Главная страницаАрхив2021 #7 / Мир образный и безобразный

Мир образный и безобразный

01 Июля 2021

Не так давно в школах нескольких пилотных российских регионов введена должность советника директора по воспитательной работе и работе с детскими общественными объединениями. Нет сомнения, что нововведение касается вопросов безопасности, которые стоят на первом месте в каждой школе. А воспитание личности со школьных лет в этом деле играет первостепенную роль. В помощь педагогам и всем, кто связан с воспитанием подрастающего поколения, мы открываем новую рубрику – «Воспитательная работа». Итак, первый материал ученого и педагога Сергея Владимировича Тетерского.

 

В свое время отечественная методика воспитания личности давала восхитительные плоды, а педагогическое сообщество всего мира изумлялось результатам, достигнутым нашими, отечественными педагогами. Когда, как и почему у нас все реже стали обращаться к наследию таких гениальных педагогов, как А.С. Макаренко и многих, многих других? И когда учитель у нас стал превращаться в человека, который должен только учить, а воспитание стало восприниматься как нечто второстепенное?

Судите сами, сегодня часто можно услышать в отношении учителей, что они прежде всего «поставщики образовательных услуг», а воспитание – это не обязательно, не до того, и так у детей нагрузки много…

В итоге мы пришли к тому, что, утеряв многие основы воспитания в школе, общество лицом к лицу столкнулось с результатом своего невнимания – вооруженным нападением на школы. И стали изумляться, негодовать: мол, откуда такие взялись?

Да оттуда же, из школы. И росли на виду у всех. Только никто не собирался заглянуть им в душу, посмотреть, что там. Как, в принципе, узнать, что за мысли у всех школьников и у каждого в отдельности. Кто сегодня озабочен интересом к личности? С учителей спрашивают за успеваемость…

Так чего ж мы удивляемся, когда как гром среди ясного неба звучит сообщение о нападении вооруженного отморозка на школу? Нет, это случается вовсе не неожиданно. Так бывает всегда, когда учитель перестает «заглядывать» в душу своего ученика, считая это необязательным, с него же этого не требуют. И тогда пословица «Чужая душа – потемки» обретает свой страшный скрытый смысл…

Давайте же и начнем наш разговор именно с этого – со смысла, без которого не может существовать образование. И для начала вдумаемся в смысл самого этого слова – образование. Вы скажете, что тут может быть необычного, – и будете неправы. Да, сегодня, к огромному сожалению, даже далеко не каждый педагог, тем более молодой, может сказать, что образование в исходном своем понимании – это образоВаяние, то есть создание, достижение и распространение образа.

У образованного человека сформированы образы, к которым он стремится, наполняя жизнь смыслом, объединяя вокруг себя единомышленников для совместной созидательной любви.

У каждой образовательной организации обязательно должен быть уникальный привлекательный образ, создают и развивают который все участники образовательного процесса: от дворника и директора до ребенка, его предков и будущих потомков.

У муниципального образования должен быть согласованный большинством населения образ, которым гордится каждый житель, о котором вспоминает каждый временно уехавший отсюда, которому завидуют туристы, мигранты и инвесторы, стремящиеся прикоснуться к уникальному образу территории, вложиться в него всеми своими ресурсами.

Объединяющей национальной идеей россиян может стать воспитание патриота, если рассматривать этот процесс как создание образцовым воспитателем условий для переживания воспитанником всех граней созидательной любви: к себе, своим ближним и Родине.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: образы какого человека, какой семьи, какого общества и какого государства являются идеальными и оптимальными для личности, для самоопределения и социализации обучающегося и для Российской Федерации?

Как раз отсутствие ясного и конкретного ответа на этот вопрос приводит к необязательности, вторичности воспитания в образовательной работе, к превращению воспитания в нерегламентированную, слабо обеспеченную теоретически, методически и организационно деятельность воспитателей и субъективную воспитательную деятельность семьи.

Ответ же на данный вопрос позволит разграничить воспитание на деятельность воспитателей, развивающих личность, и на общественно-государственное согласование социокультурных, духовно-нравственных ценностей, правил, норм поведения для достижения идеальных образов человека, семьи, общества и государства.

Такое согласование идеальных образов станет фундаментом общественно-государственного строительства и продвижения России в будущее.

