Главная страницаАрхивАвгуст 2015 / Алешина сказка хорошо, что это был только сон

Алешина сказка хорошо, что это был только сон

12 Октября 2015

По итогам смотра-конкурса 2014 года среди музеев МЧС России Курганский Центр противопожарной пропаганды ГКУ «Противопожарная служба Курганской области» занял I место по Уральскому федеральному округу и III место по Российской Федерации! Изюминка работы учреждения – детский кукольный самодеятельный «Театр безопасности». В нем каждый месяц за кукольной ширмой разыгрывается новый, написанный с юными «актерами» театра спектакль на актуальную тему. При этом делом заняты настоящие профессионалы, увлекая своими идеями и огромным энтузиазмом не только население нашего города и Курганской области, но и приезжих гостей.

Представляем сценарий детского спектакля для постановки самодеятельным кукольным театром.

Спектакль рассчитан на детей в возрасте от 3-х до 10 лет. Цель данного материала – противопожарная пропаганда среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рекомендуется для использования при проведении тематических мероприятий воспитателями детских дошкольных учреждений, педагогами различных дошкольных развивающих образований, учителями младших классов.

ДЕКОРАЦИИ К СКАЗКЕ

Ширма для кукольного театра. Нарисованные на листе ватмана (или картоне, фанере) горы. На другом листе изображены поля с цветами. На третьем – облака.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущий 1, Ведущий 2, Алеша, Злая колдунья Огнильда, Птичка – фея Лионелла,

Волшебник.

АТРИБУТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПЕРСОНАЖЕЙ:

Профессору:

Различные по форме бутылочки с этикетками, на которых написаны различные химические формулы (Н2О и т.п.);

Свитки с написанными формулами, составляющими таблицу Менделеева;

Журнальный столик (на котором лежит все, что принадлежит профессору);

Накидка на плечи голубого цвета;

Голубая шляпа с большими полями, с которых свисают синего цвета новогодние дождинки (имитация воды, дождя);

Волшебная палочка;

Старинная книга (любая старая, потертая, потрепанная книга).

Огнильде:

Костюм-балахон из красной и оранжевой органзы (на него нашиты красные лоскуты – имитация огоньков);

Корона из ткани золотого цвета (можно из парчи);

Две палочки, на концах которых закреплены лоскутки красного капрона (их будет держать в руках Огнильда и пытаться все поджигать);

Два фонаря (для освещения зала во время волшебства).

Алеше:

Ваза с конфетами;

Кресло;

Книга сказок;

Столик журнальный.

МАССОВКА ПЕРЕД ПОКАЗОМ СПЕКТАКЛЯ

На входе в фойе детей встречают ведущие мероприятия.

Ведущий 1: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Ведущий 2: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады видеть и приветствовать вас!

Ведущий 1: А что это вы такие нарядные, как будто сегодня праздник?

Дети отвечают: Да, праздник!

Ведущий 2: Вот как? Праздник? И какой же сегодня праздник?

Ведущий 1: Наверно, поход в наш музей для вас настоящий праздник?

Дети смеются, отвечают: сегодня праздник – День знаний.

Ведущий 2: Совершенно верно! Мы поздравляем вас с первым осенним праздником – ДНЕМ ЗНАНИЙ!

Далее следует беседа с детьми с целью подготовки к просмотру тематического кукольного спектакля.

Ведущий 1: Как быстро пролетело лето...

Ведущий 2: Даже можно сказать незаметно.

Ведущий 1: И в школу, наверно, не очень- то хочется?

Дети отвечают.

Ведущий 2: Ну, конечно же, не очень...

Ведь там опять начнут задавать уроки.

И, придя домой, вместо того, чтобы погулять с друзьями на улице и сделать какие- то новые открытия, нужно будет много писать и читать.

Ведущий 1: Да... И мамы с папой дома не будет. Они на работе. А вы любите читать?

Дети отвечают.

Ведущий 2: Сегодня мы хотим рассказать вам сказочную историю про мальчика, который часто оставался один дома и очень любил читать, все время, представляя себя тем или иным персонажем из книги.

Детей приглашают в зрительный зал, рассаживают по местам.

Алешина сказка

Ведущий 1: В одном маленьком городке жил мальчик по имени Алеша.

Он был очень любознательным, воспитанным, послушным. Больше всего на свете Алеша любил читать сказки и представлять себя на месте сказочных персонажей. Ему очень нравилось быть сказочно сильным, сказочно смелым и отважным, и даже сказочно мудрым, какими бывают книжные герои.

