Главная страницаАрхив2021 #7 / Не зубрить, а мыслить!

Не зубрить, а мыслить!

01 Июля 2021

Наиболее эффективным средством формирования критического, творческого и диалектического мышления является конкретная ситуация. Это основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление, в итоге формируется мировоззрение. 


На занятиях по ОБЖ я активно использую метод конкретных ситуаций, то есть таких, с которыми, возможно, ученикам придется сталкиваться в жизни. Этот метод позволяет не только информировать школьников о потенциальных опасностях, но и учить их анализировать причины происшествий и несчастий, строить логические умозаключения, рассуждать и делать выводы.

Конечная цель в данном случае – выработать в сознании подростка аналитический стиль поведения. Он должен научиться предвидеть опасности, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций или смягчения их последствий.

Проблемное обучение представляется как решение научно-учебных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения. Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а побуждает искать пути и средства решения задач.

Стержнем такого занятия всегда является доброжелательный диалог педагога и учащегося. Очень важно внимательно и с поощрением относиться ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися. Ведь проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении, но каждая из этих позиций заслуживает внимания и уважения.

Проблемные уроки изначально интригуют учеников и отличаются эмоциональной насыщенностью, мыслительной активностью. При столкновении с новой непонятной проблемой практически у любого человека сначала возникает состояние недоумения, удивления, и только затем следует выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. На уроке ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо делает это с помощью преподавателя. В любом случае главное, что анализ проблемной ситуации формирует у ребенка нестандартное мышление, необходимое для решения нестандартных задач.

Здесь надо сказать, что многие преподаватели суть проблемного обучения видят лишь в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Но тогда возникает вопрос: каков путь от незнания к знанию? Если он лежит через заучивание, то здесь и проблемы нет. Но если для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, то есть возникает проблемная ситуация, то здесь требуется напряжение умственной деятельности.

Таким образом, первым этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. При этом учебная проблема должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.

На втором этапе – разрешения проблемы – учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап направлен на приобретение различными способами знаний, необходимых для разрешения рассматриваемой ситуации, и завершается пониманием, как можно решить проблему.

Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

 

Для наглядности приведу лишь небольшие примеры использования мною элементов метода проблемного обучения при рассмотрении разных тем.

На уроке ОБЖ в 6-м классе при изучении темы «Определение места для бивака и организация бивачных работ» я предлагаю учащимся ряд картинок с пейзажами различных местностей (вывожу на экран компьютера). Работа выполняется в парах.

Сначала задается проблемная ситуация.

Учитель. По каким признакам можно разбить эти картинки на группы? Какие есть варианты?

Ученики. По временам года, по видам пейзажа, наличию воды и т.д.

Учитель. А теперь разбейте их на две группы, с точки зрения туриста. Что у вас вызвало затруднение? Почему у каждой пары получился разный результат? Давайте-ка вспомним, какова же тема урока сегодня?

Далее, после дискуссии, следует выход из проблемной ситуации.

Учитель. Чем же эти места привлекательны для туристов? По каким признакам вы выбирали места стоянки?

Ученики. Здесь есть вода, площадка – ровная, защищенная от ветра, красивый вид, много дров и т.д. Туристам удобно остановиться и разбить лагерь.

Учитель. Что же такое бивак?

Ученики. Это туристический лагерь, место остановки туристов.

Учитель. Выделите основные признаки, по которым туристы выбирают место для своего лагеря.

Каждая пара составляет памятку «Как выбрать место для своего лагеря».

Вот другой пример начала урока в 7-м классе по теме «Наводнения, их причины и возможные последствия». Сразу обращаю внимание на то, что тема на доске не написана.

Учитель. Сегодня мы будем сдавать блицэкзамен по предмету ОБЖ. На столе лежат билеты с вопросами, возьмите любой билет и начинайте готовиться.

Ученики берут билеты с заданиями.

Билет № 1. Охарактеризуйте причины наводнений: паводок и половодье, дайте сравнительную характеристику.

Билет № 2. Охарактеризуйте одну из причин наводнений: заторы на реках по способам их возникновения.

