Главная страницаАрхив2021 #9 / Творчество без границ: нестандартные уроки по ОБЖ

Творчество без границ: нестандартные уроки по ОБЖ

01 Сентября 2021

Как показывает практика, значительное количество преподавателей ОБЖ испытывают трудности в организации и проведении занятий традиционными методами и почти не применяют нестандартные. Между тем умелое использование современных предметных технологий кардинально меняет атмосферу урока, делает его увлекательным, дает возможность увязывать теорию с практикой.

 

В отечественной школе обнаружилась тенденция к снижению интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью удержание интереса учащихся к учебному труду.

В этом сказался поиск новых, нестандартных форм обучения. Педагоги-новаторы изначально стремились придать учебно-воспитательному процессу большую гибкость, оперативность, освободить его от штампов, заорганизованности. Появление нестандартных форм обучения связывают сегодня с идеей децентрализации функций преподавателя, то есть частичной передачи учащимся учительских функций: планирования, управления, анализа. Здесь большой простор для творчества педагога, нет жестких рамок. Поэтому нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее неустановленную структуру.

Мнения педагогов о таких занятиях расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.

Между тем практика преподавателей ОБЖ, разумно сочетающих применение традиционных и нестандартных форм занятий, показывает, что такой подход заметно активизирует деятельность обучающихся, помогает им лучше усвоить учебный материал.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков, и о некоторых из них речь пойдет ниже. Но перед этим уместно заметить, что в разряд нестандартных уроков попали типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Нестандартные уроки – это путь к активизации познавательной деятельности и, как следствие, повышение мотивации.

 Теперь рассмотрим основные типы нестандартных уроков.

Урок-конференция. За месяц до проведения конференции учащиеся получают обширную тему для продумывания. Небольшая группа готовит сообщения, смысл которых – познакомить одноклассников с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Те, кто сидит в зале, не должны специально готовиться, их задача – услышать, понять, записать, осмыслить проблемы и выдвинуть свои версии, взгляды, идеи. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие вопросы. Жюри регистрирует малые открытия и интересные идеи, ставит баллы.

Конференции по ОБЖ можно проводить практически по любым темам. В нашей школе, к примеру, с успехом прошли такие уроки, как «Здоровый образ жизни», «Взаимоотношения полов», «Вредные привычки».

Урок-лекция. Во время урока, помня о том, что подавляющее большинство учеников в состоянии сосредоточенно слушать не более пяти-шести минут, необходимо решить задачу активизации мыслительной деятельности. С этой целью, например, выдать каждому учащемуся тезисы лекции и попросить написать справа, на свободном от тезисов месте, возникшие по ходу чтения вопросы. Причем за наиболее интересные вопросы выставляются оценки.

Или, например, учитель обещает во время лекции допустить десять существенных ошибок, те из учащихся, кто их обнаружит, будут вознаграждены.

Активизировать познавательную деятельность школьников можно и тем, что каждые три-пять минут в ходе лекции давать им устные или письменные экспресс-задания.

Хорош и такой способ: выдать ребятам листы с кратким изложением текста лекции, где, однако, пропущены основные понятия, даты, имена и т.д. Во время лекции ученики должны все это вставить. Также можно предложить учащимся составить по ходу лекции тесты-конспекты.

В конце учитель выделяет две минуты, о чем объявляет заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в лекции.

Урок самостоятельного поиска знаний. Ученикам дается задание вычленить проблему и, основываясь на самостоятельном поиске, предложить варианты решений. Например, у нас гибнет растение, найдите причину и вылечите его (в младших классах).

При этом мы рассматриваем варианты не только поиска знаний, но и их активного применения.

Урок-соревнование. За несколько дней до урока класс делится на две команды и судейскую бригаду. Сообщается тема, все активно готовятся к соревнованию.

