Главная страницаАрхив2021 #8 / ОБЖ по-современному. Учителю нужно учиться

ОБЖ по-современному. Учителю нужно учиться

30 Июля 2021

С начала реализации национального проекта «Образование» прошло несколько лет, и во многих регионах произошли заметные изменения в образовательных организациях, в том числе в области преподавания ОБЖ. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина активно включился в эту работу. Одним из значимых результатов стало создание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на базе вуза. Наши собеседники – Светлана Александровна Соткина, директор института непрерывного образования, и Ирина Владимировна Прохорова, руководитель Центра трудоустройству и карьеры Мининского университета, рассказали о проделанной работе.

 

Наш журнал ориентирован на преподавателей-организаторов и учителей ОБЖ. В связи с этим хотелось бы узнать, что ваш университет предлагает им в плане повышения квалификации?

С. Соткина: У нас в институте более 150 программ по дополнительному профессиональному образованию, причем не только для учителей-предметников. Для каждой аудитории у нас есть своя программа. Например, инновационная программа в дистанционном формате для классных руководителей. Учитель может пройти ее в свободное время и получить новые знания в области педагогики и психологии. Для школьных управленческих команд – программа, направленная на повышение личной эффективности и формирование компетенций применения проектного управления в образовательной организации.

Например, если преподаватели ОБЖ являются директорами школ или их заместителями, то они приходят на курсы, где мы «прокачиваем» управленческие и лидерские компетенции, умение управлять проектами, командообразование и так далее. На таких программах мы стараемся выстроить долгосрочную стратегию развития школы индивидуально для каждого управленца. При этом, конечно, прежде всего ориентируемся на целевые показатели, которые перед собой ставит директор школы. Если, к примеру, он намеревается повысить количество призеров и победителей всероссийской олимпиады школьников сразу по нескольким предметам, то мы помогаем школе этого добиться. Кстати, это одно из основных направлений, с ним интересно работать, и здесь необходимо полное взаимодействие школы и вуза.

 

Почему преподавателю важно продолжать учиться?

С. Соткина: Тренд в настоящее время – это непрерывное образование, или образование в течение всей жизни. Учитель не может находиться в одном образовательном поле. Кроме того, дети развиваются активно, цифровыми технологиями ребенок овладевает гораздо быстрее взрослых. А учитель должен быть на несколько ступенек выше в развитии, чем его ученики, иначе он не будет интересен детям в школе. Соответственно, педагог должен постоянно повышать квалификацию. В законодательстве указано, что раз в три года, но, оценивая сегодняшние стремительные темпы цифровизации, как и в целом развития науки и методики преподавания, мы считаем, что учителю необходимо совершенствовать свое мастерство ежегодно.

Причем легко сказать – не отставать от жизни. Любой учитель, работающий в школе, вам подтвердит, что при нынешней учебной нагрузке у него не остается на самообразование ни времени, ни сил. Вот почему гораздо лучше и проще прийти за готовым кейсом, специально отобранным и выверенным учебным материалом, и в дальнейшем его реализовывать у себя в школе. И мы создаем такие кейсы.

Это ни в коей мере не означает шаблонности. Напротив, у педагога возникает простор для творчества. Судите сами: мы даем ему в руки базовый, современный, хорошо изложенный и выверенный материал, основу, которую он может использовать по собственному предпочтению, тем самым мы экономим время учителя. И у него появляется больше возможностей для творческой работы с учениками, на которую так не хватает времени, – с теми же проектами и так далее.

Непрерывное повышение профессионального мастерства позволяет педагогу, в том числе преподавателю-организатору ОБЖ, не отставать от жизни и овладевать самыми современными методиками, быть интересным детям. В итоге – сделать свой предмет для школьников одним из любимых.

И. Прохорова: Педагоги, кстати, наши кейсы сразу оценили. Более того, у них сейчас пользуются особой популярностью программы небольшого формата, объемом 16-24-36  часов. Когда учитель подбирает несколько таких коротких модулей и распределяет их в удобное для себя время, ему становится проще и усвоить информацию, и набрать необходимое количество часов. Ведь объем не менее важен для педагога, он учитывается и при подготовке документов на аттестацию, для защиты категории. Таким образом, например, учитель может построить свою индивидуальную траекторию образования.

