Главная страницаАрхив2021 #4 / Социальные проблемы молодежи

Социальные проблемы молодежи

02 Апреля 2021

Недавние события, когда несовершеннолетних и молодых людей активно пытались вовлечь в противоправные протестные акции, стали еще одним уроком, заставившим педагогов, родителей и общественность сделать ряд важных выводов. В частности, чтобы понимать интересы и проблемы современной молодежи, необходимо ее глубоко изучать! В этой связи мы представляем конспект занятия для будущих педагогов (в том числе профиля ОБЖ и БЖД) на тему «Социальные проблемы молодежи».

 

 

Что значит – молодость? Это период взросления человека, овладения им умением жить в социуме; это время формирования индивидуальных личностно неповторимых качеств. Молодежь стремится к обновлению, к решению оригинальных задач и достижению рискованных целей, что способно стать и дестабилизирующей силой в обществе. Но при этом она составляет поколение, от которого в любом случае зависит будущее.

На заре человеческой истории детство и отрочество человека были сосредоточены прежде всего на достижении физической зрелости, которая наступала в среднем к 12-14 годам, и выработке основных трудовых навыков. Но для того чтобы получить статус и права взрослого, надо было еще выдержать своего рода экзамен, пройти инициацию (от лат. initiatio - посвящение). Она представляла собой серию испытаний, свидетельствующих о том, что молодой человек усвоил правила взрослого общежития, воспринял основные знания о мире, приобрел необходимые трудовые навыки, научился содержать и защищать себя, свою семью и племя. Если он все это демонстрировал, то признавался взрослым, до тех пор, пока был способен полноценно трудиться и рожать детей. Когда эти способности заметно ослабевали или утрачивались, то его уже можно было считать стариком.

Конечно, в ходе развития цивилизации объем основных необходимых знаний значительно обновился и увеличился, первостепенные умения и навыки усложнились и стали разнообразнее. Функционирование общества настолько видоизменилось, что статус взрослого отодвинулся практически к 30 годам (правда, при этом продолжительность жизни человека заметно выросла).

В наши дни возрастная градация выглядит примерно следующим образом: грудные дети (до 1 года), раннее детство (до 7 лет), детство (до 12 лет), подростковый возраст (до 16 лет), юношество (до 21 года), средний возраст (до 60 лет), пожилой возраст (до 75 лет), старость (до 90 лет), долгожители (свыше 90 лет).

Молодежь, молодые граждане – социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации.

ФЗ «О молодежной политике в РФ»

В современном мире молодежь составляет примерно 18% населения земного шара, однако 85% ее живет в развивающихся странах с крайне низким доходом (один-два доллара в день). При этом нынешнее поколение молодежи является наиболее образованным, несмотря на то что процент неграмотных молодых людей чрезвычайно высок (в том числе и в самых развитых странах мира).

Итак, молодость – это период жизни человека от 14-16 до 25-30 лет. Однако не возраст является ее главным показателем, а приобретенные (или не приобретенные) социально-психологические особенности личности. Жизненные обстоятельства могут одних заставить стать взрослыми довольно рано, а другим позволить продлить свое детско-юношеское существование чуть ли не до старости.

Жизнедеятельность современной молодежи довольно двойственна, что проявляется практически во всех сферах ее бытия.

Прежде всего наличие необходимого минимума знаний сопровождается недостатком жизненного опыта, а на серьезности планирования своего будущего сказывается наивность взглядов в отношении путей его достижения.

Собственные трудовые перспективы молодежь рассматривает в основном с позиции исключительно благоприятного результата и максимального дохода, нередко отождествляя успешность существования с обладанием властью и богатством, престижностью потребления и комфортностью досуга.

Молодые люди с большим трудом представляют себе всю длительность и сложность жизненного марафона.

Претензии на взрослые запросы и права довольно часто приходят в столкновение с желанием сохранить детский набор обязанностей. С наступлением совершеннолетия получение полноты гражданских прав далеко не всегда сочетается с принятием полноты гражданских обязанностей (соблюдение законов, защита Отечества, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи).

Нередко среди молодых людей бытует устойчивая иллюзия в своей безнаказанности за ошибки и проступки (зачастую преднамеренные). Собственные первые практические неудачи многие склонны оценивать как неперспективные линии своей жизнедеятельности в будущем.

