Главная страницаАрхив2016-9 / Личность педагога в перекрестье проблем

Личность педагога в перекрестье проблем

12 Октября 2016

Валентина Мапельман, доктор философских наук, профессор, Московский городской педагогический университет

Обладать знаниями о безопасном существовании как в обыденной жизни, так и в трудовой деятельности обязаны все люди, и при этом они еще должны иметь соответствующие навыки и умения. Эта очевидная мысль двадцать пять лет назад воплотилась во введении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в школах (приказ Министерства образования РСФСР от 17.05.1991 № 169).

Сегодня, четверть века спустя, есть смысл подвести некоторые итоги и определить проблемы, которые нужно решить в целях дальнейшего развития ОБЖ. И на первом месте здесь стоит личность педагога. Это ключевая фигура в процессе обучения, от нее в первую очередь зависит конечный результат – как учащиеся усвоили то, что им преподавали. Однако сегодня сложилась парадоксальная ситуация: изучаемых тем в курсе ОБЖ много, более того, их круг нуждается в расширении, чтобы успевать за жизненными реалиями, а квалифицированных, опытных преподавателей не хватает, так как с их подготовкой возникли серьезные проблемы.

Теория без практики

Вышеупомянутым приказом о введении ОБЖ косвенно были определены проблематика новой дисциплины (допризывная подготовка, здоровый образ жизни, первая помощь, поведение в чрезвычайных ситуациях) и методы ее реализации (уроки, общешкольные тренировки, викторины, соревнования, турниры). Решение подобной задачи, сообразно приказу, должны были осуществлять тоже профессионалы – учителя биологии, медработники, военные, педагоги, прошедшие переподготовку на территориальных базах гражданской обороны по основам защиты в чрезвычайных ситуациях.

Школа в рамках дисциплины ОБЖ ограничилась в основном предоставлением знаний, да и то в довольно узком диапазоне. Что касается самого главного – умений, выработки и закрепления навыков безопасности, то в основном это замкнулось на внеклассную работу и деятельность общественных организаций – всевозможных кружков, секций, центров, полевых лагерей, учреждений дополнительного образования, общественных движений, добровольных обществ и т.д. Данная ситуация и приоритетная проблематика оставались неизменными многие годы. В итоге достигнутые результаты оказались довольно неоднозначными. Тем более что за прошедшее время сформировались и появились новые опасности и угрозы в реальном мире. Однако принимаемые в дальнейшем решения и рекомендации в основном воспроизводили старые подходы.

В частности, Постановление правительства Москвы, утвержденное почти через двадцать лет после упомянутого приказа, «О мерах по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности» (№ 776-ПП от 07.09.2010) сохраняет их полностью. В нем определяются пять основных направлений обеспечения безопасности среди детей и подростков: здоровый образ жизни, чрезвычайные ситуации и пожарная безопасность, экологическая безопасность (куда же без нее), информационная безопасность, безопасность дорожного движения. Одним словом, проблематика направлений обеспечения безопасности обновляется за счет новых «неприятностей», как правило, вышедших из-под контроля и приближающихся к стадии чрезвычайных.

Где готовят преподавателей?

Раз ставится задача обучения безопасности, то на первый план выдвигается фигура квалифицированного педагога и проблема его подготовки к осуществлению такой работы на профессиональном уровне. На сегодняшний день существует острая потребность в подготовке специализированных учителей, педагогов, инструкторов, воспитателей, которые умели бы передавать знания и опыт, которыми они обладают, учащимся и обеспечивать при необходимости безопасность детей в условиях реальных каждодневных обычных жизненных угроз и рисков. Положение в образовательных организациях сложилось сегодня далеко не простое. Школы и вузы, переведенные в статус учреждений, вынуждены заниматься не столько образованием и воспитанием, сколько «оказанием услуг» со всеми вытекающими из этого последствиями.

То, что не хватает профессионально подготовленных педагогов-специалистов по ОБЖ, оборачивается всевозможными искажениями в преподавательской практике. Преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе стало сопровождаться воистину опасными параллельными мероприятиями. Организуются «виртуальные» лабораторные практикумы (в том числе по физике, химии, технологии), создаются «благоприятные для ребенка условия» и «безопасные для детства зоны», пропагандируются «ненасильственные методы воздействия» и «построенное на интересе ребенка обучение», моделируется «саморазвитие личности» и «педагогика сотрудничества», предлагаются концепции «полной безопасности ребенка», провозглашается приоритетность компьютерных игр (?!) и тестирования под благовидным (и чрезвычайно дорогостоящим) предлогом «компьютеризации школ».

