Главная страницаАрхив2021 #9 / Когда история оживает. Метод проектной деятельности

Когда история оживает. Метод проектной деятельности

01 Сентября 2021

В современном образовании все более широкое признание получает концепция, направленная на такое построение образовательного процесса, при котором подростки вовлекаются в активную самостоятельную познавательную деятельность. Важную роль в этом направлении работы играет метод проектов. В таком универсальном предмете, как ОБЖ, проектная методика эффективна в изучении всех тем, но основа основ всему – патриотическое воспитание школьников, на чем и остановимся.

 

Проектная деятельность способствует самореализации подростков, приобретению ими коммуникативных навыков, расширению их кругозора. Она предусматривает работу с различными источниками информации.

Это обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, детальным изучением, оценкой информации. Подростки выбирают тему исследования, производят ее историографический анализ, занимаются поиском информационных источников, выдвигают гипотезы и определяют их актуальность в практической деятельности.

Образовательный проект подразумевает, что учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность должна быть обязательно совместной. Участники проекта объединены значимой для них целью и вместе стремятся достичь общего результата в решении какой-либо проблемы. В рамках проектной методики образовательный проект является основной формой организации познавательной деятельности учащихся.

При определении содержания педагогической деятельности ведущим фактором становится создание условий для подростка, при которых он чувствует себя участником, а не наблюдателем или слушателем.

Главное педагогическое условие – это предоставление подросткам возможности творческой деятельности. Обязательно и включение ребят в реальные социально значимые отношения. Также педагог должен следовать оптимальному соотношению индивидуального подхода к работе с подростками и обучения их работе в команде (выстраивание делового сотрудничества, групповых взаимоотношений). И наконец, необходимо привлекать подростков к передаче опыта друг другу.

Метод проектов позволяет мотивировать подростков на дальнейшую работу над собой, сопоставлять имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию.

В ходе работы над проектом реализуются основные принципы личностно ориентированного подхода: нравственная и общественно полезная деятельность, добровольность, демократизм и гуманизм, коллективизм и творчество, инициатива и самодеятельность, сотрудничество детей и педагогов.

В основе всех образовательных проектов – изучение истории нашей Родины, ее культуры и традиций, развитие чувства гордости за боевые подвиги, победы и трудовые достижения соотечественников, понимание и принятие сложных периодов истории Отечества, ответственность человека за судьбу своей страны, подвиг во имя нее как высшее проявление силы духа.

При выполнении исследовательского проекта используются такие теоретические и практические методы, как анкетирование, опрос, анализ и обобщение информации в процессе изучения фотодокументов, фронтовой кинохроники и работы с научно-исторической литературой, интернет-ресурсами. Эти и другие применяемые в проекте методы позволяют проводить исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Ниже представлен сценарий проектного образовательного занятия патриотической направленности в рамках курса ОБЖ. Под руководством педагогов подготовкой и проведением данного мероприятия во Всероссийском детском центре отдыха «Орленок» занималась группа детей.

 

«Все для фронта, все для Победы!»

При входе в помещение (место проведения) подростки останавливаются возле радиорепродуктора и слушают сообщение Молотова о нападении на Советский Союз фашистской Германии. Рассаживаются полукругом. На экране идет видеопрезентация всеобщей мобилизации в первые дни Великой Отечественной войны (отправка бойцов на фронт). Звучит один куплет песни «Вставай, страна огромная».

Первый ведущий

Тот самый длинный день в году,

С его безоблачной погодой,

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Второй ведущий. С первых дней войны все люди в едином порыве встали на борьбу с врагом. Победа ковалась не только на фронтах. На полях, в цехах заводов и фабрик неустанно трудились тысячи людей, помогая бойцам. Главным девизом для всей страны стали слова «Все для фронта! Все для Победы!».

Первый ведущий. Среди тех, кто шел к Победе, были люди и творческих профессий – писатели, поэты, художники, корреспонденты, фотографы и другие, кто составлял наш неисчерпаемый пропагандистский резерв. Решение об организации пропаганды было принято буквально в первые дни Великой Отечественной войны. Тогда пропаганду справедливо называли третьим фронтом. Она воодушевляла бойцов Красной армии, звала на подвиг, помогала всему нашему народу выстоять в жестоких испытаниях – на фронте и в тылу, где ковалась будущая Победа.