Билет № 3. Дайте характеристику причинам наводнений: «ветровому нагону» и прорыву плотин.

В классе поднимается гул непонимания и замешательства.

Учитель. Почему вы не смогли выполнить задания?

Ученики. Мы этого не проходили!

Учитель. Так давайте выделим тему урока и вместе подготовимся к экзамену.

Приведу еще один пример применения данной технологии по теме «Раны, их виды и характеристика».

Учитель входит в класс в белом халате, с врачебным чемоданчиком в руке.

Учитель. Ребята, как вы думаете, что может означать мой наряд? Что находится в чемоданчике? (Принимаются разные версии.)

Учитель. Хотите, проверим правильность ваших мыслей? (Достает из чемоданчика нож, шило, молоток, стекло (осколок от бутылки), игрушечный пистолет и топорик.)

Ученики удивляются и высказывают версии по следующему вопросу: что объединяет эти предметы? Кто-то произнесет слово «рана», что этими предметами можно пораниться. Так мы выходим на тему урока.

Далее следует выход из проблемной ситуации. Класс делится на несколько групп, по количеству видов ран. Каждой группе дается свой предмет. Задание для групп: охарактеризовать рану, нанесенную данным предметом, и придумать ей название.

Конечно, можно сделать характеристику по плану, но я предпочитаю дать ребятам свободу мысли. Если в классе возникают затруднения, то упрощаю задание, назвав группам виды ран, а они уже сами выбирают свой предмет.

По мере выступления групп на доске появляется схема. Раны: резаные, рваные, ушибленные, укушенные, колотые, рубленые, огнестрельные.

Следует отметить, что не всякий вопрос, на который ученик не знает ответ, создает истинную проблемную ситуацию. Для примера: вопросы типа «Как называется шкала оценки силы ветра?», «Когда впервые было применено ядерное оружие в военных целях?» не являются проблемными, так как ответ на них можно получить из справочной литературы без какого-либо участия мыслительного процесса. А проблемная задача обязательно должна вызывать умственную активность.

 

Учитывая, что содержание проблемного обучения представляет собой систему учебных задач различного уровня сложности, следует дифференцированно подходить к их решению.

Рассмотрим некоторые примеры организации деятельности учащихся на уроках ОБЖ в процессе изучения нового учебного материала.

Прежде всего, это проблемное изложение учебного материала, когда преподаватель ставит вопросы, выстраивает задачи и сам их решает, а учащиеся включаются в поиск решения в процессе обсуждения.

Так, в 6-м классе на уроке по теме «Аптечка. Природные лекарственные средства» после выяснения состава медицинской аптечки я формулирую перед учащимися проблему: что делать, если аптечки в экстремальной ситуации не оказалось рядом? Эта проблемная задача позволяет учителю не только перейти к изучению природных лекарственных средств, но и мотивировать школьников на теоретическое исследование данного вопроса. Работая с гербариями растений и справочной литературой, шестиклассники изучают морфологические особенности представителей лекарственной флоры, их лечебные свойства и применение. При этом внимание ребят следует акцентировать на лекарственных растениях, произрастающих в данной местности.

Далее, работа класса может быть организована по методике частично-поисковой деятельности в ходе выполнения практических задач и решения проблемных ситуаций. Здесь вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения у учащихся и целенаправленный мыслительный поток.

Такую форму проблемного изложения материала я использую, например, в 7-м классе при изучении чрезвычайных ситуаций природного характера. Так, на уроке по теме «Землетрясения и причины их возникновения» начинаю объяснение нового материала с того, что привожу исторические примеры крупнейших землетрясений, даю определение этого стихийного бедствия и ставлю перед классом проблемную задачу: «Каков механизм возникновения землетрясений?». В результате создается ситуация познавательного затруднения. После чего учитель не просто излагает материал, а размышляет вслух над проблемой, рассматривает возможные причины возникновения землетрясений. На таких примерах учащиеся учатся логике рассуждений при решении проблем, их анализу, глубже усваивают учебный материал.

Эффективна и самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся осуществляют творческий поиск, с последующим контролем преподавателя.

