Главная страницаУчителю / Педагог для Педагога

Педагог для Педагога

02 Октября 2017

Заглянуть за горизонт

Особенно следует отметить высокую оснащенность данного урока информационно-коммуникативными технологиями. Наряду с использованием электронных образовательных ресурсов ИКТ позволяет повысить эффективность и результативность урока и, что самое важное, дает учащимся возможность оперативного получения
информации и обратной связи. Таким образом, обеспечивается действенность формирующего оценивания.
У учеников пробуждается ответственное, осознанное отношение к обучению. Все это дает возможность реализовывать в ходе обучения самые современные методики, можно сказать – заглянуть за горизонт. В настоящее время ИКТ одерживают решительную победу в сфере образования во всем мире. В большинстве школ и практически во всех вузах созданы компьютерные среды обучения, интерактивные сети повышения квалификации педагогов. Имеются сотни
порталов известных университетов и фондов, предлагающих открытые образовательные ресурсы в виде учебных курсов и учебников во всех отраслях знания. Появилось и развивается новое направление в образовании – мобильное обучение. Именно оно стало центральной линией проекта «Щит Отечества» для достижения поставленных целей и задач данного урока. Какие неоспоримые преимущества по сравнению с обычными методами дает мобильное обучение? Оно функционирует в реальном времени, предоставляя актуальные информационные материалы. С одной стороны, такое обучение носит индивидуальный характер, побуждает к самостоятельной творческой деятельности. С другой стороны, оно полностью основано на сотрудничестве учащихся,создании учебных сообществ. Таким образом, при использовании мобильного обучения достигается высокая степень социализации обучающихся, развития коммуникативных компетенций и умения работать в команде. Проект предоставляет широкую возможность использования, наряду с мобильным обучением и традиционным офисным приложением Microsoft PowerPoint, технологий Web 2.0. В нем показаны большие образовательные возможности таких сервисов, как GoConqr – онлайн-конструктора интерактивных образовательных ресурсов, Learningapps – конструктора интерактивных заданий, Sway – сервиса для создания и показа интерактивных презентаций, Plickers – инструмента интерактивного оценивания опроса. В частности, использование Plickers на уроке позволяет учителю улучшить обратную связь между собой и классом. Для детей это приложение – своего рода развлечение, позволяющее немного отвлечься от рутинных уроков и в игровой форме отвечать на вопросы. Самое главное, что применение этой технологии не требует практически ничего, кроме творческой активности самого педагога. Так что любой учитель может начать применять ее хоть завтра. Во всех сферах технологии Web 2.0 наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная созидательная деятельность педагога и обучающихся. Новые ФГОС диктуют не только использование сервисов Web 2.0 обучающимися в данном проекте материалов, подготовленных учителем, но и создание во время урока своего собственного образовательного «продукта».

Результат налицо                                                        

Использование на уроке собственных эксклюзивных электронных образовательных ресурсов, их разработка не раз становились предметом высокой оценки всероссийских конкурсов педагогического мастерства. Это и главная презентация урока, богато насыщенная мультимедийными объектами, такими как литературное чтение, фильмы, иллюстрации, мультимедийное приложение-игра «Гордость России» и т.д. В современном мире роль учителя изменилась. Теперь он уже не столько источник информации, сколько наставник в ее поиске и осмыслении, в постановке задач и в организации учебного процесса. Поэтому большую часть урока обучающиеся заняты самостоятельной работой с использованием своих мобильных устройств, подключенных к сети интернет. Они выполняют интерактивные задания, отвечают на вопросы тестов, готовят свой эксклюзивный материал на поставленный педагогом вопрос, что соответствует основным положениям ФГОС.

 Применение ИКТ в данном проекте дало мне возможность сократить время на повторение и обобщение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме. Все это повысило эффективность обучения, помогло реализовать весь потенциал личности каждого ученика. В частности, познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический. Практика показала, что такие уроки способствуют развитию интеллекта, информационной культуры обучающихся. Использование ИКТ в данном проекте подняло планку качества проведения урока. За счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, активного использования мультимедийных возможностей современных компьютеров и мобильных устройств урок стал ярким, разнообразным, увлекательным. Применение новых технологий сделало более понятным и доступным для десятиклассников учебный материал. Они ведут свободный поиск необходимой информации в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций. В дальнейшем это будет способствовать формированию у школьников потребности в поисковых действиях, индивидуализирует процесс обучения за счет наличия разноуровневых аданий, самостоятельного усвоения учебного материала. Все это вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы, раскрепощает ребят при ответе на вопросы. Ведь компьютер позволяет фиксировать результаты (в том числе без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки. Появляется возможность самостоятельно анализировать и исправлять допущенные промахи, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи. Принципиально важное значение имеет то, что такой подход позволяет совершенствовать у юношей и девушек навыки самоконтроля. Они самостоятельно осуществляют учебную познавательную деятельность, выступая в роли исследователей: занимаются моделированием, разрабатывают презентации и т.д.

Тем самым достигается главное развитие творческой активности учащихся. Процесс получения знаний увлекает школьников, и они начинают индивидуально, по своей инициативе стремиться к знаниям, посвящать учебе свободное время. То есть у них вырабатывается уже совершенно другое отношение к урокам – не как к «вынужденной реальности», а как к увлекательному процессу творческого поиска. Это позволяет воспитывать в ребятах незаурядные творческие способности. Учебный материал, посвященный патриотической тематике, школьники изучают с удовольствием и интересом. В завершение отмечу, что в ходе апробации и реализации проекта результаты учащихся стали качественно на порядок выше по сравнению с занятиями по прежним методикам.