В русском языке «образование» – придание образа (церковное понятие образа, в греческом εκπα?δευση – однокоренное с «иконой», в немецком Bildung – «образ», «картина») тому, что его не имеет. Тому, что изначально без образа, то есть безобразно. В русском языке образование – это придание смысла бессмысленному.

В английском языке термин education (обозначающий образование) существует с середины XV века, не имеет корневой морфемы «образ», состоит из латинских слов ex («вне», «из») и ducere (duke – «герцог» в значении «лидер, командир, правитель провинции»). Таким образом, дословно – «тот, кто вне герцога», то есть неуправляемый, самостоятельный.

Заметна существенная ментальная разница. Если для русскоязычной системы ценностей образование есть придание смыслов, то для англосаксонской культуры это воспитание индивидуальности, лидера, действующего самостоятельно.

Образование традиционно определяется как создание человека по определенному образу и подобию. В этом определении содержится смысл как религиозный (высшая истина как религиозный образ, достигаемый каждым человеком), так и светский культурно-исторический (как способ создания своего образа, соотносимого с образом ближнего и образом человечества в целом).

Каждый человек является плодом своего воображения. Воспитать и обучить человека могут другие люди, книги, фильмы, интернет. Образовывать себя человек может только сам.

Смотря в зеркало или в глаза других людей во время взаимодействия, человек видит свой образ: счастливого или несчастного, здорового или нездорового, красивого или некрасивого. Как правило, отражение человека не обманывает: считающие себя счастливыми, здоровыми и красивыми такими же и отражаются зеркалами и окружающими людьми.

Образное (общественно-государственное) образование – это наличие на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях четкого образа (истины, человека, группы, территории).

Наличие такого образа задает смысл существованию человека, семьи и человечества в целом. Не случайно многие тысячелетия люди сохраняют и оберегают религиозные образы Бога, Моисея, Иисуса Христа, пророка Мухаммеда, Будды.

Какой идеальный образ мы желаем получить в системе отечественного образования?

Именно ответ на этот вопрос позволяет трактовать исторические события, формировать отношение к различным историческим личностям и современникам. Как и отбирать нужные опыт, практики и задания, подготавливать необходимых специалистов, составлять списки рекомендуемых сайтов, литературы, СМИ, обосновывать критерии эффективности образовательного процесса, понимая, что есть «хорошо», а что «плохо»…

Любой заданный образ имеет основанием философские воззрения. Различные основополагающие воззрения, придавая смысл образованию, приводят к различным педагогическим практикам. Без осмысления образа любые инновации, методы, формы – бессмысленный набор чего-то для чего-нибудь.

 

БезОбразное образование

Феномен безОбразного образования – это осознанное отрицание наличия идеального образа с заменой его саморазглядыванием и самоудовлетворением.

Реальная осмысленная жизнь наполняется бездумным потоком непрерывных реалити-шоу, игр, сериалов, мыльных опер, вынуждающим человека смотреть на себя в экране телевизора или играть с самим с собой на мониторе компьютера.

В этом случае не нужна история как что-то прошедшее и не нужно думать о будущем как о чем-то возможном.

Возникает иллюзия одновременности и свободомыслия, когда каждый становится центром Вселенной и у него отсутствует время для чтения больших текстов, потому что жизнь заполнена телевизором и интернетом. Человек избегает понимания тех или иных феноменов, игнорирует генетически-исторические образы, которым при этом еще нужно постоянно следовать. Он не хочет и не имеет времени держать в голове некий образ из прошлого, задающий ориентиры будущего и заставляющий быть ответственным за настоящее.

Без наличия идеального образа, к которому нужно усердно и кропотливо стремиться, главным объектом достижений становится сам человек.

Нет необходимости коммуникации с классической литературой, с другими людьми, не нужно глубокое понимание происходящего или передача кому-то какого-то смысла. БезОбразная действительность – это только развлечение самого себя.

Человек для замещения поиска и реализации своего предназначения ищет во всем зрелищности, а СМИ и интернет становятся в этом главными источниками.

Отсутствие заданного образа – это симуляция образования, нивелирующая этот процесс как таковой.

БезОбразность сопряжена с такими формами жизненного поведения, как достижение успеха любыми средствами, стремление к комфорту и т.д.

БезОбразность представляет для человека опасность, потому что вырабатывает в нем однотипные, а значит, легко манипулируемые стереотипы поведения.