И, как правило, молодежь в своем большинстве абсолютно уверена в том, что «жизнь – бесконечно долгое будущее» (А. Шопенгауэр), что впереди достаточно времени для проб и ошибок, что любое обновление прогрессивно, а техническое совершенствование позволит решить большинство социальных проблем.

Однако отсутствие социального иммунитета, навыков безопасного, культурного и политически корректного существования довольно часто позволяет делать молодых людей непосредственными исполнителями (и первыми жертвами) деструктивных, экстремистских, террористических, асоциальных, криминальных объединений.

В свою очередь, этими двойственными обстоятельствами обусловлен ряд стоящих перед молодежью проблем.

Экономические проблемы проявляются в материальной, финансовой, жилищной зависимости от родителей, так как вступление в полноценную трудовую деятельность происходит поздно в связи с необходимостью приобретения специального образования.

Кроме того, многие далеко непросто переживают неудовлетворенность собственных карьерных претензий (в том числе и по зарплате), осознавая отсутствие необходимого личного опыта. Довольно распространенным в наши дни является и отношение к труду как к непрестижной социальной обузе.

Идейно-политические проблемы обнаруживают себя прежде всего в потребительском отношении к миру, нетерпимости и агрессивности. Не секрет, что социальные ориентиры многих молодых людей смещены в сторону отклоняющихся векторов (наркомании, алкоголизма, игромании, аморализма, проституции, национализма, тунеядства).

Культурные проблемы воплощаются в конфликтах семейных, национальных, художественных ценностей и вкусов разных поколений.

При этом в обществе в целом наблюдается тенденция к снижению уровня художественного вкуса, воплощающаяся в проявлениях скандальности, пошлости, рекламности, в угодничестве, бедности и примитивности духовных запросов.

Не последнее место в этом ряду занимают дефекты образования, в том числе порожденные процессами информатизации и цифровизации.

 

О молодежной политике

И все-таки молодежь, несмотря на все ее проблемы, – это наиболее перспективная и созидательная часть населения. Как свидетельствует история, она способна не только регулировать риски и преодолевать угрозы, но и избегать опасностей, находить выход в чрезвычайных ситуациях. А иначе никогда не наступило бы настоящее, и мы не говорили бы о будущем.

Понимание этого неоспоримого факта существует испокон веков. Ведь первые попытки законодательно учитывать права и свободы молодежи встречаются уже в VII–VI вв. до н.э. (например, в законах Солона). В них по понятным причинам забота проявляется прежде всего о представителях определенных классово-сословных групп.

В дальнейшем затронуть интересы молодежи удалось лишь в документах о правах человека, начиная с Нового времени. В частности, в английских Великой хартии вольностей (1215) и Билле о правах (1689), американских Декларации независимости США (1776) и Билле о правах (1789–1791), французской Декларации прав человека и гражданина (1789), Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948).

С начала XX века постепенно складываются два подхода в отношении регулирования молодежного существования в обществе.

Первый – нормативное закрепление государственных обязанностей по обеспечению социальных, прежде всего трудовых, прав молодежи (например, «Закон о молодежном благоденствии», принятый в 1922 году в Германии).

Второй – делегирование представления интересов молодежи общественным организациям (например, в СССР с 1920 года молодежь представлял комсомол, а детей с 1922 года - пионерская организация).

В конце XX века законодательное закрепление прав молодежи стало общемировой практикой.

Законы о социальной защите молодежи были приняты в Австрии, Афганистане, Греции, Индии, Испании, Италии, Китае, Нидерландах, Турции, Финляндии, Швеции. В ряде из них сохраняется ведущая роль государства (например, в Швеции и Финляндии), а в других странах молодежные проблемы - это забота частных благотворительных организаций (например, в США).

В Российской Федерации действуют законы, касающиеся разных отдельных аспектов молодежной политики. Серия законов о молодежи принята различными субъектами Российской Федерации. Реализуются соответствующие федеральные программы. 30 декабря 2020 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» (№ 489-ФЗ).

Кроме того, для решения общих задач или для достижения конкретных целей сами молодые люди объединяются в движения и организации.

У молодежных организаций, в отличие от молодежных движений, есть свой устав, управленческий аппарат, внутренняя структура, постоянное членство (в том числе и с уплатой денежных взносов). Такие организации могут быть формальными и неформальными. Они могут иметь разную направленность: политическую, военно-патриотическую, профессиональную, международную, творческую, экологическую, спортивную, религиозную, криминальную и др.

