Главная страницаАрхив2020 #11 / Карты безопасности в школы. Ответ на актуальные угрозы

Карты безопасности в школы. Ответ на актуальные угрозы

30 Октября 2020

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при активном содействии МЧС России и ряда других министерств подготовило методические рекомендации для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности*. Рассказать о работе над документом, его основных целях и задачах мы попросили руководителя рабочей группы, и.о. директора ФГБУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования» Людмилу Бокову.

 

Инициаторами стали учителя

– Людмила Николаевна, в ответна какие вызовы времени появились на свет «Методические рекомендации для общеобразовательных организаций Российской Федерации по обеспечению комплексной безопасности обучающихся»?

– С каждым годом вопросы обеспечения безопасности образовательных организаций становятся все актуальнее. Это естественный процесс, поскольку модель безопасности школы становится все сложнее и многограннее из-за развития угроз и увеличения рисков, с которыми могут столкнуться дети в школе. Необходимо понимать, что законодательство в этой сфере сейчас не систематизировано. Поэтому была необходимость сформировать карту безопасности для каждой школы на основе актуальных требований в этой сфере.

– Получается, что действующих федеральных законов, законодательных и нормативно-правовых актов, СанПиНов, регламентирующих вопросы обеспечения защищенности детей и взрослых в образовательных организациях, на сегодняшний день уже недостаточно?

– Полагаю, что их достаточно. Вместе с тем требуется серьезная работа по унификации документов, поскольку они принимались в разное время, а также требуется проверка на выявление противоречий между документами.

– Кто выступил инициатором проекта?

– Учителя. Именно педагогическое сообщество обратило наше внимание на письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня2008 г. № 03-1423, в котором ставились аналогичные задачи. Педагоги попросили нас совместно со всеми заинтересованными органами сформировать актуальный перечень рекомендаций по обеспечению безопасности.

– Как формировалась рабочая группа?

– Изначально деятельность по подготовке методических рекомендаций была организована рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Роспотребнадзором. Однако, не ограничиваясь этим, мы значи тельно расширили круг специалистов, участвующих в разработке документа. На площадке рабочей группы «Безопасное информационное пространство для детей» при Координационном совете при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства мы привлекли заинтересованные органы власти для обсуждения с ними предлагаемых изменений. Таким образом, мы старались задействовать максимально все органы власти: как те, которые устанавливают требования, так и те, которые проверяют их исполнение.

 

Широкое понятие

Над рекомендациями работали представители Минпросвещения, МЧС России, Минкомсвязи, Минтранса, МВД, Рособрнадзора и Роскомнадзора, Следственного комитета и Генеральной прокуратуры. Насколько успешно складывалось межведомственное взаимодействие?

– Работа проходила успешно и продуктивно. Наибольшее количество предложений поступило от Следственного комитета и Генеральной прокуратуры России.

– Каковы основные задачи методических рекомендаций?

– Основными задачами являются актуализация всех требований по вопросам безопасности школ и формирование соответствующей единой концепции безопасности.

– Кто, по-вашему, основной адресат документа?

– В первую очередь это, конечно, педагогические и административные работники, которые непосредственно каждый день обеспечивают безопасность детей. Во вторую очередь это работники органов власти и органов местного самоуправления, так как зачастую именно они как учредители образовательных организаций решают вопросы материально-технического обеспечения школ и проверяют соблюдение указанных требований.

– Как вы полагаете, все ли аспекты безопасности учебных заведений удалось учесть?

– Мы исходили из того, чтобы охватить только материально-технические характеристики безопасности, но на последнем этапе разработки документа решили включить в него и психологические вопросы обеспечения безопасности. Очевидно, что безопасность – это очень широкое понятие, и я думаю, что мы будем не только актуализировать положения методических рекомендаций, но и включать в документ разделы или рубрики по новым тематикам.

– Как вы лично можете оценить проделанную работу?

– В целом положительно. Вместе с тем перед нами стоят сейчас две задачи: обеспечить обучение всех работников образовательных организаций на основе данных методических рекомендаций и провести мониторинг применения документа. Эти меры позволят максимально проинформировать всех заинтересованных работников школ и выявить проблемы, с которыми на местах сталкиваются как образовательные организации, так и проверяющие органы.