Второй ведущий. Во время войны средства массовой информации работали в особом режиме. Очень важную роль играло радио, ведь в ту пору это был один из основных источников информации наряду с газетами. Именно по радио было передано в 12 часов 22 июня правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР. И уже через 45 минут установленные на улицах громкоговорители огласили военные «Последние известия». 24 июня было создано Совинформбюро, то есть Советское информационное бюро. С этого времени и до конца войны каждый день миллионов людей начинался и заканчивался сообщениями Совинформбюро. Тогда вся страна знала имя Юрия Левитана – главного диктора, читавшего сводкис фронтов.

Звучит запись сообщения Левитана о боевых действиях частей Красной армии.

Первый ведущий. Пропаганда воевала не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Во время Сталинградской битвы Красная армия применяла такой метод воздействия на врага: из громкоговорителей, установленных на передовой, неслись мелодии на немецком языке, которые прерывались сообщениями о победах Красной армии на участках Сталинградского фронта. Но самым эффективным способом был монотонный стук метронома, через семь ударов которого следовал комментарий на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». По завершении серии из 10–20 «отсчетов таймера» из громкоговорителей неслось танго. Это сильно влияло на настроение окруженных в сталинградском котле гитлеровцев и способствовало их массовой сдаче в плен.

Звучит запись стука метронома.

Второй ведущий. Большую роль в сплочении народа сыграли плакаты. Уже спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-мать зовет!» Ираклия Моисеевича Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР.

Показ слайдов с изображением плаката «Родина-мать зовет!» и других плакатов.

Первый ведущий. Агитационные плакаты посылались на фронт наравне с патронами и снарядами.

Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат делает предательское дело». Плакат «боролся», он был оружием, и его, как оружие, берегли.

Второй ведущий. Во время войны была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты всех уровней – армейские, дивизионные, бригадные, разных видов и родов войск – авиационные, стрелковые, танковые и так далее. Всего было создано к концу 1942 года около 700 таких газет.

Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но, главное, призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для победы.

Кроме тыловых газет, были еще и подпольные, и партизанские издания, которые распространялись на оккупированных гитлеровцами территориях и несли людям правдивую информацию о положении на фронтах. Это придавало сил и помогало организовывать сопротивление в тылу вражеских войск.

В газетах того времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это вызывало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага.

Чтение зарисовки из военной газеты.

Первый ведущий. С первых дней войны выдающиеся писатели Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Константин Симонов и другие готовили материалы для газет. Одним из наиболее известных авторов был Константин Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, свои впечатления описал в рассказах, повестях, стихах. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. А знаменитое стихотворение «Жди меня» стало своеобразным гимном всепобеждающей любви, которая давала силы бойцам и делала их непобедимыми.

Видеоролик с прочтением стихотворения К.онстантинаСимонова «Жди меня», читает актер Сергей Безруков.

Второй ведущий. Документальную картину войны ежедневно, вместе со всеми бойцами рискуя жизнью, писали фронтовые фотокорреспонденты и кинооператоры. За четыре года войны были сделаны сотни тысяч фотоснимков, снято три с половиной миллиона метров кинопленки.

Полтора часа из каждых суток военных лет остались на кинопленке. Фотографы и корреспонденты отправлялись на передовую, снимали из окопов, из смотровой щели танка, из кабины самолета, из окна горящего здания.

Показ видеохроники времен Великой Отечественной войны о работе корреспондентов и фотографов, фоном идет «Песенка военных корреспондентов», которую исполняет Леонид Утесов.

Первый ведущий. Фотокорреспонденты и кинооператоры создали документальную летопись Великой Отечественной войны, от ее первых до последних дней. Они снимали на передовой и хронику первой крупной победы советского оружия – разгрома немецких сил и перехода в контрнаступление под Москвой в конце 1941 – начале 1942 года. Работать приходилось в 35-градусный мороз. Перед началом съемок камеры отогревали под полушубками. А потом снимали всеобщее ликование по поводу первой крупной победы в Москве, ведь враг впервые там был обращен в бегство. Но впереди еще были долгие годы войны.