Однажды мама подарила Алеше новую книгу со сказками, которых он еще не знал.

Действие разворачивается перед ширмой. Появляется Алеша с большой книгой сказок в руках. Садится в кресло. Открывает книгу и начинает ее листать.

Затем – читает. Проходит определенное время – мальчик засыпает. Постепенно в зале на несколько секунд гаснет свет, в это время мальчик уходит со сцены. Загорается свет. Появляется Алеша.

Алеша: Ой! Где это я? (Осматривает комнату, видит стол, подходит к нему). Так это же наша кухня! Вот и наш стол. Только что-то здесь не так (осматривается). Ну, да ладно, потом разберусь (видит на столе в вазочке большого размера конфеты, радуется, хлопает в ладоши, берет одну).

Ммм, как же я люблю конфеты... (затем замечает на столе спички). Ух ты, спички! Вот что здесь не так. Конфеты и спички мама никогда не оставляет на видном месте, чтобы я не ел много сладкого, т.к. это вредно и не наделал беды, взяв в руки спички (берет коробок, открывает его, рассматривает спички). Какие же они красивые – эти спички, все такие одинаковые, светленькие с аккуратными темными головками (любуется ими).

А что если я их зажгу? (Задумывается).

Хотя мама не разрешает мне делать этого, но я только попробую, ведь от одного раза ничего не случится? (Чиркает спичкой).

На ширме то там, то здесь появляются искорки, пришитые к палочкам Огнильды.

Алеша: Ой, ой, ой, что же я наделал... (суетится).

В зале начинает мигать свет, затем гаснет. По залу «мечутся» огни, наводимые фонарями. Включается свет.

Появляется злая колдунья Огнильда.

Огнильда: Ах-ха-ха-ах (грозно хохочет).

Спасибо тебе, непослушный мальчик!

Ты снял волшебное заклятие, наложенное на меня добрым волшебником много тысяч лет назад. Он заточил меня в этой коробке и сказал, что смогу выбраться на свободу только тогда, когда какой-ни- будь ребенок чиркнет спичкой по этому волшебному коробку и появится сказочной силы искра. Но все дети знают, что спички – не игрушки и в руки их брать нельзя. Особенно они почему-то боялись именно этого волшебного коробка, куда упрятал меня противный и вредный профессор. Я так долго томилась в темнице.

Наконец-то появился ты – замечательный непослушный Алеша! Мой освободитель! (Громко хохочет, устрашающе трясет руками с палочками-огоньками перед лицом Алеши).

Алеша: (испуганно смотрит на колдунью). Тебя заколдовал добрый волшебник? Значит, ты злая?

Огнильда: Да, я злая колдунья Огнильда!

Теперь я наконец смогу довести до конца свое важное дело!

Алеша: Важное дело? А какое у тебя дело? (Дрожащим голосом).

Огнильда: Я должна сжечь все, что есть на Земле! Я хочу, чтобы не осталось ни кустика, ни травинки, ни листочка, ни домика, ни человечка! Ни-че-го! И тогда я стану полноправной хозяйкой этой планеты! Я превращу ее в головешку!

Там и тут будут гореть костры! Земля заполыхает! А-ха-ха! Станет так светло и жарко! И я, я, я стану обладательницей планеты, сравнимой с Солнцем! Вот чего я искренне хочу, хочу всей своей горячей душой!

Алеша: Как? А что же тогда останется?

Совсем ничего и никого? (Перепугался).

Огнильда: Останется только огромный костер! Ха-ха-ха!

Огнильда колдует, исполняя танец – разбрасывая огоньки.

Огнильда:

Силы злые, ко мне,

Солнце скройся в огне!

Крени, вени, ламя!

Разгорайся пламя!

Крени, вени, раз, два, три!

Все вокруг меня гори! (Алеша в ужасе смотрит на нее и убегает из зала).

Огнильда: Никуда ты от меня не спрячешься! Я все равно найду тебя и съем! (Машет ему руками).

Свет гаснет. Меняются декорации. Через несколько секунд включается свет.

Алеша сидит на пеньке.

Алеша: Что я наделал! (Всхлипывает)

Зачем я взял спички? Ведь говорила мама, что нельзя их трогать, иначе быть беде! (Горюет).

На ширме появляется птичка.

Птичка: Это ты освободил злую колдунью Огнильду?

Алеша: Да, это я... (виновато опускает голову). Что же теперь делать? Как мне все исправить? Кто сможет помочь мне в этом?

