Главная страницаАрхивМарт 2015 / Об итогах конференции. Россия – ведущий глобальный игрок в сфере безопасности жизнедеятельности

Об итогах конференции. Россия – ведущий глобальный игрок в сфере безопасности жизнедеятельности

05 Июня 2015

Большинство стран высказали мнение о том, что Россия остается ведущим глобальным игроком в сфере безопасности жизнедеятельности, обладающим серьезным потенциалом реагирования на ЧС и управления рисками, необходимыми наработками и стратегическим видением приоритетных задач. Российские интересы учтены в итоговых документах конференции, которые определяют вектор, формат и целевые показатели глобального взаимодействия в предотвращении и преодолении последствий катастроф. Эти подходы предстоит закрепить в программах и планах разви­тия Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Рос­сии.

Международным сообществом четко осознается насущная задача интенсификации глобальных усилий в данной области, повышения качества взаимодействия, укрепления координации на всех уровнях, наращивания по­тенциала предотвращения бедствий и реагирования на них. В связи с этим делегации стран – участниц конференции заинтересованно занимались под­готовкой новой рамочной программы действий. Она регламентирует обмен передовым опытом, принципы и формат международного сотрудничества на фоне изменения климата, урбанизации, появления новых технологий и рисков, а также беспрецедентного роста масштабов последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Однако при подготовке новой рамочной программы действий из-за позиции некоторых стран при выработке и согласовании итоговых документов возникли проблемы, преодоление которых потребовало дополнительных усилий со стороны российской делегации. Российская сторона твердо придерживалась мнения о необходимости придания итоговым документам функционального характера и выработки согласованных подходов к тематике уменьшения опасности бедствий и укрепления международного со­трудничества в этой области.

Договоренности, достигнутые в Сендае, создают серьезный задел для наращивания взаимовыгодного международного сотрудничества с государствами-партнерами, межправительственными объединениями, агентствами системы ООН, другими профильными международными организациями. В основу такого сотрудничества целесообразно положить заявленные на конференции российские инициативы, реализация которых потребует дальнейшей активной работы МЧС России на международном уровне и будет способствовать решению актуальных задач в области защиты населения и территорий, предупреждения и ликвидации последствий стихийных и техногенных катастроф в России и за рубежом.

Документы конференции станут «дорожной картой» в общих усилиях по управлению рисками, связанными с природными, техногенными и другими бедствиями. Реагирование на ЧС отныне прочно закрепляется в числе приори­тетов международного сотрудничества в социально-экономической сфере.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ, ВОШЕДШИЕ В ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

необходимость сохранения рамочного характера документа с четкой и логичной структурой, без включения частностей, выходящих за рамки рас­сматриваемой проблематики;

важность приложения дополнительных усилий по раннему предупреждению и смягчению последствий бедствий, увязанных с чрезвычайным гуманитарным реагированием в программах управления и планирования развития, что отвечает как задачам «Хиого-2», так и целям устойчивого развития современного и более безопасного мира;

необходимость поднятия на новый уровень не только методов оценкирисков, но и возможностей чрезвычайного гуманитарного реагирования в целом, что потребует большей интеграции высоких технологий прогноза и спасения, защиты и восстановления;

необходимость зафиксировать концепцию повышения эффективности управления рисками бедствий путем создания взаимосвязанных национальных и региональных механизмов мониторинга и оценки бедствий по­средством обеспечения информационного обмена между компетентными структурами. Эта работа в перспективе должна привести к созданию глобальной сети кризисных центров, которая позволит эффективно обмениваться оперативными прогнозами чрезвычайных ситуаций и координировать международное реагирование во всем мире;

важность укрепления роли образования и создания культуры безопасности в процессе уменьшения опасности бедствий;

целесообразность укрепления координирующей роли ООН в международных усилиях, направленных на решение вопросов уменьшения опасности и борьбы с бедствиями.

Относительно последнего предложения следует особенно подчеркнуть, что именно повышение роли и авторитета ООН, в том числе при осуществлении гуманитарных миссий и миротворческих действий в очагах вооруженных конфликтов, должно стать неотъемлемым компонентом обеспечения успеха международной кооперации государств в борьбе с бедствиями.

