Главная страницаАрхив2021 #8 / Предмет ОБЖ – это лучшее, что есть в нашей школе!

Предмет ОБЖ – это лучшее, что есть в нашей школе!

30 Июля 2021

В школе № 118 Нижнего Новгорода, входящей в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», прошел семинар для учителей ОБЖ из разных регионов России. Больше всего педагоги ожидали знакомства с заслуженным учителем РФ преподавателем-организатором ОБЖ этой школы Сергеем Вячеславовичем Горшковым, добрая слава о котором вышла далеко за пределы Нижегородской области…

 

Вначале стоит сказать несколько слов о школе, в которой преподает Сергей Вячеславович Горшков. Каждый класс – это современное пространство, где детям комфортно и интересно. И не зря эта школа, как уже упоминалось выше, вошла в реестр ведущих образовательных учреждений страны. Суть не во внешней стороне – хорошем оснащении, благоустройстве, хотя и это огромный плюс, а во внутреннем содержании. Здесь работают педагоги-новаторы, реализующие передовую методику обучения, умеющие увлечь детей. Ребенок в школе № 118 не просто получает качественное образование, а проявляет свои способности при активной поддержке педагогов. Представьте, каждый учащийся может выбрать для себя практически любое увлечение, будь то научно-исследовательские кружки, художественная или музыкальная студия, борьба или карате, шахматный класс или занятия по спасательной тематике и так далее. Есть даже свой пресс-центр, в котором неугомонные и вездесущие школьные корреспонденты – те же ученики, мечтающие о профессии журналиста, – создают сюжеты о бурной школьной жизни.

Примечательно, что под учебу весьма изобретательно приспособлено даже коридорное пространство. Например, огромный, во всю стену, экран рядом с уголком безопасности – здесь, как было отмечено во время экскурсии гостей-учителей по школе, проводятся нестандартные занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

Один из гостей, преподаватель-организатор ОБЖ Марат Наэлович Гиматдинов из Ульяновской области, сказал: «Подкупает то, что каждый уголок школы задействуется и используется как образовательное пространство…».

Соответственно, ученики этой школы показывают высокие результаты на экзаменах, всероссийских школьных олимпиадах по разным предметам, в различных соревнованиях, в том числе юнармейских или спасательной тематики («Школа безопасности», «Юный спасатель» и другие).

Во время экскурсии меня удивляло не только разнообразие учебной базы (причем многое создано своими руками), но и тактичное поведение, уважительное отношение школьников. Сразу чувствовалось, что педагоги здесь преуспели не только в преподавании, но и в воспитании. Дети здоровались с приехавшими учителями, были вежливыми, предупредительными и с удовольствием помогали администрации в проведении такого масштабного приема гостей. Ребята из школьной пресс-службы фотографировали, делали видеосъемку и общались с гостями.

Мы познакомились с директором школы – Надеждой Николаевной Жуковой. Конечно, быть руководителем такого образовательного учреждения не просто ответственность, как и у любого из директоров, но нечто гораздо большее. Ведь то, что школа является одной из ведущих, не абстрактное название, данное ей, так сказать, «по общим показателям», а обязанность быть одним из локомотивов образовательного процесса, опробовать новые методы преподавания и воспитания, чтобы стать примером для других, повести за собой. Вот лишь один факт: ежегодно школа в среднем реализует сразу по несколько новых проектов. Разумеется, с детальным последующим анализом, отчетом о достигнутых результатах и так далее. То есть это, как модно сейчас говорить, своего рода площадка для отработки передовых методик преподавания, воспитания и так далее. И то, что директору и возглавляемому ей коллективу такая работа оказалась по силам, говорит о многом.