 

Как учитель узнает об этих модулях и насколько доступны курсы повышения квалификации с финансовой точки зрения?

С. Соткина: Как правило, происходит рассылка информационных писем о предстоящих курсах. Мы работаем в партнерстве с Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. Также участвуем в коллегиях регионального министерства, где присутствуют руководители управления образованием из всех областных муниципалитетов. Там мы рассказываем, о перспективных направлениях развития Мининского университета, знакомим с новационными программами дополнительного образования.

А что касается финансовых возможностей, то благодаря нацпроекту «Образование» все курсы повышения квалификации для учителей мы проводим бесплатно.

Нужно отметить, что в Нижегородской области нацпроект предоставил возможность учителям проходить курсы повышения квалификации на базе любого вуза, причем так, что эти курсы будут дополнять друг друга.

К примеру, сейчас в сетевой форме мы сформировали программу для учителей информатики, разработчиками которой стали сразу три вуза: Мининский университет, Университет Лобачевского и НГТУ им. Р.Е. Алексеева. У каждого вуза свой модуль.

Соответственно, наше направление – это методика преподавания предмета и психолого-педагогический блок. Мы учим педагогов тому, как на понятном ребенку языке рассказать о высокой науке, высоких технологиях. Когда это удается, дети увлекаются предметом. Считаю, что за такими сетевыми программами будущее.

И. Прохорова: Готовность к разработке разных курсов изначально исходит из потенциала вуза. Мы даем в основном двухпрофильное образование. Есть опыт, мы выпускали учителей с двумя профилями «ОБЖ и географии», сейчас же мы готовим двухпрофильных бакалавров по ОБЖ и физической культуре. То есть выпускник обладает профессиональными компетенциями по двум профилям и может в школе преподавать оба предмета. Сейчас конкуренция высокая, и этим мы стараемся оставаться востребованными для абитуриентов.

 

Среди педагогов распространено мнение, что у вас очень сильная подготовка преподавателей ОБЖ. И не так давно был так называемый золотой год, когда все выпускники устроились работать в школы учителями основ безопасности жизнедеятельности. Как удается готовить столь востребованных специалистов?

И. Прохорова: Начнем с того, что сейчас в университет идут мотивированные абитуриенты. А упомянутый вами «золотой год» в истории нашего университета отнюдь не единственный, и не только среди молодых преподавателей ОБЖ. В целом более 70 процентов наших выпускников разных профилей работают по полученной специальности. Это хороший для нас показатель. А как удается удерживать его? С первого курса мы обращаем внимание на «включенность» студентов в профессиональную среду. И возникающие дефициты стараемся закрыть, предупредить проблему, чтобы выпускник мог с ней справиться, не сгореть на работе в первые месяцы и не «выпасть» из профессии.

Например, классное руководство часто достается молодому специалисту вдобавок к нагрузке учителя-предметника. Эта деятельность включает и нормативно-правовой аспект, и коммуникации с обучающимися и их родителями, и создания воспитательного пространства, и профилактику конфликтов. Отдельная дисциплина в учебных планах такой объем не вмещает. И мы разработали для наших студентов программу, которая помогает им подготовиться к деятельности классного руководителя. И так – в разных сферах. В университете также можно вне зависимости от профиля изучать иностранные языки, развивать свое произношение и так далее.

Сейчас студенты не только имеют мотивацию к учебе, они раньше начинают делать карьеру. Законодательство позволило обучающимся педагогических направлений подготовки трудоустраиваться и работать по специальности уже в период обучения в университете. С третьего курса в качестве педагогов дополнительного образования по своему профилю, с четвёртого – в качестве учителей. Они могут официально работать в школе, а обучаться по индивидуальному графику. Как правило, такие студенты из профессии не уходят.

 

Образование будущего

На всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ вы представили блестящий, на мой взгляд, мастер-класс «Образование будущего». Можно подробнее об этой методике?

