Главная страницаАрхивИюль 2015 / Как не растерять ценности в информационном потоке и повседневной жизни

Как не растерять ценности в информационном потоке и повседневной жизни

08 Сентября 2015

Закончился очередной учебный год, и вот впереди уже новый. О чем думают и заботятся преподаватели ОБЖ, что намерены предпринять, чтобы предмет занимал более твердые позиции в ряду других дисциплин, вызывал уважение у школьников и у их родителей, вызывал желание «учиться, учиться и учиться» и приносил реальную пользу тому, кто оказался в сложной ситуации? Об этом и многом другом мы беседуем с педагогом-организатором ОБЖ, заместителем директора по безопасности средней общеобразовательной школы № 21 г. Люберцы Московской области, кандидатом технических наук Борисом Николаевичем Шафаренко.

Мой собеседник – полковник в отставке, военный с большим стажем, в общей сложности носил погоны целых 38 лет! Долгое время он был офицером Военно-Воздушных сил, затем – Федеральной службы безопасности России.

В течение 17 лет работал экспертом по авиационным катастрофам, участвовал в расследовании более 120 таких событий. Защитил кандидатскую диссертацию на тему обеспечения безопасности летательных аппаратов. Словом, вопросами безопасной жизнедеятельности этот человек занимается давно и глубоко.

После увольнения с военной службы Б.Н. Шафаренко несколько лет работал в управлении образования Люберецкого района Московской области заместителем начальника по безопасности. Он организовывал туристические походы и учебные военные сборы школьников Люберецкого района. Вместе с директорами образовательных учреждений занимался обеспечением образовательных учреждений техническими средствами безопасности, проведением тренировок по пожарной эвакуации, совместно с инспекторами ГИБДД разрабатывал конкурсы по тематике дорожного движения. В 2014 году приступил к преподаванию предмета ОБЖ в Люберецкой средней школе № 21.

Отделить зерна от плевел – Для того чтобы научить ребят беречь жизнь и здоровье, которые, безусловно, являются главными ценностями человека, нужно прежде всего помочь им вообще разбираться в том, что относится к ценностям вечным и истинным, а что к надуманным, сиюминутным и ложным, – говорит Б.Н. Шафаренко и продолжает. – Подрастающее поколение, получив такие плоды современных цифровых технологий, как смартфоны, планшеты, социальные сети, не научилось правильно всем этим пользоваться, извлекать из новинок лучшее и игнорировать отрицательное. Собственно, а как бы оно научилось, если этому никто не учит, все только возмущаются: ох, этот интернет, ах, эти фильмы, игры, сайты, форумы – сплошной негатив! Отсюда и результат: мощные информационные потоки, которые, как и водные, во время наводнений, несут в себе все, что угодно, обрушиваются на детей и молодежь, угрожая им различными опасностями и бедами.

Жестокость, насилие, вредные привычки и образцы поведения, поощрения аморального и запретного, обучение противозаконному и восхищение лжегеройским – легко ли ребенку, молодому человеку под сильнейшим прессом всего этого устоять, не сделать такого, что может нанести вред и его душе, и телу, подтолкнуть к неверным действиям и поступкам? Как подросток будет заботиться о своей жизни, если в сетях и на сайтах его подстрекают ко всяким экстремальным выходкам с неизбежным трагическим концом и – ни больше ни меньше – как к суициду?!

Пытаться оградить детей от информационной лавины бесполезно, это равносильно борьбе с ветряными мельницами. А вот научить отличать важное от ненужного, развивать умение находить среди информационного «мусора» и брать только полезное – серьезная задача как родителей, так и педагогов в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Хочется привить ребятам способность и потребность почаще задумываться над своим поведением и поступками сверстников, поскольку не за горами взрослая жизнь, где будет еще сложнее, появится еще больше разных рисков, наступит время все решения принимать самостоятельно и серьезно отвечать за все, что сделаешь. Молодежи надо готовиться к этому, и предмет ОБЖ может сыграть здесь не последнюю роль.

Родителей научат дети

Снова и снова возвращаемся к теме «А что же родители?».