«Наш девиз – не стоять на месте, – отметила в нашем, к сожалению, недолгом разговоре по ходу экскурсии (на более длительное общение у нее просто не было времени) Надежда Николаевна. – Каждый год у нас что-то новое, и эти изменения в лучшую сторону ощущают дети, родители и педагоги. Соответственно, все педагоги у нас люди увлеченные, ищущие, интересные для детей. Они умеют зажечь, увлечь своим предметом. И я горжусь нашей школой. Горжусь своей командой, своим коллективом, своими детьми!»

Надежда Николаевна выразила надежду на то, что если учителя ОБЖ найдут для себя интересный опыт и захотят в своих школах реализовать идеи, которые они почерпнули здесь, то, значит, семинар достиг цели.

Так оно и вышло на деле. Педагоги были явно заинтересованы – во время экскурсии и после показательных занятий по ОБЖ активно расспрашивали, фотографировали, записывали. А наибольший интерес вызвал нестандартный урок «Маршрут выживания» по личной методике Сергея Вячеславовича Горшкова, который он в целях обмена опытом провел для коллег. Ну и для школьников, разумеется – это было практическое занятие по пройденным темам курса ОБЖ…

Не могу не вспомнить один момент. Когда ученики в ожидании показательного урока расположились в холле, где в это время проходила презентация гостям очередного инновационного уголка школы, вдруг отчетливо прозвучала фамилия их любимого учителя. И тут же со свойственной детям непосредственностью одна девочка произнесла: «Предмет ОБЖ – это лучшее, что есть в нашей школе!» Другие ученики ее поддержали одобрительными откликами.

Как говорится, без комментариев. А теперь послушаем самого педагога, его рассказ о том, как удалось сделать свой предмет любимым для детей.

 

Учитель, изобретатель…

И вот мы общаемся с заслуженным учителем РФ Сергеем Горшковым, чей опыт приехали перенимать коллеги из разных регионов страны.

– Сергей Вячеславович, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в педагогику?

– Для меня примером еще в школьные годы была учитель физкультуры Людмила Михайловна Сафонова. Это был прекрасный учитель и душевный человек. Благодаря ее урокам и ее отношению к нам, детям, я, конечно, полюбил физкультуру. Хотел быть как она…

Я окончил 10-й класс, начал готовиться к поступлению в институт, однако чувствовал, что еще не созрел для этого. Нужно было поднабраться жизненного опыта, и этому способствовала моя дальнейшая служба в пограничных войсках.

А затем сама судьба распорядилась, иначе не скажешь. Представьте, как раз к завершению моей службы в армии мама в письме написала, что в нашем пединституте (тогда еще в Горьком, ныне – в Нижнем Новгороде) открывается новый факультет – начальное военное обучение и физическое воспитание. Как раз то, что мне надо. Я написал заявление на поступление, начальник заставы подготовил характеристику на меня.

Документы направил по почте, а сам по возвращении домой тут же пошел на подготовительное отделение в пединститут. Окончив его, успешно сдал экзамены, прошел по конкурсу, надо сказать, немаленькому, и поступил на первый курс.

Так начался новый этап моей жизни, который приближал меня к мечте. Обучение предполагало освоение сразу двух дисциплин, выпускники получали диплом, где было записано: преподаватель начального военного обучения (с правом ношения военной формы одежды) и физического воспитания.

Осенью 1984 года прибыл на «школьный фронт» и с тех пор за 37 лет работы педагогом я ни разу не пожалел о своем выборе. Работал в разных школах. Целых 25 лет, четверть века, – в школе № 149, навсегда ставшей для меня родной. Именно там я и получил звание заслуженного учителя РФ. Но потом, когда мне предложили работать в новой 118-й школе, сложно было не согласиться. Работа в такой школе, действительно современной, – это ступень роста для учителя, рост, если ты даже заслуженный… Дело в том, что чем больше опыта, практики, тем больше новых идей и замыслов. Чувствуешь в себе силы для осуществления новаторских замыслов, но нужны соответствующие возможности. И директор школы Надежда Николаевна Жукова предоставила мне все условия, кабинет ОБЖ, тир, и лаборантскую.

