Главная страницаАрхив2020 #11 / Дисциплина на дороге. Формы и методы работы с детьми

Дисциплина на дороге. Формы и методы работы с детьми

30 Октября 2020

Дети попадают в дорожно-транспортные происшествия зачастую по той причине, что не имеют ясного представления о правилах безопасности на дороге – об этом говорит анализ причин ДТП. Научить несовершеннолетних правильно вести себя в дорожных условиях – важнейшая педагогическая задача.


Принципы обучения

В условиях интенсивной транспортной среды увеличивается число дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием детей. Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в «Докладе о мировых катастрофах» определяет дорожно-транспортные происшествия как одну из важнейших и обостряющихся проблем здоровья человека.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» гласит: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение».

Обучение осуществляется согласно типовым программам и соответствующим методическим рекомендациям. Положение об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включается в действующие образовательные стандарты.

Однако если все школьные учебники созданы для детей, то Правила дорожного движения (ПДД) не предназначены для усвоения школьниками, ведь это документ, нормативный акт. В то же время без осмысления основных положений ПДД бессмысленно говорить о безопасности на дороге.

Поэтому педагог должен уметь адаптировать Правила дорожного движения таким образом, чтобы они стали понятны школьникам. Для этого он сам должен досконально знать материал и уметь преподнести его обучающимся в легкой и доступной форме, заинтересовать детей. Далее мы остановимся на том, опираясь на какие методические принципы, нужно вести такое обучение.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофоры, пешеходные переходы, всевозможные опасности на дороге, на скорость движения машин и т.д.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны отчетливо понимать, какие опасности подстерегают их в дорожной среде и чем может закончиться несоблюдение правил дорожного движения.

Принцип возрастной безопасности. У младших школьников рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

У детей же среднего и старшего возраста появляется желание выезжать на дорогу на велосипеде, скутере, роликах и самокатах. Следовательно, необходимо в этом возрасте уделять больше внимания изучению разделов Правил дорожного движения, в которых рассматриваются данные вопросы.

Принцип социальной безопасности. Школьники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Практика показывает, что при этом условии дети уже достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми. Причем зачастую возмущаются, почему нарушители правил поступают рискованно и подвергают опасности не только себя, но и других людей.


Не заучить, а понять

Важно отметить, что речь идет не о заучивании правил дорожного движения, а об усвоении детьми правил безопасного поведения на дороге. И главная цель – выработать устойчивые навыки такого поведения. Вот почему учителя, классные руководители и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо выходить к дороге, рассказывать и объяснять все на практических примерах, использовать наблюдения за реальной дорожной обстановкой.

Занятия нужно проводить не только по графику и плану, следует использовать каждую возможность (ежедневно!) в процессе игр, прогулок, экскурсий, чтобы обратить внимание детей на ту или иную сторону правил. Нужно развивать координацию внимания ребенка, его наблюдательность, реакцию. Эти качества необходимы для безопасного поведения на улице. Опять же, как показывает практика, нужно как можно больше упражняться с детьми в играх, заданиях, соревнованиях. Например, по определению расстояния (далеко – близко, дальше – ближе), скорости (быстрее – медленнее), размеров (больше – меньше).

Важно в целом использовать все доступные формы и методы работы с детьми. Рассказ и игра, беседа и видеофильмы, компьютерные программы, чтение книги и прогулка – все необходимо поставить на службу воспитанию навыков безопасного поведения. Ведь от этих знаний зависят жизнь ребенка и его здоровье.

Следует исходить из того, что детей нужно приучать к безопасному поведению с первого класса – и на протяжении всего школьного обучения.

 

Разнообразие методик

Рассмотрим, какие методы работы с детьми для профилактики дорожно-транспортного травматизма наиболее часто используются в начальной школе.

Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, в особенности младшие школьники, принимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильное поведение. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы у ребенка не притуплялась восприимчивость, одни и те же правила лучше формулировать ему по-разному.

Убеждение. На обучающихся среднего звена наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребенок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности (например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге). Убеждая, важно избегать навязчивости и категоричности, побуждать самого ребенка делать выводы. Особо подчеркнем, что убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Путем убеждения у детей вырабатываются правильные оценки, суждения относительно поведения на дороге и конкретных фактов ДТП.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание. Если, например, дети видят, что взрослые нарушают правила перехода дорог, то делают вывод, что так же можно поступать им самим, и наоборот. Пример действует на ребенка намного сильнее, чем слово. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Это обязательное условие обучения, так как без упражнения невозможно сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть метода состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В ходе выполнения упражнений развиваются целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Постепенно, при регулярном и необременительном для ребенка повторении одних и тех же действий (так, чтобы было интересно, в игровой форме) вырабатывается привычка. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение. Этот метод основан исключительно на положительных эмоциях, поэтому он очень эффективно повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность ребенка. В данном методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает для учителя внимательное отношение к успехам учеников в овладении ими правилами безопасности на дороге.

 

Из навыка – в привычку

Из всего вышесказанного сделаем некоторые принципиальные выводы. Прежде всего, нужно ясно понять, что обучение детей правилам дорожной безопасности – это в конечном счете формирование привычки безопасного поведения на протяжении всего обучения в школе. То есть в основе всего процесса лежит воспитание.

Воспитание применительно к сфере дорожного движения – это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений и навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте. Целью воспитания и обучения ПДД является сохранение жизни и здоровья детей и подростков, приучение их к установленному порядку в области дорожного движения.

Изменить ситуацию с ДТП можно только тогда, когда вырастет поколение, для которого соблюдение правил дорожного движения станет нормой. А чтобы достичь этого, данные навыки нужно начинать формировать в ребенке буквально с его первых шагов в жизни.

Эффективность обучения состоит в том, чтобы учащиеся не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку.

Важно, чтобы дети поняли, осознали и осмыслили запреты, направленные в конечном счете на сохранение жизни и здоровья. Но нужно не забывать, что, если запретов много, ребенок неизбежно начинает их нарушать. Поэтому на каждое «нельзя» должно быть определенное «можно».

Занятия по правилам дорожного движения должны возбуждать у детей интерес к изучаемому предмету. Культура безопасности поведения детей на дорогах, осознанное отношение к правилам личной безопасности, умение наблюдать за обстановкой и предвидеть опасность – все это должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык – привычку.

Светлана Гурченко, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Пустомержская СОШ», Ленинградская область

Фото из открытых источников