Главная страницаАрхив2021 #4 / Формула здоровья – движение

Формула здоровья – движение

02 Апреля 2021

В связи с пандемией коронавируса в обществе гораздо больше, чем прежде, стали говорить об иммунитете, хотя это всегда было актуально. И не сегодня выяснилось, что иммунитет немыслим без двигательной активности и закаливания организма. Между тем дети давно уже сплошь и рядом, сидя за компьютерами, гаджетами, лишают себя (с молчаливого согласия родителей) игр на свежем воздухе, занятий спортом. Уроки в школе, домашнее задание и «сидение» в смартфоне – все, круг замкнулся, больше ни на что не остается ни времени, ни сил. Медики, родители, педагоги не первый год бьют тревогу – гиподинамия стала проблемой века, а с ней рука об руку идут и вредные привычки.


Начните с себя

Согласитесь, знакомая картина: папа стыдит ребенка за долгое сидение у компьютера, советует ему вместо этого спортом заняться, в футбол поиграть во дворе. А сам весь вечер лежит на диване перед телевизором, и уж понятное дело – со смартфоном в руках.

Сразу отпадает вопрос, станет ли ребенок в таком случае слушать папу. Все с точностью до наоборот – он будет делать так, как папа! Потому что для ребенка родители – это пример, и он будет поступать так же, о чем вам скажет любой практикующий детский психолог.

А как иначе, уважаемые папы и мамы? На то вы и родители, ваш долг – воспитать здорового и активного ребенка. Значит, нужно быть примером и повысить требования лично к себе, любимым. Без этого ничего у вас не получится. Как и без полноценной двигательной активности не получится воспитать здорового ребенка. Потому что умеренная физическая нагрузка необходима для детского растущего организма (как и вообще для человека на протяжении всей его жизни).

Почему так важна двигательная активность для детей? Благодаря ей укрепляется детский иммунитет. Ребенок становится менее восприимчивым к различным вирусам и бактериям, что актуально всегда, во все времена, а не только в периоды обострения инфекционных заболеваний. Иммунная система организма устроена так, что именно физические нагрузки (разумные!) и ежедневное закаливание помогают поддерживать ее в тонусе, что препятствует возникновению различных болезней.

Слова не имеют веса без родительского примера. Из этого и нужно исходить, если вы хотите оторвать ребенка от гаджета и приучить его к двигательной активности.

Различные комплексы тренировок развивают мускулатуру, увеличивают объем легких, положительно влияют на сердце и двигательный аппарат. Каждый вид спорта предусматривает тренировки, которые рассчитаны на развитие и поддержание скорости, ловкости, выносливости, силы. Хорошие спортивные качества необходимы для дальнейшей жизни, а при плохом состоянии здоровья жизнь вообще превратится в череду сплошных проблем – лекарства, больницы, нескончаемые бюллетени…

Физическая активность необходима не только для полноценного физического развития организма, но и для воспитания в ребенке силы духа, воли, характера.

Приведу пример из истории. Знаменитый великий русский полководец, основоположник отечественной военной теории, национальный герой России Александр Васильевич Суворов (1730–1800) родился настолько слабым, что, вопреки обычаю того времени, отец даже не решился записать мальчика в полк. Но Александр мечтал о военной карьере, поэтому стал упорно закаливать свой организм, укреплял себя ежедневной гимнастикой и обливанием холодной водой, каждый день занимался физической подготовкой и в любую погоду много скакал верхом на коне. Затем поступил на службу простым солдатом. Он был единственным в русской армии полководцем, который прошел путь от солдата до генералиссимуса. Немалым трудом достались ему такие качества, как твердый характер, дисциплинированность, целеустремленность и неприхотливость.

Переносясь в сегодняшний день, оглянитесь вокруг – ведь масса возможностей для развития ребенка, нужно только хотеть этого! Чтобы он рос сильным, выносливым, здоровым, имел хороший иммунитет, приучался к преодолению трудностей, дисциплине и разумным ограничениям (в еде, сидении за компьютером и т.д.), отдайте его в спортивную секцию. Только убедитесь, что это действительно хорошая секция и тренер в ней – человек серьезный (сегодня все это элементарно проверить: по отзывам в интернете, наличию соответствующей  лицензии, образования и опыта у тренера и т.д.). Но один совет – не отдавайте ребенка в секцию без его желания. Выбор должен остаться за ним, иначе он может забросить занятия спортом.

