Главная страницаАрхив2021 #10 / Здоровье и экология – ключевые темы в курсе ОБЖ

Здоровье и экология – ключевые темы в курсе ОБЖ

30 Сентября 2021

В наш «компьютерный» век возможности преподавания предмета ОБЖ стали безграничными, так как границ развитию современных технологий нет и не может быть в принципе. Но весь этот потенциал нужно уметь использовать, и этому обязательно необходимо учить будущих педагогов. Рассмотрим данный вопрос на примере преподавания в ОБЖ ключевых тем, которые неразрывно связаны, – здоровья и экологии.

 

Прежде всего необходимо отметить, что бурное развитие технологий требует новых методов преподавания, адекватных переменам. Информатизация образования за последние несколько лет и активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий уже привели к большим изменениям в системе высшего образования, затронувшим не только ее структуру, методологию и технологию процесса обучения, но и стратегическую ориентацию. В этой связи большое внимание уделяется инновационному потенциалу будущих специалистов, способных решать сложные социальные задачи.

Основной проблемой инновационной системы педагогического образования является подготовка специалистов, которые могут нестандартно подходить к решению профессиональных задач. Использование информационных технологий в процессе профессиональной педагогической подготовки, формирование умений работать с современными средствами информации, создание и развитие баз данных, рассчитанных на профессиональное использование будущим учителем ОБЖ, – необходимость, которую диктует развитие современного общества.

Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и всегда являются предметом изучения, анализа и внедрения.

Доктор педагогических наук Дмитрий Чернилевский выделил следующие принципы инновационного образования:

развитие гармоничного мышления, основанного на сочетании внутренней свободы личности и ее социальной ответственности;

формирование культуры вариативной постановки и решения задач;

понимание того, что существующие гипотезы субъективны и ни одна теория не является универсальной;

развитие междисциплинарных связей, формирование системы обобщенных понятий и единого информационного пространства;

многогранность мышления или интеллектуальной деятельности.

Однако главной движущей силой общественного прогресса является стремление человека к удовлетворению своих потребностей. При этом в числе самых приоритетных, безусловно, стоят физические потребности, прежде всего в здоровье и социальном благополучии.

Например, известный исследователь данного круга проблем кандидат культурологии Дальневосточного государственного медицинского университета Минздрава России Ольга Бортнюк правомерно отмечает, что забота о социальном здоровье сегодня – неотъемлемая часть современной общественной жизни, поскольку «феномен здоровья в системе социально-гуманитарных знаний предполагает обобщение теоретических положений и реорганизацию форм и методов медицинской и социальной работы по охране здоровья и профилактике риска заболеваний. Осознание неудовлетворенности имеющимся потенциалом здоровья обусловлено качеством и условиями жизни и в целом определяет социальное благополучие и расширяет рамки деятельности социальных институтов».

Часто в контексте социальных проблем здоровья обсуждают и проблему экологии человека. Это объясняется тем, что здоровье – капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы существуем. Именно эти условия окружающей среды напрямую влияют на наше самочувствие.

Учитывая, что здоровье и экология являются самыми насущными потребностями любого человека, рассмотрение данной тематики в курсе ОБЖ имеет ключевое значение. Учителя могут оказать реальное влияние на решение социальных проблем здоровья и экологии, но лишь при условии, что учебный процесс будет правильно организован. Подчеркнем, что школьники не просто должны получить информацию о данных проблемах, но и, самое главное, – осознать их в полной мере. Только в случае осознанного восприятия необходимости здорового образа жизни и экологической безопасности возможно воспитание ответственного отношения к здоровью и окружающему миру.

То есть школьник должен понять суть проблемы и осознать ее важность лично для себя и окружающих – именно в этом случае она будет ему небезразлична.

В этой связи интерес для будущих учителей ОБЖ могут представлять так называемые аудиовизуальные технологии обучения, которые позволяют сместить акцент с деятельности преподавания на деятельность учения.

Эта разновидность технологий направлена на реализацию средств предъявления информации, а их универсальность заключается в том, что они могут быть включены в образовательный модуль и как самостоятельный фрагмент, и как отдельный эпизод.

Остановимся на данных технологиях подробнее.

 

Аудио-, видеотехнологии представлены средствами динамической проекции и мультимедийными средствами. Видеозапись, видеолекции, учебное кино и учебное телевидение относятся к средствам динамической проекции представления учебной информации. Все они обеспечивают ускорение усвоения знаний, поскольку снятые фрагменты как бы проектируют максимальный контакт обучаемых с действительностью, расширяют границы аудитории обучаемых, позволяют самостоятельно выбирать место просмотра фильма и определять время, которое нужно для работы с ним.

Также они дают школьникам быстрый доступ к необходимой в данный момент информации, возможность произвольно варьировать темп изучения учебного материала, возвращаться к ранее просмотренному материалу, осуществлять беглый просмотр важной с дидактической точки зрения информации и т.д.

Использование видео оказывает воздействие на качество восприятия учебной информации. В результате просмотра школьники получают возможность наглядно усвоить суть процесса или явления в динамике его развития.

Наибольшее распространение на сегодняшний день получила учебная видеозапись, которая удачно сочетает в себе кино, звукозапись и телевидение. Видеофильмы как информационно-учебные средства эффективно дополняют имеющиеся комплексы учебно-методических материалов, более того, в ряде случаев могут успешно конкурировать с другими средствами обучения благодаря своим техническим возможностям.

Среди информационно-коммуникационных образовательных технологий, которые позволяют в интерактивном режиме организовать образовательную деятельность обучающихся с привлечением сетевых ИКТ-ресурсов, особо выделяется веб-квест. Технология веб-квеста представляет собой проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Например, известный исследователь Я.С. Быховский по этому поводу пишет: «Веб-квест – это сайт в интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что информация для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в интернете)».

Структура веб-квеста такова.

Введение – ясное вступление, где конкретно описаны главные роли участников или сценарий квеста, а также предварительный план работы, обзор всего квеста.

Задание – это четкое определение итогового результата предстоящей самостоятельной работы.

Ресурсы – список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания.

Процесс работы – описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Оценка – описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

Заключение – раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

 

Также одним из наиболее интересных и перспективных методов является кейс-стади, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация), – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель кейс-стади – совместными усилиями группы проанализировать ситуацию (кейс), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение.

Окончанием процесса должны стать, во-первых, оценка предложенных алгоритмов, во-вторых, выбор лучшего из них в контексте поставленной проблемы.

При организации такого обучения предполагается, что обучающиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попавших в различные экстремальные обстоятельства.

Каждая фаза разработки и апробации кейса предусматривает особенности деятельности учителя, берущего на себя роль модератора. Непосредственному построению программной карты кейса предшествует определение раздела курса, которому посвящена ситуация, и дидактических целей и задач.

Далее приводим примеры уроков по ОБЖ с ситуациями для анализа (см. на таблице).

В ходе прохождения веб-квестов и работы в группах по методу кейс-технологии школьники, как правило, проявляют большую заинтересованность в учебном процессе: работают активно, с энтузиазмом.

Таким образом, подбор качественных веб-квестов по ОБЖ и применение на уроках современных информационных технологий способствуют осознанию социальных проблем здоровья и экологии человека. Также эффективное усвоение знаний обеспечивается и использованием на уроках специализированных образовательных порталов по ОБЖ.

Артем Артемов,

старший преподаватель кафедры безопасности

жизнедеятельности и основ медицинских знаний

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный

университет имени И.А. Бунина»