Главная страницаАрхивАпрель 2015 / Интерактивный плакат для изучения ОБЖ каждый учитель может создать сам

Интерактивный плакат для изучения ОБЖ каждый учитель может создать сам

24 Июня 2015

Структура плаката

Структура плаката определяется типом урока и его местом в календарно-тематическом планировании. Структура и основные этапы разных типов уроков хорошо известны из курса общей методики преподавания предмета. Акцентируем внимание на тех из них, которые имеют непосредственное отношение к структуре плаката.

Структура комбинированного урока:

•             проверка домашнего задания;

•             изучение нового материала;

•             закрепление пройденного.

Структура урока изучения нового материала:

•             изучение нового материала;

•             закрепление пройденного.

 

Структура повторительно-обобщающего или контрольного урока:

•             закрепление пройденного.

Таким образом, элементы основной структуры плаката для комбинированного типа урока – проверка, изучение, закрепление; для урока изучения нового материала – изучение, закрепление; для повторительно-обобщающего или контрольного урока – закрепление.

1.            Один слайд основной структуры  –  это  целый  этап  урока. На одном слайде располагаются абсолютно все дидактические элементы, формы работы, наглядность,  необходимые для проведения конкретного этапа урока – то ли это проверка домашнего задания, то ли изучение нового материала, то ли закрепление пройденного. Абсолютно ясно, что невозможно на одном слайде разместить такое количество материала, отсюда вытекает следующий принцип.

2.            Принцип оглавления.

Каждый слайд основной структуры должен представлять собой перечень форм работы и всего дидактического материала, к которым мы обращаемся на данном этапе урока. Последовательность обращения должна быть интуитивно понятной, она определяется компоновкой слайда.

3.            Принцип иерархии.

Структура плаката должна состоять из главных и подчиненных слайдов с возможностью произвольного перехода между ними. Технически данный принцип реализуется с помощью видимых и скрытых слайдов. Схематично структура плаката представлена на рисунке 1.

Технология создания структуры плаката

Создать на рабочем столе папку и назвать ее по теме урока. Внутри поместить два объекта: презентация с названием по теме урока и папка с названием контент.

Перемещать необходимо только папку с названием по теме урока целиком с вложенными в нее объектами. Папка с названием контент предназначена для хранения материалов, которые либо нельзя, либо нецелесообразно помещать в презентацию. Презентация по теме урока – собственно плакат.

При работе с презентацией необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Ко всем слайдам необходимо применять пустой макет.
  2. Не использовать стандартные цветовые шаблоны оформления и красить слайды вручную через пункт меню «Формат фона».
  3. На ленте «Анимация» отключить «Анимация по щелчку» и нажать «Применить ко всем».

 

Создание основных и скрытых слайдов

Создать три видимых слайда. Количество невидимых слайдов не ограничено. Для того чтобы скрыть слайд, необходимо в предварительном просмотре нажать на слайде правой кнопкой мыши и выбрать пункт меню «Скрыть слайд». Действие обратимо.

Скрытые слайды в режиме демонстрации никогда не отображаются, и переход на них и обратно возможен только по гиперссылке. Данные слайды предназначены для укрупненного расположения отдельных форм работы, заданий, наглядности и т.д.

 

Создание элементов управления и визуальной ориентации

Цвет – важный элемент визуальной ориентации. Раскрасить слайды основной структуры в разные цвета, скрытые слайды – в одинаковый.

Разместить на всех трех слайдах элементы управления. В качестве таковых используется перечень основных этапов урока: проверка, изучение, закрепление (количество зависит от выбранного типа урока), размещается в верхнем левом углу в столбик. Нумерация всех слайдов 123 (количество зависит от выбранного типа урока). Размещается в верхнем правом углу в строчку. Вверху по центру размещается тема урока. Каждый элемент размещать как отдельный текстовый блок. Для удобства работы рекомендуется разместить все элементы сначала на одном слайде, а затем, выделив все, скопировать на остальные слайды основной структуры.

Затем на текущем слайде текущий элемент и номер слайда выделить: для букв кеглем 24 жирным, для цифр кеглем 32 жирным. При правильном выполнении рекомендаций дол жен получиться эффект листания: при переключении между слайдами элементы управления остаются на своем месте, но меняют размер, становясь то больше, то меньше.

Приветствуется использование различных рамок, объемных фигур и других элементов дизайна презентации для придания плакату более совершенного эстетического вида.

Управление структурой плаката осуществляется только с помощью гиперссылок. Они должны быть назначены таким образом, чтобы можно было попадать из любого места в любое в пределах трех слайдов основной структуры. Для этого существует правило (рассмотрим его на примере нумерации слайдов):

Номер каждой цифры на каждом слайде всегда означает номер слайдов в структуре презентации, с которым ее надо связывать из любого места.