С. Соткина: Мы разработали ее совместно с коллегами изначально для программы управленческих команд. Когда впервые представили ее для директоров школ, то получили моментальную обратную связь и заинтересованность. По итогам первой апробации поступило предложение от директора школы о проведении педсовета на нашей площадке с применением данной методики. То есть директор хотела посмотреть, на какие темы размышляет педагогический коллектив ее школы, какие вызовы и тренды сейчас волнуют учителей.

Потом, во время олимпиады, Ирина Владимировна провела эту проектную сессию с учителями ОБЖ. Такой формат совместной работы в рамках курсов повышения квалификации, как говорится, «зашел».

Вдобавок к этому у нас есть курсы повышения квалификации как формальные – это лекции и практические занятия, так и неформальные, чему пример как раз такие дизайн-сессии по разработке идей. И повышение квалификации здесь происходит через взаимодействие друг с другом, через обозначение проблем образования.

Дальнейший, более сложный уровень – поиск решения проблем. Как показывает опыт, учителя, работающие внутри групп, друг с другом, могут выявить намного больше проблем и уже начать искать решения. Самое замечательное в этом – учителя ОБЖ говорят на одном профессиональном языке.

 

Расскажите, пожалуйста, нашим читателям об этом более детально, чтобы было понятно, о чем речь, на примере упомянутого мастер-класса для учителей ОБЖ.

С. Соткина: Это стратегическая игра, в рамках которой участники разрабатывают сценарий развития предмета ОБЖ. Они разделены на пять групп, одна из которых – эксперты, остальные четыре – участники образовательного процесса: школьники, родители, учителя и руководители (директора школ).

У каждой группы есть карта «Образование будущего», разделенная на три части: тенденции, форсайт, вызовы. Дополнительно каждая группа получила комплект карточек, из которых на первом этапе участники выбирали шесть тенденций, которые мы сейчас можем наблюдать в образовании, их влияние на преподавание ОБЖ. Организовывалась дискуссия по этому вопросу, отстаивались разные точки зрения.

Стоит отметить, что на карточках нет готовых ответов, там написаны только термины, означающие процессы. Далее происходит обсуждение и презентация своего выбора. Причем если на карточке не было процесса, который обсуждался в группе, то участники могли предложить (записать) его на игровом поле сами.

 

Какие есть еще этапы, помимо определения тенденций?

И. Прохорова: Есть три этапа. Про первый этап мы уже упомянули: участники, дискутируя в группах, определяют тенденции образования.

Затем они рассматривают пути внедрения этих трендов – для этого есть другие карточки. Внедрение – это про то, как учителя используют данные тренды на своих уроках, в своей педагогической деятельности.

Третий, завершающий этап – это возможность предположить новые вызовы, которые произойдут в будущем.

Каждая группа – обучающиеся, родители, учителя, директора школ – играла свою роль, всесторонне оценивая проблему и формируя сценарий будущего. Например, группа «учеников» обозначила главные характеристики «среды будущего» образования и то, как изменится обучающиеся, каким будет содержание образования, и какой сценарий будет формироваться.

Суть игры в том, что педагог выходит из своей зоны комфорта, смотрит на образовательный процесс с точки зрения родителей, детей, государства. Поэтому карточки, которые он использует, не оторваны от жизни. Это те самые тенденции, с которыми он сталкивается и работает уже сейчас. И в момент игры он вместе с другими педагогами задумывается о том, что ждет предметную сферу и образование в целом в среднесрочной перспективе.

Отдельные тенденции в группах вызвали особый интерес и активно обсуждались, например, «синергия», «диджитализация» и др. Таким образом, во время игры у педагогов была еще возможность расширить свой понятийный словарь.

После работы в группах выступали эксперты. Их задача была во время стратегической игры смотреть, как участники обсуждают проблемы, записывать ключевые моменты их выступлений, а в конце – подвести итог и предложить свое видение образовательных тенденций и вызовов будущего.

 

На этом мастер-классе еще был использован интересный бесплатный интернет-ресурс – menti.com.

