Главная страницаАрхив2021 #8 / Учить действовать. Новое в преподавании ОБЖ

Учить действовать. Новое в преподавании ОБЖ

30 Июля 2021

ОБЖ – предмет практико-ориентированный, но в школе возможностей для обучения действиям в опасных ситуациях мало. Не хватает владеющих практическими компетенциями педагогов, учебной базы, сертифицированных инструкторов по обучению первой помощи и многого другого. Как раз решению этих проблем и реализации новой концепции преподавания предмета был посвящен круглый стол «ОБЖ: новые вызовы, новые возможности», который прошел в рамках XIII Международного салона «Комплексная безопасность – 2021».

 

В мероприятии приняли участие представители МЧС России, МВД РФ, Минпросвещения РФ, органов исполнительной власти Москвы и Московской области, ведущие эксперты в области безопасности, образования, здравоохранения и психологии. Стержнем дискуссии стали новые подходы к преподаванию ОБЖ, в том числе разработка образовательного контента и учебников по предмету.

С докладом «Реализация новой концепции преподавания предмета ОБЖ» выступила психолог, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу. Спикер рассказала о подготовке издательством «Просвещение» нового учебника для 8–9-го класса общеобразовательной школы: «Мы целенаправленно и умышленно при создании пособия не пошли по пути привлечения профессиональных педагогов, а привлекли разных высокоуровневых экспертов в своей области – спасательного дела, медицины, психологии, информационной безопасности, дорожного движения».

Юлия Сергеевна пояснила, что у сегодняшних школьников отсутствует мотивация к изучению предмета – в курсе слишком много теории и очень мало практики, ученикам не всегда понятно, как же реально они могут применять получаемые в школе знания. В новом учебнике будет много практико-ориентированной информации.

«Впервые представлены в полном объеме и приведены в полное соответствие с законодательством нашей страны и мировой практики правила оказания первой помощи, – констатировала Юлия Шойгу. – Включен блок психологических знаний, есть разделы, посвященные таким сложным и, к сожалению, таким частым в современном мире явлениям, как конфликты, манипуляции, агрессивное поведение, буллинг, а также приемам борьбы со стрессом и приемам психологической поддержки».

По ее словам, «в учебнике применен новый подход к тематическим линиям – с позиции ребенка, мест и ситуаций, в которых он находится: не только в быту или на природе, но и в информационной, цифровой среде, в социуме. Изучение каждой темы мы начинаем с того, что нужно сделать, чтобы не попасть в опасную ситуацию. А уже потом говорим, как нужно действовать, если в ней оказались. Важно показывать, что делать и зачем, вовлекать ребят в обсуждение и практические задания».

Психолог также отметила, что команда экспертов ведет сейчас работу над учебниками для 5–7-х классов, развивает мобильное приложение МЧС России и Telegram-канал, который будет посвящен безопасности жизнедеятельности, а его основными посетителями должны стать учителя ОБЖ.

 

Ближе к делу!

Президент группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович познакомил с итогами апробации нового учебника для 8–9-го класса общеобразовательной школы. Апробация прошла в 25 российских регионах и 115 центрах образования «Точка роста».

«Мы получили очень хорошие отзывы от учителей. Они отметили лаконичное изложение материала, отсутствие лишней затеоретизированности, максимум практики и удобную навигацию. Кроме того, нам говорят, что ученики с удовольствием читают учебник до урока, не хотят пропускать занятия, пересказывают родителям то, что сами узнали. Важно, чтобы дети этот предмет не просто полюбили, но чтобы после его прохождения были готовы действовать», – отметил Зенькович.

Другими словами, ближе к делу! В опасной ситуации теорию вспоминать не придется, надо будет немедленно действовать. Теория необходима как база, а дальше нужно развивать практические навыки, учить выходить «из воды сухими».

Коллегу дополнил начальник управления реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы Николай Антонов, подчеркнув в своем выступлении, что самое главное в преподавании ОБЖ – воспитать культуру безопасности. «А вторая наша с вами общая задача, – продолжил он, – постоянное обновление контента. Учить надо тому, что актуально сегодня и будет актуально завтра. Не только тому, что было актуально когда-то. Нельзя отставать от опасностей, которые окружают нас сегодня».

То есть быть на шаг впереди. И в этом педагогам будет оказана методическая помощь. Николай Антонов рассказал, что у Департамента образования и науки города Москвы есть открытый информационный ресурс, которым учитель из любого региона России может воспользоваться, – это «Школа большого города».

«Методический центр ресурса обеспечивает решение методических вопросов, а раздел «Патриот – спортцентр» отвечает за спорт и военно-патриотическую подготовку, – отметил он. – В том числе за сборы по основам военной службы, которые являются частью основной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности».

Изменились в новом учебнике для 8–9-го класса общеобразовательной школы методы обучения оказанию первой помощи. По словам главного внештатного специалиста Минздрава России по первой помощи Леонида Дежурного, «нередко люди умирают по причинам, которые можно устранить на месте происшествия, умирают из-за того, что окружающие проявили страх оказать первую помощь, нежелание, невежество, незнание, находились в плену стереотипов по отношению к первой помощи… Случается, что люди умирают от западения языка, от инородного тела в верхних дыхательных путях, и тут простейшие действия могут человека спасти, но, к сожалению, выполняются достаточно редко».

Леонид Дежурный отметил, что первая помощь – это «очень небольшой набор знаний и умений, которые не должны трактоваться по-разному, как и правила дорожного движения. Если каждый учитель или преподаватель автошколы будет трактовать правила дорожного движения по-своему, давать оригинальные определения зеленому свету (тут можно, а там иногда нельзя), ничего хорошего не выйдет из этого. Важно, чтобы оказание первой помощи трактовалось одинаково в разных дисциплинах, в том числе на физкультуре и биологии».