 

Влияние ОБЖ

– На школьных уроках по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются вопросы, от которых зависят здоровье человека и даже его жизнь. Как, по-вашему, полностью ли отвечает этот предмет своему назначению, можете ли что-то порекомендовать со своей стороны?

– Считаю, что главная задача предмета ОБЖ – подготовить детей к тем ситуациям, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Ребенок должен знать, например, как правильно и безопасно переходить дорогу, что делать в случае травмы или оказавшись в опасной ситуации, как и многие другие вопросы, связанные с различными угрозами. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, подготовленная Минпросвещения России совместно с МЧС России в 2018 году, в целом актуальна, однако каждый учитель, конечно же, всегда старается дать своим детям больше, чем содержится в руководящих документах, – и это правильно.

– Сегодня подросткам угрожают различные деструктивные течения, которые активно вовлекают через интернет в свои сети молодежь. По-прежнему актуальной остается и тема распространения и употребления наркотиков. Как можно обезопасить детей от негатива? Как школа, семья, государство и общественные организации могут противостоять этим угрозам?

– С одной стороны, государство должно блокировать информацию, причиняющую вред здоровью или развитию детей. Ведь все мы понимаем, что зачастую ребенок сам не всегда может объективно оценить содержащуюся в интернете информацию. С другой стороны, наша задача – обеспечить детей и родителей знаниями, чтобы они могли самостоятельно обезопасить себя, а также предоставить технические решения для этого, например такие, как родительский контроль.

– Многие эксперты считают, что одними мерами усиления охраны в общеобразовательных учреждениях проблему насилия не решить. Если делать акцент только на усилении мер безопасности, то школы можно довести до уровня режимных объектов. Не следует ли также менять подход к воспитательной работе с учениками? Плотнее работать с подростками, родителями, больше заниматься воспитанием школьников? Детский омбудсмен Анна Кузнецова отмечает, что ключевыми приоритетами в системе профилактики деструктивных сообществ должны быть воспитательная работа со школьниками и вовлечение их в полезную деятельность, в том числе в реализацию гражданско-патриотических и добровольческих проектов, возвращение педагогов-психологов в школы…

– В школе всегда проводили воспитательную работу. Сейчас, как мы видим, воспитательная система активно трансформируется: внедряются новые программы, разрабатываются новые методики и даже на уровне законодательства происходят серьезные изменения. Так, 31 июля 2020 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». По его инициативе в настоящее время проводится большая работа по модернизации института классного руководства. Именно классные руководители обычно чаще всего общаются с детьми, координируют их работу и формируют необходимую социальную среду для их развития. Совместно с Минпросвещения России мы подготовили методические рекомендации по организации деятельности классных руководителей, которые формируют новую концепцию их деятельности в школе и расширяют возможности работы с детьми.

 

Единый процесс

– Еще актуальная проблема – дети сегодня поголовно сидят в телефонах с выходом в интернет. Как следует освещать на уроках вопросы кибербезопасности?

– Информационная безопасность включает в себя как технические, так и психологические аспекты. Еще в 2018 году мы подготовили методические рекомендации по основам информационной безопасности, где рассмотрели все аспекты преподавания этой темы в различных формах, возрастных группах и учитывая уровни образования. В то же время ежегодно в октябре по инициативе спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко проходит Единый урок безопасности в сети интернет. Он представляет собой очно-заочные мероприятия для учеников, родителей и работников образовательных организаций. Ежегодно в Едином уроке участвуют от 11 до 13 миллионов детей, обучающихся в образовательных организациях различных типов. Не стал исключением и 2020 год. Выражаю благодарность МЧС России, которое участвовало как в подготовке методических рекомендаций, так и в проведении Единого урока.

– Вы сами много лет проработали преподавателем в школе не понаслышке знаете школьные проблемы. Каковы главные условия успешной реализации рекомендаций в учебном заведении?

– В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Без обеспечения безопасности невозможно формирование личности, обладающей необходимыми профессиональными знаниями и умениями. Состояние физической и психологической безопасности должно способствовать раскрытию возможностей ребенка, и задача каждого учителя заключается в формировании такой среды.

Записала Ирина Костромичёва

Фото из открытых источников