Б.Н. Шафаренко убежден, что они, наряду со школой, должны играть большую роль в формировании культуры безопасности учеников. Однако на практике все обстоит иначе: многие родители, хотя и осознают важность этого вопроса, не всегда уделяют ему достаточно внимания – собственно, как и своим детям. Кроме того, родители зачастую беспомощны в вопросах обучения детей каким-то правилам безопасности, сами их не знают. – У многих родителей практикуется простой подход: «Отведу сына или дочь в школу, а дальше пусть ребенком занимаются учителя, я буду лишь оценивать их работу», – сетует педагог. – Учитель-то занимается, но у него гораздо меньше возможностей для этого, чем у родителей, времени – всего один час в неделю. Но тем не менее я стараюсь дать школьникам максимум знаний по основам безопасности жизнедеятельности, более того, стремлюсь сделать ребят своего рода проводниками культуры безопасности и здорового образа жизни в семьях, как бы парадоксально это ни прозвучало. Это, например, касается пропаганды борьбы с курением и даже с употреблением алкоголя. Ребята, получив на уроке убедительную информацию о вредных последствиях алкоголя и табака, не только делают соответствующие выводы для себя, но и распространяют ее среди своих родителей, близких людей. В результате дети сами ограждаются от вредных привычек и участвуют в борьбе с ними в рамках своей семьи и близкого окружения.

В странах Европы ответственность за формирование у детей знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности лежит исключительно на родителях. Там предмета ОБЖ нет.

В России он есть, но, по мнению Бориса Николаевича, приносит реальную пользу, если эффективно выстроена система преподавания предмета, теоретические знания закрепляются на практике и достаточно высока компетентность учителя.

Шафаренко считает, что предмету ОБЖ отведено слишком мало учебных часов не только в течение учебного года, но и на протяжении всего периода школьного обучения. Первые знания о безопасности жизнедеятельности ученики получают в начальной школе в рамках программы «Окружающий мир».

Затем, согласно ФГОСу, с 5-го класса предмет ОБЖ имеет статус факультативного, преподается не в каждой школе. По своему опыту Борис Николаевич знает, что ребята, которые непрерывно изучали основы безопасной жизнедеятельности с 5-го по 11-й класс, владеют более прочными навыками: примут правильное решение при возникновении экстремальной ситуации, будут умело выходить из нее, сумеют оказать первую помощь пострадавшему, скажем, наложить жгут или по вязку. Именно поэтому директор школы Владимир Александрович Назаров принял решение, чтобы предмет ОБЖ был в расписании уроков начиная с 5-го класса. – Непрерывное преподавание основ безопасности жизнедеятельности обязательно даст лучшие плоды, – уверен Б.Н. Шафаренко. – Надеюсь, по окончании школы наши выпускники будут обладать высоким уровнем культуры безопасности.

И тогда можно будет считать, что учитель свою миссию выполнил, а дальше – дело за самим человеком.

По мнению Бориса Николаевича, с учетом возрастных особенностей и способности восприятия информации учениками, весь курс ОБЖ было бы целесообразно разбить на 3 модуля: 1. Бытовая безопасность (для 5–6-х классов). 2. Социальная, техногенная и природная безопасность (для 7–9-х классов). 3. Безопасность государства (10–11-е классы).

Но это его мнение, которое является темой отдельной публикации.

О главном и второстепенном

Как же построить процесс обучения, чтобы знания о безопасной жизнедеятельности не просто остались в головах учеников, но и превратились в навыки, образ мыслей? Как вооружить ребят знаниями о безопасной жизнедеятельности, чтобы они были готовы к встрече с различными опасностями? Порой задача осложняется тем, что у части школьников их родителями и некоторыми учителями-предметниками сформировано предубеждение к ОБЖ, отношение к этому предмету как второстепенному, бесполезному.

Б.Н. Шафаренко старается ломать такие стереотипы. Один из применяемых способов – использование на уроках примеров из жизни: убедительных, ярких, максимально наглядных. Понимая, насколько важна для современных школьников визуализация, педагог активно применяет на занятиях мультимедийные технологии. – Говоря о современном насыщенном информационном поле, многие видят только его негативное влияние – дескать, однозначно оно враг подростка. Однако можно и нужно пытаться сделать этого «врага» другом. Каким образом, спросите вы?