База хорошая, три кабинета, а что касается простора для инициативы, то сразу понял, что в новой школе это только приветствуется. Так оно потом и оказалось на деле.

 

– Давайте вернемся в прошлое, чтобы оценить, насколько все изменилось. Каким был предмет 30 лет назад, в чем видны перемены и есть ли то, чего не хватало тогда и не хватает сейчас?

– Хорошо помню, как в 1991 году шел поиск формы и содержания предмета ОБЖ. Были учебные линии различных авторов: Воробьева, Латчука, Смирнова – мы по их программам ориентировались. Я и многие коллеги тогда выбрали Смирнова. Нам дали методички, программу. Но далеко не все удовлетворяло, существовали изъяны. А самое главное, что мало в программах отводилось времени, по сути, на самое основное в ОБЖ – на практические действия.

Как раз по поводу практики и хочется сказать, что ее как тогда, так и сейчас хотелось бы больше. К сожалению, проблема не решена до сих пор, три десятилетия спустя. И сегодня все зависит от преподавателя: если он подготовлен в области практики, то сможет научить, если нет, то пробел. Системной подготовки преподавателей в области практических действий, начиная со студенческих лет, за редким исключением, нет до сих пор.

Особенно на сегодняшний день ощутим данный «вакуум» у 9-го класса – много теории, а им же нужно совершенствовать навыки в вопросах безопасности и своей, и близких. А в 10-м классе, по-хорошему, должно быть уже закрепление практических навыков. Но реально из-за излишней теории и разрозненности занятий приходится начинать заново изучать материал.

Чтобы не быть голословным, отмечу, что в конце программы все же есть блок практический. Но он настолько мал, что, по сути, играет незначительную роль. Тем более в нем есть оторванность от жизни – мало того, чего хотелось бы…

 

– А чего хотелось бы?

– Мечтаю об учебнике, в программу которого будет заложено много практических действий. А еще – последовательности и привязки к жизни.

Выстраивание тем, по моему твердому убеждению, должно быть согласно жизненному распорядку дня ученика. Например, то, что с утра делает школьник, – это тема личной гигиены. Далее – по распорядку: ребенок идет в школу – изучаем правила поведения в общественном транспорте и безопасность на дорогах. Что может произойти в школе, какие опасные ситуации – следующая тема. Сама жизнь, подчеркиваю это слово, в основах безопасности жизнедеятельности должна быть учтена.

Особенно актуальна тема передвижения по городу. Многие на транспорте едут в школу на занятия, в спортивные и иные секции после учебы. Не говоря о том, что все ездят на велосипедах по дорогам. Знать правила уличного движения обязательно! Отдельных уроков на эту тему, как известно, нет, в рамках ОБЖ времени тоже отводится немного. Час в неделю – чему научишь?! Зато есть дополнительные занятия, практика, чем я и занимаюсь. Учу любым ситуациям, не только правилам дорожного движения. Если кому-то стало плохо в транспорте, на улице, в различных ситуациях, как помочь человеку? Если произошло задымление в помещении, в салоне общественного транспорта, то, как эвакуироваться?

Иная ситуация: произошло ДТП, и у кого-то из пассажиров открылось кровотечение, как действовать человеку? Эти и другие вопросы стоит разбирать на уроках ОБЖ, причем не только обсуждать, но и давать школьнику возможность тренироваться на тренажерах, применять электрифицированные стенды.

В нашей школе мы с учениками стараемся соблюдать баланс между теорией и практикой, но все-таки последней у нас в несколько раз больше...

 

– Сразу бросаются в глаза развитая учебно-материальная база, многочисленные кубки…

– База достаточная, но мы ее постоянно совершенствуем, причем в основном сами, об этом еще расскажу дальше. И места хватает. В лаборантской у нас размещена часть оборудования: учебное оружие в сейфах, костюмы химзащиты, пожарные боёвки в шкафах, а еще – стеллаж-витрина с нашими многочисленными дипломами и кубками, завоеванными учениками за 12 лет работы в этой школе.