В каждой секции имеются не только спортивные правила, но и внутренние, которые влияют на формирование характера ребенка. Они закаляют его, приучают к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Как упоминалось, но еще раз подчеркнем – спорт дает не только физическое, но и нравственное, психологическое, духовное развитие. Ребенок учится ограничивать себя, преодолевать трудности. Он общается не на улице с кем попало, а в здоровой среде сверстников, где все вместе тренируются, проводя свое время с пользой, общаются, учатся жить в коллективе.

Занятия физкультурой и спортом поднимают настроение: каждый будет гордиться новым километром в беговой дистанции, еще одним голом в воротах соперника и другими спортивными достижениями. Это еще и повод для гордости своим ребенком, поэтому не забывайте хвалить его за достижения! А еще в спортивной секции можно найти новых друзей, с которыми не будет скучно, ведь у них с вашим ребенком будут общие интересы.

Если определенные факторы не позволяют ребенку полноценно заниматься спортом, то всегда присутствует вариант облегченных физических упражнений, который согласуется с лечащим врачом. Даже 15-минутная разминка, повторенная несколько раз на протяжении дня, позволит держать организм в бодрости.

Практика свидетельствует о том, что по мере увлечения спортом вредные привычки, что называется, отпадают сами собой. Ребенка перестает интересовать бесцельное времяпрепровождение на улице, а на долгое сидение за компьютером просто не остается времени (и желания!). Его тянет в секцию, но для этого нужно успеть сделать домашнее задание. Он начинает организовывать свое время, ценить его, причем без всякого родительского на то принуждения.

Уточним – речь идет о том, когда ребенок уже занимается спортом и ему это нравится. До этого, конечно, будет период акклиматизации, так как вовлечение в тренировки, как и любой другой процесс, требует времени (а с родительской стороны – ненавязчивого внимания и такта, поощрения нового увлечения ребенка).

В одном можете не сомневаться: если секция придется ему по душе, то в дальнейшем он сам уже будет планировать свое время. Занятия спортом в секции несовместимы с употреблением алкоголя. Ваш ребенок будет вдвойне застрахован от этой напасти: дома он спешит сделать домашнее задание, чтобы успеть на тренировку, а в секции будет в надежных руках тренера.

Более того, физическое воспитание способствует выработке у детей качеств, необходимых для успешной умственной, трудовой деятельности и выбора будущей профессии.

Приведу необычный, но очень показательный пример из детства первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (1934–1968). Простой мальчишка из села Клушино Смоленской области познакомился со спортом случайно, ведь какие в селе могли быть секции? А дело было так. Во время Великой Отечественной войны рядом с его селом совершил вынужденную посадку советский истребитель. Мальчишки тут же принялись рассматривать самолет, летчика, его боевые награды, в том числе значок ГТО. Конечно же, Юра Гагарин, как и другие ребята, тут же захотел стать летчиком. «Тогда хорошо учись и занимайся спортом, чтобы пройти медкомиссию», – сказал ему пилот. И Юра стал ежедневно делать гимнастику, бегать, кроме того, играл с мальчишками в футбол. Он понял, что без спорта летчиком не станешь. И стал им! А потом первым в мировой истории совершил полет в космос – 60-летие этого события мы отмечаем в апреле нынешнего года.

 

От зарядки – к занятиям

Зарядка – первая ступень приобщения к занятиям спортом и в целом к ЗОЖ. А потом – идти дальше, к регулярным тренировкам.

Что в первую очередь полезно школьникам? Гимнастика, если брать ее общий уровень, в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры. Этот спорт формирует у детей способность управлять своими движениями координированно, точно, красиво.

Далее, легкая атлетика. Она включает в себя самые распространенные и жизненно важные упражнения: ходьбу, бег, метание, прыжки, в том числе через препятствия. Этот вид  спорта развивает организм всесторонне и совершенствует все физические качества, многие функции организма, прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Ходьба на лыжах – очень эффективное прикладное средство физического воспитания. Когда человек передвигается на лыжах, у него задействованы почти все мышечные группы и системы организма. Это отличная нагрузка на сердце, тренировка кровообращения, дыхания, закалка. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. В лыжах ценно то, что благодаря скольжению ударная нагрузка на коленные суставы минимальна, притом что организм работает интенсивно.