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в настоящее время является обязательной базовой дисциплиной в средней школе, а «Безопасность жизнедеятельности» – в высшей школе. Так где же готовят для них преподавателей? Подготовка по направлению «Безопасность жизнедеятельности» осуществляется в настоящее время в Российской Федерации исключительно в инженерно-технических вузах по двум направлениям: информационная безопасность и техносферная безопасность. Они, по существу, сконцентрированы на процессах техногенного характера, к педагогике отношения не имеют и к деятельности подобного рода своих выпускников не готовят. Педагогические же вузы в рамках направления «Педагогическое образование» могут реализовывать бакалаврский профиль «Безопасность жизнедеятельности», готовя школьных учителей для преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для вузов не готовит никто. Ссылки на магистратуру и аспирантуру не состоятельны, так как в рамках их программ и в соответствии с требованиями федеральных стандартов невозможно дать выпускникам ни необходимых знаний, ни выработать специфические навыки, ни развить принципиально важные умения.

Учитель без квалификации

Обратимся к наиболее актуальным проблемам подготовки учителей по ОБЖ для средней школы.

Во-первых, в федеральных государственных стандартах нового (второго) поколения основного общего образования и среднего (полного) общего образования ОБЖ сгруппировано с физической культурой и экологией, что значительно ограничивает возможности и проблематику данной дисциплины. При определении ее основных задач акцент делается, как и ранее, на выработке у учащихся компетенций, умений и навыков поведения в условиях прежде всего чрезвычайных ситуаций.

Во-вторых, статус учителя основ безопасности жизнедеятельности продолжает оставаться значительно ниже, чем статус многих других предметников. Почему-то считается, что преподавать его не оченьто и сложно, а по приоритетности этот предмет уступает, например, математике, физике, иностранному языку, что нередко сказывается на нагрузке и зарплате педагога. Разумеется, такое отношение никак нельзя назвать справедливым. Учитель ОБЖ преподает науку, которая жизненно важна для учащихся, причем на протяжении всей их дальнейшей жизни. Из этого и нужно исходить, говоря о том, каким должен быть учитель ОБЖ, и формируя отношение к его деятельности.

В-третьих, основы безопасности жизнедеятельности попали в число дисциплин, которые рекомендовано преподавать в интегрированной форме. По сути, это является скрытым способом изъятия из образовательного процесса самостоятельного и, между прочим, обязательного школьного предмета.

С чем только не объединяют ОБЖ, в какие только конкретные дисциплинарные тексты не включают упоминания о его проблемах, кто только его не преподает! Но если при определенной доле воображения можно допустить, что минимальные знания о безопасной жизнедеятельности школьники от такого рода учителей, не имеющих должной квалификации, получают, то совершенно непонятно, каким образом они могут выработать и закрепить связанные с ними навыки.

В-четвертых, если руководствоваться рабочими учебными программами по ОБЖ, то оказывается, что для безопасности жизни и деятельности молодому человеку надо знать совсем немного. При этом «Здоровый образ жизни» исчерпывается требованиями элементарной санитарии и гигиены. «Первая помощь» – основами медицинских знаний. Психологические и социологические составляющие поведения всех участников опасных процессов максимально «завязаны» на медико-биологические параметры. «Социальные опасности» исчерпываются криминальными состояниями и социальными болезнями. «Экологическая безопасность», по сути дела, сливается с проблематикой опасностей природного характера. А вообще вся безопасность жизнедеятельности представляет собой борьбу исключительно за физическую сохранность и отработку приемов поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. А как же все остальные многочисленные проблемы угроз и опасностей?

В-пятых, привычные выпускаемые и планируемые к публикации учебные и методические материалы в основном направлены на увеличение объема знаний и их закрепление. Несомненно, теоретические знания являются чрезвычайно важной составляющей образования. Однако область безопасности жизнедеятельности обладает спецификой, крайне важной для своей реализации, ведь в случае конкретной угрозы человек ведет себя не сообразно полученным знаниям, а так, как он привык действовать.

Наверное, каждый из нас по своему опыту знает, что в случае опасности мгновенно включаются защитные рефлексы, моторика. А они должны быть отработанными до автоматизма. Даже если эти навыки-автоматизмы в школе не успели выработать, то их должны были хотя бы заложить в ребенка.

Но умеют ли учителя ОБЖ вырабатывать необходимые навыки и умения у учащихся, обладают ли они ими сами, есть ли у них временные и материальные возможности для этого в учебном процессе? Еще один парадокс. Сегодня, к сожалению, нередко нужно учить самих учителей.

В-шестых, основные образовательные задачи в отношении безопасности жизнедеятельности могут быть решены лишь при переориентации процесса обучения на практические занятия и все формы прикладных действий (тренинги, игры, коллективные целевые мероприятия, соревнования, практики и тому подобное). Причем они ни в коем случае не должны осуществляться в компьютерной или иной виртуальной форме. При этом надо помнить, что занятия по БЖД и ОБЖ должны сопровождаться необходимым оснащением, использованием специального оборудования, проходить в помещениях и на площадках, соответствующим образом подготовленных. Нередко для их реализации нужны особые разрешения, сертификаты и целевая подготовка учителей. В условиях устойчивой тенденции к сокращению финансирования образования едва ли соответствующему переоборудованию в первую очередь будут подвергнуты в школах кабинеты ОБЖ.