На всем протяжении войны фоторепортеры и кинооператоры, как и работающие в частях военные корреспонденты, постоянно рисковали жизнью, случалось, что и погибали. Они всегда были на передовой, в партизанских отрядах, плечом к плечу с защитниками городов и сел. С операторами всегда была верная спутница – кинокамера, а с журналистами – ручка и блокнот наряду с личным оружием.

Видеоролик-стихотворение Юрия Визбора «Военные фотографии».

Второй ведущий. Ребята, какие известные фотографии времен Великой Отечественной войны вы знаете?

Ответы подростков.

Первый ведущий. Так кто же они, фотографы войны? Те люди, глядя на работы которых мы можем перенестись на поле боя, в цех завода или в блокадный Ленинград.

На экране представлены фото Макса Альперта.

Второй ведущий. Ребята, знакомы вам эти фотографии?

Ответы подростков.

Первый ведущий. Это работы известного фронтового фотографа Макса Альперта. Он прошел всю Великую Отечественную войну. Выезжая на фронт, снимал прямо в боевой обстановке. Необычайно эмоциональны его снимки «Комбат», «По дорогам войны» и многие другие, ставшие символами документальной летописи Великой Отечественной войны.

Слайды с изображением работ Макса Альперта.

Второй ведущий. А сейчас вы видите фотографии Анатолия Гаранина.

Слайд с изображением работ фотокорреспондента.

Первый ведущий

Военное старое фото,

Застывшие лица солдат.

Уходит в сраженье пехота,

Вернется ли кто-то назад?

Второй ведущий. Анатолий Гаранин снимал войну лишь до 1943 года. К сожалению, ему просто запретили это делать с формулировкой «он очень страшно снимает войну».

Слайды с изображением работ Анатория Гаранина.

Первый ведущий. Еще один из самых известных фотокорреспондентов времен войны – это Павел Трошкин. Он снимал оборону Москвы, Сталинградскую и Курскую битвы, сражения в Крыму, освобождение Украины. Рискуя жизнью, Павел Артемьевич фотографировал уличные бои во время обороны Сталинграда. Под обстрелами проявлял пленку в машине, чтобы поскорее отправить негативы в Москву. Вот как о нем отзывался Константин Симонов: «В моей памяти он сохранился человеком сильным, упрямым и до такой степени необузданным в работе, что с ним было опасно ездить. Когда ему надо было непременно снять, он не отступал от своего намерения ни при каких обстоятельствах. Остался в моей памяти облик, пожалуй, самого бесстрашного из всех наших фотокорреспондентов».

Слайды фотографий Павла Трошкина.

Второй ведущий. Были среди фотокорреспондентов и женские имена. Например, Наталья Боде.

Слайд с изображением ее фотографий.

Первый ведущий. С 1941 года и до победы Наталья Боде была добровольцем во фронтовой газете «Красная Армия». Войну закончила в звании старшего лейтенанта.

Слайд с изображением фоторабот Н. Боде.

Второй ведущий. Этой хрупкой женщиной был сделан первый снимок немецкого «тигра», танка противника, который гитлеровцы изначально считали неуязвимой машиной, пока наши танкисты не развеяли этот миф.

Слайд с фотографией немецкого танка «тигр».

Первый ведущий. После поражения под Сталинградом гитлеровское командование решило взять реванш и направило к Курской дуге свои лучшие танки, в том числе «тигры». До того момента фотоснимки подбитой техники подобного вида не печатались, так как «тигры» просто не удавалось заснять во время боевых действий. Был бой, в котором наши танкисты подбили несколько немецких «тигров», и одна из машин осталась на нейтральной полосе. Ее-то и вызвалась заснять Наталья Боде.