Два шкафа с секретом: на самом деле это бойницы, выходящие в тир, что позволило существенно обезопасить процесс обучения стрельбе.

Но и кабинет ОБЖ не простой. Директор предложила мне один из трех самых больших кабинетов школы. Там у нас макеты, тренажеры, электрифицированные стенды и многое другое. Иногда в этом кабинете проводятся планерки и показательные уроки по другим предметам.

 

– В вашем кабинете, помимо наполнения, меня удивило расположение парт: один ряд развернут так, что видно и доску и макеты, расположенные вдоль стены. И есть пространство, чтобы развернуть целую рукавную линию, – все в одном кабинете.

– Так столы мы поставили специально для учителей ОБЖ, приехавших на семинар в нашу школу. Конечно, это удобно, но такую расстановку парт я стараюсь использовать с учениками в день практических занятий. Обычно столы стоят в два ряда – это для уроков. А для семинаров мы расставляем их так, как вы сказали, чтобы была большая площадка для практической деятельности.

Тогда не только рукавную линию можно проложить при пожаре, но и отработать навыки поведения в природе, в социуме, здесь, же и правила дорожного движения: свободно проезжает велосипед.

 

– Вот мы и подошли к самому интересному. Расскажите о ваших уроках, как рождалась методика, позволяющая при всех недостатках программы не терять тесной взаимосвязи с практикой.

– Я начинал преподавать НВП. И было в этом предмете много практики: строевая, огневая, тактическая подготовка и так далее. Простым языком, школьники учились стрелять, ходить строем, выполнять тактические действия, преодолевали препятствия, копали окопы и блиндажи, были у нас и макеты танков…

 

– Тогда вы начали изобретать интерактивные макеты?

– Не совсем. Наверное, одним из первых я сделал выносной тир с приемниками для пуль, движущимися мишенями, падающими сверху. Детям особенно нравилось то, что мишени не статичны. Двигаются в разных направлениях. Тир у нас такого плана, маневренный.

А потом я подумал, что нужно создать дополнительные точки, что и было сделано. Делил учеников на группы, кто-то стрелял, другие определяли точность стрельбы, третьи учились правильно разбирать и собирать автомат и так далее.

Есть определенный алгоритм, его я и вывел на макет. Ребята получают, например, такое задание: есть задержка по стрельбе, нужно определить причину и устранить ее. Это означает, что на макете надо нажать кнопки в определенной последовательности. Каждое правильно выполненное нажатие отображается на пункте зажженной лампочкой. Если ошибка, то придется начинать сначала.

Сюда можно запускать и другие темы. На семинаре с учителями ОБЖ я демонстрировал макет с алгоритмом действий во время пожара. Есть у нас макет, например, и по неисправностям велосипеда, где тоже нужно в правильной последовательности действовать.

Единственное неудобство этой методики – нужно менять схему или расположение пунктов алгоритма, иначе дети могут просто отработать последовательность до автоматизма. Но, как правило, это трудно за один час в неделю. И мы понимаем, что это только одно задание, а есть и другие.

 

– Сергей Вячеславович, а каким принципом должен руководствоваться учитель, чтобы к нему на уроки дети бежали со всех ног?

– Мой принцип прост: не заниматься панибратством, но при этом быть чувствующим человеком. Приблизить ученика так к предмету, чтобы он на самом деле его полюбил. Заинтересовать же можно с помощью подобранных тем из курса ОБЖ и подхода к их изучению. Да, есть у нас «сухие» темы. Но если ты по-особенному построишь урок, продумаешь его хорошенько, то можно из любой темы сделать интересное занятие.

