Главная страницаАрхив2021 #9 / Монолог учителя ОБЖ

Монолог учителя ОБЖ

01 Сентября 2021

Как человек находит свой жизненный путь? Что им движет в выборе профессии? Я, например, в детстве не мечтала об учительстве, тем более о том, чтобы стать учителем ОБЖ. Но с течением времени понимаешь, что жизненный путь – как мозаика, пазлы складываются один за другим. Больше тридцати лет я в школе и другой судьбы не желала бы…

 

Родилась я в городе Ангарске Иркутской области, мама работала на заводе оператором, а отца, к сожалению, не помню. Знаю только, что он был военным и проходил службу в нашем городе. Бабушка Евгения Петровна Щербакова – большая труженица, замечательная хозяйка, человек больших моральных принципов. Дедушка Александр Маркович Щербаков – ветеран Великой Отечественной войны, много лет посвятил службе в пожарной охране. Ушел на пенсию в звании подполковника и должности начальника пожарной части.

 

Они своим примером показывали мне, каким должен быть настоящий человек. Их заветы – «не лги», «обещала – сделай», «не обижай слабого», «хлеб – это святое» – впитала на всю жизнь. До сих пор помню, как крошки, которые упали на стол, дед собирал в руку и съедал, вспоминая о тягостях войны и голоде.

 

А чего стоили рассказы о тех героических временах! Тогда Александр Маркович служил механиком-водителем танка на 1-м Белорусском фронте, в 69-й армии. Помню, рассказывал, как один раз по ошибке, что тоже бывает на войне, попали под залп своих же «катюш», а еще был случай, когда при пересечении поля на его машину устроили охоту два немецких самолета.

 

Погибнуть мог не раз, постоянно в боях и на маршах, но, к огромному счастью, уцелел. За форсирование реки Вислы был награжден медалью «За отвагу», освобождал Польшу. Своими глазами видел в гитлеровском концлагере Майданек газовые камеры – душегубки, большие кирпичные печи, где сжигали трупы. Оказался на складах, где лежали отрезанные женские волосы, которые шли на изготовление матрасов, и бумажные мешки с золой от сожженных людей (нацисты собирали ее, чтобы можно было использовать как удобрение), – от этой нечеловеческой картины кровь стыла в жилах. В городе Люблине был в детском доме, где содержались до предела истощенные русские и украинские дети, у которых фашистские изверги брали кровь для лечения своих раненых солдат…

 

Пришлось Александру Марковичу оборонять и плацдарм на реке Одер, севернее города Франкфурта, где их, пытаясь столкнуть в реку, обстреливали из всех видов оружия и даже бомбили самолетами-снарядами (немецким «секретным оружием»).

 

Участвовал также во встрече на Эльбе и в ожесточенных боях за Берлин и, как все, расписался на одной из колонн Рейхстага…

 

Когда рядом с тобой человек, который видел все своими глазами, многое воспринимаешь иначе, чем другие люди. А День Победы – это действительно праздник со слезами на глазах, и мы его с нетерпением ждали, потому что дедушка в этот день собирал детвору со всего подъезда и вел на парад. Какая гордость охватывала меня, когда видела, как идет он в первых рядах в строю ветеранов! А потом, как своеобразный ритуал, посещение Музея Победы, с рассказом о тех суровых днях. В общем, это был дедушка для всей нашей детворы.

 

Наш дом находился в ста метрах от пожарной части, и можно было бывать там практически каждый день. То обед относили, а то просто глядели на машины и тренировки пожарных, они для нас были настоящими героями. И командовал ими наш боевой дед! Может быть, уже тогда во мне появилась еще неосознанная тяга к спасательной тематике…

 

Вот так и выросла. Училась в обычной школе и музыкальной, любила возиться с дедом в столярной мастерской на даче. Окончила профтехучилище по специальности «швея» и начала свой трудовой путь на Ангарской швейной фабрике. Так, наверное, и работала бы там, если бы не желание мужа переехать в его родное село Алтарик Нукутского района. Встал серьезный вопрос: где работать? Выход был только один – идти санитаркой в местную больницу. И там во время работы я многому научилась у медсестер и врачей. До сих пор вспоминаю их с благодарностью, так как тот опыт дал мне неплохую медицинскую подготовку и позволил в дальнейшем согласиться на преподавание предмета ОБЖ.

 

Сначала директор школы Петр Матвеевич Тоглоев, узнав, что я играю на фортепиано, предложил мне должность учителя музыки и трудов у девочек. Вот так с его легкой руки в 1989 году я попала в школу. От музыки вскоре отказалась, а с технологией (как сейчас называют труды) осталась на долгие 12 лет, попутно получила высшее образование и родила троих детей...

 

В 2000 году наша семья вернулась обратно в город. Нашлось место в одной из школ на год, пока отсутствовал учитель, но время пришло уходить, и что делать дальше?

 

«А что еще можешь?» – спросила директор школы. И тут, вспомнив свой предыдущий опыт работы, я не очень уверенно ответила: «Давайте попробуем ОБЖ…»

 

Конечно, начинать было сложно, приходилось многое изучать самостоятельно и учиться, учиться, учиться. Но если сейчас сказали бы выбрать предмет преподавания, я бы без сомнения осталась с ОБЖ, где столько жизни и движения. С этим предметом развивалась я сама и росли мои дети.

 

Первым делом детей надо было увлечь, только лишь на уроках это не получалось сделать. В те времена в городе активизировалось скаутское движение, и мы организовали в школе свой скаутский отряд «Меридиан». Ходили в походы, участвовали в скаутских соревнованиях, выезжали на лето в скаутские лагеря на Байкале – словом, потихоньку набирались опыта и приобретали практические навыки по туризму и выживанию. Чего только не было в этот период.

 

Создавали детям учебные условия опасных ситуаций, которые были близки к реальным. К примеру, на наших туристических соревнованиях после выхода на маршрут команда попала в руки «вооруженных бандитов», причем все было неожиданно. Ребята, упав на землю, пытались понять – игра или нет, но выполнили все требования и достойно прошли испытания. Выходя на соревнования, проговариваешь основные инструкции и возможные «ловушки», поэтому участники должны быть готовы ко всему. Мои собственные дети, теперь уже взрослые, часто вспоминают те ситуации, они уж точно запомнили правила поведения в них.

 

А занятия наши были самые разные, связанные с умением выживать в природе, ориентироваться, преодолевать различные естественные препятствия и т.д.

 

Надо сказать, скаутское движение в то время привлекло нас тем, что было интересно и очень полезно детям, а учителю ОБЖ во многом позволяло добиваться целей обучения.

 

Ведь для того чтобы подготовить ребенка к опасностям (одна из целей предмета), нужно не подстраховывать его на каждом шагу, а создавать условия (обеспечив при этом безопасность), где он сам учится всему на собственном опыте. Мы учили детей выживать в природной среде, оказывать друг другу первую помощь, тренировали их физически. Скаутское движение давало такие возможности.

 

Во-первых, само посвящение в скауты было связано с прохождением испытаний, взаимопомощью, взаимовыручкой. Во-вторых, система поощрений и наказаний была очень эффективна с воспитательной точки зрения. Но само слово «наказание» не совсем уместно, так как все шло через осознание.

 

Взять такой пример: так называемое наказание «Друг вожатого», когда ребенок должен целый день находиться рядом с взрослым и выполнять те же функции, что и он. То есть что получается? Тот, кто постоянно нарушал режим дня и требования безопасности, сам становился на место вожатого и выполнял вместе с ним его функции. После этого подросток осознавал, почему предъявляются те или иные требования, начинал понимать, какая ответственность лежит на взрослых.

 

И наконец, сами испытания. Например, такое, как «Три стрелы», к которому допускались только старшие и опытные ребята. Это было серьезное испытание, в котором проверяли силу воли и умение выживать в природных условиях – то, чему их учили, как практический экзамен.

 

Проходило это следующим образом. В первый день на линейке объявляется, что ребенок допущен к испытаниям. Вначале необходимо молчать сутки. Сразу отметим, что после каждого успешного испытания рисуют на щеке стрелу. Затем целый день нельзя есть, а все предлагают «вкусняшки». Вот как тренируется воля!

 

На третий день, при условии получения двух стрел, участнику выдают нож, три картофелины, три спички, и он уходит в лес рядом с лагерем, где должен прожить сутки, при этом ему нужно приготовить себе пищу, соорудить укрытие и костер, да еще так, чтобы никто не заметил, сделать доброе дело для лагеря...

 

Появляясь утром перед всеми и получая третью стрелу, ребята были героями для всех остальных.

 

Конечно, меры безопасности были обеспечены. За теми, кто проходит испытание, постоянно велось незаметное наблюдение, чтобы в случае необходимости сразу помочь.