Формальные организации представляют собой группы молодежи не старше 30 лет, сплотившиеся в некоммерческих целях, оформленные и зарегистрированные в порядке, установленном законами государства. Их члены документально выражают свое согласие с целями данной организации.

Неформальные организации – это устойчивые молодежные группы, не имеющие юридического статуса и четкой общей программы. Для их членов характерно особое (нередко агрессивное) поведение и внешний облик (выражающий одновременно протест и признак «своего»), а также особая субкультура.

 

А как у других?

Давайте посмотрим на некоторые примеры обеспечения безопасности и сглаживания разногласий в школах разных стран.

В Великобритании после беспорядков в Лондоне отменено ограничение на применение физической силы при наказании школьников, что должно способствовать «восстановлению авторитета взрослых». Ранее в связи с каждым подобным случаем педагог должен был писать отчет.

В США остается серьезной проблемой образовательных учреждений сегрегация, запрещенная законом страны. До сих пор в школах нередко концентрируются учащиеся, принадлежащие к одной расе или конкретному национальному меньшинству.

В многоязыких и разнообразных по культуре школах Китая и Индии школьникам преподают обычно два языка: общий (китайский или соответственно английский) и местный. Иначе они не в состоянии общаться с окружающими и даже со многими своими соотечественниками.

В качестве более детального примера приведем некоторые правила японской школы. Занятия начинаются в 8:30. Опаздывать нельзя (наказание – уборка школы до начала занятий в течение недели). Школу (в том числе коридоры и туалеты) убирают сами ученики. Нельзя радикально менять свою внешность и прическу (красить волосы и ногти, носить цветные линзы и украшения, наносить макияж); вносить изменения в школьную форму. Верхняя одежда должна быть черного, синего или серого цвета. Старших приветствуют поклонами. Пользоваться мобильными телефонами в пределах школы запрещено. Для всех учеников младше 18 лет установлен комендантский час с 22:00.

Занятия должны быть регулярными. Если учитель заболел, то работа в классе продолжается самостоятельно. Каждый школьник должен уметь плавать и действовать в условиях чрезвычайных ситуаций. Летние каникулы длятся пять-шесть недель, в течение которых необходимо выполнить серию домашних заданий...

Молодость – это такой период в жизни каждого человека, когда он постепенно начинает принимать ответственность не только за себя, но и за все и всех – друзей, родных, страну, цивилизацию. Если этого не происходит, то мир погружается в бездну бед и катастроф. Человечество уже несколько раз приближалось к этой черте. Вывод очевиден: молодежная политика должна быть одним из главных государственных приоритетов. Только осуществляться она должна не однобоко и не формально, а эффективно и всесторонне, то есть людьми культурными, образованными и порядочными.

 Валентина Мапельман, доктор философских наук,

профессор Московского городского педагогического университета

и Московского государственного областного университета  

 

 

Вопросы для обсуждения


1. О чем свидетельствует получение паспорта в 14 лет?

2. Девиантное поведение, в котором часто упрекают молодежь, – это поведение, отклоняющееся от нормы. А кто и как эти нормы устанавливает? Можно ли их изменять?

3. Любой запрет, как говорят социологи и психологи, есть форма провокации. Являются ли запреты или угрозы наказания профилактикой против характерных для молодежи опасностей?

4. Как уважать чьи-либо права, если ты с ними не согласен?

5. За счет чего существуют неформальные молодежные организации, объединения и их члены?

6. Какие религиозные секты запрещены в России, когда и почему?

 

Задания


1. Заполните таблицу неформальных молодежных субкультур (воспользуйтесь данными интернета и СМИ)


Направление

Их названия, цели и атрибутика

Влияние

Позитивное

Негативное

Музыкальные

 

 

 

Арт-субкультуры

 

 

 

Спортивные

 

 

 

Интернет-культуры

 

 

 

Контркультуры

 

 

 

 

2. Вы видите, что вашего друга (родственника, одноклассника) все более подчиняет та или иная дурная и вредная привычка, грозя стать зависимостью, болезнью:


- что можете сделать вы: 

 


- за какой помощью можно обратиться к взрослым: 

 


- когда надо прибегать к силе закона: