 60% респондентов считают себя скорее здоровыми, 27% – абсолютно здоровыми и только 13% – скорее нездоровыми. В связи с этим они не считают необходимым что-то предпринимать для укрепления и сохранения здоровья.

Это достаточно типичная картина, с которой постоянно сталкиваются в своей профессиональной деятельности и педагоги, и врачи.

Психологи утверждают, что мы склонны повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие, и избегаем поступков, которые влекут за собой неприятности. Более того, вредные для здоровья действия могут давать на короткое время довольно приятные ощущения. Разумеется, куда приятнее, например, лежать на диване перед телевизором, чем бежать кросс или заниматься до седьмого пота в спортзале. Но первое ведет к ожирению и болезням, а второе – к здоровью и отличному самочувствию.

Так что, конечно же, выбор в пользу ЗОЖ требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Но как создать эту заинтересованность? Тем не менее это вполне посильная задача, если вплотную заняться формированием мотивационных состояний и установок на ведение здорового образа жизни.

Чтобы понять, как формируются мотивационные состояния и установки (это достаточно сложный процесс), нужно начать с основ мотивации. Прежде всего, говоря научным языком, что такое мотивация с психофизиологической точки зрения? Это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

Другими словами, человек не просто понимает необходимость каких-то действий, а они становятся его целью, на достижение которой мобилизуются все ресурсы организма. Вот почему мотивация поведения всегда эмоционально насыщенна – ведь то, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует.

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки. Имеется ряд состояний, которые связаны с такими этапами процесса мотивации, как выбор вариантов удовлетворения потребности и принятие решения. К ним относятся сомнения, неуверенность, растерянность, замешательство, страх, и противоположное – состояние решимости.

Так вот, для формирования мотивации к ведению ЗОЖ наиболее значимыми из них являются интересы, желания, решимость, намерения и установки. И далее мы рассмотрим, как формируются эти мотивационные установки на здоровый образ жизни.

 

От интереса – к мотиву

Интерес – это эмоционально насыщенная направленность на объекты: по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Характерно то, что удовлетворение интереса не погашает его, а формирует еще более разветвленную систему интересов.

Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желания подразделяются на естественные и необходимые (например, желание удовлетворить голод или укрыться от непогоды); естественные, но не необходимые (к примеру, желание получить ученую степень); и желания ни естественные, ни необходимые – связанные с честолюбием, славой, властью, превосходством над другими людьми и т.д.

Заметим, что желание всегда связано со стремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Побудительный и целеобразующий мотивационный механизм человеческого поведения, способствующий приобщению к ЗОЖ, состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей.

К состояниям, связанным с таким этапом процесса мотивации, как выбор вариантов удовлетворения потребности и принятие решения, относится решимость.

Решимость – состояние, специфичное для всех волевых актов. В нем отражается готовность к действию. С физиологической точки зрения состояние решимости можно рассматривать как состояние оперативного покоя. В случае если по каким-либо причинам начало действия отодвигается, то решимость переходит в остро переживаемое состояние нетерпения.

Мотивация человека может быть сознательной и бессознательной. Сознательная мотивация всегда связана с намерением.

Намерение – сознательно принимаемое решение достичь определенной цели, с отчетливым представлением средств и способов действия. В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование.

Нужно понимать, что возникающее у человека напряжение в связи с неудовлетворением потребности способствует закреплению в памяти сформированного намерения. У человека остается понимание необходимости удовлетворения потребности, достижения цели. Однако при этом мотив видоизменяется, трансформируется в новое психологическое образование – мотивационную установку.

Мотивационная установка – это задание для себя, запланированное, но отсроченное или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода. Ее можно рассматривать как латентное состояние готовности к удовлетворению потребности, реализации намерения (наподобие того, как пламя «переходит» в тлеющие угли, но стоит только подбросить дров, как вспыхивает вновь). При этом мотивационная установка как намерение может проявляться в различных формах: в виде принятого задания, взятого обязательства, данного обещания, мечты.

Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий. Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость, личностный смысл поступка.

Деятельность человека обычно побуждается иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение. Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл.

 

Установка на успех

Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (бессознательный мотив).

Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях. Это нейродинамическая закодированная модель поведения. Установка – постоянная, устойчивая основа поведения человека. Различаются следующие виды установок: общая и дифференцированная.

Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная – по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности.

Например, смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту соответствующим образом.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий. Они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах. Надо учесть, что это иногда может привести к негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием знакомых для человека средств.

Сознательным компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности. Направленность личности в значительной мере определяется ее характером и способностями.

Все вышеперечисленные понятия при самом общем их рассмотрении характеризуют сам процесс формирования у человека мотивационных установок, в нашем случае – на здоровый образ жизни.

То есть, если сказать предельно коротко, от понимания необходимости заняться собственным здоровьем человек сам, собственными волевыми усилиями приходит к осознанному действию.

Но для этого нужно, чтобы выполнялся целый ряд условий, о чем будет сказано дальше.

Все дело в том, что без благоприятной для мотивации среды трудно добиться конечных целей. Стремление человека достичь вершин собственного здоровья должно быть всячески поддержано всей окружающей его средой. Как раз для этого очень желательно создание ряда благоприятных условий.

Среди таких условий – отсутствие физических, эмоциональных, интеллектуальных перегрузок, стрессов, наличие положительного благоприятного эмоционального фона.

Очень важно наличие в окружении личности или группы, имеющей высокую ценность здоровья и демонстрирующей образцы здоровой жизнедеятельности для передачи смыслов заботы о здоровье (родители, педагоги, сверстники).

Должен осуществляться регулярный ненавязчивый контроль со стороны родителей, педагогов и сверстников за выполнением правил, следованием принципам здорового образа жизни (разумеется, исключая жесткие, авторитарные формы).

Поддержать молодого человека в его стремлении поможет доброжелательное, уважительное отношение к нему при обсуждении с ним вопросов влияния собственных убеждений, поведения на свое здоровье и здоровье окружающих.

Условия жизни, общения, воспитания должны способствовать формированию ответственности за свою жизнь в целом и за здоровье в частности.

 

Механизмы мотивации

При формировании мотивации к здоровому образу жизни у школьников, молодежи и студентов педагогам необходимо системно использовать разнообразные механизмы. Вкратце назовем их.

Прежде всего, это опора на факторы, влияющие на чувство личной причинности и, следовательно, на внутреннюю мотивацию. Речь идет о наличии выбора и свободы его осуществления, как и о наличии обратной связи, которая имеет информирующий характер.

Необходимо формирование мотивационных установок на достижения, самоанализ, стремление ставить перед собой высокие, но адекватные цели, а также межличностная поддержка.

Человеку нужна помощь в нахождении им личностного смысла в сохранении и укреплении здоровья. Необходим мотивационный сдвиг, что означает смещение позитивных эмоциональных переживаний с результата заботы о здоровье на сам процесс действия. То есть со временем уже само выполнение определенных действий по сохранению и укреплению здоровья начинает приносить человеку положительные эмоции.

Нужно мотивационное переключение. Это значит – формирование интереса к сохранению и укреплению здоровья путем перенесения энергии к нему с другого объекта. То есть включение знаемых мотивов в мотивационную структуру личности (например, совместные занятия спортом – это не только приятное общение с друзьями, но и укрепление здоровья).

Не менее важно мотивационное обусловливание – передача эмоционального значения новому содержанию. Такое происходит, когда позитивная эмоция, «привязываясь» к определенному предмету или содержанию, придает ему соответствующую эмоциональную окраску, делает его более привлекательным. Пример того – похвала и одобрение, подача обучающей информации по вопросам сохранения здоровья с использованием эмоционально окрашенных обучающих историй или с применением необычных форм подачи материала.

Немалое значение имеет и мотивационная фиксация – так называемая эмоциональная память. Проще говоря, все мы знаем, что лучше всего запоминается то, что вызывает повышенный эмоциональный фон (страдание, страх, удивление). Хотя этот механизм в наибольшей степени характерен для собственных заболеваний, страданий, он может быть использован и в работе с обучающимися, например при совместном просмотре и обсуждении художественных и документальных фильмов по теме ЗОЖ.

В целом для обеспечения реально действующей мотивации к ЗОЖ необходима определенность для молодого человека четырех компонентов отношения к здоровью. Эти компоненты: ценностно-смысловой (какова ценность здоровья, в чем смысл заботы о здоровье), когнитивный (система знаний о здоровье и способах его сохранения и укрепления), эмоционально-волевой (принятие осознанного решения быть здоровым), деятельностный (конкретные поступки, действия, навыки, обеспечивающие сохранение здоровья).

Формирование эмоционально-волевого компонента отношения к своему здоровью опирается на обучение приемам самопознания, самоанализа и саморегуляции.

 

ЗОЖ как необходимость

Механизмом формирования ценностно-смыслового отношения к своей жизни и собственному здоровью является рефлексия. Она способствует осознанному строительству своей жизнедеятельности.

Для реализации ценностно-рефлексивного подхода необходимо проводить целенаправленную работу с обучающимися по осмыслению ценностей своей жизни, осознанию оснований своего отношения к здоровью. Это способствует выявлению и осмыслению причин, препятствующих и помогающих ответственно относиться к своему здоровью.

Также осмысление ценностей ЗОЖ помогает правильному определению и постановке высоких, но адекватных жизненных целей, анализу условий их достижения.

Благодаря такому осмыслению молодые люди могут самостоятельно прийти к нахождению смысла в сохранении и укреплении здоровья. У них формируется стойкая мотивация к ведению ЗОЖ.

При переходе к ЗОЖ очень важно сопоставление данных о состоянии своего здоровья с общей информацией в этой сфере. Это необходимо для разработки собственной, индивидуальной программы оздоровления.

Осознание обучающимися роли здоровья как условия достижения ближайших и перспективных жизненных целей влияет на их способность к планированию своей жизни и осуществлению задуманного. Они начинают включать заботу о здоровье в свой естественный ритм жизни и воспринимать это как неотъемлемую часть своего существования.

Формирование когнитивного компонента отношения к здоровью предполагает формирование научных представлений о здоровье как единстве физического, психического, социального, личностного и нравственного компонентов. А также своевременное предоставление достоверной, научной информации по вопросам сохранения здоровья, взаимосвязи всех компонентов здоровья, причин заболеваний, их последствий, трудностей восстановления потерянного здоровья. Все это способствует повышению компетентности в этих вопросах, побуждает и стимулирует молодых людей активно заботиться о здоровье.

Очень важно и формирование эмоционально-волевого компонента отношения к своему здоровью. Это способствует осознанию обучающимися своих сильных и слабых сторон (какие качества есть, а каких не хватает), благодаря чему происходит актуализация их ресурсных возможностей.

То есть молодые люди всерьез начинают развивать в себе необходимые для перехода к ЗОЖ волевые качества. Как следствие – у них усиливается самоконтроль за своим поведением в плане его влияния на здоровье, растет ответственность за свою жизнь и здоровье.

Обучение принятию решения позволяет обучающимся использовать полученные навыки для осознанных действий в пользу здоровья в самых разных жизненных ситуациях.

Важно также подчеркнуть, что исходным положением для формирования деятельностного компонента собственного отношения человека к своему здоровью является образовательная программа. Она включает в себя разделы для регулярной оценки своего поведения по отношению к здоровью, анализа причин, препятствующих реализации принятого решения.

И наконец, для обеспечения поддержки формирующегося стремления сохранять и укреплять свое здоровье необходимо взаимодействие педагогов, родителей, медицинских работников.

Эффективность решения задач по формированию мотивационных состояний и установок на ЗОЖ обучающихся можно определить по динамике их физического состояния, снижению заболеваемости, формированию умений выстраивать отношения с другими людьми.

Но также данная эффективность оценивается и по проявлениям сострадания, стремлению помочь окружающим, снижению уровня тревожности и агрессивности и в целом по отношению к собственному здоровью.

Самое важное, что человек не просто осознает ценности здорового образа жизни, а сам, собственными волевыми усилиями переходит к осознанному выполнению установок на ЗОЖ. Постепенно, через некоторое время, он начинает испытывать от этого удовольствие, и нормы ведения здорового образа жизни становятся для него естественными.

 
Владимир Вобликов, кандидат военных наук,

доцент кафедры государственного и муниципального управления

и управления персоналом Российской международной академии туризма,

г. Химки Московской области