 

Да и самой пришлось «хватануть» немного экстрима, о котором сейчас часто рассказываю детям. Однажды троих руководителей – меня, еще одного учителя ОБЖ Михаила Томашевского и учителя начальных классов Ирину Панкевич, недавно начавших работу со скаутскими отрядами, – подняли среди ночи для посвящения в скаутлидеры. Завязали нам глаза и увели в лес, привязали к дереву и сказали, что мы должны сами освободиться и найти путь назад. Когда освободились, благо привязали нас, конечно, некрепко, немного посовещались, сориентировались и добрались до стоянки лагеря. Эмоций было море, да и рассказать теперь есть что.

 

Многие выпускники сейчас вспоминают с радостью те времена. А мои собственные дети, пройдя через все это, стали крепче и опытнее. Каждый из них выбрал в жизни свой путь, но знания, которые получили тогда, им очень помогают и сегодня. Старшая дочь Ирина служит по контракту в рядах Вооруженных сил, Александра работает инженером по охране труда, а сын Дмитрий выполняет работы на высоте со специальным оборудованием.

 

И у моих учеников, и у меня тоже не раз бывали в жизни ситуации, когда выручала «наука ОБЖ».

 

Приведу пример из своего опыта. Однажды, находясь на даче, мы с дочерью Александрой услышали в доме соседей грохот и крики о помощи, побежали туда. Оказалось, что сосед с женой полезли чистить трубу, только не учли, что лестница стояла на покатой крыше веранды и держать ее было некому. Вот и не долез сосед до козырька крыши, вместе с лестницей рухнул на веранду и потерял сознание, а соседке пришлось звать на помощь.

 

На крики сбежались люди, а самый молодой и прыткий забрался на крышу веранды и уже собрался переворачивать нерадивого трубочиста. Но тут мы с дочерью как один крикнули ему: «Не тронь!» – приобретенные навыки дали возможность мгновенно среагировать. Переворачивать упавшего человека, находящегося без сознания, ни в коем случае нельзя до приезда скорой помощи, которую мы тут же вызвали. А сами сразу смастерили из подручных средств шейный воротник, благо скоро мужчина стал приходить в себя. Но, видимо, получил сильное сотрясение, потому что координация была нарушена, что не позволяло ему самостоятельно передвигаться.

 

Скорая помощь приехала быстро, но возникла проблема: медики не могли подняться на крышу веранды к пострадавшему, так как для этого нужны специальные навыки и снаряжение. Навыки у нас с дочерью были, а страховочную систему вязали сами из принесенных кем-то веревок. Потом вместе с Александрой поднялись на крышу и аккуратно, чтобы не нанести повреждения, спустили вниз лежавшего без движения соседа.

 

Когда все благополучно завершилось, прохожие и соседи стояли и недоумевали, глядя на нас, и спрашивали, откуда у нас эти навыки альпинистов и знания медиков? А мы отвечали – ОБЖ.

 

Конечно, на уроках много времени уделяю отработке практических навыков. Иногда возникают и непредвиденные ситуации. Например, есть в пятом классе тема оказания первой помощи при кровотечении. Я всегда, прежде чем начать что-либо объяснять, предупреждаю ребят, если кто особо впечатлительный и почувствует головокружение, сразу чтобы давали знать. Так вот, один раз маленький, худенький мальчик при объяснении материала потерял сознание (как потом выяснилось, был голодный, к тому же он очень впечатлительный). Если в такой ситуации начать суетиться, то пятиклашки испугаются, поэтому спокойно им сказала, что теперь мы изучаем оказание первой помощи при обмороке. Делая все быстро, попутно объясняла, для чего это и почему именно так. Ребенок пришел в себя, а я параллельно проговорила еще и психологические аспекты данной ситуации.

 

Важность и значимость того, что ты делаешь, осознается в наибольшей степени тогда, когда твои ученики приходят и говорят тебе спасибо за знания, которые помогли им справиться со сложной ситуацией. Однажды останавливает меня девушка (выпустилась из школы лет семь назад) и говорит: «Елена Александровна, спасибо вам», а я спрашиваю: «За что?» На что она отвечает: «Как-то в магазине увидела женщину с синеющим ребенком на руках, она стояла в растерянности и ничего не могла сделать. Я вспомнила, что вы нам рассказывали, перевернула ребенка и удалила инородный предмет, он расплакался, а мамочка долго благодарила».

