Главная страницаАрхивАпрель 2015 / Экстремальная подготовленность

Экстремальная подготовленность

24 Июня 2015

Общие экстремальные способности очень важны, но их недостаточно, чтобы обеспечить уверенные действия челове- ка в экстремальных ситуациях. Необходимо быть еще особо подготовленным к экстремальным ситуациям, учитывая их высокие требования  к  человеку  и те тяжелые, а порой и трагические по- следствия,  которые  почти  неизбежны при недостаточной подготовленности к ним. Для этого человеку необходимо:

  • знать, с какими экстремальными ситуациями можно столкнуться, в чем их особенности, какие трудности они в себе таят;
  • знать и уметь выполнять обычные действия, не ухудшая их качество под влиянием своих психических состояний и необычных обстоятельств экстремальных ситуаций;
  • уметь выполнять особые действия, адекватные специфике конкретных экстремальных ситуаций;

обладать специально развитыми качествами, повышающими специальную способность к успешным действиям в специфичных, наиболее вероятных в жизни и деятельности экстремальных ситуациях;

  • обладать повышенной экстремальной устойчивостью, чтобы безопасно вы- ходить из экстремальных испытаний без негативных последствий для дела, жизни и здоровья;

быть способным настойчиво, невзирая на трудности, реализовать свои наме- рения, поступательно преобразуя об- стоятельства экстремальной ситуации и гибко управляя своим поведением.

Хорошо подготовленный к экстремальным ситуациям человек более уверен в себе, чем неподготовленный. Сознание собственной неподготовленности, неумелости – источник трусости и волнений там, где для них нет оснований. Подготовленный человек лучше разбирается в особенностях возникающих ситуаций, более правильно оценивает их, предвидит развитие событий, что делает трудности понятными, ожидаемыми, исключает если не все, то многие неожиданности, не позволяет застать себя врасплох и действовать необдуманно. Он меньше нервничает и волнуется, действует спокойнее, допускает меньше ошибок и промахов, не создает себе дополнительные трудности. Профессионализм товарища, находящегося в экстремальной ситуации рядом, усиливает чувство локтя, благотворно сказывается на психическом состоянии даже слабо подготовленного. Уверенность в профессионализме руководителя придает силы всем, кто действует под его началом.

Нет таких экстремальных ситуаций, в которых подготовленность человека не имела бы значения. Чем сложнее экстремальные ситуации, чем они опаснее, чем разнообразнее, чем больше в них неожиданного, тем значимее роль подготовленности в устойчивости и успехе действий.

Общая экстремальная подготовленность важна. Л.А. Китаев-Смык говорит, что даже только осведомленность человека о стрессе, изучение его проявлений на себе положительно отражаются на устойчивости.

Общая экстремальная  подготовленность человека заключается в следующем:

  • знании о существовании проблемы экстремальности в жизни и деятельности и тенденциях ее усложнения;
  • знании сущности, типов, видов экстремальных ситуаций и их характеристик;
  • понимании основных требований экстремальных ситуаций к человеку, трудностей и опасностей, возникающих перед ним, их влиянии на него, возможных последствий позитивного и негативного характера;
  • понимании зависимости воздействий экстремальных ситуаций и его успеха от личной подготовленности к ним;
  • структуре и содержании личных общих экстремальных способностей и экстремальной подготовленности;
  • убежденности в необходимости тщательной и полноценной подготовки себя к экстремальным ситуациям в жизни и деятельности и обеспечения таким образом личной безопасности;

знании педагогической системы экстремальной подготовки (целей, задач, содержания, условий, организации, форм, методов, технологий, средств, личных возможностей и др.);

  • сформированном и проявляющемся стремлении человека к непрерывному повышению собственной экстремальной подготовленности.

Для практических действий одной общей экстремальной осведомленности явно недостаточно. Наличие ее не означает, что человек будет одинаково успешен и защищен в любых экстремальных ситуациях, например в условиях космического полета, в ходе проведения водолазных работ, хирургических операций, в конфликтах с другими людьми, в случае аварии, пожара, езды на мотоцикле, морского плавания, устранения повреждений высоковольтной аппаратуры и др. Но всего этого ему и не нужно. Зато обязательны выверенные действия в экстремальных ситуациях, типичных для особенностей его жизни и рода занятий. Причин подобных различий может быть несколько, но всегда среди них – высокая или низкая специалная экстремальная  подготовленность к конкретному виду экстремальных ситуаций.

Высший уровень экстремальной подготовленности человека представляет собой единство его общей и специальной составляющих. Формирование той и другой зачастую осуществляется в единстве, и все компоненты формируемой общей экстремальной подготовленности конкретизируются и дополняются специальным содержанием.

