Главная страницаАрхив2020 #11 / Начальная школа: опыт здоровьесбережения

Начальная школа: опыт здоровьесбережения

30 Октября 2020


Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами, влияющими на детское здоровье, специалистами признается и отрицательное влияние школы. В этой ситуации самим учителям нужно как можно активнее применять в ходе обучения здоровьесберегающие технологии, о чем и пойдет речь в данном материале.


В чем смысл?

Сегодня перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Но если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическое состояние здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И здесь очень важное, во многом даже определяющее значение имеет микроклимат в коллективе. Ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и приветливые одноклассники.

Приложить усилия, а сказать правильнее, вложить душу в создание такого микроклимата в классе и должен педагог. Это трудно, но вполне выполнимо, о чем мы можем судить в том числе и по своему опыту. И нам есть чем поделиться с коллегами по этому поводу.

Но прежде всего обратимся к истокам, задав себе вопрос: что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии, откуда появился сам термин?

Понятие ввел профессор Никита Константинович Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога».

На практике к таким технологиям относят те, которые создают нормальные, комфортные условия для обучения в школе: отсутствие стрессовых ситуаций, доброжелательная атмосфера, адекватность требований, предъявляемых к ребенку, и другие – разумеется, с учетом возрастных возможностей (то есть при распределении физической и учебной нагрузки обязательно учитывается возраст).

Здоровьесберегающие образовательные технологии рационализируют организацию учебного процесса в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Нужно отметить, что они обеспечивают достаточный двигательный режим, чего также очень не хватает в современной школе (об этом еще будет подробнее сказано дальше).

Цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда и их основные задачи. В первую очередь обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе, снижение уровня заболеваемости, сохранение работоспособности на уроках, создание оптимальной физкультурно-оздоровительной среды, формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и другие.

В последние годы многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы психотерапии и т.д.).

Но, как известно, делается это далеко не всеми учителями и далеко не везде, к сожалению. Поэтому – парадокс – школа дает знания, но нередко забирает какую-то часть детского здоровья. Учебные перегрузки, умственная переутомляемость при явном недостатке двигательной активности, вынужденное многочасовое сидение за партами – все это и многое другое влияет на здоровье учащихся. Здоровьесберегающие технологии призваны исправить это положение.

 

На принципах здоровья

Профессор Н. Смирнов сформулировал в своих работах и основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе. Они следующие:

«Не навреди! Забота о здоровье учителя и ребенка – в приоритете. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

Соответствие содержания обучения возрасту.

Успех порождает успех (нейтрализация всех негативных и акцентирование положительных факторов).

Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье».

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают классификацию здоровьесберегающих технологий, исходя из конкретных задач. Например, технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия для обучения, направленные на обучение здоровому образу жизни, коррекционные и т.д.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, от условий обучения и возможностей школы. Ну и конечно же, от профессионализма педагогов.

У нас в школе принято проводить физкультурные минутки – это динамические паузы во время интеллектуальных занятий. Проводятся по мере утомляемости детей. Виды самые разные – может быть дыхательная гимнастика или гимнастика для глаз, а могут – легкие физические упражнения. Время – две-три минуты. По опыту можно сказать, что этого вполне достаточно для легкой разминки, после чего внимание у детей сразу обостряется, работоспособность на уроке повышается.

Пальчиковую гимнастику мы применяем на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

На наш взгляд, на уроках в младших классах не просто важна, а необходима смена видов деятельности – это чередование устной и письменной работы, игровых моментов и так далее. Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Мы придаем важное значение и артикуляционной гимнастике. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения. Они используются не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Конечно же, всегда незаменимы игры, самые разные – дидактические, ролевые, деловые и другие. Они, каждая по-своему, развивают творческое мышление, снимают скованность ребенка и повышают его заинтересованность в процессе познания.

Для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации мы проводим релаксацию. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

У нас активно применяются технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках – словом, все мероприятия, развивающие эстетический вкус.

 

Педагогика оздоровления

Особое внимание, на наш взгляд, учителям надо уделять позам учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положением ребенка за партой, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем осанка формируется у человека лишь к 15–17 годам. А это может привести не только к ее нарушению, но и к быстрой утомляемости и даже хроническим заболеваниям.