Детям нужно дать возможность как следует попрактиковаться: «Первая помощь – это прежде всего практика, – считает Леонид Дежурный. – И ОБЖ – один из самых практико-ориентированных предметов».

 

Ответ на новые вызовы

Руководитель подразделения специальных проектов АО «Крибрум» Артем Курицын отметил, что детям необходимо рассказывать о борьбе с манипуляциями в социуме и цифровом пространстве. В частности, о том, как сотрудничать с цифровой средой, как не стать жертвой мошенников в Сети, что нужно знать о распространении информации. Об этом и многом другом также рассказывает новый учебный курс.

А. Курицын подчеркнул, что нужно учить подростков критически относиться к любым сведениям из интернета, чему уделено особое внимание: «Многие блоки в новом учебнике пересекаются между собой. Если, например, в блоке психологии говорится о манипуляциях вообще, то в нашем блоке мы говорим про манипуляции в социальных медиа и сетях».

Участники круглого стола уделили внимание теме психологического здоровья, защиты от буллинга и методам разрешения конфликтов. Эти вопросы также вошли в новый учебный курс по ОБЖ. По словам заместителя декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ольги Тихомандрицкой, буллинг опасен не только для тех, на кого он направлен, но и для тех, кто его осуществляет.

«Вообще конфликты, буллинг, проявление агрессии, манипуляции могут действительно наносить большой урон, стоить даже кому-то жизни. Что такое травля и конфликты, какие они бывают, как их избегать, что делать, если стал участником конфликта, как противостоять манипуляциям, конструктивно общаться и управлять эмоциями – обо всем этом расскажет новый учебник ОБЖ. Также научит детей, что иногда на ситуацию следует посмотреть глазами оппонента, сравнить свое и его восприятие действительности», – подытожила О. Тихомандрицкая.

Старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России Ольга Позднякова рассказала, что многие взрослые дают детям неправильный пример поведения на дороге:

«Они сами не чувствуют угрозы, поэтому не пристегиваются ремнями безопасности в автомобилях, перевозят несовершеннолетних без детских удерживающих устройств, переходят проезжую часть дороги на запрещающий сигнал светофора. К сожалению, из-за этого появляются страшные цифры статистики. Например, с начала текущего года по 30 апреля произошло 3795 дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 16 лет, в результате которых 132 ребенка погибли. Для того чтобы сократить количество ДТП, нам – педагогам и родителям, сотрудникам Госавтоинспекции и МЧС РФ – нужно работать над изменением нежелательного поведения взрослых и детей на дороге, формировать личности безопасного типа. Если все вместе мы будем делать поступательные шаги в одном направлении, то сможем сократить эти страшные цифры. Действовать нам нужно прежде всего на превентивном уровне, мотивировать детей на безопасное поведение на дорогах. Об этом мы говорим и в новом учебнике».

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что для воспитания культуры безопасности и популяризации знаний первым делом нужны мотивация и осознанное изучение. От этого зависит, как учебный материал будет усвоен и как будут полученные знания применяться на практике. Лучше всего повысить мотивацию учеников, по мнению многих, поможет, во-первых, техническое обеспечение предмета ОБЖ, во-вторых – большее количество часов практики.

Материал подготовили

Ирина Костромичёва,

Александр Гордиевский

 

 

Не подвергай свою жизнь опасности!

На базе московской школы «Марьино» осуществляется апробация нового учебного пособия по ОБЖ под научной редакцией Юлии Шойгу от издательства «Просвещение». Опираясь на его принципы, педагоги создают атмосферу дискуссии в классе и ставят перед детьми вопросы, над которыми тем стоит задуматься самостоятельно. В качестве развития активных методов обучения могут использоваться презентации, интеллектуальные марафоны, брейн-ринги и соревнования, театрализованные выступления и игровые формы, позволяющие воссоздать процесс чрезвычайной ситуации и восстановить его по ролям, погрузившись в естественную среду происходящих событий. Помимо этого, к активным методам мы также относим групповые тематические экскурсии, посещение специальных учреждений, обучающие мастер-классы, встречи с представителями профессий из области гражданской обороны и медицины. Подобная модель обучения широко представлена в новом учебном пособии ОБЖ и весьма эффективна в практической реализации образовательного процесса.

Также в ходе практических занятий и теоретических исследований на примере школьного образования мы смогли провести более конкретную систематизацию и выделили имитационные и неимитационные формы активного обучения. К имитационным мы относим деятельность, ориентированную на профессиональную специализацию и погружение в среду, воссоздающую особенности чрезвычайных ситуаций и опасных для жизни положений. В учебном пособии специально подобраны тематические странички, познавательные факты и интересные задания, позволяющие вжиться в роль специалиста, пострадавшего или сотрудника, занимающегося ликвидацией чрезвычайной ситуации. Формы подобных упражнений мы также разделяем на игровые, дающие наибольший эффект при усвоении материала, и неигровые, к которым относятся классические приемы, применяемые на уроках: анализ, дискуссия, проектирование и так далее. Особенностью занятий, проводимых с применением неимитационных активных методов, является отсутствие модели изучаемой деятельности и исключение материализации предметного образа процесса, в который погружаются обучающиеся. Непосредственно процесс обучения осуществляется при помощи обмена информацией.

Направления формирования культуры безопасности призваны максимально приблизить учебный процесс к практической профессиональной деятельности и обогатить общественное сознание в вопросах обеспечения защиты жизни и сохранения здоровья.

Сергей Кытин,

преподаватель-организатор ОБЖ

ГБОУ города Москвы «Школа «Марьино»

имени маршала авиации А.Е. Голованова»