Для образования важнейшим признаком выступает завершенность образа. Описание такого образа носит сакральный характер и не подлежит интерпретации, иногда выступая в качестве смыслового материала для развития новых идей.

Критика завершенности образа, права любого человека претендовать на эту завершенность, желание переписать произведение автора или дать ему иную интерпретацию приводят к появлению контрОбразов.

КонтрОбразное образование – это сознательное и целенаправленное навязывание образа, противопоставляемого генетически-историческим корням и признанному большинством граждан идеальному образу.

В медиапространство внедряется образ, часто адаптированный до неузнаваемости или даже до своей противоположности.

Приведем примеры общеизвестных контрОбразов.

Создание образа, противоположного образу Бога, с его общепринятыми характеристиками всемогущества, бессмертия, справедливости, любви, вездесущности, всепрощения, рождает контрОбразные явления – охаивание Бога и сектантство.

Другой контрОбраз – это нивелирование и высмеивание духовных ценностей: любви, дружбы, добра, смирения, воздержания и других. Так насаждается образ успешного потребителя, озабоченного жаждой наживы. Духовная составляющая образа подменяется экономической целесообразностью, когда важным становится не смысл жизни человека, а массовость и оперативность распространения товаров и услуг, чаще всего в сфере удовольствий и развлечений.

Еще пример – игнорирование человека как высшей ценности, с навязыванием ярлыков (ведьма, наркоман, фашист) для переориентации с духовного поиска и совершенствования на поиск виновных в своих несчастьях.

То же самое по сути публичное обсуждение семейных отношений. Доступный секс как проявление высшей свободы выбора индивидуального удовольствия. То, что раньше считалось важным и необходимым скрывать от посторонних глаз, переходит в свою противоположность, становясь открытым. Искажается смысл самого понятия «интимность» с заменой на противоположный – публичную демонстрацию сокровенного.

Большую тревогу сегодня вызывает и агрессивное тиражирование генетически-исторического образа, мотивация его значимости модой с целью нивелирования его духовной ценности в угоду материальной выгоде: широкая распродажа ликов святых, мощей, иерусалимской земли и т.д. Сам фактор тиражируемости по неким заданным стереотипам лишает эти образы образности.

Сергей Тетерский,

доктор педагогических наук,

профессор Астраханского

государственного университета,

директор АНО содействия воспитанию

подрастающих поколений ДИМСИ

Фото из архива автора

 

Упражнение «ОбразоВаяние»

Нарисуйте таблицу из пяти одинаковых колонок.

В первой колонке «Учитель» составьте список из пяти человек (ушедших или ныне здравствующих), которых вы считаете своими Учителями с большой буквы: известных только вам или великих, с которыми бы вы хотели непременно встретиться лично, у которых вы учились жизни или хотели бы учиться с огромным желанием.

Во второй колонке «Почему он» напротив каждого Учителя напишите, почему именно он. Что такого особенного он имеет, что вас привлекает? Какие у него особенные качества, компетенции?

В третьей колонке «Как мотивирует» напротив каждого Учителя напишите, что особенного он делает или сделает, что мотивирует вас самосовершенствоваться, верить в себя, двигаться вперед. Поощряет? Вдохновляет? Служит примером? Наказывает? Строго следит? Балует?

В четвертой колонке «Что спросите» напротив каждого Учителя напишите, какие бы вопросы вы ему задали или чаще всего задаете.

В пятой колонке «Как отблагодарите» напишите, какую благодарность от вас они заслуживают.

 

Учитель

Почему он

Как мотивирует

Что спросите

Как отблагодарите

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к упражнению «ОбразоВаяние»

1. Достижения, которые я повторю и превзойду. Лучший ученик – это тот, который превзошел своего учителя. Зная своих учителей и их достижения, человек задает себе планки достижений, к которым стремится всю жизнь. Без учителей мы не видим будущего и не получаем поддержки в движении к нему. Ищите учителей!

2. Мои отличительные качества: если написанный для других перечень совпал с вашим – у вас адекватная самооценка, если нет – вам есть к чему стремиться.

3. Моя скрытая мотивация – важно мотивировать этим себя и других.

4. Направления моих открытий, темы исследований и проектов.

5. Мои награды – то, что я получу в финале своей жизни.