И. Прохорова: Так мы решили познакомить учителей с полезной программой, которую они смогут использовать в школе. Здесь предварительно или даже во время занятия педагог формирует опросник для учеников. В режиме реального времени они заходят на этот сайт, вводят код опроса и выбирают один или несколько вариантов ответа.

У нас же на третьем этапе стратегической игры были определены восемь ключевых вызовов от четырех групп: глобализация, индивидуализация образования, стремительное развитие науки, техники и рынка, увеличение роли совместной деятельности всех участников образования, педагог-практик, непрерывное обучение при любых обстоятельствах, здоровьесберегающие технологии и реализация государственных заказов в образовании.

После обсуждения и заключения экспертов все участники смогли выбрать только два ключевых вызова, которые будут задавать трансформацию школьной образовательной политики в ближайшее время, и проголосовать за них используя интерактивные возможности онлайн-ресурса. Таким образом, в режиме реального времени на большом экране отображалась страница, где в проценты были переведены ответы учителей ОБЖ.

Но это еще не все, завершением мастер-класса было своего рода домашнее задание – формирование дорожной карты. Учителям нужно было предложить направления развития преподавания ОБЖ и изменения требований к преподаванию, как реакция на вызовы. Ограниченность во времени мастер-класса не позволила полностью реализовать этот этап. Наш опыт показывает, что такой «мозговой штурм» позволяет учителям создавать общие предложения по преподаванию ОБЖ, тем самым развивать и наполнять предметную сферу новыми смыслами, содержанием и формами. Но оставим это на недалекое будущее.

Особенность данной стратегической игры в том, что с каждой новой группой будут рождаться новые идеи, мысли, звучать разные темы. Кстати, многие учителя просили тиражировать игровую карту «Образование будущего» и тексты карточек. Потому что они захотели организовать и провести похожую форсайт-сессию в своей школе.

 

Философия учительства

Какие еще проекты реализуются в Мининском университете?

С. Соткина: Только те, что востребованы жизнью, мы исходим из этого. К примеру, у нас есть проект под названием «Жизненный цикл педагогической профессии». В его основе – большая проблемная тема, связанная с «учительством». Учителей в школах не хватает, необходимо мотивировать молодежь в профессию – «вход в профессию» — это первый этап жизненного цикла. Другой, не менее важный этап, «выход из профессии», когда учитель «серебряного возраста» уходит из школы. Между ними этапы «закрепления в профессии» и «зрелости». Каждый из них важен и требует внимания и изучения.

Исходя из данной проблематики, родился проект, призванный с раннего возраста мотивировать к педагогической профессии и сопровождать на протяжении всего жизненного цикла.

Проект поделен на четыре этапа. Вход в педагогическую профессию – это первый этап, начиная от сопровождения абитуриента, потом – студента, затем – подготовка выпускника. Все это, вместе взятое, и составляет вход в профессию.

И. Прохорова: Добавлю к этому, что хорошее начало профессионального входа для студентов – это подготовка портфолио, участие в различных профессиональных конкурсах, а больше всего – практическая подготовка будущих учителей. Помните, мы говорили о раннем трудоустройстве студентов, то есть о возможности работать педагогом после третьего курса, – это лучший способ «профессиональной пробы». Практика – обязательный этап, который помогает утвердиться в своем выборе.

С. Соткина: Вообще же формирование будущего учителя происходит еще в школе, и нашим проектом это учтено. Например, в разных школах есть психолого-педагогические классы, ориентированные на педагогическую деятельность. Это по своей сути экспериментальные площадки, на которых дети, имеющие желание стать учителем, могут получить представление об этой профессии и даже попробовать себя в ней. Что примечательно, в таких классах проходят практику студенты нашего вуза. Так они «погружаются» в работу учителя.

В итоге получается взаимовыгодное сотрудничество: у детей есть мотивация к профессии учителя, студенты пробуют себя в ней. Это очень важно. Мотивированный студент быстрее привлечет внимание детей, а они – наши будущие потенциальные абитуриенты. Студент «с искрой» гораздо быстрее сможет увлечь профессией. И зависит от учителя, захочет потом старшеклассник пойти в профессию или нет, полюбит он твой предмет или предпочтет другую дорогу в жизни, поняв, что это не его призвание. Словом, получается и ранний отбор в профессию, и практика для студентов.