Но еще полезнее в этом плане плавание, так как тело находится в горизонтальном положении и в состоянии «невесомости». Вертикальная нагрузка на суставы отсутствует полностью, позвоночник разгружен, при этом работает сто процентов мышц, нагрузка – максимальная. Поэтому плавание благотворно (можно сказать – целительно) влияет буквально на все системы и функции организма, является замечательным средством тренировки дыхания, а также стимулирует хорошее настроение. Когда человек плывет, снимается нервное напряжение, ощущается прилив бодрости и энергии. Кроме того, вода оказывает мощное закаливающее воздействие на организм. Ребенок уже через несколько месяцев постоянных тренировок почти перестает болеть простудными заболеваниями (только если заразится), у него вырабатывается хороший иммунитет.

Ну и конечно же, как обойтись без игр! В школе они на первом месте по интересу, нет лучше радости (соответственно, и пользы), чем поиграть на физкультуре в баскетбол, футбол, волейбол. Характерной чертой является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и т.д.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры.

Хочу сказать и о боевых искусствах. Посещая секцию единоборств, ваш ребенок не только учится защищать себя, но и приобретает выносливость, силу, гибкость, ловкость, хорошую координацию движений. Отдавая сына или дочь в секцию боевого искусства, родители должны помнить несколько правил: ребенок должен хотеть заниматься, у него не должно быть медицинских противопоказаний для выбранного вида спорта, а в секции должна быть соответствующая возрастная группа.

Но одно дело – знать, что полезно, а в жизни все поступают по-разному. Кто-то направляет малыша по своим стопам, другие интересуются его мнением, третьи высчитывают свои возможности, четвертые размышляют, а нужны ли занятия вообще...

Сколько людей, столько и мнений. И выбор одного из видов спорта для каждого конкретного ребенка может быть достаточно сложной задачей. Родители должны помочь ему. Для этого нужно личным примером показывать детям необходимые физические упражнения и стремиться прививать любовь к спорту.

Например, стоит рассказывать детям о наших великих спортсменах, благо есть о ком, у нас их всегда хватало. К примеру, об Александре Александровиче Карелине (1967), трехкратном победителе Олимпийских игр, Герое России. С детства он увлекался спортом, начинал с хоккея и плавания и просто занимался физкультурой на улице, ежедневно делал зарядку. В 13 лет начал заниматься в секции греко-римской борьбы, увлекся – и сделал сам себя в спорте. Его прозвали Русским Медведем. Но не только природные данные, исключительная сила, высочайшая техника и выносливость позволяли Александру Александровичу побеждать в единоборствах с сильнейшими борцами всего мира. Основой побед всегда были его несгибаемый характер, воля к победе.

Это наиболее яркий пример того, что именно дисциплина, целеустремленность и трудолюбие должны формировать характер ребенка. И все это дают занятия  спортом.

Человек рождается в борьбе, у нас иммунная система – это проявление борьбы с внешними факторами. И не стоит впустую ломать копья в спорах, спорт – это одна из самых действенных форм воспитания. А для родителей это возможность без нотаций, без давления на психику ребенка, без лишних слов привить уважение к труду, вообще к жизни со всеми ее трудностями.

Напоследок хочу, опираясь на собственный спортивный опыт, дать пару советов родителям на тему, как надо приобщать детей к спорту.

Прежде всего, выполнять те упражнения, которые вызывают у ребенка радость, без нажима со стороны взрослых. Естественно, начиная с зарядки. Правильно подобранные упражнения с эмоциональным зарядом, которые ребята выполняют с увлечением, настраивают на дальнейшие занятия.

Настоятельно рекомендую совместные с детьми тренировки. Общие спортивные интересы дают возможность лучше узнать ребенка, создают в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач. Совместные занятия детей и родителей – один из основных аспектов воспитания. Если вам удалось этого добиться, то у вас действительно дружная семья.

И еще, не нужно резко давать нагрузки, это нанесет только вред. Следуйте принципу систематичности – заниматься сначала понемногу, но ежедневно, постепенно увеличивая нагрузку, чтобы дети привыкали к занятиям и они стали для них потребностью.

Продолжительность занятий родителей с ребенком будет различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий. Перед занятиями проводите разминку.

Правильно организованное физическое воспитание детей исключительно благотворно влияет на растущий организм, способствует физическому и психическому развитию, расширяет двигательные возможности, укрепляет иммунитет, дает оптимизм, бодрость и уверенность в своих силах.

Сергей Карташов, 

преподаватель Санкт-Петербургского

ГКУ ДПО «Учебно-методический центр

по гражданской обороне и

чрезвычайным ситуациям»

На фото внук Сергея Карташова Захар