Непосредственно на уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. Роли распределены так, что один или несколько человек отвечают за направление, тему или возможный вопрос. Перед ответом дается тридцать секунд на обсуждение. Судейская бригада ставит баллы за качество вопроса и ответа каждому участнику и всей команде в целом. Учитель играет роль консультанта, но имеет право вето, если вопрос выходит за рамки темы или разумного. Учитываются знания, понимание, остроумие, юмор, реакция, оригинальность ответа.

Такие уроки можно проводить при обобщении знаний по теме.

Интегрированно-понятийный урок. В ходе урока учащиеся делятся на малые группы, им дается ряд заданий, упражнений или вопросов из разных предметов, касающихся общей темы. За каждый правильный ответ или верные действия ученик или группа в целом получают наградные баллы от учителя или специального жюри, составленного из учащихся. Урок проводят все учителя, предметы которых включены в тему урока.

К примеру, можно провести интегрированную деловую игру по химии и ОБЖ по теме «Самое сильное звено» или викторину, задания которой составлены из понятий, названий процессов, явлений, дат, имен, изучаемых по предметам. Отвечать нужно письменно на скорость. Ответы зачитываются, и оглашается их оценка в баллах.

Каждой группе можно выдавать прямые и перевернутые кроссворды, заключающие в себе необходимые понятия. В прямых кроссвордах клеточки пустые, их надо заполнить, решив кроссворд, а в перевернутых кроссвордах вопросы решены, нужно всем словам из клеточек дать определения.

Как вариант – ученики получают задание составить кроссворд с помощью учебников по разным предметам.

Проблемно-обучающий урок-зачет. Этот урок можно провести на дифференцированной основе.

Первый ряд в классе получает задание внимательно прочитать параграф учебника, после чего попеременно школьники задают друг другу вопросы и отвечают на них, не заглядывая в книгу. Ученики выставляют по итогам работы оценку своим партнерам.

Каждая пара учеников из второго ряда получает задание: на основании текста учебника подготовить наибольшее количество оригинальных вопросов, заданий, тестов. Затем ученики обмениваются попарно получившимися работами и, изучив поступившие материалы, выставляют оценку.

Третий ряд в полном составе садится полукругом у стола учителя, который сразу предупреждает детей, что оценке подлежат не только знания, но и логика и оригинальность суждений. Далее педагог ставит перед ними проблемы и консультирует. Оценки при этой форме работы ниже 4–5 не выставляются.

Такие зачеты можно проводить один раз в год в 9–11-х классах. У нас в школе это практикуется по следующим темам ОБЖ: «Международная система гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, ее цели, задачи и принципы. Гуманитарные акции МЧС России», «Преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних», «Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства», «История создания гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)».

Урок-«аквариум». Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов в целях формирования умения отстаивать и аргументировать свою позицию.

Первый этап – подготовительный. Ведущий представляет проблему и делит класс на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Они обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой выбирается представитель, который отражает и отстаивает позицию группы перед другими участниками.

Второй этап – «аквариумное» обсуждение проблемы. Представители микрогруппы собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков. Преподаватель может выделить специальное время на вопросы к участникам «аквариумного» обсуждения.

Третий этап – анализ. Выбранным заранее «аналитикам» представляется возможность оценить ход и результаты дискуссии. Преподаватель систематизирует выводы участников и подводит общий итог совместной деятельности.

Такой урок мы, к примеру, проводили с 9-м классом на тему «История пищевого рациона человека. Современный «благополучный» рацион и болезни питания». В частности, обсуждали вопросы о пользе диет, о раздельном питании, о голодании, об очистке организма.

Урок – деловая игра. Деловые игры используют для формирования целостного представления о какой-либо проблеме в целях развития творческого мышления, а также для ознакомления учащихся с профессиями.

Атмосфера деловой игры ставит учащегося перед необходимостью максимально мобилизовать свои силы, знания, накопленный опыт и реализовать их в модели типичной жизненной ситуации. У школьника появляется мотив успешно сыграть выбранную роль, при этом создаются условия для формирования коммуникативных навыков, а также социальной активности.

Важно различать ролевые и деловые игры. Часто деловой игрой называют конкурс знатоков или турнир по защите профессий, но это неверно.