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке, – это прежде всего методы и приемы, которые учат работать сообща, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению. Здесь важны, например, и эмоциональные разрядки – мы проводим их в форме мини-игры, шутки, минуток юмора, занимательных моментов – в общем, используем все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

На наш взгляд, очень важно проводить со школьниками беседы о здоровье не время от времени, а постоянно, систематически. Помимо обязательных уроков ОБЖ и физкультуры, мы стремимся к тому, чтобы на самых разных уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.

Стиль общения учителя с учениками – демократичный, максимально тактичный. Самое важное – обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят ему учиться с удовольствием, а не по принуждению.

Работа с родителями имеет неоценимо важное значение. Ведь именно они отвечают за соблюдение режима дня и питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях – все это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям. Родители у нас принимают непосредственное участие, например, в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий и т.д.

Для того чтобы дети не уставали на уроке, мы проводим упражнения для опорно-двигательного аппарата, для рук и пальцев, для формирования правильного дыхания, для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, для профилактики заболеваний органов дыхания. За основу берем здоровьесберегающие технологии известного врача Владимира Филипповича Базарного, о чем еще скажем дальше.

Наши наблюдения на протяжении ряда лет показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Более того, комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления. Ведь запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре. Игра обеспечивает активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах. Она в полной мере отвечает возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. И именно игра лежит в основе педагогики оздоровления в младших классах.

 

О чем говорят исследования

Почему мы выбрали для себя именно технологии Владимира Филипповича Базарного? Потому что это один из признанных специалистов в области детского здоровья. Знаменитый хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор. Двадцать лет он занимался изучением влияния школы на здоровье в Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в городе Сергиеве Посаде. За это время специалистами лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания. По мнению В. Базарного, сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребенка.

Во-первых, в ее основе лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. Специалистами лаборатории доказано, что через 10–15 минут работы на контрольной ребенок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты на старте! Результат – так называемый школьный шок и ранняя стенокардия.

Во-вторых, губительно сказывается сенсорно обедненная школьная среда закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведенных в четырех бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.

В-третьих, не менее губительно так называемое раннее интеллектуальное развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.

Вывод ученого: «Современная школа должна быть объявлена вне закона. Ученые бьют в набат, но государство их не слышит. А ведь сегодня мы уже находимся в критическом положении – ежегодно ситуация с психическим и физическим здоровьем ухудшается в два раза».

 

«Движение – это воздух»

Доктор Владимир Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Какие же принципы он предложил использовать во всех школах и детских садах? Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Организм ребенка сам тянется к тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15–20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20–25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.

«Не усади!» – заповедь В. Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик (в четыре – шесть раз больше девочки). «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся», – отмечает ученый. Режим динамической смены поз не только позволяет ребенку двигаться, но и повышает общую сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям. Кроме того, он способствует профилактике близорукости, обеспечивает оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизирует процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

 «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». 

Геродот, древнегреческий историк

 Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроту реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. В результате развиваются чувство общей и зрительной координации и их синхронизация, зрительно-моторная реакция, в том числе на экстремальные ситуации. Занимают эти упражнения не более трех-четырех минут и проводятся на материале учебного предмета.

В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам В. Базарный рекомендует применять специально разработанное «Экологическое панно», которое можно расположить на одной из стен класса. На нем изображена уходящая в бесконечность и насыщенная природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек развиваются сюжеты урока.

«Никакой преграды глазу!» – еще один принцип В.Ф. Базарного. В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения – это сцены из сказок, из жизни животных, природные пейзажи. Все вместе картины составляют единый сюжет.

Средние размеры – от половины до одного стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Дети, находясь в свободном стоянии на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжитель ность тренажа – 1,5 минуты.

В-четвертых, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в работе.

В-пятых, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Именно такой труд создает и возвышает человека, делает его личностью в полном смысле этого слова.

Такие технологии здорового раскрепощенного развития школьников мы и используем в нашей школе. Они дают не просто положительные результаты, а поистине удивительные. В частности, дети стали меньше болеть, они активны, с удовольствием идут в школу.

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что школа не просто должна, а вполне способна заботиться о здоровье детей. Наши учителя делом доказывают это, широко используя разнообразные элементы здоровьесберегающих технологий.

 

Доучиться до… болезни?

Исследования последних лет показывают, что около 25–30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Число здоровых детей уменьшается в четыре раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпуску с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушением осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30–40%. Ошибочно считается, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Сегодня все чаще поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает их физическому и психическому здоровью.

  

Таисия Шевчик, Наталья Волкова, учителя начальных классов МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», Белгородская область

Фото из открытых источников