Второй этап в проекте «Жизненный цикл педагогической профессии» – это закрепление, первое время работы в школе.

Мы понимаем, с какими трудностями сталкивается учитель. Обычно он поначалу боится детей, родителей, открытых уроков с методистом и так далее. К этому стрессу добавляется, как правило, небольшая заработная плата, огромное количество разной документации.

На этом этапе важно удержание молодого педагога в школе, и вполне справедливо директора школ говорят, что он самый сложный, и в свое время сами его «проходили». И если пришел педагог мотивированный, с «искрой», то самое главное, чтобы определенный период эта искра не пропала, и учитель закрепился в школе.

Далее третий этап – зрелость в профессии, когда педагог многое знает, умеет, но у него есть багаж определенных проблем. Выгорание, к примеру.

Четвертый этап – это выход из профессии. Психологически очень трудный этап, когда учитель серебряного возраста не боится ничего, он обожает учить, ему нравится работать с детьми, свой предмет он тоже обожает, а его ученики достигают хороших результатов. Однако ничто не вечно, все равно придется делать шаг в сторону «выхода» из профессии. Профессиональная усталость – это не миф, она есть.

 

А куда уходят учителя, в репетиторство? И как сделать выход легким?

С. Соткина: Репетиторство возможно, но не только оно. В нашей Нижегородской области есть много мудрых директоров, которые стараются выход сделать более спокойным, профессионально-гибким. Например, они могут дать возможность учителю оставаться в той же школе, но работать в рамках дополнительного образования. Скажем, это кружковая деятельность, подготовка обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ, наставничество для молодых педагогов. Учителю будет проще осуществить переход, осознавая свою необходимость, важность для школы, детей, которым он посвятил себя, и коллег.

Суть проекта «Жизненный цикл педагогической профессии», разработанного Мининским университетом, состоит в том, что на разных этапах становления учителя в профессии у него появляются различные задачи и потребности.

Вы уже опробовали «Жизненный цикл педагогической профессии» в действии, и как происходят занятия по данному проекту?

С. Соткина: В рамках неформального обучения мы проводим дизайн-сессии по данному проекту. Есть сценарий, смотрим, какие проблемы возникают на каждом этапе цикла педагогической профессии. Участники предлагают пути решения со своей ролевой позиции, обсуждаем эти пути.

Мы пробовали провести такой проект с реальными абитуриентами, студентами, молодыми педагогами, зрелыми педагогами и учителями серебряного возраста, то есть проиграли ситуацию от начала и до конца. И на каждом этапе выявились те проблемы, которые существуют в жизни. Причем, замечу, проблема маленьких зарплат оказалась не первой. Она есть, причем на каждом этапе, но она не первая.

У молодежи – боязнь. Особенно страх в общении с родителями. «Когда в первый раз приходишь на родительское собрание, ощущаешь себя дрессировщиком в клетке с тиграми» – примерно так они описывают свои чувства. Но здесь проблема всего лишь в недостаточном опыте, практике. Бывает, что родители учеников задают сложные вопросы молодому педагогу, но на самом деле проверяют на выносливость, устойчивость. То же самое делают и дети. К такому, конечно, можно готовиться, но только во время урока или родительского собрания, только на опыте, учитель почувствует, как нужно вытащить себя из этой придуманной им же клетки с тиграми.

И. Прохорова: Видите, как выходит, мы с вами говорим о стратегических играх, неформальном обучении педагогов, а все равно получается, что говорим о жизни учителя. И для участников и для нас – это расширение границ понимания нынешней ситуации.

Кстати, не только людям из сферы образования интересен проект «Жизненного цикла…», он применим к любым профессиям. Там могут быть иные проблемы, но этапы: вход, удержание в профессии, зрелость и выход – одинаковые во всех сферах.

 

Диалог на равных

Почему в ваших проектах для учителей главная роль отводится обсуждению?