Морально-психологическая подготовленность человека к экстремальным ситуациям – специфическая воспитанность, обеспечивающая высокоморальное поведение при столкновении с трудностями жизни и профессиональной деятельности. Морально подготовлен тот, кто ведет себя всегда и везде ответственно, по долгу и совести, верен моральным ценностям, сверяет свое поведение по ним, защищет добро и справедливость, борется со злом и несправедливостью. Поступать морально в экстремальных ситуациях бывает непросто. Чтобы  выбраться из возникающих трудностей и кризисных положений, некоторые люди становятся на путь обмана, мошенничества, лжи, измены, предательства, правонарушений.

Подготовленность человека к высокоморальному поведению в экстремальных ситуациях проявляется в следующем:

  • полном и глубоком знании идей и норм высокой морали; знании, понимании и признании единственно возможными поступков, отвечающих специфике возможных экстремальных ситуаций; убежденности в ценности моральных требований и необходимости подчинения им своего поведения не только в нормальных, но и в специфических экстремальных ситуациях;
  • твердой решимости человека в любой ситуации, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, человеческого долга, быть верным и преданным ему, чувству совести, уважения к самому себе и ни при каких обстоятельствах не изменять им, не терять человеческого достоинства;

непоколебимой нацеленности на утверждение добра и справедливости, на борьбу со злом и несправедливостью во имя подлинного, а не украденного у других личного успеха, защиту своего доброго имени во имя людей, во благо России;

  • глубоком понимании ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной  ценности  и  готовности в трудных ситуациях прийти на помощь, верности товарищескому долгу при действии в составе групп, заботе о сохранении жизни и здоровья других;
  • умении видеть в экстремальных ситуациях моральные стороны, правильно оценивать их и с этих позиций делать морально корректный выбор в поведении и регулировании собственных действий;
  • привычке всегда быть в трудных ситуациях на высоте моральных требований и делать это не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;
  • обладании высокой морально-психологической устойчивостью при действии  факторов,   подталкивающих к отступлению от моральных норм, которых может быть немало в трудностях жизни;
  • умении сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в экстремальных ситуациях, предъявляя высокие требования к себе.

Морально-психологическая подготовленность не надуманное требование к специальной экстремальной подготовленности, а один из высших показателей ее. Отступление от моральных норм в экстремальных ситуациях зачеркивает все другие достоинства человека, если они есть, делает ошибочными многие решения и выборы.

Экстремальная морально-психологическая подготовленность – мощная внутренняя сила, позволяющая преодолевать трудности и сохранять личное достоинство, не терять свое лицо при тяжелых испытаниях в жизни и деятельности.

В экстремальных ситуациях перед человеком возникают особые проблемы, особые задачи, которые требуют особых действий.

Первый элемент экстремальной обученности человека – специальная надежность  обычных навыков и умений. В экстремальных  ситуациях, наряду с особыми действиями, часто следует выполнять и обычные действия. Но все эти действия будут выполняться хуже, если обычные навыки и умения специально не отработаны так, чтобы и в экстремальных условиях они выполнялись безукоризненно, с высоким качеством. Важно научиться с той же уверенностью, какую человек проявляет в обычной спокойной обстановке, вести наблюдение, думать, сохранять внимание, скорость, точность и координацию движений, осуществлять  самоконтроль  и пр. Чтобы делать обычное в необычной обстановке, простое в сложной обстановке, нужно специально учиться.

Надежные действия в экстремальных ситуациях, которые базируются на автоматизме, отличаются гибкостью, сноровкой, быстротой и точностью. Плохо освоенные действия, не обладающие такими свойствами, обязательно подведут: появятся сбои, неточности, промахи, ошибки, и конечный эффект будет составлять до 50–80% от обычного.

Второй элемент экстремальной обученности человека – обученность выполнению специальных действий. Она представлена комплексом экстремальных навыков и умений, отвечающих специфике ожидаемых экстремальных ситуаций. При конфликте надо делать одно, при неудаче – другое, при пожаре – третье, при нападении преступника – четвертое, при аварии – пятое и т.д. Незнание как действовать или действия по шаблону обычных условий наверняка приведут к неудаче.

Третьим элементом экстремальной обученности человека выступает обученность согласованным действиям в составе группы. Индивидуальная обученность чаще всего страдает неполно- той, если ей не присущи навыки и умения согласованных действий.

Четвертый элемент – отработанность гибкой тактики действий в экстремальных ситуациях. Экстремальные ситуации даже одного типа многообразны и неидентичны, и надо уметь действовать гибко, строго в соответствии с уникальной спецификой  каждой из них. Такое умение рождается на базе отработки штатных вариантов действий, т.е. нескольких, наиболее вероятных, но охватывающих весь возможный диапазон ситуаций – от наиболее простой до самой сложной.