Деловая игра имеет следующие признаки: имитация реального процесса с помощью модели; распределение ролей между участниками; различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций; наличие общей игровой задачи у всего коллектива; разыгрывание путей решения проблемы с позиции тех должностных лиц, чьи роли исполняются; применение системы оценки игровой деятельности каждого участника игры.

Как показывает практика, деловые игры вызывают у учащихся повышенный интерес, формируют аналитические способности, умение пользоваться научной литературой и т.д.

Нужно учесть, что участники игры должны сначала получить определенный уровень подготовки по изучаемой теме. Поэтому деловую игру в учебном процессе лучше использовать на заключительном этапе изучения темы или раздела.

 

Как отличить нетрадиционный урок от обычного, традиционного урока? Он всегда выходит за рамки привычного и рассчитан на совместную взаимообогащающую работу преподавателя и учащихся.

Как правило, такой урок отличают расширение временных рамок, использование внепрограммного материала и создание эмоционального подъема у учащихся, ситуации успеха. Также на нетрадиционный урок могут быть приглашены люди разных профессий. Обязательно нужно сформировать временную инициативную группу из учащихся, готовящих урок, помогающих учителю. Отличие нестандартного урока проявляется и в роли педагога: в период подготовки к уроку он выступает в качестве консультанта.

Принципиальным моментом является то, что творчество учащихся направлено не на развлечение, а на познание и развитие. Создаются все условия для инициативы – школьники включаются в работу, высказывают свои предложения, разыскивают дополнительный материал, оформляют кабинет, по необходимости подбирают костюмы, музыкальное сопровождение.

Готовой методики для проведения нестандартного урока нет и быть не может. В каждом конкретном случае педагог и временная инициативная группа учащихся разрабатывают методику сами.

Как это возможно, чтобы школьники участвовали в разработке методики урока? Не просто возможно, а целесообразно и полезно для их развития. Обратимся к конкретным примерам. Скажем, если речь идет о таких нестандартных уроках, как урок-аукцион, урок-референдум, в определении методики надо идти от самого понятия – «аукцион», «референдум». Педагог собирает инициативную группу учащихся, и они вместе изучают справочную литературу, находя в ней все, что касается проведения аукциона и референдума (в нашем случае). Так рождается методика будущего урока – из символов, атрибутики, характерных особенностей проведения данных мероприятий в жизни. После такой совместной разработки конспекта предстоящего занятия можно не сомневаться – активность на нем будет стопроцентной!

Если же речь идет, например, об уроке – деловой игре, то алгоритм его конструирования имеет несколько этапов: выбор игровой ситуации и установление имитационной модели, определение цели, действующих лиц, составление заданий для участников игры; подбор литературы; разработка технологической карты игры, подготовка пособий, фильмов и т.д.

Из числа учащихся выбирается экспертная комиссия, которая обращает внимание на соблюдение правил игры, умение владеть профессиональной лексикой, аргументированно отстаивать свои взгляды, корректность ведения полемики и т.д.

На подобных занятиях, что очень важно, учащиеся принимают на себя роли исследователей. То есть чувствуют себя взрослыми людьми и стараются подкреплять свои мнения весомыми аргументами, уважительно выслушивать другие точки зрения – все это делает урок полезным и для общего развития личности школьника.

Такие занятия учащиеся запоминают надолго, и материал усваивается легче, так как они сами принимают непосредственное участие в подготовке и проведении урока.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строго определенной структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям, но не нужно превращать в основную форму работы.

Но как вспомогательное средство такие занятия эффективны, не зря они рождены в результате творческого поиска многих педагогов. Своего рода это всегда эксперимент по отработке новых приемов с целью активизации обучения, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Нестандартные уроки по ОБЖ играют свою важную роль, более того – таят в себе неисчерпаемые скрытые возможности. Ведь их рождает творчество, а оно не имеет границ.

Наталья Семенкова,

МКОУ Кантемировская ООШ,

Воронежская область

Фото из открытых источников