С. Соткина: Коммуникация друг с другом – это в первую очередь то, чего не хватало во время пандемии. Нам-то с коллегами точно. Дистанционное общение через экран – это совершенно другое.

Мы недавно проходили с коллегами обучение в дистанционном формате, от содержания курса – восторг, но вот если бы мы сделали его в офлайне, то к гораздо большим результатам могли бы прийти и проблем бы больше решили. Кроме того, курсы – это возможность познакомиться, наладить сотрудничество.

Чтобы выдержать конкуренцию в дополнительном образовании, необходимо объединяться. Сетевые программы намного интереснее, более полные. Сейчас в одиночку невыгодно, неперспективно.

И. Прохорова: Невозможно преподавать курс ОБЖ в дистанционном формате. Те же полевые сборы, ориентирование на местности. Как можно изучать только в классе ориентирование? Теорию, безусловно, разъяснишь, это, само собой, необходимо в первую очередь. Но реальные навыки можно отработать только на местности. Человек, если заблудится в лесу, не теорию вспоминать будет!

С. Соткина: Полностью согласна с коллегой, поэтому и ищем оптимальные выходы в школьных условиях. Допустим, как просто – вывести детей на пришкольную площадку, дать им компас, карту – в этом случае можно научить навыку. Смешанный тип – это выход.

Вот мы сейчас, например, работаем с Группой компаний «Просвещение». Если необходим нам специалист в какой-либо области, мы приглашаем его на экспертную лекцию в дистанционном формате. Он выступает по видеоконференции, обучающиеся ему задают вопросы, он отвечает в живом формате. Все довольны.

В сентябре мы пробовали провести такое занятие: из 15 субъектов Российской Федерации учителя давали уроки с детьми – это был обычный процесс, но только ставили камеру. Наши нижегородские учителя наблюдали, обсуждали и делали выводы, что из увиденного они готовы реализовать уже в своей работе.

Делиться опытом – это один из продуктивных способов повышения квалификации учителей. Теорию можно прочитать, для практики же нужно самому пробовать разные методики, педагогические технологии.

Повторюсь, учителю нужен готовый кейс. Чтобы он не искал, не тратил время на апробацию, а взял уже готовую наработку и пользовался ей в своей работе. Поэтому одна из наших основных задач – это формирование готовых кейсов для учителей.

 

Каким вы видите современного учителя? Какой он и к чему должен стремиться?

С. Соткина: Современный учитель и учитель будущего, как мне кажется, – это гибкий, быстрореагирующий, коммуникабельный, с очень острым умом человек, любящий свою профессию. Однако каким бы ни был умным учитель, если он не педагог в душе, то успеха не будет. Современный учитель демонстрирует свои показатели в детях. То есть прежде всего нужно привить любовь к своему предмету, заинтересовать. В этом случае, выявив компетенции у каждого ребенка, можно работать целенаправленно, индивидуально.

Есть в нашей практике отличный пример, сын одного нашего преподавателя не любил математику и демонстрировал слабые знания. Нашли репетитора – учителя «старой» школы и с большим опытом работы. Педагог буквально за несколько занятий влюбила мальчика в предмет, всего лишь применив понятную методику решения сложных задач, тем самым из троечника сделала отличника. Это высший пилотаж.

Таков и есть, как мне кажется, учитель будущего, как и настоящего, впрочем. Времена разные, а в основе одно – учитель должен любить свой предмет и владеть эффективными методиками, это однозначно. Причем неважно, какое это время, какой возраст учителя…

И. Прохорова: Добавлю, что современное учительство – это сотрудничество, содружественность, сонаставничество.

А современный учитель – это лидер мнений. Но авторитет у него сам собой не возникнет, нужно работать над собой, продолжать самообразование. Без желания самого педагога это невозможно.

И опять мы приходим к тому, что педагогом нужно быть в душе, это во все времена – призвание. И учитель будущего, о котором мы сегодня говорили, тоже начинается с любви к детям, с искренней увлеченности своей профессией и желания непрерывно совершенствоваться в ней.

Беседу вела

Дарья Арнаутова

Фото из архива

Мининского университета