Птичка: Это очень сложно. Я постараюсь помочь тебе, мальчик, но нам надо торопиться, пока Огнильда не сожгла все вокруг. Нельзя терять ни минуты. Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к волшебнику, который сможет победить Огнильду.

Алеша: Как же я на тебя сяду, ты такая маленькая?

Птичка: Но я же не простая птичка.

Ведь простые птички не разговаривают. Я – добрая фея Лионелла. Сейчас взмахну своими крыльями, и ты станешь таким же маленьким, как я. Не боишься?

Алеша: Конечно же нет, дорогая фея Лионелла. Только, пожалуйста, помоги мне. Нельзя допустить, чтобы Огнильда опередила нас.

Птичка: Тирли – дирли – велеса!

Начинаю чудеса!

Уменьшайся, уменьшайся,

В крошку – гнома превращайся!

Гаснет свет. За ширмой мелькают фонари. Алеша исчезает. Включается свет – Алеша появляется за ширмой уже маленькой куколкой. Садится на птичку, и они летят.

Птичка: Ну вот, Алеша, мы летим в волшебную страну к великому волшебнику, профессору химических наук. Он живет в своем дворце на самой высокой горе.

Ведущий 2: Итак, Фея Лионелла и Алеша полетели на волшебный остров.

Под ними проносились зеленые леса, цветочные поляны, бурные реки и высокие горы. (За ширмой проносятся нарисованные поля, луга с цветами, горы, облака).

Птичка: Вот мы и прилетели, смотри, Алеша, Волшебник читает какую-то книгу. (Перед ширмой в кресле сидит профессор, услышав голоса – он поворачивает голову.)

Волшебник: Вы кто такие и зачем пожаловали ко мне?

Птичка: Здравствуй, Волшебник, я – фея Лионела, а это (указывает на мальчика) Алеша. Нас к тебе привела большая беда.

Алеша: (шепчет) Я освободил Огнильду.

Волшебник нахмурился. Посмотрел на Алешу, всплеснул руками.

Волшебник: (грозно) Да как ты посмел? Как ты мог взять в руки спички? Ведь детям запрещено их трогать!

Волшебник начинает суетится, хватает свитки, потрясывает и рассматривает надписи на бутылочках, и т.д.

Волшебник: Не то, опять не то (волнуется, нервничает). Что же делать, что же делать. Да где же оно? (Находит нужный свиток). А вот же он.

День и ночь,

Горы прочь,

Расступись леса-поля,

Повернись скорей, земля!

На летающем ковре

У Алеши во дворе!

Волшебник читает заклинание, в это время свет гаснет, и зажигаются фонари за ширмой, все исчезают. Появляется Огнильда, пляшет около угольков.

Алеша: Волшебник, где это мы очутились?

Волшебник: Это, Алеша, логово Огнильды, а вот и она сама, погляди, пляшет на пепелище. Ну все! Сейчас ей не поздоровится!

Волшебник: (читает заклинание и направляет на Огнильду волшебную палочку). В стакане вода!

В доме беда!

В клетке птица!

Огнильда в темнице!

Огнильда бесится, воет, Волшебник не может с ней справиться и обращается к детям с вопросом.

Волшебник: Ребята, что же мне делать, как потушить Огнильду? Чем можно потушить Огонь? Заклинанием потушить ее уже нельзя, Огнильда разгорелась очень сильно.

Дети отвечают с мест. Им раздаются маленькие ведерочки, детские лопатки, и они вместе с волшебником делают движения, имитирующие тушение огня водой и песком.

Огнильда мечется, уворачиваясь ото всех. В итоге наклоняется, делая жалкий вид, ее потушили, она убегает за ширму. Вновь гаснет свет, все исчезают.

Через какое-то время загорается свет.

Алеша спит в кресле сидя, держит в руках книжку сказок. Входит его мама, добавляется свет, будит его.

Мама: Алеша, просыпайся, сынок.

Алеша: Мама, мамочка моя (радостно обнимает ее), так это был сон! Мне приснился страшный сон!

Мама: А что тебе приснилось, расскажи.

Алеша: Мне приснилось, как я взял спички и стал их чиркать, а из искры появилась злая колдунья Огнильда и начала сжигать все вокруг. А еще там был добрый волшебник и фея Лионелла, они помогли мне справиться с Огнильдой.

Мама: Вот видишь, сынок, к чему может привести неумелое обращение детей со спичками? Как хорошо, что это был всего лишь сон.

 

Тамара Кретинина, начальник Центра противопожарной пропаганды ГКУ «Противопожарная служба Курганской области»