Как уже говорилось ранее – нужно учить ребят просеивать, отбирать, анализировать поступающую по всем каналам информацию, ведь в ней, разумеется, много и полезной, – говорит Шафаренко.

Борис Николаевич собрал обширную видеотеку, которая состоит из художественных фильмов-катастроф и документальных лент о ЧС, выпусков новостей о различных бедствиях, сопровождающих нашу жизнь. Все четко распределено по разделам, на футляре каждой записи помечен хронометраж нужного учителю фрагмента, иллюстрирующего изучаемую тему. И когда настает нужный момент, включается установленный в классе ОБЖ большой жидкокристаллический телевизор.

Например, в киноленте «Метро» (Россия, реж. А. Мегердичев, 2012 г.) убедительно показаны причины и последствия техногенной аварии в метро. В фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» (Россия, реж. П. Буслов, 2011 г.) можно увидеть признаки клинической смерти главного героя, а в картине «Личный номер» (Россия, реж. Е. Лаврентьев, 2004 г.) демонстрируются обстоятельства захвата террористами заложников. – Как объяснить детям, чем чреват, скажем, выброс аммиака или иприта на предприятии? – поясняет свой методический прием Б.Н. Шафаренко. – Можно долго рассуждать на эту тему, рассказывать, но лучше показать наглядно. Когда ребята видят в сюжете теленовостей, к каким последствиям приводит та или иная авария с АХОВ, как действуют специалисты и персонал объекта в условиях подобных ситуаций, они верят этой информации, лучше запоминают алгоритм поведения. После таких уроков школьники начинают воспринимать действительность намного серьезнее, знания у них закрепляются, а не исчезают с выходом ребят из кабинета ОБЖ. Повышается доверие учащихся к предмету и оценка его значимости.

По мнению педагога, на уроках ОБЖ очень важен личностный подход. Он старается моделировать такие учебные ситуации, которые реально случаются в жизни, причем таким образом, чтобы ученики «примерили их на себя». Учитель учит ребят понимать, что в сложной ситуации может оказаться каждый из них, поэтому нужно накапливать знания и учиться действовать, вырабатывать у себя определенные навыки и качества. – На уроке спрашиваю ученика: «Допустим, ты едешь с отцом в автомобиле. Произошла авария, отец-водитель потерял сознание. А ты цел и невредим. Что будешь делать?» – рассказывает о своей методике Борис Николаевич. – Только прочувствовав эту ситуацию, от которой, кстати, никто не застрахован, школьник начинает включать логику, задумываться об алгоритме своего поведения. Поэтому я не устаю напоминать ученикам: «Все, о чем мы говорим на уроках, может произойти в реальной жизни в любой момент, и нужно быть готовым ко всему».

Б.Н. Шафаренко отмечает, что с помощью уроков ОБЖ культура безопасной жизнедеятельности постепенно внедряется в сознание его учеников. Хотя это процесс не простой и не быстрый. Ведь современных детей окружает множество соблазнов, перед которыми они не всегда могут устоять. Да и сами дети все разные. Одни легко склоняются как к хорошему, так и к плохому. Другие растут равнодушными – и к себе, и к своим близким, и к окружающему миру. Есть и такие, которые, как говорится, хотят как лучше, а получается как всегда. – Был у нас в школе такой случай, – вспоминает Борис Николаевич. – Стояла зима, на улице скользко. Ученики шли после уроков домой. Один из них, увидев возле школьной стены инвентарь дворника, схватил его и начал долбить ледяной наст. Он так увлекся этим занятием, что случайно попал себе по ноге. Вот тут и пригодились ему и его товарищам навыки первой помощи. Пока ждали скорую, доставили бедолагу в медпункт школы, перевязали. Позже я спросил у него, мол, зачем взял лом дворника? А он засмущался и говорит: «Помочь хотел…».

Та ситуация для учеников школы стала показательной. Большинство ребят лишний раз убедились, что опасная ситуация может произойти с каждым из них, в любое время. От урока к уроку отношение к предмету ОБЖ у учащихся становится более уважительным: ребята начинают понимать, что безопасность – это один из самых важных факторов, от которых зависит не только здоровье, но и жизнь человека.

 

Ирина Кузьмичева, наш корр.