Главная страницаАрхивЯнварь 2015 / Лечение гуманизмом — cтратегическое направление выживания человечества

Лечение гуманизмом — cтратегическое направление выживания человечества

30 Января 2015

В то время как читатели сенсационного отчета Д. Медоуза «Пределы роста» прикидывали, как очищать воду, экономить энергию и кислород, лечить аллергии, штопать озонные дыры, спасать биоразнообразие, леса и луга, Печчеи пытался найти первопричину надвигающейся катастрофы. Он сделал вывод о том, что «...необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в человеке... проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования». Сегодня эта идея кажется достаточно освоенной и не вызывает возражений у специалистов. «ЭКОлогическии кризис – это прежде всего ЭГОлогический кризис» (С. Забелин).

 

Сегодня человечество – на грани экологической катастрофы. Жизни на Земле угрожает смертельная опасность. Одним из проявлений этого кризиса Жизни является общий кризис в России. Парадоксально, но большинство людей в этой ситуации ведут себя подобно малышу, который, споткнувшись о порог, «наказывает» его пухлой ладошкой: нехорошо, вредный ты, зачем Вовочку ударил! Диоксины и формальдегиды, радиация и тяжелые металлы, опустынивание и за- болачивание, загрязнения и отравления, озонные дыры и сокращение биоразнообразия, пожары и взрывы, аварии и катастрофы, убийства и самоубийства, войны и казни, разобщенность, жестокость, перенаселенность, несправедливость в распре- делении доходов и множество других напастей «мешают» людям нормально жить и радоваться. Как кролики, завороженные взглядом змеи, смотрят люди на многоголовое чудовище технического прогресса, ищут спасения от смога и ртути, фенолов и люизита, и мало кто понимает причины происходящего в самом человеке.

 

На первый взгляд, Вовочка прав. Ведь, если бы не формальдегиды, он не развивался бы как умственно отсталый ребенок, а если бы не диоксиды (радиация, водка и пр.), у него от рождения было бы две ручки, а не одна. Одним из первых, кто обратил внимание на этот парадокс поистине массового сознания, потому что подобно Вовочке рассуждают не только «простые» люди, но и большая часть политиков и ученых, был организатор Римского клуба Аурелио Печчеи. Это по его инициативе было проведено первое глобальное исследование, ставящее человечество перед проблемой ограничений в эксплуатации природы. Но в то время как читатели сенсационного отчета Д. Медоуза «Пределы роста» прикидывали, как очищать воду, экономить энергию и кислород, лечить аллергии, штопать озонные дыры, спасать биоразнообразие, леса и луга, Печчеи пытался найти первопричину надвигающейся катастрофы. Он сделал вы- вод о том, что «...необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в человеке... проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования». Сегодня эта идея кажется достаточно освоенной и не вызывает возражений у специалистов.

 

«ЭКОлогическии кризис – это прежде всего ЭГОлогический кризис» (С. Забелин)

 

Казалось бы, обнаружив источник надвигающейся катастрофы, все политики, вся мировая наука должны незамедлительно направить лучшие свои силы на поиск механизмов и инструментов регуляции человеческих качеств, окультуривания, облагораживания и возвышения его неразумного ЭГО, которое уже в ближайшие 30–40 лет может погубить все живое на планете. Но не тут-то было. Не менее дюжины при- чин тормозят самопознание человека. Предубеждение, философская неразработанность проблемы личности, слабая изученность, отсутствие у гуманитариев должного интереса к эмпирическим исследованиям сферы духа, спекулятивный, мистический, комплементарный подход и умозрительность делают область исследования личности, ее общей направленности (духовности) непрестижной для «серьезных» ученых и официальной науки. Вот как пишет известный эколог и в прошлом вице-президент США Альберт Гор: «Чем глубже я ищу корни глобального кризиса окружающей среды, тем более убеждаюсь в том, что он состоит во внешнем проявлении внутреннего кризиса, который, не найдя лучшего слова, можно назвать духовным». Нежеланием серьезно заниматься проблемами духа грешат не только естествоиспытатели, ученые-гуманитарии и политики, но и большая часть населения. Многие предпочитают иметь дело с вещной, материальной сферой жизни, с тем, что можно увидеть, потрогать, понюхать и полизать. Желание обладать все еще преобладает над желанием быть. Население живет интересами текущей недели и узкого круга личных проблем, семьи или учреждения. Непонимание и недооценка личности как детерминанты поведения человека, как субъекта деятельности, как источника глобального экологического кризиса (и общего кризиса в России) является причиной того, что человечество обрекает себя на вечную борьбу с опасными для жизни последствиями собственной деятельности. Однако с появлением тотальных (военных и «мирных») средств уничтожения Жизни эта вечная борьба в самом ближайшем будущем может трагически оборваться.


Теоретические аспекты проблемы экологического кризиса

На вопрос о роли духа в перспективах возможности продолжения жизни на Земле должна ответить экология личности, которая исследует личность как субъект опасной для жизни на Земле деятельности. Главная трудность в понимании первопричин кризисной экологической ситуации заключается в разноплановости, разнопорядковости, разноуровневости причин и следствий надвигающейся экологической катастрофы. Причины кризиса находятся в духовной (идеальной) сфере жизни людей, следствия – в материальной, вещной. Немаловажно и то, что сам человек и общество соединяют в себе оба эти начала. Пока что и в обществе, и в человеке идеальное и материальное стыкуются в ущерб жизни. Поэтому важно не только понять эти механизмы, но и сознательно овладеть их регуляцией. Не человек во плоти как природное существо, ориентированное на жизнь, способное сострадать и любить, угрожает сегодня жизни на Земле, а его социально-психологическая сущность, его духовное начало, его отчужденная от жизни, ориентированная на разрушение, потребление и смерть личность. Как природное существо, как обладатель тела, человек хочет жить, в то же время его идеальная личность может вообще не включать в систему ценностей ни любовь, ни созидание, ни единение, ни самое жизнь. Поэтому, в отличие от «неразумных» животных, умеющие думать люди способны гибнуть и губить других за металл, за идею, из зависти, из мести, из преданности и каких-то еще, уже не животных, но еще отнюдь не человеческих (не гуманистических) побуждений.