 

Сделать лучше, чем было

В рамочной программе действий на период после 2015 года определены основные цели, которые касаются:

значительного снижения к 2030 году смертности в результате землетрясений, наводнений, ураганов и других стихийных бедствий; числа пострадавших людей в целом; сокращения размеров экономических потерь; сокращения масштабов разрушений жизненно важной инфраструктуры; увеличения к 2020 году числа стран, которые разработают адекватные национальные планы по реализации стратегии сокращения рисков; расширения международного сотрудничества по оказанию помощи развивающимся странам в деле смягчения последствий природных катастроф.

Новая рамочная программа призвана обеспечить достижение в ближайшие 15 лет следующего результата:

- существенное уменьшение опасности и потерь в результате бедствий в виде человеческих жертв, утраты источников средств к существованию, ухудшения состояния здоровья людей и неблагоприятных последствий для экономических, физических, социальных, культурных и экологических активов людей, предприятий, общин и стран.

Достижение этого результата требует твердой приверженности и участия политического руководства каждой страны на всех уровнях в осуществлении настоящей рамочной программы и соответствующей последующей деятельности и в создании необходимых благоприятных условий. В этих целях необходимо:

- предотвратить возникновение новых и уменьшить опасность известных рисков бедствий путем осуществления комплексных и инклюзивных экономических, структурных, юридических, социальных, медико-санитарных, культурных, образовательных, экологических, технологических, политических и институциональных мер.

С учетом опыта, полученного в ходе осуществления Хиогской рамочной про­граммы действий («Хиого-1»), для достижения ожидаемого результата и ре­шения стоящих задач требуется, чтобы государства на местном, национальном, региональном и общемировом уровнях предприняли целенаправленные дей­ствия в следующих приоритетных направлениях:

1. Осознание опасности бедствий.

Стратегия и практика должны опираться на осознание опасности бедствий во всех ее измерениях, включая уязвимость, потенциал, подверженность воздействию поражающих факторов людей и имущества, характеристики этих факторов и окружающую среду. Все эти моменты можно систематизи­ровать для оценки риска до наступления бедствий, для предотвращения и смягчения их последствий, разработки и осуществления мер по обеспечению готовности к бедствиям и эффективному реагированию.

2. Совершенствование организационных, юридических и программных мер для преодоления опасности бедствий.

Необходимы четкий курс, планы, компетентность, ориентиры и координация на уровне отдельных секторов и между секторами, а также участие соответствующих заинтересованных сторон. Поэтому совершенствование управления работой по уменьшению опасности бедствий, их предупрежде­нию, обеспечению готовности сил и их реагированию, а также по восста­новлению имеет определяющее значение.

3. Инвестиции в меры по уменьшению опасности бедствий в целях укрепления потенциала противодействия.

Государственные и частные инвестиции в предотвращение и уменьшение опасности бедствий играют важную роль в деле укрепления потенциала противодействия – в плане обеспечения защиты людей, общин и стран в разных областях деятельности, сохранения имущества и окружающей среды. Такие меры эффективны также с точки зрения затрат на ликвидацию последствий бедствий и восстановление. Необходимо уделять комплексное внимание ключевым областям развития, таким как здравоохранение, образование, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, водоснабжение, туризм, социальная защита, развитие городов, охрана окружающей среды, адаптация к изменению климата, рациональное использование и восстанов­ление экосистем, защита важнейших объектов инфраструктуры и т. д.

4. Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования на них и внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по ликвидации последствий бедствий, восстановлению и реконструкции пострадавших объектов.

Тенденция роста опасности бедствий, в том числе усиление подверженности людей и ресурсов их воздействию, уроки бедствий прошлых лет указывают на необходимость продолжать активную деятельность, направленную на обеспечение готовности к реагированию на ЧС. Важно объединять меры по уменьшению опасности бедствий и по подготовке к реагированию на них. Бедствия показывают, что к этапу ликвидации их последствий, восстановле­ния и реконструкции пострадавших объектов следует готовиться заблаговременно, до возникновения бедствия. Это имеет решающее значение для осуществления принципа «сделать лучше, чем было», в том числе посредством объединения указанных выше мер.