В-седьмых, говоря о перспективах предмета ОБЖ, необходимо заметить, что его первостепенной и важной задачей должна стать подготовка молодого человека к опасностям и угрозам повседневной жизни. С частью из них он сталкивается еще в школьные годы, но большинство поджидает его во взрослой жизни. Есть явления, которые в курсе ОБЖ никогда не забывают, – аварии, катастрофы, конфликты, травматизм, криминальные события. А есть опасности, которые обязательно встретятся на жизненном пути, но о них речь фактически не идет. Например, как поступать, когда экономические проблемы коснулись тебя или твоих близких, возможно ли сопротивление действиям религиозных сект или религиозному экстремизму, как уберечь ся от деструктивных процессов в искусстве, быту, науке и других сферах жизни и деятельности? Именно риски, угрозы и опасности, а не чрезвычайные ситуации, должны стать ведущим объектом рассмотрения на уроках ОБЖ в старших классах. Выработка навыков поведения по разным актуальным направлениям необходима для оказания реальной помощи выпускникам.

В-восьмых, существующая в настоящее время система повышения квалификации преподавателей и учителей ОБЖ и БЖД со своими задачами не справляется. В большинстве случаев она представляет собой лекторий, в рамках которого профессиональные люди рассказывают о состоянии законодательства по рассматриваемым вопросам, о собственном опыте и накопленных знаниях, демонстрируют новые механизмы и приборы, предупреждают о новых угрозах.

Чему научат бакалавры?

Теперь посмотрим, какие основные проблемы существуют при подготовке преподавателей безопасности жизнедеятельности для среднего и высшего образования. Начнем с очередного парадокса: требования к преподаванию ОБЖ становятся все шире, а подготовка учителей основ безопасности жизнедеятельности в рамках педагогического образования в стране сворачивается! Как такое стало возможным? Происходит это либо за счет распространяющейся двухпрофильной ориентации педагогического образования, где ОБЖ, как правило, вспомогательное направление, или путем простого сворачивания такого рода подготовки. Так, в Москве в этом году набор на профиль «Безопасность жизнедеятельности» осуществляло одно учебное педагогическое учреждение – Московский государственный областной университет (по общему конкурсу на прием 2016 года количество бюджетных мест составило 9). Во всех остальных педагогических вузах он либо отсутствует (Московский педагогический государственный университет), либо был закрыт (Московский городской педагогический университет).

На это могут возразить, сказав, что сегодня вузы начали массово выпускать бакалавров. Но разве они смогут стать достойными преемниками специалистов? Ведь нельзя забывать, что подготовка бакалавров проводится по сокращенным на год программам и во многом за счет практической составляющей, что для дисциплины ОБЖ чрезвычайно опасно. При этом бакалавры не имеют право преподавать в старших классах школы, потому что их к этому не готовят.

Что же касается курса «Безопасность жизнедеятельности», который является обязательным для учащихся любых высших учебных заведений, то бакалавр для работы в вузах вообще не приспособлен!

Возникают вопросы: кто же будет учить будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности и кто будет преподавать БЖД в вузах различной направленности – технических, естественно-научных, точных, гуманитарных, социальных, творческих? Магистры? Однако в магистратуру может поступать бакалавр вообще не педагогического направления подготовки, то есть на начальном этапе обучения не имеющий необходимых базовых знаний.

В высшей школе дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» представляет собой компактный общеобразовательный лекционный курс с еще более компактным семинарским сопровождением. Ведут его преподаватели, нередко вообще не получившие никакой педагогической подготовки. При этом необходимо отметить, что среди них много высококлассных профессионалов в отдельных аспектах БЖД.

Обращает на себя внимание и тот факт, что литература по проблематике БЖД даже в библиотечных классификаторах располагается в разделе «Естественные науки» (как, кстати, и экология). Рекомендуемые для ее освоения учебники и пособия подготовлены и отрецензированы исключительно представителями технических наук с периодическим привлечением представителей естествознания. При изложении любых тем в сфере безопасности набор авторов и рецензентов в качественном отношении остается прежним. Причем все эти учебные пособия имеют практически неизменную структуру.

Требуется опора

И последнее, о чем хочется сказать. Преподавателя по безопасности с полным правом можно приравнять к одному из опорных устоев общества. Ведь наука, преподаваемая им, напрямую касается жизненно важных для каждого человека знаний и навыков. Учитель основ безопасности жизнедеятельности, несмотря на множество проблем, все-таки в нашей стране есть, но качество его подготовки нуждается в кардинальном совершенствовании, о чем говорилось выше. А преподавателя безопасности жизнедеятельности – такого, каким он должен быть, – у нас нет до настоящего времени.

Сложившееся положение дел необходимо срочно исправлять, а для этого нужна организация подготовки квалифицированного корпуса преподавателей безопасности жизнедеятельности. Именно этой категории преподавателей под силу организовать обучение школьников и студентов навыкам безопасности. Если эта проблема не будет решена, то так и не будет достигнута цель, поставленная еще четверть века назад.