 

В нравственном развитии личности человечество находится где-то на полпути, уже оторвавшись от природного, естественного, родового начала, но еще не соединившись с нравственным духовным, подлинно человечным. Неочеловеченная, отчужденная от жизни дегуманизированная личность представляет самую большую опасность для жизни на Земле. Несмотря на это, в общественном мнении в отношении личности преобладает комплементарный подход: стало модным подчеркивать ее уникальность, неповторимость, космичность. Но личность может быть не только романтичной, светлой, возвышен- ной, созидательной и ориентированной на жизнь, но и низменной, подлой, преступной, ориентированной на смерть, опасной для всего живого на Земле.

 

Личность – не дар Божий и не индивидуальный аксессуар хорошо воспитанного человека, это рабочий «орган», детерминирующий его поведение. Личность – естественно возникшее нормальное приспособление для творчества (созидания) и для жизни в обществе. Но сам этот инструмент еще не освоен наукой, он плохо разумеет самое себя, плохо саморегулируется, он все еще не окультурен, не гуманизирован, не подчинен нравственным законам благоговения перед жизнью. В отличие от владельцев автомобилей, которые обязательно сдают экзамен по правилам дорожного движения и устройству своего средства передвижения, «владельцы личностей» вступают в жизнь без специальной подготовки и, как правило, ничего не ведают о структуре, предназначении, формировании и потребностях этого тонкого, мощного и опасного инструмента. Предусмотрительная служба дорожного движения не позволяет человеку сесть за руль, пока он не усвоит правил вождения. Стихийный прогресс науки и техники без специальных экзаменов уже вручил людям самые мощные средства уничтожения Жизни, не дожидаясь не только просветления и преображения личности, но даже должного интереса и внимания к проблемам духа. До сих пор мало осознается тот факт, что появление сознания и личности означает не просто выделение человека из животного мира как субъекта деятельности. Оно означает преодоление еще одной ступени «лестницы» бытия, появление еще одного искрящего контакта, но теперь уже не в том месте, где соединяется живое с неживым, а там, где соединяется материальное и идеальное. Где соединяется мир земной и мир «иной» – мир смыслов и замыслов, целей и интересов, добра и зла, совести и подлости, мечты и фантазии. Мир, который то осознается как таинство и мистика, то как божественное провидение, то просто отрицается как обман религии и выдумка досужих идеологов.


Что нужно знать о личности каждому ее владельцу

Специализированные исследования, которые я проводила в течение нескольких десятилетий, позволили благодаря соединению теоретических, эмпирических и экспериментальных методов по-новому взглянуть на личность как субъект деятельности.


1. Происхождение. Чтобы жить, человек должен был творить (созидать) то, чего нет в природе. Он вынужден был стать инициатором – творцом – субъектом. Для этого, помимо развития сознания, ему понадобилось создать в собственной голове центральную диспетчерскую, центральный командный пункт, свой генеральный штаб – собственно личность.


2. Предназначение. Защита и сохранение жизни, созидание, единение.


3. Идеальная сущность. Личность, сознание и человек – явления разноплановые. Природа и тело человека – материальны, сознание и личность идеальны (невещны).


4. Статус личности. Самое молодое образование – личность – взяло на себя роль детерминанты поведения. Личность подчинила себе инстинкт жизни природного человека и сознание. Личность стала верховным регулятором и организатором целенаправленной систем- ной деятельности человека. Тело человека и сознание – инструменты для достижения личностных целей.


5. Первая функция. Соединение человека с материальным миром – идентификация, слияние, любовь взамен инстинкта жизни.


6. Вторая функция. Личность не просто субъект деятельности, обращенной вовне, личность – дирижер сложного внутриличностного ансамбля целей и смыслов (биологических, эгоистических, гражданских). Личность понадобилась для того, чтобы регулировать внимание и первоочередность разрешения многочисленных требованию организма, физической среды, культурных, этических требований меняющегося общества и собственных потребностей (образование, признание, карьера, материальное бла- гополучие и т.д.), выстраивая их в систему. Ее задача на протяжении жизни субордини- ровать, координировать и генерализовать цели и смыслы, потребности и интересы, ценности и желания.


7. Повседневные функции. Личность – инженер, ежедневно занятый системным сетевым планированием, выстраиванием деятельности во времени и пространстве в зависимости от выработанных ею целей и смыслов жизни. Личность решает, что делать и как долго, как хорошо и внимательно этим заниматься. Вожделенная тайна руководителей эпохи развитого социализма – тайна роста производительности труда – в личности.


8. Функции. Личность создает смыслы и ставит цели. Личность сделала человека субъектом деятельности. Личность хочет, стремится, достигает. Она оценивает, осмысливает свою и чужую жизнь, она сравнивает, завидует, соревнуется, конкурирует. Личность вырабатывает иерархическую систему ценностей жизни.

 

9. Бытие. Принятие решений – способ бытия личности. Поэтому так важна для нее свобода выбора посту...