Так, при изучении темы «Загрязнение атмосферы» в 8-м классе обучающихся можно подвести к следующей проблеме: «Каково состояние атмосферного воздуха в школе?». Ее решение предполагает выполнение не только теоретических, но и практических исследований, которые потребуют новых знаний и овладения новыми умениями.

И наконец, высший уровень проблемного обучения – проблему ставят и решают сами ученики. Как правило, он применяется только в старших классах, когда обучающиеся уже имеют достойную теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения. В этом случае задача учителя ОБЖ состоит в том, чтобы нацелить ребят на постановку проблемы и стимулировать их познавательную активность. Этот уровень проблемного обучения может быть успешно реализован, например, на уроках ОБЖ в 9-м классе, где ряд тем предполагает самостоятельную постановку и решение проблемы («Как защитить организм от переутомления?», «Сколько лет жить человеку?» и т.д.).

Следует отметить, что подобные проблемные задачи носят метапредметный характер и требуют творческой переработки учебной информации, полученной при изучении многих учебных предметов (биологии, химии, физики и других).

 

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она должна носить ярко выраженный практико-ориентированный характер. Решение ситуационных задач позволяет выявить уровень знания материала и, что самое главное, развивает у учеников навыки использования знаний в конкретной ситуации.

Источниками сюжетов учебных ситуаций могут служить публикации в газетах и журналах, сообщения по радио и телевидению, рассказы и описания очевидцев каких-либо событий и т.д. Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать вопросы-задания, которые должны направлять учащихся на решение одной главной проблемной задачи.

В условиях школы наиболее удачным (доступным) способом предъявления ситуации следует считать вариант, при котором необходимая информация передается несколькими способами одновременно, например устное сообщение, письменная характеристика и т.п.

Так, при проведении уроков по изучению правил дорожного движения учитель может выявить, имеет ли ученик представление о том, в чем заключается безопасность дорожного движения для пешехода и водителя; способен ли он на практике осуществлять безопасное поведение на проезжей части; может ли выстраивать модель собственных действий при дорожно-транспортных происшествиях и так далее.

У меня в ходе уроков ОБЖ ребята сами ищут материал по теме «Безопасность на дороге», формулируют проблемы, предлагают возможные пути их решения и представляют их в классе.

Методически правильно построенный анализ ситуаций позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, учиться избегать ошибок и неверных решений в экстремальных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей среде.

Таким образом, основной смысл ситуационной задачи заключается в том, что она выступает моделью для получения нового знания ситуации и поведения в ней.

Обучающая функция таких ситуационных задач сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится ситуационная задача по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять ее лучше всего как метод продвинутого обучения. На современном этапе необходимо прививать элементарные практические и творческие знания, согласовывая их в коллективе обучающихся, с применением ситуационных заданий в целях их закрепления.

 

В завершение сделаю некоторые краткие выводы по результатам использования в своей практике проблемного обучения.

Прежде всего отмечу, что это наиболее эффективный способ учить школьника предвидеть опасные ситуации. Соответственно, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать рациональные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.

Преимущества проблемного обучения – самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебе, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки – слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Как видите, преимущества в процессе развития методики можно назвать неисчерпаемыми, а недостатки – временными, их можно устранить. Проблемное обучение просто необходимо, так как формирует гармонически развитую, творчески мыслящую личность. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он всегда способен к поиску, анализу и решению проблем. Таким образом, мы формируем сильную, стойкую в жизненных обстоятельствах личность. Проблемное обучение учит человека мыслить логически, научно, творчески, что отвечает требованиям современной школы.

Применяя метод проблемного обучения, я вижу, что учащиеся становятся очевидцами возникновения проблем, участниками их постановки и решения. Изучение тем проходит в форме решения интересных практических и познавательных задач. Существенное увеличение времени на подготовку к уроку оправдано возрастающим интересом учащихся к предмету.

Валентина Бобрешова,

преподаватель-организатор ОБЖ

средней общеобразовательной

школа № 14 пос. Приэтокского,

Ставропольский край