Таким образом, каждая цифра на всех трех слайдах связывается с соответствующим номером слайда. Этапы уроков – аналоги нумерации слайдов: проверка – 1, изучение – 2, закрепление – 3. Для них действует то же самое правило. Всего для структуры комбинированного урока должно быть назначено 18 гиперссылок.

Правильность назначения проверяется в режиме демонстрации. Индикатором правильности служит смена цветов, слайдов и размеров цифр и названий этапов урока. В случае некорректной работы проверить правильность назначения гиперссылок.

Порядок обращения к расположенным дидактическим элементам на слайде должен быть интуитивно понятным.

 

Программно-педагогический     сценарий     создания     задания Для создания любого задания необходимо четко представить, как оно должно работать, и только после этого приступать к назначению анимации и триггеров. Сценарий состоит из четырех этапов.

  1. Формулирование вопроса.
    1. Подготовка составных элементов задания (варианты ответов).
  2. Описание поведения каждого из составных элементов в случае обращения к нему.
  3. Подбор эффектов анимации, соответствующей предполагаемому поведению каждого составного элемента задания, и назначение к ним триггеров.

 

Общие правила назначения триггера (действия)

Триггер может назначаться к любому из четырех видов анимации: вход, выделение, выход, пути перемещения. После добавления эффекта анимации в свойствах эффекта анимации нажать «Время» – «Переключатели» – «Начать выполнение эффекта при щелчке» – в окне выбрать название того объекта, к которому назначена выбранная анимация.

Все многообразие интерактивных заданий можно разделить на несколько групп в соответствии с видами анимации, используемой в презентации:

Группа 1 основана на анимации «Выделение» (желтая). Группа 2 основана на анимации «Выход» (красная).

Группа 3 основана на анимации «Вход» (зеленая).

Группа 4 основана на анимации «Пути перемещения» (белая). Группа 5 основана на применении нескольких видов анимации.

группа 1

Данная группа заданий строится на том, что объект (текст, картинка, фигура) изначально находится на слайде и каким- либо образом изменяется при соблюдении условия (щелчок по объекту). Таким образом, это могут быть задания, построенные по принципу «правильно – неправильно», «выбери (исключи) объект (слово, дату, картинку) из множества подобных по какому-либо признаку», тест на простой выбор и т.д. Пример  реализации  программно-педагогического  сценария для создания интерактивного задания приведен в таблице 1. Задача состоит в том, чтобы подобрать такие эффекты анимации в группе, чтобы они помогали отвечать на вопросы и соответствовали смыслу задания. Возможные модификации заданий получаются при использовании дополнительных параметров настройки анимации, таких как «Перемотать по завершении» пункт меню «Настройки эффекта – время».  группа  2

Данная группа заданий строится на том, что объект (текст, картинка, фигура) изначально находится на слайде, но скрыт полностью или частично помещенным поверх объектом или объектами. Открытие объекта или его частей происходит по условию. Может применяться на этапе объяснения нового материала – после описания или характеристики какой-либо части объекта педагогом, последовательного раскрытия свойств объекта. Также на этапе проверки знаний: после ответа ученика как сверка с эталоном ответа. Пример: открываем белые пятна на карте (тема «Великие географические открытия»). Открытие части происходит после изучения маршрута экспедиций того или иного путешественника. Порядок обращения к открытию скрытых частей карты значения не имеет.

 

Алгоритм создания

Оформить скрытый слайд в соответствии с вышеперечисленными требованиями. Разместить объект (например, карту) и элементы, скрывающие его части (например, прямоугольники). Назначить на каждый элемент (прямоугольники) анимацию выхода (выцветание) и триггер.

Другими вариантами данного задания можно считать таблицу, часть ячеек которой скрыта помещенными сверху прямоугольниками. Открытие ячеек происходит либо по мере объяснения нового материала, либо при ответе ученика как показ эталона. Аналогичным способом делаются задания с использованием анимации пути перемещения. Задания с использованием только анимации входа встречаются крайне редко, в основном ее используют совместно с анимацией выхода, для создания эффекта шторки.

 

Алгоритм создания

Оба эффекта анимации назначаются на один и тот же объект – прямоугольник. Триггер первого эффекта назначается на первый овал, а триггер второго эффекта – на второй овал.

 

Заключение

Вот, пожалуй, и все, что касается алгоритма использования подобных технологий на уроках и в индивидуальной работе учащихся, а также технологии создания подобных проектов на практике. Эти технологии значительно повышают интерес учащихся к предмету ОБЖ, так как позволяют более детально прорабатывать сложные моменты, а современные эффекты и анимация только прибавляют ярких впечатлений от подобных уроков.