Как правило, современные уроки строятся так: есть некий «скелет», который дается педагогу, и в классе он задает проблемные вопросы обучающимся. А ученики, отвечая на них, делают из «скелета» настоящую «рыбу». Конечно, это занимает больше времени, чем традиционное раскрытие материала, построенное лишь на монологе учителя. Однако знания в головах отложатся и там задержатся тогда, когда ученик дойдет до понимания сам. Поэтому еще один мой принцип: помочь ученику постигать знания безопасной жизни самому через предмет ОБЖ.

Я предпочитаю всегда отрабатывать с детьми как можно больше практических элементов на уроке. Разумеется, после теоретического блока. Мне очень нравится, что у нас есть интерактивная доска, на компьютерах ребята работают в программах, где решают вопросы безопасности. Некоторые компьютерные программы мы и сами разрабатывали.

Еще в бытность преподавания в прошлой школе я готовил открытый урок о влиянии радиоактивных веществ на человека и окружающую среду. Стоит отметить, что тогда компьютеры только начинали появляться. Собрал своих учеников, начинающих программистов. Говорю им: нужно сделать схему работы ионизационной камеры, чтобы мы смогли наглядно ученикам показать, на чем основан принцип работы прибора ДП-5В, в чем его сущность, как камера передает информацию, как мы понимаем, что мы попали в зону радиоактивного заражения.

И вот мы создали эту ионизационную камеру в виде программы на компьютере. И на открытом уроке ОБЖ презентовали ее. Показали ребятам, как на тонкую пленку камеры попадает радиоактивное излучение, происходит расщепление нейтральных молекул на электроны и ионы. Вследствие чего происходит замыкание цепи между катодом и анодом, это откладывается на амперметре и показывает уровень радиации.

Для понимания на слух это трудно, зато, когда рассказ подкрепляется визуальными элементами, детям сразу становится интересно.

Таков же принцип занятий и сегодня. Продолжая разговор об уроке на тему радиации, я после вышеупомянутого рассказа-показа разъясняю ученикам, что радиацию нельзя увидеть, услышать, почувствовать запах. Они спрашивают, как узнать, что она есть. И я им отвечаю, что радиоактивное излучение мы можем увидеть на фотографии. Или предлагаю посмотреть фрагмент фильма про Чернобыль: вот видите белые пятна на плёнке – это цепная реакция радиоактивных веществ. Она же влияет на пленку и засвечивает ее. Светлые точки на снимках, видео, когда эвакуировали людей на автобусах, – это радиация.

Вот так на тренажерах, собственноручно сделанных программах мы и учимся. И ребята с удовольствием участвуют в создании новых макетов.

 

– Вы со школьниками делаете тренажеры?

– Под моим руководством несколько лет назад мы организовали исследовательскую группу по разработке и изготовлению нестандартных тренажеров для обучения ребят практическим навыкам на уроках ОБЖ и на занятиях во внеурочное время. Группа состоит в основном из старшеклассников. Процесс обучения с помощью тренажеров начинается еще на стадии их разработки.

Например, ориентирование. Вы видели в кабинете ОБЖ большой стол, на котором из разных материалов создана природная зона в миниатюре. Это макет-тренажер, на котором смонтирован электронный рельеф местности с контрольными пунктами и малыми компасами. Внутри много лампочек, проводов, созданы магнитные цепи. Детям еще не успеваешь задавать вопрос, они уже заинтересованы этим макетом, на нем ведь также установлены небольшие палатки, человечки, животные и другие объекты. Ученики рассматривают, а я им говорю, что сейчас мы научимся быстро определять азимут. А это угол от северного меридиана до определенного объекта.

Макет интерактивный. Есть кнопки, на которых записаны координаты, ребенок определяет их и нажимает на соответствующую кнопку, если она загорается, значит, все правильно. Кроме того, мы установили сложную схему, в которой нужно определить азимуты последовательно у разных объектов. Как только ученик, верно справившийся с заданием, нажимает на кнопку с последними координатами, то на макете поднимается флаг, фигурки начинают двигаться, даже «горит» огонь.