 

Моим ученикам Антонине Неваевой и Сергею Грачёву приходилось оказывать помощь прохожему на улице при приступе эпилепсии. У брата подруги моей ученицы остановилось сердце, и Мария Тюрнева сумела его запустить самостоятельно. Кирилл Жук остановил сильное кровотечение у школьника. Маленький брат Алексея Никитина подавился котлетой и начал синеть, Алексей использовал прием Геймлиха и спас ребенка.

 

Есть множество примеров других, менее сложных ситуаций, но они не менее значимые, ребята не растерялись и со всем справились.

 

Один из последних случаев произошел в конце учебного дня. Звонит телефон, взволнованный одиннадцатиклассник просит о помощи. Говорит, что в соседнем магазине наш ученик упал в обморок. Мы бегом туда, а звонивший старшеклассник тем временем, оказывается, сам оказал ему первую помощь и вызвал скорую. Тоже наша наука!

 

Последнее время в СМИ попадается много сообщений о том, что ОБЖ якобы второстепенный урок. Хочется узнать, а где спрашивали? Думаю, что если бы спросили у нас в школе, то ответили бы с точностью до наоборот и дети, и родители. Ребята, как я уже писала выше, предметом увлечены. Стремятся в походы, все им интересно, когда изучаем реальные жизненные ситуации.

 

Конечно, очень многое зависит от качества преподавания в школе, от заинтересованности учителя, от администрации, которая может уделять внимание предмету по остаточному принципу, а может относиться к нему серьезно (как у нас в школе), если говорить более масштабно, то и от общей политики в образовании.

 

Но за время работы нам удалось изменить отношение к предмету в городе. Говорю «нам», потому что здесь действует правило «один в поле не воин». Уже 15 лет я являюсь руководителем городского методического объединения учителей ОБЖ, и нам удалось собрать команду единомышленников, заинтересованных и преданных своему делу. Конечно, из 40 школ города есть разные педагоги, но основной состав – это отличные учителя.

"Иногда слышишь, что ОБЖ предмет второстепенный в школе, важнее математика, физика и прочие предметы, но я считаю, что наиболее значимых здесь нет, для жизни нужно все".

В то же время не могу не сказать о проблемах. К сожалению, в некоторых образовательных учреждениях ситуация меняется не в лучшую сторону в связи с тем, что преподавание предмета стало (по мнению администрации) необязательным в 5–7-х классах, так как федеральным учебным планом предусматривается его изучение только в 8–9-х классах. И во многих школах, где есть «более важные» предметы, ОБЖ в 5–7-х классах не ведется, а если и преподают, то 0,5 часа или факультативно. В итоге у некоторых высокорезультативных педагогов просто опустились руки, ведь, во-первых, упала зарплата, а во-вторых, результативность, отдельный разговор о заинтересованности детей.

 

Мне в этом плане, безусловно, повезло, так как директор нашей школы Галина Афанасьевна Масленникова говорит: «ОБЖ – это главный урок в школе».

 

Так что все зависит от отношения к предмету, и об этом говорит опыт нашей школы. В 7–11-х классах организовано профильное обучение, созданы классы пожарно-спасательного профиля (классы МЧС), пенитенциарной направленности (классы ГУФСИН) и Пограничной службы ФСБ России, где ОБЖ является профильным предметом, и в 10–11-м классе программа расширена до 68 часов в год.

 

Благодаря этому у нас появились дополнительные предметы: пожарно-спасательное дело, пожарно-прикладной спорт, первоначальная подготовка спасателей, пожарная техника, строевая подготовка, ОБЖ и основы медицинских знаний, топография, а также право и основы уголовно-исполнительной системы – для классов ГУФСИН.

 

Таким образом, ребята имеют возможность, обучаясь в школе, примерить на себя такие профессии, как юрист уголовно-исполнительной системы (УИС), психолог УИС и ПС ФСБ, оперативник, кинолог, спасатель, пожарный-спасатель, инженер пожарной безопасности, дознаватель, и сделать свой выбор. Кураторы из числа социальных партнеров оказывают содействие в подготовке, оформлении необходимых для поступления в профильный вуз документов и гарантируют последующее трудоустройство.

 

Разработана система, позволяющая мотивировать школьников на обучение в данных классах и стимулировать их интерес к нему: поощрение лучших именной стипендией, поездка для знакомства с профильными вузами, слет лучших кадетов области, резервирование бюджетных мест в ведомственных и государственных вузах для лучших выпускников.

 

Как следствие – обширное социальное партнерство позволяет обеспечить должный уровень предпрофильной подготовки учащихся и организации учебно-воспитательного процесса в профильных классах.