Пятый элемент – умение преодолевать противодействие, будь то силы природы, другой человек или группа людей. Это предполагает, в частности, умение вести переговоры и психологическую борьбу.

Вероятность разнообразного и сильного психологического воздействия экстремальных ситуаций на человека и негативных последствий его подчеркивает важность специальной подготовленности к встрече с психологическими трудностями и преодолению их. Эта подготовленность обязательно должна соответствовать специфике экстремальных ситуаций, более того – именно тех, которые ожидаемы и к преодолению трудностей которых должен быть готов данный человек.

Правильное понимание психологических аспектов принимаемых решений, мер, воздействий создает благоприятные предпосылки для улучшения административных, организационных, управленческих, кадровых, педагогических и иных действий. Особенно важно это в экстремальных ситуациях, где достижение высокого результата затруднено.

В последние годы в результате исследований психологов и педагогов А.В. Буданова,  В.С.  Карпова,  А.И.  Папкина, А.Д. Сафронова, а также виктимологов – специалистов, занимающихся изучением роли качеств и поведения человека как одной из причин, способной сделать его жертвой собственной неосторожности и соблазнительным объектом нападения, – стало ясно, что каждый, а особенно профессионал, сталкивающийся с опасностью по работе, обязан быть специально подготовлен к обеспечению личной безопасности. А.И. Папкиным показано, что лица, имеющие высокую мотивацию на достижение цели, обладающие высоким профессионализмом, уделяют повышенное внимание личной безопасности.

Виктимность или виктимогенность – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его предрасположенность стать жертвой злоумышленных действий.

Установлено, что:

  • жертву убийства характеризуют неосмотрительность, чрезмерная рискованность, конфликтность, склонность к агрессии, эгоцентризм, злоупотребление спиртным, зачастую – знакомство с преступником;

жертвы изнасилований часто неразборчивы в знакомствах, эксцентричны или, наоборот, нерешительны, личностно незрелы, не имеют опыта половых отношений, инфантильны. Их поведение, часто без собственных сознательных намерений, нередко интерпретируется преступником или как явное приглашение к сексуальному взаимодействию, или как знак того, что жертва будет доступна, если он проявит достаточную настойчивость, а ее сопротивление – своего рода кокетство;

  • жертвы истязаний в большинстве случаев знакомы с преступником и находятся в той или иной зависимости от него (жена, сожительница, ребенок, мать); по характеру они часто слабовольны и не имеют устойчивых жизненных позиций, порой ведут аморальный образ жизни, нередко их социальный статус выше статуса истязателя;
  • жертвы мошенников чрезмерно доверчивы, некомпетентны, легковерны, в ряде случаев жадны или испытывают материальные трудности, нередко суеверны.

Можно говорить о существовании общей виктимности конкретного человека, связанной с недостатками описанных выше психологических и педагогических особенностей, а также специальной (экстремальной) – боль- шой вероятности стать жертвой в конкретных экстремальных ситуациях. Последняя и составляет особый компонент специальной экстремальной подготовленности.

Существуют качества, которые препятствуют адекватному реагированию человека  на   экстремальные   ситуации. К ним относят:

  • пониженную психологическую устойчивость и подверженность психологической дезадаптации;
  • повышенную тревожность, склонность к испугу, дистрессам, аффективным реакциям;
  • невыдержанность, эмоциональную неуравновешенность и импульсивность в действиях;
  • слабо развитые свойства внимания – распределение, концентрацию, устойчивость;
  • плохую сенсомоторную координацию (восприятий и движений);
  • недостатки органов чувств (плохое зрение, слух);
  • склонность к риску («сдвиг к риску»);
  • замедленную реакцию и недостаточную ловкость;
  • развитый интеллект, малую сообразительность; пристрастие к алкоголю и наркотикам;
  • плохое состояние здоровья. Многочисленные факты свидетельствуют о важности специальной подготовленности граждан к безопасному поведению при стихийных бедствиях, крупных техногенных авариях, на автомобильных дорогах и т.п. Все это говорит о том, что специальная подготовка к обеспечению личной  безопасности  –  обязательный компонент экстремальной подготовленности человека.

Для того чтобы человек совершенствовал уровень своей подготовленности к действиям в экстремальных ситуациях на протяжении всей последующей жизни, основы данной подготовки необходимо заложить в процессе его обучения в общеобразовательном учреждении, так как, по мнению ученых, именно этот возрастной период является наиболее сензитивным для развития культуры безопасности.