Второй ведущий. Вот как об этом событии вспоминает коллега Натальи журналист Лазарь Ботрман: «Я стоял с командиром дивизии на наблюдательном пункте. Впереди нас, в километре на бугре, в нейтральной зоне горели танки. Там и сям виднелись частые разрывы мин: гитлеровцы густо поливали из минометов всю площадь нейтральной зоны, чтобы помешать нашим бойцам, подорвать подбитые машины. И вдруг мы увидели, как из передовых окопов метнулись две фигурки и скрылись во ржи. Прошло полчаса, час. И вот перед нами появилась Наташа в сопровождении автоматчика. Ее синий комбинезон был изодран в клочья, локти и колени в крови – все расстояние до танков она преодолевала ползком. «Есть первый снимок «тигра»!» – торжествовала она. Потом лицо ее приняло брезгливое выражение, и она тихо добавила: «Как противно перелезать через мертвых немцев…»

Во время прочтения воспоминаний на экране фоном идут документальные кадры из хроники сражения на Курской дуге.

Первый ведущий. И говоря о фотокорреспондентах, мы, конечно же, не можем не вспомнить имя Евгения Халдея.

Показ слайда с его фото.

Второй ведущий. С началом Великой Отечественной войны Евгений Халдей в группе военных корреспондентов попал на Северный флот, затем участвовал в освобождении Севастополя. Вместе с советскими войсками вошел в Германию.

Первый ведущий. Евгений Халдей снимал все 1418 дней войны. Именно ему принадлежит знаменитая фотография «Знамя Победы над Рейхстагом», ставшая символом Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Показ слайда фото «Знамя Победы над Рейхстагом».

Второй ведущий. Евгений Халдей является и автором снимка «Первый день войны». Впоследствии оказалось, что это единственная сохранившаяся фотография, сделанная именно 22 июня 1941 года профессиональным фотокорреспондентом.

Показ слайда с фото «Первый день войны».

Первый ведущий. В целом же фотокорреспондентов, фронтовых операторов было сотни, все они создали по крупицам огромное полотно документальной хроники той страшной войны за освобождение своей страны и всей Европы от гитлеровской чумы. И по прошествии времени становится понятно, что советская фотография 1941–1945 годов – явление уникальное. Война охватила судьбы миллионов людей, а объективы фотоаппаратов день за днем составляли летопись этих тяжелых лет. Десятки тысяч лиц запечатлели фотоснимки. Всех военных фотокорреспондентов, внесших свой вклад в документальное отражение событий Великой Отечественной войны, и не перечислить. Многие из них участвовали в боях наравне с бойцами, но попутно умудрялись и снимать – прямо под огнем! А были и те, кто снимал из кабин бомбардировщиков и штурмовиков, на боевых вылетах.

Снимали всюду – на земле, в воздухе, в море. Сегодня эти снимки и документальные кадры кинохроники являются самыми объективными свидетелями подвига народа во имя Великой Победы.

Второй ведущий

Вместе жили,

Родине служили

Острое перо и автомат,

Фронтовою дружбою дружили

Журналист, писатель и солдат.

Татьяна Метликина,

Всероссийский детский

центр «Орленок»

 

Этапы работы над проектом

I этап. Организационно-подготовительный.

Подготовка педагога к реализации проекта. Изучение информационных источников, фотодокументов, работа с научно-исторической литературой. Разработка образовательных занятий проекта.

II этап. Организационно-просветительский.

Образовательное занятие «Алгоритм работы над проектом». Определение темы, предмета, объекта проекта. Постановка целей и задач.

III этап. Поисково-исследовательский.

Самостоятельная работа подростков по поиску, анализу и систематизации материалов: фотографии, интернет-ресурсы, печатные издания. Педагог регулярно консультирует подростков по содержанию проекта, помогает обработать и систематизировать материал, отслеживает и оценивает деятельность каждого подростка.

IV этап. Творческий.

Работа над итоговым продуктом проекта (создание фотоснимков, организация и проведение выставки). Педагог оказывает консультативную помощь подросткам и занимается ресурсным обеспечением процесса (канцелярские принадлежности, фотоматериалы).

V этап. Заключительный.

Анализ участия подростков с учетом траектории личностного роста. Презентация. Подведение итогов исследовательской деятельности. Вручение сертификатов и грамот за активное участие в проекте.