 

В процессе обучения курсанты отрабатывают практические навыки на учебных базах наших соцпартнеров. Много внимания мы уделяем воспитанию. Дети принимают активное участие в подготовке празднования Дня Победы, в вахте памяти сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, и т.д.

 

Хорошая физическая подготовка позволяет им занимать призовые места на спортивных соревнованиях разной направленности, а углубленное изучение некоторых теоретических предметов способствует их победам на предметных олимпиадах.

 

Кроме того, ученики профильного класса сами создают специальные сценарии лекториев и выступлений агитбригад, посвященных пропаганде безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, организуют показы мультфильмов на противопожарную и правовую тематику для своих младших товарищей, обучающихся других школ и дошкольных учреждений.

 

Не могу не отметить и то, что преподавание ОБЖ требует достаточного оснащения, развитой учебной базы. У нас в кабинете есть разнообразные учебно-методические и наглядные пособия, тренажеры. Обучающиеся не получат необходимые навыки, если сами не отработают действия на практике, поэтому постоянному пополнению нашей базы уделяем много внимания. На данный момент наш кабинет считается одним из лучших в Иркутской области.

 

Все эти факторы позволили более продуктивно проводить занятия и поднять престиж предмета в школе среди обучающихся и родителей. Ребята стали получать высокие результаты на всероссийской олимпиаде по ОБЖ и своим примером подстегивают интерес других.

 

Как еще один мотиватор в кабинете лежит огромный фотоальбом с названием «Ключ к успеху», в котором у всех призеров и победителей заключительного этапа олимпиады по ОБЖ есть своя страничка с рекомендациями и фотографиями. Казалось бы, просто фотоальбом, но каждый, кто его открывает и начинает готовиться к олимпиаде, хочет в итоге заполнить одну из этих страниц и видит, что все возможно.

 

Кроме того, повысить интерес к предмету позволила возможность внеконкурсного поступления призеров олимпиады в вузы, особенно такие, как РУДН, УГНТУ, где можно выбрать любое направление для обучения.

 

И это правильно. Ведь олимпиадник – это человек, который может серьезно и плодотворно трудиться, умеет работать с документами, сортировать необходимую информацию, может заставить себя делать больше, чем обычный ученик. Более того, в опасной, стрессовой ситуации он способен собраться и выполнить то, что необходимо.

 

После встреч со своими выпускниками-олимпиадниками могу с уверенностью сказать, что им под силу овладение любой специальностью, потому что они привыкли трудиться. Так, например, призер Данил Чемезов (выпуск-2018) сейчас учится в УГНТУ на Горно-нефтяном факультете, он один из лучших студентов вуза.

 

Александр Филатов (выпуск-2018), Денис Власенко (выпуск-2020) учатся на отлично в Юридическом институте РУДН, а Валерия Бричагина (выпуск-2018) успешно справляется с учебой в РУДН по направлению подготовки «Стоматология» и получила президентский грант.

 

Оглядываясь назад, я понимаю, что если бы не возможность поступить вне конкурса, то они никогда не учились бы в этих вузах, так как баллов не хватило бы, а денег тем более, ведь все из небогатых семей...

 

Хочется отметить еще один из интересных мотиваторов – это подготовка и поездка на всероссийскую олимпиаду. Начали мы участвовать в ней в 2008 году, а на заключительном этапе с 2012 года, и за это время у нас сложилось своеобразное олимпиадное братство.

 

Подготовка к олимпиадам всегда занимает очень много времени, поэтому каждый знает, где в кабинете лежит все для чайного стола, и при необходимости без стеснения может этим воспользоваться. Интересно наблюдать за реакцией вновь прибывших ребят – как это возможно? Свободно поговорить и посмеяться, заниматься и иметь возможность перекусить, а еще позаботиться не только о себе, но и об учителе. Ведь дети, к сожалению, часто не видят в учителе просто человека, а такие совместные чаепития сближают.

 

Вообще, у нас установилось полное взаимопонимание. Даже после выпуска ребята поддерживают отношения друг с другом и при любом случае рады забежать в свою любимую школу.

 

И для меня, признаюсь, самая большая награда – видеть их здоровыми, счастливыми, определившимися в жизни. И знать, что полученные на наших занятиях навыки всегда помогут им.

Елена Божидомова,

учитель ОБЖ МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 39»,

г. Ангарск, Иркутская область

Фото из архива автора