 

– Кстати, об этом. Ваши тренажеры, например, имитируют возгорание телевизора в одном из углов класса. Мы видели настоящий дым, как вам удается так приблизить картину к реальности?

– Это не дым, а испарения, абсолютно безопасные для дыхания и здоровья, – жидкость при испарении выделяет пар...

 

– Помимо использования тренажеров, макетов, какими еще образовательными технологиями пользуетесь на уроках?

Рассмотрим на примере того же ориентирования. На следующем уроке мы с учениками продолжаем тему. Здесь стоит сказать, что моя любимая форма занятия – это групповая работа. Делю класс на четыре группы: пеший, лыжный, велосипедный и водный походы. У нас начинается соревнование. Вначале каждая группа готовится к своему походу: ребята делают презентации. К примеру, первой группе я объясняю, как нужно максимально отразить маршрут движения, какие обязанности у каждого в группе: кто командир, костровой, врач, кто отвечает за питание и так далее. Обязательно должен быть ответственный за связь с поисково-спасательной службой.

То есть презентация – это не просто название команды и девиз, важен образовательный момент, проверяем знания уже на этом этапе. Уделяем ему немало времени, ребята проигрывают разные ситуации, ведь каждый должен показать, что знает свои обязанности.

На этой презентации ребята имитируют различные препятствия. Показывают свой маршрут на карте, причем только Нижегородской области, опять же мы учимся для того, чтобы знания пригодились в жизни. Маршрут по родному краю выбирают дети. Для водного похода тоже есть что выбрать: Линда, Ветлуга, Волга.

Далее группы проходят маршрут на вышеупомянутом макете с помощью ориентирования. За ошибки – штрафные баллы. После ребята устанавливают бивак в миниатюре.

Разные задания можно организовать на таком уроке: вязание узлов, отработку международных знаков спасения, первую помощь при укусах насекомых и животных, при травмах, определение съедобных, несъедобных грибов и многое другое по курсу ОБЖ.

 

– Такие уроки наверняка вдохновляют ребят на походы?

– В том числе, на то и расчет. Наши ученики уже берут за руку родителей, настраивают их, в результате начинается подготовка к настоящим походам, потом – сами походы, они у нас проходят регулярно.

 

– А для младших школьников такие обучающие макеты подходят?

– Конечно. Во время летнего пришкольного лагеря в кабинете ОБЖ любят устраивать экскурсии с детьми начальных классов. Мы проводим для них небольшие практические занятия. Например, на тренажере, имитирующем болото. Этот тренажер сделан из гимнастического мата, в нем закреплены электроды, и ребята нащупывают с помощью специального щупа места, на которые можно наступить. При неосторожном движении срабатывает светозвуковой сигнал, означая попадание человека в трясину. Значит, нужно начинать сначала.

С второклассниками-юнармейцами мы занимаемся на внеурочных часах.

 

– Предмет ОБЖ вобрал в себя темы из разных областей знания. Поделитесь опытом, как можно учителю быть компетентным одновременно и в медицине, и в военной подготовке, и в туристических вопросах и многих-многих других темах? Как вы все успеваете?

– У нас есть курсы повышения квалификации при Нижегородском институте развития образования. Там организуются экскурсии в лучшие школы, мастер-класс для учителей ОБЖ. Далее, на открытые уроки учителя друг друга приглашают для обмена опытом. Потом я, например, участвую во всероссийской олимпиаде в качестве члена жюри на муниципальном, региональном этапах, а здесь можно много нового подсмотреть у коллег, общаться с экспертами из оргкомитета и другими членами жюри.

Но времени всегда хватит, если вам нравится то, что вы делаете. Для меня – это учительство и мой любимый на всю жизнь предмет ОБЖ.

Дарья Арнаутова, наш корр.

Фото Артема Куликовского, Алены Барминой,

Анастасии Салиной, Анастасии Третьяковой, Заира Раваева